Коллаж: Ксения Михед
Обложка © Айшат и её сын Герей. Фото: личный архивОбложка © Коллаж: Ксения Михед

"Мне сказали сдать сына в интернат и не мучиться!"

История жительницы Махачкалы, которая научила сына-аутиста жить обычной жизнью, нашла ему жену и открыла свой центр для особенных детей

Любовь матери - это мощная и часто волшебная сила, которая успокаивает, исцеляет и творит чудеса. Примеров этому много. "Жизнь" рассказывает одну из таких историй, историю матери, которая смогла вытащить сына из глубокой инвалидности и нашла ему невесту.

Вторая беременность для Айшат Гамзаевой далась тяжело, ее постоянно преследовали нервозность и отеки. Когда подошло время родов, женщина отправилась в роддом, где родила пухленького розовощекого и главное, здорового, как тогда казалось, малыша. Назвали мальчугана Герей...

Сынок рос спокойным, старший у меня был баловником, а Герей почти не плакал даже. У нас была одна проблема, он плохо кушал и соответственно плохо набирал вес.
рассказывает Айшат

Когда мама с малышом посещала педиатра, врач все время просила её контролировать питание ребёнка и подкармливать его. Это была единственная проблема, которая на тот момент тяготила молодую мамочку.

О том, что у ребёнка есть проблемы, родные начали замечать, когда ему исполнилось 1,5 года. Мальчик не реагировал на некоторые просьбы, не показывал нос, рот, не махал "до свидания", как другие детки, а самое главное, он даже не пытался говорить. Айшат очень за это переживала, поскольку её старший ребёнок говорил уже до двух лет. Речь не появилась и тогда, когда Герей пошел в садик.

Детский сад

В детское учреждение малыш ходил спокойно. Утром мама приведет сына в группу, он сядет тихонько в уголочек и сидит так, потом идёт кушать или на занятия, а по возвращении снова садится на стульчик и ждет, когда его заберут.

Проблем с Гереем у воспитателей почти не было, только один раз они пожаловались на него маме. Тогда, в преддверии новогодних праздников, в садике проходил утренник с участием Деда Мороза. Увидев странного человека с длинной белой бородой, малыш в ужасе заорал, чем испугал всех присутствующих. Как не пытались воспитатели его успокоить, им это не удалось - пришлось вывести из зала. Это был первый и последний инцидент в саду - дальше все снова пошло как по накатанной. Герей тихо сидел один на стульчике и делал всё, что ему говорили. Шли годы...

Герей маленький (справа). Фото: личный архив
Герей маленький (справа). Фото: личный архив

Школа

Когда пришло время идти в школу, Герея направили на комиссию ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия. - Прим.ред.). Специалисты задавали мальчику вопросы, но он не шел с ними на контакт. Тогда Айшат сказали: "Ребёнок ещё не готов к школе, пусть посидит ещё годик дома, а вы с ним позанимаетесь". Маме пришлось уволиться с работы, чтобы сидеть с сыном дома. Весь год Айшат активно занималась с сыном, даже наняла логопеда, чтобы хоть как-то улучшить его речь.

Когда мальчику исполнилось 8 лет, его устроили в школу для обычных детей, но учиться у него не получалось. Герей не мог взаимодействовать с внешним миром, он не общался с одноклассниками, а учителя не могли донести ему нужную информацию.

Педагогам приходилось заниматься с ним индивидуально, потому что он не мог учиться в коллективе, а если ему объяснять отдельно, то он все понимал.
рассказала Айшат

С письмом и чтением у мальчика проблем не возникало, но с математикой было тяжеловато. Он как будто не понимал, чем отличаются цифры друг от друга и зачем вообще они нужны.

Шли годы, Герей переходил из класса в класс, а проблемы не исчезали. Мама стала понимать, что всё это бесполезно, и решила найти специалиста, который ей расскажет, что с сыном и как ему помочь.

