Коллаж: Ксения Михед
Обложка © Роксана Бабаян. Фото: legion-media.ruОбложка © Коллаж: Ксения Михед

Роксана Бабаян: "Мужчину исправить невозможно"

"Мужчину исправить невозможно". Певица и муза Михаила Державина Роксана Бабаян - о том, как сбегала от отца на гастроли, покупала платья у спекулянтов и шутках мужа

Изысканные манеры, безупречный стиль и интеллигентность. Её хиты из 90-х до сих пор звучат на радио и ТВ, а её чувству юмора завидует сам Александр Ширвиндт. У нас в гостях народная артистка России Роксана Бабаян.

– У Вас всегда был свой оригинальный стиль и в одежде, и во внешности. Вы сами выбирали свой образ?

– Всё, что происходит во мне, я делаю сама. Всё, что касается моего личного пространства, я всё решаю сама. И потом, с Михал Михалычем Державиным в этом смысле мы были очень похожи. При всей нашей разности. Главный принцип – лучше не больше, а качественнее и гармоничнее. Вещь может быть очень красивой, но, если ты её наденешь, она не будет иметь никакого к тебе отношения. Это надо понимать и чувствовать. Многие обращают внимание на принты и лейблы, но иногда можно совершенно по-другому определять себя.

– В период дефицита Вы были всегда очень стильной на сцене. Как у Вас это получалось?

– Из лоскутков шили.

– Сами?

– Ну что вы? Я находила людей, которые из кусочков могли создать шикарное платье, брючный костюм. Как правило, эти люди становились моими друзьями. Была такая история, что раз мы – советские, то считали, что всё у нас должно быть аскетичным, но я приезжала и опровергала этот миф своими нарядами, отношением к музыке, своим поведением.

– Как Вы пережили период пандемии?

– Это была для меня трудная история. Я не поехала на дачу – осталась в Москве, переделала те вещи, на которые раньше не хватало времени. Посмотрела что-то, почитала.

– Вы очень любите гостей. Одиночество Вас угнетало?

– Одиночество – это психологическое состояние. Есть люди, которые существуют в большом коллективе, но они одиноки. Многие этого боятся, поэтому предпочитают шумные компании, гостей, всё то, что заполняет пустоту, нивелирует одиночество. Я отношусь к этому с пониманием. Человек одинок по сути, он существует в большом пространстве, у него активная жизнь, но, когда он остаётся сам с собой, становится таким, какой есть. Многие этого боятся, а одиночества не надо бояться, надо принимать то, что к тебе идёт. А лежать и страдать... Во-первых, это смешно, во-вторых, мало что компенсирует. Я отношусь к этому спокойно. Я могу быть в большом пространстве, но могу быть и одна.

– Как к Вам пришло понимание того, что одиночество – это не страшно?

– Человек одинок по сути: он рождается одиноким и уходит одиноким. Многое зависит от того, как ты относишься к жизни. Человек – личность индивидуальная, сам с собою. Ему нельзя объяснить то, чего он не хочет слышать, нельзя его сделать счастливым насильно. У каждого есть своя жизненная линия, и каждый наш день даёт нам возможность менять себя, двигаться вперёд, смотреть, где ты себя расквасил.

– В детстве вы жили в частном доме. Хозяйство у Вас было?

– Нет, не было. Мой дед был полковником, его брат тоже был военным – полковник медслужбы. Они прошли через суровые вещи, и у них был один дом на двоих. Огромный дом. Мы с двоюродными сёстрами и братьями ходили через шкаф друг к другу.

– Как Ваша семья оказалась в Ташкенте?

– Мой дед – военный строитель, а дед Сурен – военный врач. В войну они оба дошли до Румынии, поэтому им дали большой дом в Ташкенте. В одной половине жил дядя Сурен и его дети – Надя и Маргарита, а во второй – мы.

Роксана Бабаян. Фото: личный архив
Роксана Бабаян. Фото: личный архив

– Как после окончания технического вуза Вас почти сразу же взяли в профессиональный оркестр…

– Так сложилось, что в Ташкент приехал легендарный джазмен Эдди Рознер с оркестром. Человек, который в 1944 году давал концерт в абсолютно пустом зрительном зале для одного слушателя – Иосифа Сталина. А мама прекрасно знала Рознера – она была в Совете композиторов Москвы. В общем, мы пошли к нему в филармонию. Мама меня ему представила, Рознер попросил спеть. Я исполнила ему какую-то джазовую композицию, потом спела колыбельную, и он сказал: «Роксана должна петь». Но мне предстояла защита диплома. «Защитишь диплом – прилетай! Поедешь на гастроли», – заявил он мне. И, чтобы не расстраивать отца, я сделала всё тихо. Защитилась и сказала ему, что еду отдыхать. И я рванула к Эдди Игнатьевичу. Меня прекрасно встретили в его семье…

– Как папа узнал?

