Вчера, 17 октября, в широкий прокат вышел комедийно-драматический фильм "Анора" - возможно, один из самых переоцененных в истории кино
До российского проката наконец дошла комедийная драма американского режиссера Шона Бэйкера "Анора" с американской актрисой Майки Мэдисон и нашими Марком Эйдельштейном и Юрой Борисовым в главных ролях. Премьера ленты состоялась в мае этого года на самом престижном в мире кинофестивале - Каннском, и картина была удостоена главного приза - "Золотой пальмовой ветви".
Писали, что публика в зале рукоплескала создателям и касту (актерскому составу) картины после показа аж девять минут, что для таких насыщенных событиями киносмотров - целая вечность. Поэтому в столичный кинотеатр "Художественный" на закрытую звездную премьеру, предварявшую выход ленты на широкие экраны, я шла в приподнятом настроении и в предвкушении увидеть нечто как минимум интересное и как максимум - прекрасное.
Да и просто было приятно: фильму с участием сразу нескольких наших родных артистов (помимо Эйдельштейна и Борисова в нем снялись и другие известные россияне - Алексей Серебряков и Дарья Екамасова) присудили самую главную награду самого важного киносмотра планеты. Для меня как патриота нашей великой и прекрасной Родины - еще один повод для гордости. Уже только по этой причине, полагала я, стоит посмотреть "Анору".
Но, посмотрев (и потратив на просмотр, между прочим, 2 часа 18 минут!!!), я сделала другой вывод - нет, смотреть "Анору" не стоит. В ней нет ровным счетом ничего, что стоило бы потраченного на него времени вашей жизни. Глянуть это кино можно разве что для того, чтобы ужаснуться, насколько бездарным фильмам нынче присуждают "Золотые пальмовые ветви". Эх, Канны… Впрочем, в истории практически каждой значимой мировой награды случались подобные казусы. За что же наградили "Анору", названную так по имени главной героини, что вообще в ней такого нашли?
Сюжет у картины - незамысловатый и предсказуемый. Действие картины разворачивается в наши дни (съемки прошли в 2023 году) в Бруклине - самом населенном боро (районе) американского города Нью-Йорка. Анора - полное имя 25-летней стриптизерши и работницы первой древнейшей профессии узбекского происхождения, называющей себя Эни (Майки Мэдисон).
В клубе для взрослых, где работает Эни, она знакомится с 21-летним русским мажором, сыном очень влиятельного и богатого отца, возможно, чиновника или топ-менеджера, Ваней (Марк Эйдельштейн). Они находят общий язык (бабушка, родившаяся в СССР, научила Эни русскому). Ваня приводит девушку в свой роскошный американский дом, где пьет водку и играет в Xbox, а затем внезапно предлагает Эни полететь в Лас-Вегас и пожениться, подкрепляя намерение подарком в виде кольца с четырехкаратным бриллиантом.
Эни, не раздумывая, уточнив лишь, не шутка ли это, соглашается. Парочка женится в Вегасе, возвращается домой и продолжает веселиться на полную катушку. Однако против их скоропалительной свадьбы оказываются живущие в Москве родители Вани (Алексей Серебряков и Дарья Екамасова). Узнав о случившемся, они тут же вылетают в Нью-Йорк, чтобы заставить молодоженов даже не развестись, а аннулировать брак.
После "Золотой пальмовой ветви" Каннского кинофестиваля и правда ждешь от фильма-лауреата чего-то такого… интригующего, возвышенного. Хочется отвлечься от собственных бед и проблем и полюбоваться, как молодые, несмотря на все преграды, на все трудности и сложности, спасают свою любовь… Хотя чего ее спасать, если женитьба двух совершеннолетних людей уже состоялась и никаких законных оснований для того, чтобы признать ее недействительной, нет.
Ну тогда еще интереснее - понаблюдать за тем, как они сумеют убедить родителей новоиспеченного мужа в искренности и крепости своих чувств, чтобы у тех не осталось никаких сомнений, чтобы они не пытались разрушить только что созданную семью, - то есть спасти любовь в таком вот смысле.
Я правда думала, что "Анора" будет об этом, но спасать там оказалось - это стало ясно с первых же кадров - нечего. Никакой любви в ее истинном значении между Ваней и Эни так и не произошло. Неопытному в делах амурных Ване просто понравился… секс с Эни, причем секс этот, как показано на протяжении многих сцен, ну очень… мягко говоря, незамысловатый. И дело даже не в том, что герои занимаются им в самых банальных, основных, базовых позициях. Занятие любовью и в классической миссионерской позе можно снять так искусно, красиво и элегантно, нежно и возвышенно, что и подсматривать за этим неловко, и глаз не оторвать. Постельная сцена в фильме "Лучший стрелок" ("Топ Ган") 1986 года с Томом Крузом и Келли Макгиллис - яркое тому подтверждение.
