Коллаж: Полина Кравченко
Обложка © Коллаж: Полина КравченкоОбложка © Коллаж: Полина Кравченко

Добивался выхода "Мастера и Маргариты" с голой Вертинской 18 лет. Юрию Каре – 70

Дебютный фильм режиссера принес ему славу и множество наград на кинофестивалях, но с экранизацией романа Булгакова возникло много трудностей

О нем можно смело сказать, что этот талантливый человек талантлив во всем. Студентом он мог легко освоить всю физику металлов, а после запоем прочитать несколько произведений классиков. Лирик в его душе победил физика, и он стал знаменитым режиссером.

Первый снятый фильм принес ему признание и множество наград, а вот потом началась мистика - киноленту не выпускали на экраны почти 20 лет, а вторую раскритиковали за то, что Королев ходил по Марсу.

Режиссеру космического масштаба Юрию Каре исполнилось 70!

Талантливый человек талантлив во всем

Будущий режиссер появился на свет в молодой семье студентов, которые были далеки от искусства. Но сынишке старались дать все лучшее. Сначала Юрия отдали в музыкальную школу, где он освоил фортепиано. Учился в физико-математическом классе, где считался прилежным учеником, на которого учителя возлагали большие надежды.

В школе я вообще занимался только физикой и математикой, был победителем областной олимпиады по физике, о литературе и речи быть не могло, но Бог дает талант, а ты должен его вовремя разглядеть и развивать, -
признается режиссер.
В Юрии всегда боролись физик и лирик. Фото: legion-media
В Юрии всегда боролись физик и лирик. Фото: legion-media

И хотя в родном Донецке юношу готовы были принять в университет без экзаменов, он решил пойти не самым простым путем. Кару всегда влекла Москва, поэтому он отправился за мечтой – покорять столицу. Юрий жаждал поступить в МИФИ – самый престижный вуз для физиков, но не добрал несколько баллов, поэтому пошел в Московский институт стали и сплавов. Будущий режиссер обучался на направлении "физика металлов" и на всех сессиях получал только "отлично". После успел стать кандидатом физико-математических наук и поработать по специальности в родном городе.

Но тяга к прекрасному оказалась сильнее, поэтому в 28 лет Кара поступил во ВГИК. Его зачислили на курс к Сергею Герасимову, а среди однокурсников Юрия было много именитых в будущем режиссеров – в том числе и Юрий Мороз.

Первый фильм и первый успех

Режиссерским дебютом Юрия Викторовича стала картина "Завтра была война". Непростое произведение для экранизации, но именно его талантливый и амбициозный юноша выбрал в качестве дипломной работы. Сам режиссер вспоминал, что на выпускном курсе он, будучи никому неизвестным, набрался смелости и позвонил самому автору повести, Борису Васильеву, чтобы попросить разрешения. Тот рассказал, что уже многие пытались поработать с материалом о сталинских репрессиях и 30-40-х годах, но у них ничего не вышло.

В амбиции юного Кары Васильев поверил, как и Мастер, Сергей Герасимов.

На просмотр уже готовой картины пригласили Бориса Васильева. Тот выходил из зала со слезами на глазах, а после признался, что фильм Юрия получился даже эмоциональнее и напряженнее самой повести.

На показе дебютной картины режиссера Васильев плакал. Кадр из фильма "Завтра была война", 1987, реж. Юрий Кара
На показе дебютной картины режиссера Васильев плакал. Кадр из фильма "Завтра была война", 1987, реж. Юрий Кара
Моя судьба распорядилась так, что первый же мой фильм "Завтра была война" вызвал большой интерес, и тогда мне удалось побывать во многих странах мира: и в Америке, и в Японии, также во Франции, Испании, Германии, Индии. Посмотрел мир не капитаном корабля, а "капитаном" съемочной группы, -
рассказал Кара.

Дебютная работа Юрия Викторовича завоевала множество Гран-при на международных фестивалях. Особенно режиссеру запомнилась поездка в Германию.

