
Белокурая бестия с хищным вpглядом, которого боялись все женщины, а мужчины просто не выдерживали её властного характера
Сейчас она ведет затворнический образ жизни, не выходит в свет, не распространяется о своем состоянии и чувствах, а ведь когда-то поражала воображение и сводила мужчин с ума своим проникновенным голосом.
Она была безумно и как-то совсем не по-советски красива: синие-синие глаза, кукольное лицо, грива длинных светлых волос. И, несмотря на весь этот нежный облик, было в ней что-то хищное, даже дьявольское. Я не мог выдержать ее взгляд дольше трех секунд. Никто не мог.
О том, через что пришлось пройти великой актрисе, материал "Жизни".
Татьяна Доронина родилась 12 сентября 1933 года в семье, где никто не имел отношения к театральной среде. Будущая актриса провела детство в тесной коммуналке с родителями, которые делали все возможное для того, чтобы маленькая Таня и ее сестра ни в чем не нуждались и могли получить высшее образование.
Доронина занималась в театральном кружке. Это хобби было ей по душе, поэтому после школы талантливая девушка прошла во все самые престижные театральные вузы Москвы, а когда настала пора определяться, она отдала предпочтение Школе-студии МХАТ.
Мама Татьяны никогда не понимала тягу дочери к театру, поэтому, когда узнала об успехе дочки во всех театральных училищах, только развела руками в недоумении: "Неужели не могли найти никого получше?"
Доронина училась на одном курсе со своим первым звездным мужем – Олегом Басилашвили. В 1955 году студенты четвертого курса поженились – свадьба была настолько скромной, что мало походила на бракосочетание в прямом смысле этого слова. У влюбленных даже на кольца денег не было, но они были по-настоящему счастливы вместе.
После учебы перспективный Басилашвили попал по распределению в труппу драмтеатра в Волгограде. Доронина, отказавшись от приглашений нескольких московских театров, отправилась за супругом.

Они жили в комнате, которую выделил театр, состояли в одной труппе, а вскоре Олегу предложили сняться в мелодраме "Невеста", где начинающий актер должен был исполнять роль жениха Нади, которую играла Татьяна Пилецкая.
Тогда же Доронина узнала, что беременна, и отправилась на съемочную площадку к супругу, чтобы обрадовать его. В гримерке она увидела Басилашвили, который мило беседовал и выпивал с Пилецкой. В порыве ревности и отчаяния Татьяна Васильевна приняла решение избавиться от ребенка – как выяснилось позже, она ждала двойню. Врач предупредил, что в результате операции актриса может столкнуться с бесплодием, но женщину это не остановило.
Басилашвили был вне себя от горя, но хотел спасти брак. Супруги переехали в Ленинград и поступили в БДТ под руководством Товстоногова, но склеить разбитую чашку у них не получилось – после 8 лет семейной жизни артисты развелись.
Кинодебют Дорониной состоялся, когда ей было всего 22 года, но до 30 лет она играла исключительно эпизодические роли. Всё изменилось после выхода картины "Три тополя на Плющихе". И хотя на экране Татьяна выглядела очень мягкой и нежной, за кадром между актрисой и режиссёром, Татьяной Лиозновой, бушевало мощное противостояние. Коллеги говорили, что Доронина – невероятная женщина, но характер невыносимый и очень сложный.

Мне кажется, Татьяна Доронина была единственной силищей, мощным характером, перед которым Лиознова пасовала. И Доронина была единственным человеком, которому она однажды уступила. В фильме должна была быть сцена приезда Нюры в Москву – вагоны, паровозы, вокзал... Героиня Дорониной должна была выйти на перрон, купить мороженое и съесть его. Но когда дошло до съемок, Доронина неожиданно для всех отказалась сниматься. Когда Лиознова пошла выяснять, что случилось, Татьяна Васильевна с вызовом заявила: «А вы разве не знаете, что я не люблю мороженое?» На эту сцену смотрела вся группа, это было крушением лиозновской диктатуры. Лиознова поняла, что сейчас одно из двух: она потеряет либо Доронину, либо авторитет в съемочной группе. И она предпочла потерять авторитет – отказалась от съемок этой сцены.

Удивительно, но сложный характер актрисы никогда не отпугивал мужчин, а даже, наоборот, – она не знала отбоя от поклонников. Практически сразу после развода с первым мужем Татьяна вышла замуж второй раз – ее избранником стал театральный критик Анатолий Юфит.
Мужчина был влюблен без памяти и был готов на все ради своей музы, но с её стороны все было по-другому. Она была влюблена в театр. Все три года, что супруги были в браке, Татьяна работала без перерыва, полностью погрузившись в творчество. Разрыв пары стал неожиданностью.
Анатолий просто не встретил супругу после гастролей, а экспрессивная Татьяна приняла решение расстаться.
Долго Татьяна не скучала и нашла утешение в объятиях драматурга Эдварда Радзинского. Он был младше её на три года, но этот факт никак не сказывался на отношениях: Радзинский перевез свою любимую женщину в Москву и написал для нее много пьес.
У меня была пьеса для Московского Художественного театра. Я ее написал, как положено честному человеку, после того, как забрал жену Татьяну Доронину из великого театра Товстоногова и перевез из Ленинграда в Москву, в невеликий МХАТ. Поэтому я должен был как-то ей помочь. Пьесу назвал “Чуть-чуть о женщине”. Что началось! Великие артисты, Тарасова, Масальский, Грибов, Ливанов, разделились ровно наполовину. Одна половина писала статьи в “Правду”, что ставится очень нехорошая пьеса, которая испортит Московский Художественный театр. А вторая — во главе с Ливановым — что, наоборот, путь МХАТа должен идти через новую драматургию. В итоге пьесу редактировала сама министр культуры Фурцева. В общем, пьесу я абсолютно предал. Потому что мне хотелось, чтобы бедная Татьяна Васильевна Доронина вышла на сцену. Она очень здорово репетировала, поэтому я шел на мерзкие переделки.