– У меня было всего две репетиции, и мы отправились на гастроли. Приехали в Железноводск, где всегда отдыхал мой папа, так как у него были проблемы с желудком. А Эдди Игнатьевич, чтобы вы понимали, в конце афиши написал и мою фамилию. Папа любил музыку, обожал Рознера, и тут видит мою фамилию на афише. Он едва не упал в обморок, пришёл к Эдди Игнатьевичу и стал возмущаться, а Рознер ему и говорит: «Роксаночка должна петь. Вы сломаете её судьбу, если не позволите ей этого». Но у меня же было распределение… Тогда было с этим очень строго.

– А потом Вы попали в легендарный оркестр Орбеляна…

– Меня же вернули, прошло некоторое время, я уже семь месяцев работала в архитектурной мастерской, когда в Ташкент приехал Константин Орбелян. И мама вновь поучаствовала в моей судьбе, знала, что я задыхаюсь, и меня забрали. Отец снова не знал, но потом я ему позвонила, мы поговорили, и он понял, что против лома нет приёма. Это была стихия…

– Кстати, о стихиях. Вы помните землетрясение 1966 года?

– Конечно.

– Как это было Вашими глазами?

– Все те дворы, о которых я рассказывала, оказались разрушены. Некоторые даже не проснулись – это же произошло ночью. Я хорошо помню, как люди бежали кто куда в чём были. Нас переселили в жуткие многоэтажки в дальних районах. У нас было несколько комнат, но это всё равно было кошмаром. Это была катастрофа, землетрясение разрушило старый Ташкент. Многие люди уехали к родственникам.

– Как долго оно длилось?

– Трясло не один день… Город колбасило долго – никто не знал, что будет. Это была стрессовая ситуация, трагическая история замечательного, тёплого, уютного и хлебосольного Ташкента. Приехали строители, начали клепать блочные дома. Не было ни автобусов, ни троллейбусов, разрушились привычные дороги, закрылись предприятия.

– Когда Вы смогли успокоиться после случившегося?

– Я-то уехала. Мама сказала: «Уезжай». Буквально взашей меня выгнала. И я уехала к Орбеляну, но сердце-то у меня было там. Привести маму никак я не могла – она не хотела, до последнего упиралась.

– Конкурс в 1976 году в ГДР… Это была Ваша первая поездка за границу?

– Дрезден? Да, первая…

– Что Вас удивило там?

– Я про это даже не думала. Для меня важнее был сам конкурс. В моей профессии главное – ощущение и реакция на то, что я буду делать. Я даже не понимала, что есть риск проиграть.

– Вы ехали только за победой?

– Да! Я хотела и знала, что всё сделаю сама. Мама научила меня великому стратегическому мышлению, плюс техническое образование. В общем, у меня даже сомнений не было, что всё получится. Было просто огромное желание это сделать.

– Пробиться на этот конкурс было трудно?

– Для меня не было слова «пробиться».

– Многие же хотели?

– Я настолько честно существовала в этом пространстве, что Господь мне помогал. Во-первых, я перевела песню на немецкий язык, во-вторых, поскольку я всегда увлекалась джазом, мы были в контексте. В-третьих, я приехала как леди, которая приехала из солидной страны, и ей не стыдно… У меня всё было на пятёрку, в том числе шикарное платье, купленное у спекулянтов, которое стоило бешеных денег.

– Сами ходили по спекулянтам?

– Да, они были всем известны. Помню, платье стоило 500 рублей, а зарплаты тогда были 80-100. Более того, мне надо было два платья.

– То есть 1000 рублей…

– Да, я ехала туда полностью экипированная, и мне хотелось это сделать.