Больше всего я запомнил две встречи. Первая состоялась в ФРГ, на которую пришли бывшие немецкие солдаты. Они смотрели фильм со слезами на глазах и говорили удивительные вещи о том, что на войне противника в лицо обычно не видишь, и, если бы они знали, что им противостоят такие замечательные ребята, то они ни за что не стали бы в них стрелять... –
вспоминал он.

Пророческий фильм

Вскоре Юрий Кара задумал снять картину о криминальном мире. Однажды режиссер побывал на допросе "вора в законе" – он был впечатлен тем, насколько у человека была нарушена психика, что он даже не предполагал решение вопросов в мирном ключе. Исключительно жестокие и беспощадные методы, отсутствие моральных принципов.

И вот Юрий Викторович перечитал повести Фазиля Искандера и приступил к работе над фильмом "Воры в законе". Главную роль Кара предложил Олегу Янковскому, но тот отказался, предложив вместо себя Александра Абдулова. На что режиссер неосмотрительно сказал, что ищет умного героя. Когда о такой дерзости узнал сам Абдулов, то невероятно обиделся на Юрия.

На роль главного бандита утвердили Гафта. Кадр из фильма "Воры в законе", 1998, реж. Юрий Кара
На роль главного бандита утвердили Гафта. Кадр из фильма "Воры в законе", 1998, реж. Юрий Кара

Тогда на роль "вора в законе" пригласили Валентина Гафта, а на роль адвоката Кара с трудом уговорил Зиновия Гердта. На роль роковой красавицы Риты, которая оказалась в центре вихря страстей и борьбы "кавказской мафии" с КГБ, была приглашена Анна Самохина.

Ее не всегда принимали в какие-то кинематографические сообщества, не помню, чтоб она где-то участвовала и получала какие-то призы. Но, к сожалению, это судьба таких женщин. Мэрилин Монро тоже не получила "Оскара", но, тем не менее, стала символом американского кино. И в данном случае Аня была таким символом нашего нового кино, перешедшего от рабоче-крестьянской тематики к совершенно иной, современной, может, и криминальной. Но, тем не менее, это было лицо новой кинематографии России, -
говорил Кара о Самохиной.
Анну Самохину режиссер называл советской Мэрилин Монро. Кадр из фильма "Воры в законе", 1998, реж. Юрий Кара
Анну Самохину режиссер называл советской Мэрилин Монро. Кадр из фильма "Воры в законе", 1998, реж. Юрий Кара

В 1988 году вышло сразу три фильма с актрисой, после чего на нее обрушилась слава. В России же спустя пару лет начались "лихие" 90-е с погонями, перестрелками и разборками криминальных авторитетов, из-за чего фильм Юрия Викторовича часто называли пророческим.

Мистика и борьба за фильм длиною в 18 лет

Одним из самых скандальных фильмов стала экранизация романа Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита". Съемки не задались с самого начала – в помещениях, где располагалась съемочная площадка, прорвало трубы. Некоторые операторы в открытую говорили Юрию Викторовичу, что это злой рок, а мистические духи против того, чтобы съемки продолжались. Но у Кары был вариант решения проблем.

Я, кстати, попросил свою ассистентку привести батюшку, который освятил кинокамеру. Пока шесть месяцев снимали этой камерой, все было в порядке. Потом контракт с фирмой, которая дала камеру, закончился, взяли другую. И сразу начались проблемы, -
вспоминал режиссер.
Фильм не выпускали на экраны 18 лет. Кадр из фильма "Мастер и Маргарита", 1994, реж. Юрий Кара
Фильм не выпускали на экраны 18 лет. Кадр из фильма "Мастер и Маргарита", 1994, реж. Юрий Кара

Юрий Борисович бережно относился к каждой сюжетной линии романа и всем его деталям: подвал Мастера снимали именно в том помещении, которое описал Булгаков, жилище Маргариты – в особняке на Остоженке, сцены с Иешуа – в Иерусалиме. А Анастасия Вертинская, исполнившая роль Маргариты, согласилась на реальный полет, который был невероятно опасен.

