КОЛЛАЖ: ПОЛИНА КРАВЧЕНКО
Обложка © КОЛЛАЖ: ПОЛИНА КРАВЧЕНКООбложка © КОЛЛАЖ: ПОЛИНА КРАВЧЕНКО

18,5 часов в такси - взбалмошная Старшенбаум и душный Федоров в комедии «Туда»

Главный посыл режиссера Ивана Петухова — не так важно, куда мы едем, важно, что мы движемся вперёд, оставляя призраков прошлого позади

После премьерного показа нового роуд-муви «Туда» на 47-м Московском международном кинофестивале зрители с нетерпением ждут выхода картины в широкий прокат.

Первые отзывы критиков были написаны в хвалебных тонах, а сюжет и актерский состав обещают нам доброе и глубокое кино (в главных ролях снялись Ирина Старшенбаум и Петр Федоров, другие героев исполнили Евгения Добровольская, для которой эта работа стала последней в жизни, и Алексей Серебряков).

Вообще к жанру роуд-муви режиссеры обращаются с завидным постоянством. В зарубежном кино на ум сразу приходят такие работы, как «Зеленая книга», «Земляничные поляны», «Человек дождя» и другие. Российское кино тоже может похвастаться отличными картинами, снятыми в этом жанре, например, такие фильмы: «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» (2017), «Овсянки» (2010), «Купе номер шесть» (2021) и «О чем говорят мужчины» (2010).

Так выглядел угрюмый и душный Вадим в начале картины. Кадр из фильма «Туда»
Так выглядел угрюмый и душный Вадим в начале картины. Кадр из фильма «Туда»

Фильм «Туда»: обзор

Замысел картины, по словам главного режиссера и сценариста Ивана Петухова, родился из бесконечных разговоров с водителями такси.

«Я довольно разговорчивый человек, особенно с малознакомыми людьми, и с каждым водителем такси я реально разговариваю. Из этого складываются сотни историй — например, я помню, как один водитель рассказывал, что он работает заливщиком катков, но в какой-то момент уехал за своей женой в Лихтенштейн, где, как выяснилось, нет катков и он был вынужден вернуться в Москву и стать водителем такси. Такие истории, собственно, и аккумулировались в фильм», —
рассказал Петухов

По мнению режиссера название фильма «Туда» олицетворяет «всем нам понятное предвкушение пути. Когда вы садитесь в машину или приезжаете на вокзал, и испытываете приятное ощущение позитивной неизвестности. Мы отправляемся куда-то и даже не подозреваем, какие классные сюрпризы нас там ждут. Это не путешествие с конечной точкой, а устремленность вперед, к прекрасному будущему».

«Поездки в какое-то прекрасное далёко — история, близкая нашей ментальности, а дорога — вневременный символ России», —
описывают картину ее создатели

— Хочется, чтобы на начальных титрах человек вздохнул, а в конце картины выдохнул. Поэтому мы никуда не спешим, работаем над каждым кадром, каждой эмоцией, дабы история не пролетела в одно мгновение, а протекла как живительный ручей в мире конвейерного кинематографа, — поделился подробностями съемочного процесса главный режиссер Иван Петухов.

Длинная дорога героев картины переросла в захватывающий роман. Кадр из фильма «Туда»
Длинная дорога героев картины переросла в захватывающий роман. Кадр из фильма «Туда»

Дата выхода

Официальный постер фильма появился в сети в середине декабря 2024 года, тизер-трейлер — в конце февраля 2025 года, финальный трейлер — 3 апреля, а 15 мая наконец-то состоится выход картины в широкий прокат.

Интересно, что премьерный показ на Московском кинофестивале состоялся в день рождения актера Петра Федорова. Ему исполнилось 43 года, и съемочная группа вручила ему торт, верхушку которого украшал кадр из фильма.

Памятный торт в честь премьеры фильма
Памятный торт в честь премьеры фильма

Трейлер

И с первых секунд трейлера зрителю становится понятно, что поездочка ожидает героев очень непростая. Во-первых, сам маршрут... Уфа, почти полторы тысячи километров и 18,5 часов в пути. Или пассажирка, скажем так, немного не в себе...

Сюжет

Сюжет фильма «Туда» в принципе характерен для данного жанра. Но дьявол, как мы знаем, прячется в деталях. Именно они создают неповторимый шарм фильма, делают его неповторимым и привлекают к просмотру искушенного зрителя. Итак, главный герой таксист Вадим (Петр Федоров) принимает заказ на поездку и забирает у подъезда свою пассажирку Веру (Ирина Старшенбаум). Она еще не успела пристегнуться, как возникает первый конфликт. Вадим не сомневается - произошла ошибка. Но нет, заказ именно таков: из Москвы надо до ехать до Уфы. Города такого. Не клуба и не бара. Путь предстоит неблизкий — через пять городов (Москва — Владимир — Нижний Новгород — Казань — Уфа), а цель поездки и практически до финала остаётся загадкой, но Вадим соглашается — ведь это его работа, а он привык делать свою работу хорошо.