Она бегала по городу в поисках врачей, стучалась во все двери, обращалась ко всем врачам, психологам в садах и школах, но никто ничего не мог сказать. Все разводили руками, а один раз она и вовсе услышала страшное: "Ребёнка не вылечить, сдайте его в интернат, не мучайтесь".

Эти слова повергли Айшат в шок. "Как так отказаться? Это мой сын!"- со слезами на глазах произнесла женщина и выбежала из кабинета.

Фото: личный архив
Фото: личный архив

Домашнее обучение

Учителя тянули Герея по учебе как могли, а когда мальчик закончил четвертый класс, маму вызвали на разговор. "Сейчас наступает новый этап обучения, учителя будут разные и предметы будут другие, мы не сможем больше заниматься с ним индивидуально. Переводите ребёнка на домашнее обучение, так ему будет лучше",- сказала маме директор школы.

Айшат перечить не стала, она понимала, что они правы, и перевела сына на удаленный формат обучения.

Вы знаете, тогда я согласилась, а потом поняла, что это был не выход. Такие дети нуждаются в социализации, а я, получается, спрятала его от общества, а он должен был привыкать жить в нем. В итоге, его проблемы ещё больше усугублялись.
вспоминает женщина

Домашнее обучение тоже шло ни шатко, ни валко. Айшат наняла самых лучших учителей, определила комнату для обучения. Учителя приходили, закрывались с мальчиком в комнате, но что именно они там изучали, Айшат не знала, так-как старалась не вмешиваться в процесс обучения. После занятий они молча уходили, а некоторые, встретив вопросительный взгляд матери, просто качали головой. Сама мама тоже ничего не спрашивала, она не знала что спрашивать, она боялась, что ей скажут что-то плохое. Так было до 1999 года...

Неожиданное открытие

А потом в республике начались волнения, над Махачкалой стали часто пролетать военные самолеты, и вместе с плохими новостями и гулом техники в доме Айшат поселился новый страх - страх беды. Женщина старалась не показывать свою нервозность, но боль в груди было не унять. В то время Айшат стала часто водить сына к берегу моря, чтобы он мог снять нарастающую нервозность и подышать свежим воздухом.

Как-то мама с сыном шли по побережью, и в небе снова раздался сильный гул, и появился самолёт. Айшат спросила мальчика: "Герей, откуда летит этот самолёт? С какой стороны?" Ребёнок устремил глазки в небо и махнул рукой в сторону: "Оттуда и летит". Айшат удивилась ответу сына и сказала: "Так не бывает, у всего есть свое место и стороны света, например, Север, Юг, Запад, Восток". Тогда Герей посмотрел на мать с укоризной и произнес: "А меня кто-то этому учил?"

В тот момент Айшат сломалась: она вдруг подумала, что если обучение не приносит результатов, значит все совсем плохо. А потом разозлилась, потому что поняла, что дело не в умственных способностях сына, а в преподавателях. Педагоги просто не старались заниматься с мальчиком, а отрабатывали свои часы.

Герей с братом. Фото: личный архив
Герей с братом. Фото: личный архив

Когда они вернулись с прогулки домой, Айшат тут же позвонила учителю Географии: "Как вы могли так относиться к ребёнку? Вам денег было мало? Сказали бы, я заплатила больше!" - кричала она в трубку обессиленная. Учитель повинился и на следующий день пришёл на урок с картами, атласами и компасом. С тех пор мама стала контролировать процесс обучения сына, и ребёнок активно начал получать знания. Да, у него оставались некоторые проблемы с математикой, но по другим предметам он понимал почти все.

Герей был спокойным и адекватным мальчиком, он все понимал, выполнял наши просьбы, но вот проблемы с речью мешали ему социализироваться. Я боролась за его речь, водила к логопеду, занималась сама, даже старалась выводить его к людям, чтобы социализировать, стало легче и ему, и мне.
вспоминает Айшат

Диагноз

В 13 лет у Герея началось половое созревание. И все бы ничего, но мальчик стал очень странно себя вести. Иногда он вдруг просто замирал на месте и смотрел в одну точку. Такое поведение сильно настораживало и огорчало женщину, но она не могла понять, что ей делать в такой ситуации. А потом случилось неожиданное...