Сценарий к кинохиту "Ещё раз про любовь", который считается классикой советского кино, кстати, тоже написал Радзинский. Доронину после этой картины стали называть актрисой первой величины. Телефоны в доме звезды разрывались, на улицах люди за ней ходили толпами, поклонники дарили медвежат, кружки и другие подарки, для себя просили лишь автограф и немного внимания.

Самой лучшей работой актрисы в кино, по мнению критиков, стала роль в картине "Мачеха", однако для зрителей Доронина так и осталась наивной и романтичной Нюрой, поющей легендарную "Нежность".
За 30 лет актерской карьеры Татьяна Васильевна снялась всего в 15 картинах, а в 1987 и вовсе перестала появляться в кино, однако театр не оставила – в том же году она стала художественным руководителем МХАТа им. Горького и всю свою творческую энергию отдавала любимому детищу.
Олег Ефремов, ее звездный партнер по культовой картине «Три тополя на Плющихе», в свое время предлагал остаться с ним и продолжить работать совместно, но Доронина осталась с той частью труппы, которая откололась от МХАТа.
Театру Татьяна Васильевна посвятила 30 лет своей жизни – так долго она не была ни с одним мужчиной. Самый продолжительный брак актрисы с коллегой по цеху Борисом Химичевым продержался почти 10 лет, но и он развалился из-за властного характера звезды.
Это человек, который сам себя воспитал, сделал. Но когда мы с ней где-то появлялись, то говорили: к нам пожаловала Татьяна Васильевна, а это ее муж. Я это болезненно переживал. Плюс властный характер. Мужчину надо гладить по шерсти, а не против. Самая основная ошибка женщин — подавлять нас, мужчин. Она множит все остальные. После развода мы больше никогда не общались с Татьяной Васильевной.
Забавно, что судьба хотела их свести задолго до того, как у них закрутился страстный роман. Актёр должен был пробоваться с Татьяной Васильевной в картине "Ещё раз про любовь", но взбрыкнул после того, как Доронина окатила его холодным приветствием. "Здрасьте", - небрежно сказала звезда и оглядела Химичева с ног до головы. Такое отношение показалось Борису оскорбительным и он ушел, хлопнув дверью. В итоге партнером Дорониной стал Александр Лазарев, а Химичев кусал локти, так как фильм стал хитом.
Позже они встретились в "Маяковке" - играли влюблённых в постановке "Да здравствует королева, виват!", Химичев по-настоящему разглядел ту, которая его оскорбила, пленился ею, собственно, с этого всё и началось...

В 1982 году Доронина предприняла пятую отчаянную попытку стать счастливой – она вышла замуж за члена ЦК и работника Главного управления нефтепромышленности Роберта Тохненко. Заядлые дачники сошлись на своей любви к садоводству, но отношения снова не сложились, потому что Доронина вновь, как и в прошлых браках, начала подавлять супруга, затмевая его везде и всюду. В 52 года актриса осталась одна - больше замуж она не выходила.
Никогда не любила бабских откровений. Скажу лишь, что выходила замуж, только если испытывала искреннее, сильное чувство. А когда оно уходило – с мужьями расставалась.
Так сложилось, что единственной настоящей любовью актрисы всегда оставался театр, но в 2018 году она ушла из МХАТа. Впрочем, не все грустили по этому поводу – некоторые актёры, которые устали от властного и непокорного характера Татьяны Васильевны, вздохнули с облегчением.
Постепенно Доронина перестала общаться с прессой, отказалась от интервью, оборвала связи с друзьями и коллегами, а также стала вести затворнический образ жизни. Продолжительное молчание актрисы кажется подозрительным для многих ее поклонников. Нам лишь остается надеяться, что здоровье Дорониной не вызывает опасений, а отсутствие комментариев – личный выбор этой сильной женщины.
Сказать, что "миссия" моей жизни состоит в результатах моей работы - это для очень многих будет выглядеть нелепостью, либо позой, либо откровенным враньем. Потому что сегодня это "не принято"! Все идеалы заменило понятие "бизнес", это слово стало не просто расхожим, но в высшей степени почитаемым, хотя в наши времена оно было с очень большим отрицательным знаком. Теперь же это подается как преимущество, как знак определенного веса человека. Чем больше его бизнес, тем значимее человек, тем больше уважения требует. Я не могу уважать накопление денег ради денег.