Вот так они и едут всю дорогу: угрюмый водитель и жизнерадостная пассажирка. Правда по ходу развития сюжета мы узнаем, что он не такой уж и угрюмый, а она не такая уж и жизнерадостные — оба носят в себе тяжелые воспоминания, оба страдают от старых травм, не дающих им двигаться дальше. Просто справляются с ними Вера и Вадим по-разному. Она скрывается за улыбками и безудержной болтовней, он просто замыкается в себе и не пускает никого.

Сами персонажи — таксист Вадим и девушка Вера, — они как Инь и Янь. На первый взгляд, они противоречат друг другу буквально во всем (улыбчивая, добродушная и открытая Вера (Ирина Старшенбаум) и, как бы сейчас определили, токсичный и угрюмый водитель Вадим (Петр Федоров), явно не претендуют на приз лучших попутчиков года.

Но после того, как Вадим приводит Веру домой к своим родителям (для такого интроверта это очень большой шаг), на его вечно недовольном лице все чаще появляется улыбка, а героиня Ирины Старшенбаум наконец позволяет себе снять вечно улыбающуюся маску человека, который всегда на позитиве. Мы видим ее слезы, скрытое внутри одиночество, и понимаем, что она совсем не простой персонаж, вызывающий раздражение своим неуместным оптимизмом.

И опять вокруг невероятная природа, пейзажи и попытки выкричать всю боль и отчаяние, что накопились у наших героев, сначала у нее, а потом и у него. А дальше — движения героев становятся синхронными, улыбка одного тут же вызывает улыбку другого, и мы понимаем, что, пусть так не похожие внешне, Вера и Вадим близки внутри. И путь к этому сближению занял примерно 18,5 часов и 1500 км.

Весь долгий путь герои картины открывают себя для своего попутчика. Кадр из фильма «Туда»
Весь долгий путь герои картины открывают себя для своего попутчика. Кадр из фильма «Туда»

Актеры и персонажи

Безусловно, огромный вклад в раскрытие сюжетной линии привнесли актеры Петр Федоров и Ирина Старшенбаум, сыгравшие соответственно Вадима и Веру. При том, что у них не было особого времени готовиться к ролям, образы главных героев получились правдивыми и многогранными.

Вера у Ирины получилась яркой и вполне узнаваемой — все мы знаем не замолкающих ни на минуту людей, энергия которых бьет через край. Такой пассажиркой и предстала перед нами Вера: сумасбродной и навязчивой. Хотя в жизни Ирина Старшенбаум совсем другая.

«Для меня такси — место, где можно помолчать и перезагрузиться, поэтому я в обычной жизни не разговариваю с водителями и даже музыку не слушаю, такой вот грустный пассажир», —
говорит про себя настоящую Ирина

Однако по мере приближения к Уфе ее образ раскрывается, и мы узнаем, что в жизни Веры случилось трагическое событие, оставившее тяжелую травму в душе этой беззаботной, на первый взгляд, девушки.

Так же динамично меняется и образ Вадима. Мрачный, язвительно реагирующий на каждую реплику своей пассажирки водитель такси тоже оказывается не просто угрюмым интровертом. Вадим забетонировал невыносимую боль от утраты близкого человека глубоко внутри себя. Он не желает идти на контакт, язвит неунывающей Вере и с неодобрением относится к ее поступкам.

Суровый водитель не дает открывать люк в крыше автомобиля (что очень важно для нашей героини), не хочет делать ее фото, но ему все же приходится останавливаться и вместе гулять по смотровым площадкам. Она же за образом экстраверта прячет травмирующие события из детства, которые не дают ей покоя и 20 лет спустя. Примерять маски Вере не впервой — по профессии она актриса. Постепенно, шаг за шагом Вадим оттаивает, проникается авантюрным поведением Веры и уже согласен вместе с ней жевать мармеладных червячков, орать в поле и смотреть на звездное небо.

К концу фильма герой Петра Федорова ожил и повеселел. Кадр из фильма «Туда»
К концу фильма герой Петра Федорова ожил и повеселел. Кадр из фильма «Туда»

Где снимали

Как и во всех картинах этого жанра, особую роль в фильме играет окружающий пейзаж. Примечательно, что съемки всегда велись на натуре, поэтому группа часто страдала от капризов природы. Хотя по сюжету герои стартуют из Москвы, первой локацией стал Владимир. Кстати, интересный факт: чтобы не попасть в кадр и операторам, и режиссеру иногда приходилось забираться в багажник.

«Мы начали с Владимира, наверное, потому, что Москва слишком бурная. Хотелось сразу настроиться на то состояние, в котором мы планируем провести все дальнейшие съемки. Владимир — прекрасный, уютный город. Когда мы были здесь, изучая локации, где можно снимать, сразу поняли: он нам отлично подходит, у него есть свой особенный, домашний дух. Возможно, это связано с тем, что город древний, старое в нем органично сочетается с новым», —
рассказал режиссер Иван Петухов

После съемок в Москве бригада двинулась в Нижний Новгород, где съемки проходили на набережной Гребного канала, метромосте и Зеленском съезде. И снова вся группа была под впечатлением местных красот.

