Звезда фильма "Иван Грозный" была замужем четыре раза, жила с Юрием Любимовым, но позже признавалась, что любовью всей жизни был отец ее сына - Каро Алабян
Она была всесоюзным кинокумиром в военные и послевоенные годы, но главный зритель СССР, Иосиф Сталин, ее не одобрял и всячески мешал развитию карьеры. 8 сентября исполнилось 105 лет со дня рождения звезды фильмов "Попрыгунья", "Иван Грозный" и "Близнецы" Людмилы Целиковской.
О том, как девочка из Астрахани стала всенародной любимицей и главной музой Михаила Жарова, - материал "Жизни".
Родилась Людмила Васильевна 8 сентября 1919 года в Астрахани. Ее отец - Василий Целиковский - руководил музыкальными коллективами в городе, позднее став прославленным советским дирижером, а мать - Екатерина Лукинична - была певицей. Родители познакомились в хоре, в котором вместе выступали, между ними вспыхнула любовь, они поженились, и на свет появилась дочка. Правда, малышка была очень болезненным ребенком.
Климат Астрахани совсем не подходил для Люды, поэтому спустя несколько мучительных лет болезней и лихорадок врачи порекомендовали чете Целиковских отправиться в Москву, где юная Людмила и расцвела. Там же пошла в гору и карьера ее отца…
От музыкальных родителей Людмиле достался абсолютный слух, поэтому девочку без лишних разговоров отправили в Гнесинскую школу на уроки фортепиано. Вот только сама Целиковская любила больше всего перевоплощаться в разные образы, а также разыгрывать сценки. Например, она наряжалась как нищенка и собирала милостыню на Тверской улице.
После школы в 1937 году Людмила ожидаемо подала документы в Театральное училище имени Щукина. Мама ей всячески помогала готовиться к поступлению, ведь конкурс был суровый - сто человек на место. На экзамене Целиковская прочла "Сон Татьяны" из пушкинского "Евгения Онегина" и исполнила несколько романсов, впечатлив Рубена Симонова - руководителя Театра имени Вахтангова. Он посчитал актрису талантливой и решил за ней приглядывать.
Именно в его театре состоялся сценический дебют актрисы - она сыграла в спектакле "Слуга двух господ", а уже в 1938 году - всего лишь на втором курсе - снялась в кино. Правда, за съемки в фильме "Молодые капитаны" Людмилу хотели исключить из училища, но за нее вступился Рубен Симонов.
"Такие, как Целиковская, и должны сниматься!" - твердо заявил он.
И Людмила продолжила играть в кино. В 1940 году режиссер Константин Юдин снял с актрисой фильм "Сердца четырех", но картине пришлось пролежать четыре года на полке, пока ее не было решено выпустить в прокат в конце Великой Отечественной, когда понадобились картины о мирной жизни.
В конце 1930-х в личной жизни Целиковской произошли перемены. Во время съемок в "Молодых капитанах" она влюбилась в своего сокурсника Юрия Алексеева-Месхиева, они сыграли свадьбу, но брак продлился совсем недолго: уже в 1939 году актриса вышла замуж за писателя Бориса Войтехова.
Спустя два года и этот брак распался, когда Людмила полюбила другого - актера Михаила Жарова, с которым познакомилась в 1943 году на съемках фильма "Воздушный извозчик". Их не остановила ни большая разница в возрасте (ей было 24, а ему 44 года), ни то, что первое время им приходилось ютиться в номере гостиницы "Москва".
Одной из самых знаковых ролей в карьере актрисы стал образ первой жены Ивана Грозного Анастасии в картине Сергея Эйзенштейна. Но мало кто знает, что изначально роль должна была достаться балерине Галине Улановой, однако из-за эвакуации та не смогла принять участие в съемках. Тогда, не без подсказки Жарова, мастер обратил внимание на Целиковскую...
Съемочный процесс давался тяжело. Историческое кино подразумевало тяжелый грим и работу со светом, поэтому макияж давил, а глаза слепили софиты...
Но мучения звезды оказались не напрасны - образ первой жены Ивана Грозного советскими зрителями был принят на ура. Однако главный советский кинокритик оказался недоволен. Он даже отказался вручать актрисе премию имени себя, вычеркнув ее из списка.
"Такими царицы не бывают", - заявил Иосиф Сталин.
Тогда же карьера Целиковской пошла на спад. Из Театра Вахтангова Людмилу едва не исключили: мол, на подмостки она не выходит, а лишь снимается в кино. Кое-как с помощью Эйзенштейна удалось уладить эту ситуацию. И актриса продолжила сниматься в кино - в этот период на экраны вышли "Близнецы" (1945) и "Беспокойное хозяйство" (1946).
Но проблемы с властью не закончились. Однажды Людмиле пришлось отшить заместителя Берии, который настойчиво приставал к ней во время просмотра фильма в особняке Лаврентия Павловича.
Брак с Михаилом Жаровым хоть и был счастливым, но оставался бездетным, а Людмиле очень хотелось ощутить счастье материнства. Поэтому неудивительно, что в конце 1940-х на даче у писателя Константина Симонова она влюбилась в архитектора Каро Алабяна, под чьим руководством был возведен Центральный театр Советской армии на Суворовской площади Москвы.