Это был полет вживую и с риском для жизни. Вертинская долго примерялась к роли, но потом стала активно ее придумывать - даже ездила в Израиль за какими-то специальными тканями для Маргариты, нашла портниху, чтобы все соответствовало эпохе. Перед съемками три дня выдерживала пост - голодала. А для полета Маргариты нам привезли немецкую пожарную машину с длинной лестницей. Шестеро каскадеров держали оператора, шестеро - Вертинскую, и глубокой ночью все это сооружение с огромной скоростью мчалось по Арбату. Мне страшно подумать, что было бы, если бы какой-нибудь безумец пересек наш путь, и пришлось бы затормозить - каскадеры вряд ли удержали бы актрису. На следующий день в "Вечерней Москве" я прочитал, что жители Арбата возмущены летающими ночью ведьмами и хотят изучать творчество режиссера Юрия Кары в суде, -
рассказал режиссер.
Вертинская парила в кадре. Кадр из фильма "Мастер и Маргарита", 1994, реж. Юрий Кара
Вертинская парила в кадре. Кадр из фильма "Мастер и Маргарита", 1994, реж. Юрий Кара

Вертинская, будучи приличной советской девушкой, с трудом согласилась сниматься обнаженной. Но скинуть одежду все же пришлось. Также Анастасию долго не могли уговорить на сцену, где ее Маргариту на балу Воланда поливали кровью. С трудом перенеся это испытание, актриса отказалась озвучивать эти сцены, поэтому Каре пришлось использовать черновую фонограмму.

Экранную Маргариту поливали кровью. Кадр из фильма "Мастер и Маргарита", 1994, реж. Юрий Кара
Экранную Маргариту поливали кровью. Кадр из фильма "Мастер и Маргарита", 1994, реж. Юрий Кара

На главные роли были приглашены прославленные актеры: Михаил Ульянов, Валентин Гафт, Лев Дуров и другие. В 1993 году съемки подошли к концу, но долгие 18 лет пленка пролежала на полке. А все дело в том, что фильм было негде показывать – кинематограф в стране был в сильном упадке. К тому же за границей у Булгакова объявились наследники, которые были против выхода картины.

После многолетних судебных тяжб Кара все же добился того, что зрители увидели его видение романа – это произошло аж в 2011 году! Правда, к тому моменту многие актеры, сыгравшие в "Мастере и Маргарите" покинули этот мир. В их числе Спартак Мишулин, Михаил Ульянов, Виктор Павлов, Борислав Брондуков…

Но премьера состоялась, а "Мастер и Маргарита" Кары стал в те годы одним из самых обсуждаемых фильмов.

Королев видел сны о Марсе и Луне

После работы с многострадальной экранизацией романа Булгакова Юрий Кара взялся за космос. Режиссер снял два фильма о Сергее Павловиче Королеве. Роль конструктора и основателя советской космонавтики исполнил Сергей Астахов.

Кара признавался, что давно бредил космической темой, а один звонок Леонова стал спусковым крючком. Сразу после разговора с космонавтом был готов сценарий картины "Королев" и Кара приступил к съемкам.

Позвонил космонавт Алексей Архипович Леонов и предложил сделать фильм к столетию Королева. Потому что о нем мало известно. Есть биография, есть фильм "Укрощение огня", где характер Королева передан, но факты жизни во многом придуманы. Например, "катюши" он испытывал не на войне, как показано, а совершенно в других местах: каток сталинского террора прошелся по этому человеку в полной мере. Он выжил, не озлобился и упорно шел к свой мечте - сделать ракеты, способные вынести человека в космос, -
поведал Юрий Борисович.
На роль Королева выбрали Сергея Астахова из-за пронзительного взгляда. Кадр из фильма "Королев", 2007, реж. Юрий Кара
На роль Королева выбрали Сергея Астахова из-за пронзительного взгляда. Кадр из фильма "Королев", 2007, реж. Юрий Кара

Кара хотел показать Королева человеком выдающимся и не таким, как о нем говорили раньше. Для этого режиссер с командой сделал все, даже отправил великого конструктора на Марс.