Как-то вечером Айшат шла с сыном за руку по улице и немного отвлеклась. В это время Герей сбежал. Айшат в ужасе стала звать сына, но он не отзывался. Добежав до угла, она увидела знакомый силуэт - это был её мальчик. Он стоял, уткнувшись головой в стену дома.

Как только я увидела эти его приступы, решила больше никого не слушать и купила билеты в Москву, чтобы обследовать ребёнка полноценно и наконец-то понять, что с ним происходит и как его вылечить. Мне тогда очень повезло: я встретила своего земляка Амерханова Алихана Баха. Он помог нам с сыном, направил на обследование. Мы тогда прошли много разных специалистов: от нейропсихолога, до психиатра, а потом наблюдались в детской республиканской больнице.
рассказала женщина

Чтобы поставить диагноз Герею, врачи провели тестирование, которое показало, что у мальчика "ранний аутизм". Исследование проводила известная психоневролог, она же и направила Айшат в институт коррекционной педагогики, где Герею и поставили окончательный диагноз.

Айшат с сыном. Фото: личный архив
Айшат с сыном. Фото: личный архив

А после постановки диагноза Айшат с Гереем обратились в "Центр лечебной педагогики города Москвы" для дальнейшей реабилитации и коррекции поведения. Мальчику выписали рекомендации и отметили, какие специалисты ему нужны для развития. Позитивный настрой врачей вселил в Айшат надежду, и они начали активно заниматься дома. Спустя время она не узнала собственного сына.

Я была счастлива! Сетовала только на то, что у нас в Махачкале нет таких центров, и родители, у которых рождаются особенные детки, теряют свою жизнь и время. Тогда мне посоветовали открыть центр самой. Я начала отнекиваться, говорить, что я не педагог, а экономист, я не смогу. А они говорят: а вы начните и увидите, что рядом с вами быстро появятся помощники. Я тогда подумала хорошенько и решила попробовать.
поделилась воспоминаниями женщина

Работа

Начинать свое дело для Айшат было тяжело: она многого не знала и боялась сделать ошибку, но быстро находила в себе силы, вспоминая как тяжело ей было с Гереем и как хорошо стало после реабилитации.

Первое препятствие женщина встретила уже на регистрации общественной организации, но, как сказали в клинике, у нее быстро нашелся помощник. Её познакомили с хорошим юристом, которая и помогла Айшат справиться с регистрацией первого центра, который назывался "Центр лечебной педагогики".

К сожалению, центр прожил недолго, его пришлось закрыть, но, несмотря на неудачу, Айшат не сдалась и создала родительскую ассоциацию, под названием "Жизнь без слез". Это был первый съезд родителей и детей с особенностями. А потом ими заинтересовались и иностранные коллеги. Вот только власти республики не шли навстречу. Наконец, им повезло и Министерство образования выделили помещение под центр.

Вы бы видели эти помещения. Это были сараи при школе. Мы тогда приложили много усилий, чтобы привести их в порядок. Сами сделали ремонт. Там мы и приняли первых деток. Их было пятеро. Это были дети, которые занимались когда-то с моим сыном, еще в центре лечебной педагогики. Тогда мы решили начать с групповых занятий, где с детьми работали специально обученные воспитатели, педагоги и психологи.
продолжила свой рассказ Айшат

Шло время, в новый центр стало обращаться всё больше и больше людей. Родители, у которых рождались особенные детки, приходили к Айшат толпами. Все хотели, чтобы их детьми занимались в новой, но уже показавшей себя с лучшей стороны организации. Вскоре потребовалось более просторное помещение. Трудностей было немало и в итоге женщина решила взять в аренду четырехэтажное здание, которое они сами же и отремонтировали. Первое время центр занимал всего два этажа, а сейчас они расширились аж до четырёх.