Целиковская лгать не захотела и прямо сказала мужу, что выбрала другого. Михаил пытался ее удержать и тяжело переживал разрыв, даже перенес инфаркт. Пытались остановить от "опрометчивого" шага и Каро Алабяна - коллеги архитектора писали письма самому заместителю председателя Совмина СССР Анастасу Микояну с просьбой помешать свадьбе.
"Окружающим хорошо известно, что Целиковская, "разбившая" уже однажды жизнь Жарову, - не пара нашему дорогому Каро Семеновичу. Мы уверены, что ее отношение к Каро Семеновичу основано только на меркантильных соображениях, и какая пара Алабяну Целиковская, которая моложе его на 25 лет? Мы уверены в том, что Каро Семенович "опутан" ею, и <…> во что бы то ни стало надо удержать от рокового шага", - говорилось в письме.
Но архитектор уже сделал свой выбор... В 1948 году он женился на Людмиле, спустя год у них родился сын Саша, а еще через год безоблачной семейной жизни у семьи начались проблемы с властью…
Во время споров с Берией Алабян имел неосторожность поставить под сомнение необходимость строительства помпезных сталинских высоток, назвав их неэкономными. Лаврентий Павлович огрызнулся, мол, эти дома будут экономными. Вскоре Алабяна сняли со всех высоких постов, против архитектора начало фабриковаться дело о шпионаже в пользу Японии…
"Прости меня, Люся. Если бы я только мог представить, что такое произойдет, никогда бы не посмел жениться на тебе", - говорил архитектор, понимая, что может произойти с супругой и их общим сыном.
Но все обошлось. Вмешался Анастас Микоян - названый брат Алабяна, с которым они плечом к плечу сражались на фронтах Гражданской войны.
В 1953 году - после смерти Сталина - Каро смог вернуться в Москву и даже получить работу, но в семье Целиковской произошла еще одна беда. У Саши обнаружили полиомиелит, из-за которого актрисе пришлось приостановить карьеру, посвятив все свое время сыну.
Тем не менее именно на 1950-е годы пришелся выход фильма "Попрыгунья", который сделал Целиковскую известной не только на родине, но и за рубежом. Лента получила на Венецианском фестивале "Серебряного льва" как лучший иностранный фильм.
Вот только актрисе за главную роль ничего не досталось: она была лишь заслуженной артисткой РСФСР, а потому получила только медаль "За трудовую доблесть" в связи с 20-летием Театра Вахтангова. Стать народной артисткой РСФСР Людмила смогла лишь спустя восемь лет после "Попрыгуньи" и ее международного триумфа, а о всесоюзном статусе можно было уже и не мечтать…
В 1959 году от рака легких умер Каро. Вопреки страхам коллег-архитекторов, актриса была с Алабяном до последних его дней. Но, став вдовой, обратила внимание на своего бывшего сокурсника - тогда уже режиссера Юрия Любимова.
Из-за сложных отношений Любимова с властью Целиковская так и не смогла стать народной артисткой СССР. Ее попросту каждый раз вычеркивали из списка, когда Театр Вахтангова подавал заявку. Из мира кино Людмила ушла в 1960-х, лишь изредка выходя на сцену Театра Вахтангова. Зато в это время она помогала Юрию Петровичу с организацией Театра на Таганке, пользуясь своими связями. А тот "отблагодарил" ее… изменой.
И они расстались. Без ссор, без скандалов. Просто Целиковская больше ничего не захотела слышать о режиссере, который ее обманул.
В 1970-х Целиковская вернулась к съемкам в кино, а в 1980-м снялась в фильме "Лес". В нем она сыграла главную роль Гурмыжской, не побоявшись перевоплотиться в уродливо-нелепую героиню. Лента, правда, пылилась на полках до перестройки - уж слишком не подходящим для брежневских времен был сценарий. Последним же фильмом в карьере Людмилы Васильевны стал "Репетитор", снятый в 1987 году.
Параллельно с кино актриса служила в Театре Вахтангова, где пыталась попробовать себя в роли режиссера, но тогдашний руководитель Михаил Ульянов отвергал все наработки актрисы. Что все же не помешало им позднее помириться, когда актриса серьезно заболела.
В 1989 году у Людмилы Васильевны обнаружили рак. Родственники до последнего не сообщали ей о страшном диагнозе, а сама Целиковская пыталась продолжать выходить на сцену.
Людмила Целиковская умерла 4 июля 1992 года, ей было 72 года. Ее похоронили на Новодевичьем кладбище, рядом с последним официальным мужем - Каро Алабяном, которого, по ее признанию, актриса любила больше всех…
Два мужа ей изменяли, а третий запил после свадьбы. Памяти Нины Ургант
Начал карьеру с "У леса на опушке", а прославился с Trololo. Памяти Эдуарда Хиля
Покорила Москву, космос и женатого Учителя. Актрисе Юлии Пересильд - 40 лет!
Бросил физику, чтобы сыграть Кощея и Азазелло. Александру Филиппенко - 80!