В обществе наблюдается тенденция на клиповое мышление, которое заставляет людей терять концентрацию и вызывает зависимость от быстрого дофамина
Человеческий мозг гниет из-за просмотра коротких видео в соцсетях. Так считают исследователи по всему миру, которые уже несколько лет изучают феномен клипового мышления, а также ученые Оксфордского университета.
Brainrot — буквально переводится как «гниение мозга». Это разговорный термин, используемый для описания интернет-контента, который имеет низкое качество или ценность, а также предположительно способен оказывать негативное влияние на психику человека.
По мнению исследователей, при постоянном скроллинге видео отдел мозга под названием хабенула, отвечающий за принятие решений, просто отключает мотивацию делать что-либо еще. Хабенула также включается каждый раз, когда пользователь заходит в TikTok, рилсы в Instagram* или шортсы в YouTube, чтобы избавиться от тревожности и негатива.
Однако вместо того, чтобы расслабиться, человек наоборот чувствует себя хуже и более утомленным. Такое чрезмерное использованию цифровых медиа приводит к снижению когнитивных функций, включая снижение концентрации внимания и нарушение психики.
В период с 2000 по 2015 год средняя продолжительность концентрации внимания человека сократилось почти на 25%. Раньше люди могли удерживать внимание в течение 30-минутного видеоблога на YouTube или оставаться захваченными двухчасовым фильмом.
Однако теперь многие пали жертвой сверхскоростных видео и 10-секундных короткометражек, роликов в TikTok и Instagram. Люди перестают контролировать себя, заниматься любимыми хобби, гулять и тратить часы своей жизни на более полезные и нужные занятия.
Вместо этого они часами смотрят короткие клипы и не делают ровным счетом ничего. Теперь многие пользователи даже бояться оглянуться назад, зная, сколько времени они потратили впустую.
На данные момент ученые очень сильно обеспокоены тем, к чему может привести новая тенденция к постоянному просмотру коротких видео. Они называют это одной из величайших опасностей виртуальной жизни и неумении людей пользоваться свободным временем.
Вместо скроллинга роликов в соцсетях исследователи советуют созваниваться с близкими, гулять, уменьшать долю ракового контента и лучше распределеять свое время, которое ранее они выделяли на бесполезный видео-контент.
* Принадлежит Meta — признана экстремистской организацией и запрещена в России.