Бабаян всегда отличалась изысканными нарядами. Фото: личный архив
Бабаян всегда отличалась изысканными нарядами. Фото: личный архив

– И Вы это сделали…

– Да, причём сделала так, что об этом говорили. Я получила все премии, а потом организовала для руководителей и участников большой приём. Это был жест доброй воли. Когда же мы пересекались с ними, уже после банкета, они вспоминали с возгласом: «О, Роксана!» В общем, хорошо провели время: поели хорошо и выпили. Хочу сказать, что все конкурсы, которые я выиграла потом, были по той же схеме, причём все приключенческие. Я была единственная, кто поехал на Кубу. И когда кубинский артист Рэмберт Эгуэс узнал, что его песню будет петь русская артистка, он орал, кричал и бился головой об стенку. Он не думал, что человек из Советского Союза может спеть такую песню. Но я смогла…

– Но на Кубу Вы поехали уже опытной артисткой. В ГДР же состоялся Ваш дебют. Как он изменил Вашу жизнь?

– Он мне дал толчок двигаться дальше.

– Первая заграница…

– Я её и не видела даже. Конкурс, второй конкурс, гала-концерт - и домой.

– Как отнесся к Вашим успехам отец? Признал, что был неправ?

– Конечно, он сдался. Мои родители тогда уже жили врозь, поэтому я могла манипулировать этими вещами. Он поцеловал меня и ничего не сказал.

Роксана Бабаян и Михаил Державин прожили вместе 37 лет. Фото: личный архив
Роксана Бабаян и Михаил Державин прожили вместе 37 лет. Фото: личный архив

– Хочу поговорить о Вашей паре с Михаилом Михайловичем. Как Вы познакомились?

– Это была какая-то общая история. Мы ехали в Джезказган, мои прежние отношения были на излёте. И этот брак был как «притулиться».

– Вы говорили, что Ваш первый брак был для прикрытия. Кто кого прикрывал?

– Было очень много талантливых ребят, которых Орбелян приглашал из других городов – это была традиция. Отличный парень был и Женя (Евгений Томах, умер 18 сентября 2019 года. – Прим. ред.). К сожалению, его уже нет. Это была очень милая история, я вышла за него замуж. Мы вместе ездили, у него замечательная семья. Последний раз его родителей я видела в Тель-Авиве: у меня были гастроли. Мама у него еврейка, папа – русский. Женя был очень хорошим человеком, но это была временная история, поэтому, когда мы встретились с Михал Михалычем, я была свободна в этом смысле…

– Когда Вы поняли, что Михал Михалыч – это Ваш человек?

– Трудно сказать. Когда происходят, на первый взгляд, неожиданные вещи, они не просто так. На всё воля Божья. Я была тогда свободна, Михал Михалыч был условно свободен. Эта история никому не повредила. Я тогда как раз прилетела с Кубы и должна была лететь в США, но комсомольский начальник мне сказал: «Не полетишь в Джезказган - не полетишь в США». В общем, я вернулась с Кубы, и на следующий день в 8 утра у меня был самолёт в Джезказган. И это было самое замечательное место в моей жизни. Там было много народу – киношники, театралы, в том числе и Михал Михалыч, которого тоже в последнюю секунду буквально позвали в эту поездку.

– В такой огромной компании интересных людей Вы выделили Михал Михалыча…

– Представляете, мы приехали туда, а нас там никто не ждал. И это была самая главная непонятность, которая только может быть в жизни, словно Господь специально для нас с Мишей это устроил, чтобы мы встретились. После Джезказгана через две недели я улетела в Африку на три месяца – у меня были там очень бурные концерты для коренного народа. Я вернулась, и мы опять встретились…

– Вы даже смогли найти контакт с бывшей женой Державина… На чём Вы сошлись?

– На том, что никто ни у кого ничего не отнял. Просто наступает момент, когда всё уходит.

– А ещё интересно то, что Вы сразу подружились с мамой Михал Михалыча. Как Вам удалось найти общий язык со свекровью? Поделитесь секретом.

– Никакого секрета нет. У Михал Михалыча оказалась весёлая, замечательная маман, с юмором. Она такую прошла жизнь! А какой у неё был супруг – звезда Вахтанговского театра! У неё трое детей было… Михал Михалыч был очень привязан к своим корням, он рано потерял отца, и Ираида Ивановна осталась одна с тремя детьми на руках. Михал Михалыч был старшим, потом Анечка и Танюшка. И эта квартира для него была очень дорога. Я это поняла, поняла, что никакие хоромы, которые нам предлагали, не компенсируют ему спокойного, радостного ощущения от того, что он может с четвёртого этажа на второй спуститься в халате и в тапках, чтобы увидеть маму, Таню.

Михаил Державин с семьёй. Фото: личный архив семьи Державиных
Михаил Державин с семьёй. Фото: личный архив семьи Державиных

– Александр Анатольевич Ширвинд также играл большую роль в жизни Михал Михалыча. Переживали за то, как он Вас примет?