На данный момент в центре учатся уже около двухсот пятидесяти детей, ещё триста воспитанников ждут своей очереди.

Наш новый глава, Сергей Алимович, выделил нам участок, и мы уже начали на нем строиться, поэтому скоро сможем принять в свои ряды всех деток.
заявила Айшат

Волонтёр

Вместе с мамой на работу ходил и Герей. Ему нравилось находиться в центре, там была знакомая для него обстановка, ещё ему разрешали помогать. Так Герей стал волонтером. Мальчик был очень исполнительным, и, отметив это, сотрудники центра посоветовали Айшат взять сына на работу и платить ему зарплату. Обдумав, женщина позвала сына к себе и объявила: "Сынок, ты хорошо поработал, поэтому тебе положена зарплата". Потом она вытащила из кармана 2000 рублей и вручила их сыну. Герей очень обрадовался такому повороту событий и радостно взял деньги из рук матери.

Фото: личный архив
Фото: личный архив

Подходящей вакансии для парня тогда не нашлось и его оформили для начала помощником воспитателя, правда, в этой должности Герей работал недолго. Через некоторое время он поступил в местный педагогический университет, на факультет "дефектология", и стал работать педагогом-дефектологом. Когда в центре открылись "мастерские", Герей ушёл трудиться туда.

Дети очень любят Герея, они как будто понимают друг друга. Был у нас случай: к нам приезжала комиссия, а в это время у нас в центре проходил обучение мальчик, который не мог усидеть на месте и все время бегал. Я тогда как только не уговаривала его вернуться в класс и сесть за стол. Он как будто не слышал меня. Тут подошёл Герей, посмотрел на мальчика и показал ему пальцем на дверь. Ребёнок вдруг успокоился и зашёл в кабинет.
поделилась Айшат

Невеста

Когда брат Герея женился, и в семье родился ребёнок, парень души не чаял в племяннике, а однажды он подошел к матери и спросил: "Мама, а я женюсь?" Айшат с жалостью посмотрела на сына и спросила: "А ты хочешь?" "Да, я хочу жениться", - ответил парень.

У женщины внутри всё похолодело, ей стало жалко сына, потому что она понимала, что жениться у него, скорее всего, не получится. Кому захочется связывать свою жизнь с необычным человеком? "Да как же мне тебя женить? На ком? - продолжила разговор Айшат. А Герей ответил: "Ну ты же брату нашла невесту, вот и мне найди". Женщина тогда очень переживала, сомневалась, разговаривала с родными, с коллегами, а потом решила рискнуть.

Айшат нашла сыну жену. Фото: личный архив
Айшат нашла сыну жену. Фото: личный архив

Невесту для сына мать решила искать среди студенток педагогического университета по специальности "дефектология" - там по роду деятельности она теперь бывала часто. И кандидатура нашлась...

Мне девушка одна понравилась, из хорошей семьи, умница, красавица, и я пригласила её к себе в центр на разговор. Поговорила с ней, объяснила, что мой сын необычный, но очень хочет создать семью. Я тогда предупредила ее, что не настаиваю и пойму, если она откажется. Девушка попросила немного времени для размышления.
рассказала Айшат

Через два месяца, родные девушки позвонили Айшат и сообщили, что она хочет пообщаться с Гереем, и у них завязалось общение, а спустя полгода они поженились.

Айшат с сыном и внуками. Фото: личный архив
Айшат с сыном и внуками. Фото: личный архив

Сейчас Герей ведет жизнь полноценного человека. Он работает, воспитывает двоих здоровых детей, мальчика и девочку, занимается бытовыми вопросами семьи и иногда маминого центра. Его уважают все: и коллеги, и воспитанники. Жена также работает в центре дефектологом. В перерывах между декретами...

БУМАЖНОЕ ИЗДАНИЕ ГАЗЕТЫ «ЖИЗНЬ»
ПОДПИСКА НА ГАЗЕТУ
Богданова Татьяна