Дело в том, что удовольствия от этих секс-сцен в "Аноре" нет никому - ни зрителям (какие-то они все механические и оттого неприятные), ни главной героине, за которую даже обидно. Ведь все соитие кончается ровно в тот момент, когда хорошо становится Ване, а вот успела ли испытать блаженство (да хоть что-нибудь) Эни - остается за кадром. Судя по всему, не успела или ей это и вовсе было не нужно. Однако если она рассматривает Ваню как свою работу - то окей, тут все логично и понятно. Но она-то за него замуж после такого никакого секса, откровенной халтуры с мужской стороны, собралась!
Как так-то? А все потому, что смотрит Эни не туда, а по сторонам. На обстановку в доме. Оторвавшись от клиента после того, как половой акт (более романтично тот примитив, что был между ними, назвать сложно) был завершен, Эни быстро смекает, в каком роскошном доме находится и как круто может повернуться ее жизнь, согласись она выйти замуж за Ваню. И она моментально соглашается, нисколько не скрывая от жениха своих настоящих мотивов: да, она хочет выбраться из того заведения, где работает, и жить даже не в достатке или богатстве, а в роскоши. Ваню тоже ее мотивация более чем устраивает. Ему же она предлагает бонус: женившись на ней, он получит сначала вожделенную грин-карту, а в перспективе станет и американским гражданином. Ваня этому обстоятельству очень рад.
То есть все максимально просто и сведено к товарно-рыночным отношениям: ему - секс и гражданство США, ей - статус замужней женщины и деньги на что угодно в избытке. Ну, бывает, и такие уговоры между мужчинами и женщинами широко в жизни распространены. Но мы-то почему должны за этими примитивом и банальщиной наблюдать больше двух часов? Разве можно переживать за таких героев, сочувствовать им? При чем здесь высокие идеалы и смыслы важнейшего из искусств? Как, еще раз, это могло получить главное золото Канн? Это прямо удивительно.
Зато совсем неудивительно другое: как только запахло жареным (приездом родителей), Ваня тут же сбегает из дома. Чувств-то никаких реальных, почему бы и не сбежать от всех проблем и жены куда подальше? Но не тут-то было: на его поиски по всему городу Нью-Йорку в добровольно-принудительном порядке Эни отправляется натурально с бандитами, работающими на отца Вани и "помогающими решать" такие вот "семейные дела". Одного из этих головорезов, Игоря, что Эни находит очень нелепым и смешным, сыграл Юра Борисов.
Во время длительного отсутствия на экране персонажа Марка Эйдельштейна какие-то отношения - удивительное дело! - у Эни завязываются уже с этим Игорем. Даром что преступник, так еще и ее и по ходу действия саму избил, связал и всячески унизил (Эни не сразу согласилась отправиться с ребятами на поиски Вани, без которого брак аннулировать невозможно). И правда, зачем терять время и себя уважать?
Зачем уважать и зрителя и его драгоценное время? Поиски Вани - это еще более невыносимое действо, хуже, чем даже секс с ним. Ищут его в основном в Брайтон-Бич, иначе именуемом "маленькой Россией" или "маленькой Одессой". Этот воспетый в кинематографе самый русскоязычный уголок "Большого яблока" создатели "Аноры" умудрились снять с такой помпой, будто показали его в кино впервые в истории. Там же происходит один эпизод, шокировавший меня в этом горе-фильме больше всего. Родительские громилы, включая Игоря, пытаясь вынудить псевдодрузей Вани позвонить ему и выяснить его местонахождение, разбивают в их русском магазинчике сладостей… несколько стеклянных банок с конфетами. Хотя и больших. Перепуганные "друзья" тут же звонят Ване. Сдали товарища за банку конфет. Да, измельчал кинематограф. Раньше и за гораздо большее друзей на экране злодеям не выдавали - даже за собственную жизнь.
При этом, не могу не отметить, играют все в целом неплохо, а Юра Борисов - даже хорошо для такой страшной мути. А в одном он даже превзошел коллегу Марка Эйдельштейна (чей Ваня, будучи в итоге пойманным в том же борделе и доставленным на ковер, то есть в самолет к родителям, мгновенно согласился аннулировать брак): секс у него с Эни вышел… еще более скучным.