– Ни секунды. Это не просто идеальные отношения. Это моя родня…

– Вы видели, как рождались их искрометные шутки?

– Конечно! Обычно это происходило у Шурика или у нас. Если я слышала взрывы хохота, сразу шла слушать, что там они напридумывали. Это была такая радостная творческая ситуация. Это было абсолютно органично, это была жизнь.

– Помните, как они придумали легендарную сценку «Эльдар» в честь Эльдара Рязанова?

– Конечно… Эльдар Саныч Рязанов – близкий наш друг, а номер был связан, кажется, с его юбилеем. Они моментально всё придумали.

– Во время выступления у него на ногах были женские туфли 43 размера. Где Вы их взяли?

– Купили. Они были новые. Помню, как он их примерял, ходил в них по квартире – сбежались все. Хохотали невероятно…

Михаила Державина и Александра Ширвиндта связывала многолетняя дружба. Фото: личный архив
Михаила Державина и Александра Ширвиндта связывала многолетняя дружба. Фото: личный архив

– Отпуск Вы всегда проводили вместе, несмотря на то что работали вместе… Как Вы отдыхали?

– Это были охотничьи истории…

– На охоту ходили?

– Нет, это были какие-то немыслимые приключения. Мы старались забраться туда, где нас не найдут. Среди каких-то камышей. Мы ставили палатки, чего я терпеть не могу. Я боялась змей, поэтому всегда спала в машине. Михал Михалыч и Александр Анатольевич – в палатке. Со мной спала собака, иногда мы брали внука Александра Анатольевича и, конечно, Таточку…

– За рулём был Михал Михалыч?

– Да, меня не допускали. «С твоим темпераментом ездить нельзя», – говорили мне.

– Михал Михалыч любил розыгрыши. Вас он разыгрывал?

– Конечно, много раз. А какие прекрасные шаржи он рисовал! Он ведь был блестящий художник. Он мог нарисовать рубль или три рубля. И на секунду казалось, что это реально деньги. А розыгрыши он придумывал очень обаятельно и смешно.

Роксана Бабаян, Михаил Державин и Александр Ширвиндт. Фото: личный архив
Роксана Бабаян, Михаил Державин и Александр Ширвиндт. Фото: личный архив

– Как Вы реагировали?

– Хохотала. История наших взаимоотношений – очень радостная. Все наши поездки и посиделки… Ни разу не было никакого раздражения.

– Вы вместе прожили 37 лет. Какое самое важное событие в вашей жизни Вы можете назвать?

– То, что мы поженились. Это событие всё и определило. Иногда мне, конечно, хотелось прибить своего мужа... Понимаете, мужчины думают иначе, у нас же другая логика, другие темпераменты, но они, как правило, правы по максимуму. Их логика более конструктивна, наша же более эмоциональная и лёгкая. У женщин такая задача – лавировать в различных ситуациях. А у мужчин другая задача, поэтому они для меня великая ценность.

– Какие чисто мужские фишечки Вы прощали мужу?

– Я опасалась за его здоровье – он был очень хрупким, только в этом смысле я могла как-то злиться. Например, он не выпил лекарство. Порой я готова была его прибить за это.

Михаил Державин. Фото: личный архив
Михаил Державин. Фото: личный архив

– Диету пытался соблюдать?

– Михал Михалыч и диета – это две разные вещи. Его невозможно было посадить на диету.

– Ему нельзя было что-то запретить?

– Ну что вы? Он мог сказать: «Да, конечно» и тут же забыть. Мужчины – они другие, их просто надо принимать. И если корректировать, то деликатно. Так, чтобы это не было взрывоопасно. Мужчину исправить невозможно, мне так кажется.

– Вы как-то сказали, что живёте в своём мире и по своим правилам. Что это за мир и что это за правила?

– День прошёл - и слава Богу. Что нужно? Что не нужно? Во имя чего? Мы же каждый раз оцениваем… Жизнь, она идёт в движении, и мы в этом движении растём или деградируем, признаём свои ошибки или не признаём. Бог даст день, Бог даст пищу…

БУМАЖНОЕ ИЗДАНИЕ ГАЗЕТЫ «ЖИЗНЬ»
ПОДПИСКА НА ГАЗЕТУ
Ягафарова Юлия 
Посещая сайт zhizn.ru, Вы соглашаетесь с приложенной Политикой обработки Персональных данных и с использованием файлов cookie, указанных в данной Политике.