В мечтах Королев ходил по марсианской поверхности, и мы "отправили" Астахова на Марс, который нашли в Таджикистане, в красивейшей пустыне. Снимали в 40-градусную — в тени! — жару с вертолета. Наш замечательный оператор Юрий Райский, добиваясь максимальной выразительности, опускал вертолет все ниже и ниже, -
рассказывал он.

Талисман и заветная мечта

Кара не только тщательно работал с материалами для своего кино, но и с актерами. Например, Сергея Никоненко режиссер называл своим талисманом, снимая его почти в каждом фильме.

У меня есть талисман — Сергей Никоненко, которого я стараюсь снимать в каждой своей картине, потому что мы с ним учились у одного мастера — Сергея Герасимова, -
поделился Кара.
Юрий Викторович мечтает снять фильм о Чехове. Фото: legion-media
Юрий Викторович мечтает снять фильм о Чехове. Фото: legion-media

Да и вообще Юрий Викторович считает, что талант в актере можно разглядеть сразу.

В толпе из 150 человек — на ком взгляд зацепился, - тот и артист. Напротив, для разведчика, вора должны быть как "стертый пятак", с лицами, запомнить которые невозможно. Еще харизма никогда не должна покидать актера. Настоящие актеры — это те, которые живут ролью, живут на сцене, а не играют. Всегда сам выбирал актеров, хотя сейчас я не знаю всех молодых, а хочется работать с молодыми, и открывать новые лица, -
поделился своим мнением режиссер.

А еще у Юрия Борисовича есть заветная режиссерская мечта – снять фильм об Антоне Павловиче Чехове. О писателе, который славился не только острым умом и юмором, но и харизмой, которая привлекала многих женщин. Кара верит, что у него все получится – нужен только качественный сценарий и звездный состав артистов.

Однолюб

Со своей женой Юрий познакомился еще в молодости, когда только начинал строить карьеру в Москве. Ирина во всех начинаниях поддерживала своего талантливого избранника, а вскоре они поженились. С тех пор супруги живут душа в душу.

Юрий Кара с любимой супругой Ириной. Фото: legion-media
Юрий Кара с любимой супругой Ириной. Фото: legion-media

Также Ирина Кара появилась в некоторых фильмах режиссера, например, в "Пирах Валтасара" и "Мастере и Маргарите".

У пары родилась дочь Юлия, которую отец пригласил на главную роль в свою драму "Гамлет. ХХI век". Наследница Кары предстала в кадре нежной Офелией.

Юлия Кара дебютировала в фильме отца. Кадр из фильма "Гамлет. ХХI век", 2010, реж. Юрий Кара
Юлия Кара дебютировала в фильме отца. Кадр из фильма "Гамлет. ХХI век", 2010, реж. Юрий Кара
На самом деле я давно предлагал Юле поработать со мной, но она всё время отказывалась. Но когда зашел разговор о Гамлете, она вдруг сама попросилась на пробы. Более того, дочь смогла убедить меня, что может стать тем ангелом, которого приносят в жертву. В целом я доволен результатом - в фильме много молодых актеров-дебютантов и Юлия на их фоне смотрится очень хорошо, -
признавался режиссер.

Партнерами Юлии по фильму стали Даниил Козловский и Гела Месхи, которые с легкой руки Юрия Викторовича в последствие стали знаменитыми.

Читайте также:

БУМАЖНОЕ ИЗДАНИЕ ГАЗЕТЫ «ЖИЗНЬ»
ПОДПИСКА НА ГАЗЕТУ
Морозова Варвара