Но маршрут не позволял долго оставаться на одном месте, и вслед за Нижним Новгородом группу уже ждала Казань. Именно здесь главный герой Петра Федорова приводит свою пассажирку в родной дом и знакомит со своими родителями.

Павел Беклемишев, главный оператор картины, в одном из интервью говорил о Казани: «Очень красивый город, современный, но я не успел еще погулять, я уже с семьей решил, что после съемок посещу все эти места, которые мы объезжаем, и уже более детально погуляем и рассмотрим город.

И наконец — Уфа. Финал пути, или начало новой дороги? Прекрасный город, столица Башкортостана в этом фильме стал настоящим символом, ведь главная героиня, а с ней и водитель так долго стремились туда (почти до самого финала ее мотивы остаются неизвестными нам)... Зачем? Наверное, чтобы поставить точку на прошлом, чтобы наконец обрести будущее. Уфа здесь, это то самое «ТУДА».

Вся съемочная группа была под впечатлением местных красот. Кадр из фильма «Туда»
Вся съемочная группа была под впечатлением местных красот. Кадр из фильма «Туда»

Ирина Старшенбаум и Петр Федоров о съемках фильма

На наш любительский взгляд, Петр Федоров блестяще справился со своей задачей и раскрыл всю глубину молчаливого водителя, но сам актер был критичен к себе: «Я не дотягиваю до партитуры этого героя — в актерской профессии иногда хочется равняться на своего персонажа, вместе с ним совершенствоваться, за что я Вадиму благодарен. У нас с ним есть две общие вещи — ПТС (паспорт транспортного средства) и ПТСР (посттравматический стресс). Это две фундаментальные штуки, без которых нет ни Вадима, ни меня».

А его партнерша Ирина Старшенбаум всегда отзывается о Петре только в возвышенных тонах: «Когда мы обсуждали главного героя, режиссер говорил: «Я вижу только Петю». Это был самый большой подарок».

Главный же режиссер и сценарист Иван Петухов не скупится на похвалы обоим своим актерам: «Ира и Петя дают нам столько жизни, сколько даже в самых оптимистичных мечтах сложно было ожидать».

В картине также снимались Ингрид Олеринская, Владислав Тирон, Степан Девонин и другие. Но мы хотим отметить сцену в отчим доме Вадима, в которой блестяще сыграли Алексей Серебряков и Евгения Добровольская. Вот уж в чьем таланте и мастерстве не приходится сомневаться.

Вообще к актерским работам в фильме «Туда» претензий быть не может, каждый сделал своего персонажа интересным и живым.

Каждый актер фильма сделал своего персонажа интересным и живым. Кадр из фильма «Туда»
Каждый актер фильма сделал своего персонажа интересным и живым. Кадр из фильма «Туда»

Почему стоит посмотреть фильм «Туда»

На этот вопрос у каждого найдется свой ответ. Стоит отметить, что картина «Туда», безусловно, радует глаз российскими красотами, которые никого не оставят равнодушными. Такое дорожное кино всегда проникает в самое сердце. С другой стороны, получилась трогательная романтическая комедия, в которой есть и юмор, и химия межу главными героями, и психологическая подоплека, без которой фильм остался бы плоским.

«Туда» — не только и не столько рассказ о об изменении географии за окном, сколько о душевной трансформации и пути в глубины себя. Да и потом, вслед за главными героями, которые на протяжении фильма проходят долгий путь к исцелению и обретению себя, каждый из нас верит, что тоже сможет одолеть все проблемы и двинуться дальше, «туда», где нас ждет успех и новые возможности.

Если начинается фильм как легкая история, в которой противоположности привычно сталкиваются, тем самым создавая комичные и забавные истории, то к концу пути фильм «Туда» становится полноценной экзистенциальной драмой. Героям приходится шаг за шагом преодолевать себя и заново учиться доверять — маршрутам, людям, жизни, себе. Приходиться набираться мужества и смотреть в глаза своим страхам и боли.

Персонажи движутся не только навстречу боли, они становятся ближе друг к другу. Может быть, у них что-то и будет, а, может, нет. Но это не главное. «Туда» — вообще не про романтику. Она, конечно, присутствует где-то, но ее могло бы и не быть вовсе. Потому что в первую очередь «Туда» — история про травмы и про то, как важно их прорабатывать.

Так бережно и незаметно режиссер подводит нас к метафоре жизненного пути каждого человека: иногда нужно просто сесть рядом с тем, кто ведёт машину, и довериться. Именно в этом и состоит главный посыл режиссера Ивана Петухова — не так важно, куда мы едем, важно, что мы движемся вперёд, оставляя призраков прошлого позади.

В общем, 15 мая идите в кино, идите на «Туда» и — приятного вам просмотра!

В главных ролях Ирина Старшенбаум и Петр Федоров
В главных ролях Ирина Старшенбаум и Петр Федоров

Читайте также:

БУМАЖНОЕ ИЗДАНИЕ ГАЗЕТЫ «ЖИЗНЬ»
ПОДПИСКА НА ГАЗЕТУ
Жуков Сергей