Коллаж: Камилла Колчева
Обложка © Коллаж: Камилла КолчеваОбложка © Коллаж: Камилла Колчева

Любил Васильеву и крутил с юной Друбич. 80 лет со дня рождения Сергея Соловьёва

Он был сыном контрразведчика и дочери врага народа, снял культовую "Ассу" с Цоем, открыл Марианну Кушнерову и потерял сына

Он снял культовые фильмы "Асса", "Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви", "Сто дней после детства" и другие, которые до сих пор восхищают зрителей. Вдохновение же он черпал из жизни, которая у него была и яркой, и непростой.

Он встречался с самой "некрасивой красавицей" и несовершеннолетней девочкой, которая после замужества в каждом конфликте грозилась посадить его в тюрьму, а еще трагически потерял сына.

Легендарному режиссеру Сергею Соловьеву исполнилось бы 80 лет. О том, что быть гением - это всегда непросто, материал "Жизни"…

К 80-му юбилею Сергея Соловьева... Фото: legion-media.ru
К 80-му юбилею Сергея Соловьева... Фото: legion-media.ru

"Нормальная советская семья"

Будущий режиссер "Ассы" появился на свет в "нормальной советской семье", в которой, однако были свои тайны. Отец был контрразведчиком, а мать… дочерью врага народа. Тем не менее, несмотря на внешние обстоятельства, молодые люди полюбили друг друга и поженились.

Отец женился на маме. В его сфере это уже было даже не преступлением, а сверхпреступлением — жениться на дочери врага народа, на женщине, по факту рождения принадлежавшей к искореняемому враждебному классу. Итогом этого безумного мезальянса стало мое появление на свет, -
рассказал однажды Соловьев.
Сергей Соловьев родился в обычной семье. Фото: legion-media.ru
Сергей Соловьев родился в обычной семье. Фото: legion-media.ru

Никто в семье Сергея не увлекался искусством и тем более режиссурой, однако парень не побоялся пойти против системы. Впрочем, он даже на свет появился вопреки всему, нарушив все стереотипы. Поэтому ничего удивительного в его решении не было. Протест был у него в крови... Так в 14 лет на сцене БДТ он сыграл одну из ролей в спектакле Игоря Владимирова и влюбился в атмосферу театра.

Светлые чувства к "некрасивой" Васильевой

В качестве режиссера Соловьев успешно дебютировал уже в 25 лет и снял череду удивительных картин, в которых показывал красоту женщин, атмосферу страны – даже когда ее век подходил к концу. Также Сергей Александрович вошел в историю как создатель молодежного кино. Именно он сумел заинтересовать картинами, в которых присутствовали и мотивы любви, и чести, и звучала музыка Виктора Цоя и Андрея Макаревича.

Соловьев умел видеть и показывать красивое, даже если это красивое, кроме него, никто больше не замечал. Причем это касалось не только искусства...

Первой женой Соловьева стала "некрасивая красавица" советского кино Екатерина Васильева. Они познакомились в институте - вместе посещали одну творческую мастерскую. Несмотря на то, что черты ее лица не были идеальными, у начинающей актрисы был удивительный характер и любовь к свободе, которыми она и поразила режиссера.

Екатерина Васильева, которую не считали красоткой, очаровала режиссера. Фото: legion-media.ru
Екатерина Васильева, которую не считали красоткой, очаровала режиссера. Фото: legion-media.ru
Катю Васильеву какие-то дикие люди иногда считали некрасивой. Говорили, что она даже "хуже Раневской". Но объективно Катя тогда была женщиной неслыханной красоты. Во-первых, юная и рыжая, высокая и стройная, с сигаретой в зубах. А еще необыкновенно умная и абсолютно внутренне свободная. История нашей общей жизни началась с того, что она попросила меня посмотреть ее самостоятельный отрывок, где она играла Сарру в чеховском "Иванове"... –
рассказал однажды режиссер.

Сначала между Екатериной и ее творческим приятелем была исключительно дружба, но очень быстро между ними вспыхнули настоящие чувства.

Спустя время молодые люди приняли решение связать себя узами брака, который продлился семь лет. После развода они никогда не говорили о причинах расставания и уважительно относились друг к другу. И Сергей, и Екатерина говорили, что по-настоящему были влюблены.

В каждой женщине видел прекрасное

У режиссера был необычайный талант - как и в женщине, в каждом артисте он мог разглядеть особую внутреннюю красоту. И неизбежно влюблялся. В образ, в амплуа, в нечто еле уловимое... Так у Соловьева появился определенный круг актеров, которые снимались практически в каждой его картине.

А в 1972 году Сергей Александрович открыл для киноиндустрии новый талант – снял в своем "Станционном смотрителе" удивительную Марианну Кушнерову. Режиссер влюбился в молодую и невероятно красивую девушку и вскоре сделал ей предложение.

Марианна Кушнерова была предана Соловьевым. Кадр из фильма "Станционный смотритель", 1972, реж. Сергей Соловьев
Марианна Кушнерова была предана Соловьевым. Кадр из фильма "Станционный смотритель", 1972, реж. Сергей Соловьев

У пары родился сын Дима, а красавица-брюнетка села дома заниматься домашними делами и воспитывать сына. Соловьев же продолжал работать, однако долго быть верным одной женщине не смог - ему постоянно нужно было вдохновение, и Кушнеровой пришлось столкнуться с предательством мужа.

