Человеческий мозг гниет из-за просмотра коротких видео в соцсетях. Мнение ученых

В обществе наблюдается тенденция на клиповое мышление, которое заставляет людей терять концентрацию и вызывает зависимость от быстрого дофамина

Фото: popsugar.co.uk
Фото: popsugar.co.uk

Человеческий мозг гниет из-за просмотра коротких видео в соцсетях. Так считают исследователи по всему миру, которые уже несколько лет изучают феномен клипового мышления, а также ученые Оксфордского университета.

Brainrot — буквально переводится как «‎гниение мозга»‎. Это разговорный термин, используемый для описания интернет-контента, который имеет низкое качество или ценность, а также предположительно способен оказывать негативное влияние на психику человека.

Фото: mndaily.com
Фото: mndaily.com

По мнению исследователей, при постоянном скроллинге видео отдел мозга под названием хабенула, отвечающий за принятие решений, просто отключает мотивацию делать что-либо еще. Хабенула также включается каждый раз, когда пользователь заходит в TikTok, рилсы в Instagram* или шортсы в YouTube, чтобы избавиться от тревожности и негатива.

Однако вместо того, чтобы расслабиться, человек наоборот чувствует себя хуже и более утомленным. Такое чрезмерное использованию цифровых медиа приводит к снижению когнитивных функций, включая снижение концентрации внимания и нарушение психики.

Каждое видео [TikTok] дает выброс дофамина, усиливая желание прокручивать дальше в поисках следующего развлекательного или интересного клипа. Этот формат идеально подходит для мгновенного удовлетворения, поскольку мы можем быстро потреблять контент без особых усилий. Простота просмотра «еще одного» может привести к многочасовому бездумному прокручиванию. TikTok также имеет высокоперсонализированный мощный алгоритм, который учится на вашем поведении — что вам нравится, чем вы делитесь, что комментируете и на чем задерживаетесь — а затем отбирает контент, который специально соответствует вашим интересам, удерживая вас на крючке и создавая захватывающий опыт, —
считает психолог и профессор Оксфордского университета Эндрю Пржибыльский.

В период с 2000 по 2015 год средняя продолжительность концентрации внимания человека сократилось почти на 25%. Раньше люди могли удерживать внимание в течение 30-минутного видеоблога на YouTube или оставаться захваченными двухчасовым фильмом.

Однако теперь многие пали жертвой сверхскоростных видео и 10-секундных короткометражек, роликов в TikTok и Instagram. Люди перестают контролировать себя, заниматься любимыми хобби, гулять и тратить часы своей жизни на более полезные и нужные занятия.

Вместо этого они часами смотрят короткие клипы и не делают ровным счетом ничего. Теперь многие пользователи даже бояться оглянуться назад, зная, сколько времени они потратили впустую.

Фото: hannelnewsasia.com
Фото: hannelnewsasia.com
Распространенность и популярность гниения мозга — это симптом времени, в котором мы живем. Это говорит об одной из предполагаемых опасностей виртуальной жизни и о том, как мы используем свое свободное время, —
считает президент Оксфордского факультета языков Каспер Гратволь.

На данные момент ученые очень сильно обеспокоены тем, к чему может привести новая тенденция к постоянному просмотру коротких видео. Они называют это одной из величайших опасностей виртуальной жизни и неумении людей пользоваться свободным временем.

Вместо скроллинга роликов в соцсетях исследователи советуют созваниваться с близкими, гулять, уменьшать долю ракового контента и лучше распределеять свое время, которое ранее они выделяли на бесполезный видео-контент.

* Принадлежит Meta — признана экстремистской организацией и запрещена в России.

Читайте также:

БУМАЖНОЕ ИЗДАНИЕ ГАЗЕТЫ «ЖИЗНЬ»
ПОДПИСКА НА ГАЗЕТУ
Ергунова Кристина