Виктория Исакова сыграла в исторической драме деспотичную владелицу подпольного борделя, а Софья Синицына и Диана Милютина - куртизанок
В последние годы в российском кино заметно чаще стали снимать о проституции и эскорте. Тема популярная и, судя по рейтингам тех же "Содержанок" (2019), "Чик" (2020) и "Жизни по вызову" (2022), востребованная у зрителей. Все-таки эта тематика позволяет накрутить много эпической драмы, а это скучающий обыватель любит.
Сценарист Александр Родионов в драматическом жанре, как и в криминальных триллерах, знает толк, ведь "Чистые" далеко не первая его работа. На тему человеческих пороков и несправедливости он успел высказаться в картинах "Все умрут, а я останусь" (2008), "Да и да" (2014), "Правда" (2023), однако высоких оценок эти проекты не получили.
На этот раз обличать темную и порочную сторону человека автор взялся вместе с режиссером Николаем Хомерики, который с короткометражкой "Вдвоем" (2005) стал победителем Каннского кинофестиваля. Казалось, совместными усилиями опытные киноделы сделают качественный продукт, к тому же актерский состав в "Чистых" хороший, но этого, увы, не случилось…
Что не так с сериалом, рассказываем в материале "Жизни".
Сюжет проекта не назовешь оригинальным. Заметно, что сценарист изучил события тех лет и попытался раскрыть тему так, чтобы донести до зрителей всю жестокую реальность, в которой жили девушки с низкой социальной ответственностью в начале прошлого столетия. Не все они оказывались в борделе по своей воле, а вырваться из него и вовсе было на грани невозможного.
Тем не менее сюжет, еще со знакомства с синопсисом и трейлером, напоминает небезызвестную повесть Александра Куприна "Яма" и одновременно французскую драму Бертрана Бонелло "Дом терпимости" (2010). Многое перекликается в этих историях, и оттого кажется, что сериал лишен какой-либо интриги.
Действие сериала происходит в Петербурге начала XX века. В те времена проституция была легальная, но большим спросом пользовались именно "чистые" девушки, то есть без желтого билета - документа, выдаваемого вместо паспорта проституткам до 1917 года. Именно они могли подарить иллюзию любви, за которую клиент готов был платить.
Такими куртизанками и являются героини драмы. Каждой из них Матушка (Виктория Исакова) придумала свой образ - горюющая вдова, малолетняя девчонка, рассеянная провинциалка. На это велись мужчины, а после они либо расплачивались добровольно, либо оплату услуг выбивали из них шантажом.
На экране царит постоянная ложь, жестокость, отчаяние и объективация женщин. Все это сопровождается нудным повествованием, множеством эротических сцен и слабо раскрытыми персонажами.
Если количество постельных сцен с изобилием насилия и жестокости можно оправдать тематикой и желанием показать, насколько отвратительно все было в реальности, то за линии героев все-таки обидно. В них пока полно недомолвок и загадок, да и в целом куртизанки получились не столь интересными и характерными, как обещали создатели.
Жизнь героинь в реалиях дореволюционной Российской империи безусловно полна испытаний и трудностей, но сочувствия они не вызывают. Слишком плоскими и незапоминающимися получились персонажи, и, наоборот, интересных героев, за развитием судьбы которых хотелось бы понаблюдать, авторы безжалостно слили. Причем сделали это, следуя по легкому пути - просто "убили".
В ленте о "вечных" человеческих пороках и грехах ожидалось больше смысловой нагрузки, а на деле получилось смело и дерзко, но не особо интересно. Посмотреть можно ради общей атмосферы. Визуально "Чистые" действительно неплохи: работа костюмеров и реквизиторов достойна похвалы, но не более того.