Выдающийся художник по костюмам для ведущих российских и иностранных спортсменов Наталия Большакова впервые рассказала о том, как создавались легендарные чемпионские костюмы российских фигуристов и синхронистов.
– Мне, конечно, приятно думать, что моя роль здесь очень большая, но на самом деле над созданием образа работает команда, хотя мою работу зритель видит в первую очередь, ещё до того, как зазвучала музыка и началось выступление, – рассказывает Наталия. – Но, вы знаете, когда ты делаешь работу, ты уже не задумываешься об амбициях. Мне ужасно повезло, потому что мне достались те, с кем никто не хотел работать по разным причинам – потрясающие Кира Иванова, Наташа Лебедева и наши легендарные танцоры Бестемьянова с Букиным, без пяти минут олимпийские чемпионы. Дали мне их по одной простой причине… Основные костюмы им делал наш прославленный дизайнер Вячеслав Зайцев, а в Доме моделей ребятам шили костюмы для тренировок. А поскольку все наши художницы учились вместе с Вячеславом Михайловичем, им просто не хотелось быть на вторых ролях. В общем, я с удовольствием взялась за эту работу.
Сейчас обидно читать, что только с «Боско» всё началось. Это такая глупость! Наш Дом моделей «одевал» все Олимпийские игры до того, как развалился СССР
С того периода у меня даже сохранилась записка от Бестемьяновой: «Уважаемая Наташа! Нам нужны эскизы на «Половецкие пляски». Не могли бы вы сделать?» Я была в шоке: сама Бестемьянова мне написала. Это были мои первые костюмы, и они понравились. После этого, где-то через год, ко мне начали проситься ведущие фигуристы. Так я стала сотрудничать с дуэтом Климова — Пономаренко. Мы проработали вместе почти семь лет, стали практически родными людьми. После Олимпиады мне позвонили уже Бестемьянова и Бобрин: «Наташа, мы хотели бы купить у тебя эскиз, который вы нам делали на «Танго». Для нашего театра». Я тогда удивилась и сказала: «Я вам его подарю. Он ведь и так ваш». На что они сказали: «Нет, мы хотим купить. Так правильно». На моих глазах вершилась история советского фигурного катания. Приходилось тогда художникам туго, не было ни тканей, ни фурнитуры. Правда, Дом моделей уже закупал лайкру, но все ткани, как правило, были либо чёрного, либо белого цветов. И мы их красили в театральных мастерских. Телесной сетки, которую сейчас активно используют при создании костюмов, тогда в СССР тоже не было. Покупали в магазинах комбинации и красили их чаем или кофе. Грузинский чай был вне конкуренции!
Ирина Слуцкая блистала в костюмах Большаковой на двух Олимпиадах
Над эскизами костюмов работали лучшие художники... ...а модельеры воплощали идеи в реальность
Наталия отмечает, что, разумеется, есть те работы, которые просто запали в душу.
– Конечно, есть костюмы, которые внесли что-то новое, – продолжает модельер. – Допустим, совершенно простые наряды для Оксаны Грищук и Евгения Платова, в которых они выиграли Олимпиаду. У них были сильные соперники, великие Торвилл — Дин и Усова — Жулин, но ребята оказались лучше со своим рок-н-роллом. Костюмы на первый взгляд были совершенно простые: мини-юбка и курточка с бюстье у партнёрши и просто рубашка и галстук у партнёра… Тогда на фоне «фигурных» платьев такое решение было глотком свежего воздуха.
Потом мы придумали и Климовой — Пономаренко новый стиль, и это тоже сыграло свою роль. Очень высоко ценила мою работу и Марина Анисина. Ей предлагали свои услуги французские дизайнеры, но она доверилась мне. В итоге мы создали для Марины и Гвендаля очень необычный стиль, где-то на грани китча, но они отличались от всех. Проработали с Мариной почти десять лет. Я делала ей костюмы ещё тогда, когда она каталась с Ильёй Авербухом, и они в них стали чемпионами мира среди юниоров. Мы с её мамой вместе жили в отеле, спали на одной кровати. Я была не просто частью команды, я за них переживала, как за родных. Если ты не любишь человека, ты не сделаешь ему хороший костюм.
Марина Анисина отказалась от французских модельеров
– Спортсмены, с которыми я работаю, — все любимые, но такого, как было с Климовой — Пономаренко и Анисиной — Пьезера, уже не будет. Столько души было в этих отношениях! Больше ни к кому я не была так привязана. Много лет я работала и с Ириной Слуцкой. Ира — уникальная спортсменка и уникальный человек. Две Олимпиады она каталась в моих костюмах. И мы очень близки по жизни. Ира была рядом в непростой для меня момент. Несколько лет назад у меня возникли серьёзные проблемы со здоровьем. Она как-то узнала об этом, позвонила и предложила встретиться. Ира смогла найти те самые единственно нужные слова, за что я ей невероятно благодарна. До слёз тогда растрогали своей поддержкой и мои любимые Климова — Пономаренко. А с врачами помогла Татьяна Тарасова. Сейчас обидно читать, что только с «Боско» всё началось. Это такая глупость! Наш Дом моделей «одевал» все Олимпийские игры до того, как развалился Советский Союз! А сейчас получается, что труд целого поколения просто забыли.