Запретная любовь и безумие жены

Сергей Александрович искал девочку-подростка на главную роль в фильме "Сто дней после детства". Режиссер представлял молодую Купченко, когда писал сценарий, но выбор пал на 14-летнюю Таню Друбич, которая, к слову, была совсем не похожа на желаемый типаж. Однако школьница была невероятно талантлива.

В первой же съемке Таня обнаружила свое самое сильное и совершенно удивительное по сию пору качество - свою фантастическую нефальшивость. Сцена была по-настоящему трудна, но Таня с удивительной простотой, без всяких шаманских репетиций, без задавания глупых вопросов, просто и четко снялась, -
поведал однажды Сергей Александрович.

Между совсем юной актрисой и 30-летним режиссером вспыхнула страсть. По 5 раз в день он "монтировал" и "дорабатывал" готовый материал – лишь бы побыть с Друбич. А дома его ждала жена и грудной малыш. Вскоре Марианна начала интересоваться, может ли у мужчины после 30 пропасть мужское здоровье – тогда она еще ни о чем не подозревала.

14-летняя Таня Друбич очаровала режиссера. Кадр из фильма "Сто дней после детства", 1975, реж. Сергей Соловьев
14-летняя Таня Друбич очаровала режиссера. Кадр из фильма "Сто дней после детства", 1975, реж. Сергей Соловьев

Когда Соловьев заговорил с Марианной о расставании, женщина сошла с ума, причем в прямом смысле. Разбитая горем актриса попала в больницу им. Кащенко с психическим расстройством.

Вскоре Кушнерова пришла в себя, и Соловьев оформил с ней развод, чтобы почти сразу взять в жены на тот момент уже 23-летнюю возлюбленную. Отношения Татьяны и Сергея потрясли весь творческий мир, но их это не сильно волновало.

Короткое счастье

Правда, счастье длилось недолго. У супругов родилась дочь Аня, но Татьяна и Сергей начали все чаще ссориться. В порыве злости Друбич иногда даже бросала мужу странную фразу, которую Соловьев раскрыл аудитории лишь спустя долгие годы…

Когда мы поженились, Таня говорила: "Ты странно себя ведешь… Я же тебя могу в любой момент посадить. Такое могу рассказать на суде, в любой момент сядешь как миленький на 15 лет, понимаешь?" –
вспоминал Сергей Александрович.
Сергей Соловьев и Татьяна Друбич. Фото: legion-media.ru
Сергей Соловьев и Татьяна Друбич. Фото: legion-media.ru

Несмотря на конфликты и непонимание, они продолжали жить вместе. Друбич была музой режиссера – благодаря ей, как утверждал сам Соловьев, появились таки фильмы как "Асса" и "Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви". Во второй картине, к слову, появилась и дочь супругов – 5-летняя Аня.

Развод или...

Спустя 7 лет брак распался, но бывшие продолжали сотрудничать и творить. Поразительно, но Татьяне и Сергею удалось расстаться на хорошей ноте и продолжать воспитывать совместного ребенка.

Мы с Таней вовсе не разведены. Просто это у нас форма брака такая. Подумаешь, свои закорючки в документе о разводе поставили! Это не мешает нам любить друг друга и быть вместе, -
говорил режиссер.
Татьяна Друбич снялась и в культовой картине "Асса". Фото: legion-media.ru
Татьяна Друбич снялась и в культовой картине "Асса". Фото: legion-media.ru

После культовой "Ассы", где снялся сам Виктор Цой, исполнивший рок-хит "Перемен", творец снимал фильмы об уходящей эпохе – распад СССР ярко отражен в картинах режиссера. Поэтому его фильмы – это не только удивительный рассказ, но и эпохальные шедевры.

Также ради Татьяны Друбич Соловьев снял свою версию "Анны Карениной", так как считал свою бывшую жену идеальной героиней из романа Льва Толстого. Конечно, актриса сыграла главную роль.

Уход сына и воссоединение с ним

Сергей Александрович усердно работал и творил вплоть до 2018 года, пока страшное событие не подкосило его здоровье и эмоциональное состояние – не стало сына Соловьева, Дмитрия. Ему было всего 43 года. Он снимался в кино и мечтал стать достойным наследником своих родителей, но ушел слишком рано, не оставив детей…

Причиной смерти стал панкреатит, о котором Дмитрий даже не знал. Знаменитый отец присутствовал на похоронах Мити – а вместе с ним и все его жены, с которыми у парня сложились хорошие отношения.

Сын режиссера умер в 43 года...  Кадр из фильма "Нежный возраст", 2000, реж. Сергей Соловьев
Сын режиссера умер в 43 года... Кадр из фильма "Нежный возраст", 2000, реж. Сергей Соловьев

Смерть сына сильно изменила жизнь режиссера – он уже не видел смысла в существовании, а его здоровье стало ухудшаться. Вскоре врачи поставили ему язву желудка и диагностировали проблемы с сердцем.

В 2021 году режиссер скончался от инфаркта. На похороны пришли две бывшие жены Соловьева – Татьяна Друбич, которая до последних дней поддерживала режиссера, и Екатерина Васильева. А вот Марианна Кушнерова так и не появилась…

Читайте также:

БУМАЖНОЕ ИЗДАНИЕ ГАЗЕТЫ «ЖИЗНЬ»
ПОДПИСКА НА ГАЗЕТУ
Морозова Варвара