Маленькая страна, которая еще недавно по историческим меркам владела половиной мира, после годов нищеты и унижения сейчас на таком подъеме, который вам и не снился. Португальская республика встала с колен. И с этим, конечно, можно не считаться, но тогда вы будете выглядеть идиотами.
Вот вы прилетаете в аэропорт Лиссабона, один из самых крупных в Европе, но, в отличие от Франкфурта, в удобный и функциональный. Тут самый быстрый контроль безопасности в Европе, тут заботятся о курильщиках, а не гонят их под дождь, как в Брюсселе, тут очереди разбираются в считанные минуты, в отличие, скажем, от Домодедово.
Это не случайность, а тихая, планомерная работа. И так тут во всем.
Вы едете в рыбацкую деревню Эрисейра по дорогам, которым может позавидовать Германия и которых никогда не будет в США. Деревня Эрисейра за последние пять лет «вдруг» стала одним из самых крупных мировых серф-курортов. А в соседней деревне Назаре ставятся мировые рекорды по спуску с волны высотой 30 метров. Ну а что творится в курортном регионе Альгавре, что ближе к Испании по берегу, надо спросить англичан, которые скупают там недвижимость.
Тут две столицы – Лиссабон и Порту. Это такие Москва и Питер. Поэтому именно в Порту много прекрасных зданий, которые еще вчера стояли убитыми и пустыми, а сегодня уже отремонтированы и обтоптаны тысячами туристов. В отличие от чопорного Лиссабона, тут все разговаривают матом, в том числе и старушки в трамвае.
Пива тут всего два – лиссабонское и из Порту. Зато в Порту, а точнее в деревне Вила Нова ди Гайя, делается весь портвейн в мире. Мне потребовалось два года, чтобы попробовать каждый из них. Если у французов еще остались какие-то сомнения по поводу вина, то уже в прошлом году 4 позиции в списках лучших вин года оказались заняты португальскими винами. Какая неожиданность, право!
Не все понимают, кто такие на самом деле португальцы. И поведение команды в отсутствие капитана, которого так по-подлому ударили в колено, показывает, как они могли на деревянных лодках открыть 2/3 земного шара. А вот так же, как они играют – без шума и пыли, там, где можно сыграть вничью, они будут играть. Или если можно чисто влупить издалека в угол – они влупят. Невзирая на хамство противника и слепоту судьи.
Они стыдятся своего колонизаторского прошлого, но всегда указывают, что, в отличие от Испании, никогда не зверствовали и уж точно не убивали по 200 000 человек аборигенов за раз, как Бельгия. Поэтому их бывшая колония Бразилия – государство на подъеме, туда работать едут из Португалии. Как в Португалию едут с Украины: здесь они считаются русскими.
На португальском говорят и в Макао, и на Гоа. Именно с Гоа из Индии вместе с цыганами в Россию пришел португальский платок, который дремучие люди считают павловопосадским. Португалия научила английский двор пить чай, а всех остальных британцев пить на Рождество портвейн. Поэтому 24 декабря до сих пор продается два миллиона бутылок за день. Мармелад на закуску был придуман тоже в местном селе Мармала, если что.
В Португалии нет расизма, как в остальной Европе – тут всем наплевать, какого ты цвета. В рамках европейской квоты на сирийских беженцев они сразу предложили людям жилье и работу на виноградниках. При слове «работа» желающих срочно спастись от режима «кровавого» Асада стало до нуля мало. Приехало всего 20 семей. Остальные поехали туда, где платят деньги просто так – в Германию.
Самый влиятельный исторический деятель Португалии – маркиз де Помбал – давил клерикалов и для острастки перепрофилировал несколько женских монастырей в бордели. А также заставил изобрести науку сейсмологию и законодательно структурировал винный бизнес.
Короли, которые трудились до него, избавили страну от магометанского нашествия – предвестника ИГИЛ*, и до сих пор тут трудно встретить даму, замотанную в черную простыню. С евреями здесь обошлись гораздо мягче, чем в Испании, и нынче в стране существует программа, по которой потомки сефардов и марранов могут получить португальское гражданство. Конечно, если вспомнят хотя бы пару слов на родном языке.
В отличие от других европейских стран, которые рассматривают российские дипломы как жесткую туалетную бумагу, местный парламент однажды удивился, что приезжие врачи из бывшего СССР работают на стройках, и велел признавать их образование как португальское. Чтобы усиливали здравоохранение, которое тут доступнее, чем в других странах в разы, хотя и страдает качеством.
Без шума и пыли тот же парламент в 2010 году разрешил однополые браки и декриминализовал марихуану и гашиш. Выступлений приверженцев традиционной семьи никто так и не дождался. Потому что можно болтать про толерантность, а можно спокойно играть вничью там, где по-другому стрёмно.
В результате страна лидирует по качеству жизни. Не путать с уровнем жизни – тут есть люди, которые получают пенсии по 300 евро. А качество жизни в стране измеряется по доступности медицины, инфраструктуре, чистоте воздуха и воды, а еще – по доступности продуктов питания. После Португалии цены на еду в той же Германии неприятно удивляют. Доступность образования тоже входит в критерий качества жизни. Даже если ты глубокий нелегал из Анголы, твоих детей обязательно возьмут и в детский сад, и в школу.
Португальцы – очень тихие, вежливые люди. И все, что вам надо знать о них, чтобы не попадать в нелепые ситуации – никогда, вы слышите, никогда не становитесь между португальцем и его завтраком, обедом и ужином. Вас снесут.
P.S. А Роналду – красавчик. И не волнует, что по этому поводу думают дикари из Франции и Москвы.
*ИГИЛ – запрещенная в России террористическая организация