Коллаж: Ксения Михед
Обложка © Георгий Милляр. Фото: legion-media.ruОбложка © Коллаж: Ксения Михед

Он стал лучшей Бабой-Ягой мирового кино! 120 лет со дня рождения Георгия Милляра

Он был аристократом с французскими корнями, жил с матерью до 65 лет и мечтал о роли Цезаря... Но стал лучшей Бабой-Ягой мирового кино! 120 лет со дня рождения Георгия Милляра...

Баба-Яга, Кащей Бессмертный, Чудо Юдо... Всё это - неповторимые образы великого и ужасного Георгия Милляра. Со дня рождения актера, подарившего миру кино несколько культовых и любимых сказочных персонажей, исполнилось 120 лет.

О непростой судьбе и бешеной популярности легенды читайте в нашем материале.

История Георгия Милляра началась в далеком 1903 году. Будущий актер родился 7 ноября прошлого века в Москве в состоятельной семье французского инженера Франца де Мильё, который приехал из родного Марселя на работу в Российскую империю, и Елизаветы Журавлевой - дочери состоятельного золотопромышленника. Мальчику не было и трех лет, когда не стало его отца, и мать, опасаясь волнений, увезла сына в Геленджик. Там и прошло детство Георгия в окружении гувернанток-француженок и преподавателей по музыке и иностранным языкам.

Молодой Милляр. Фото: личный архив
Молодой Милляр. Фото: личный архив

Безбедная жизнь Георгия закончилось с приходом революционеров в 1917 году. У семьи де Мильё отобрали все: и дом в Геленджике, и дачу в Подмосковье, и квартиру в Москве, превратив её в коммунальную, в которой владельцам выделили всего одну комнатушку.

Революция отняла у нашей семьи деньги, квартиру, дачу и даже фамилию: из де Мильё я стал просто Милляром.
вспоминал Георгий Милляр в биографии “Я – второй Раневская, или Й – третья буква”

Пережитое потрясение оставило отпечаток в сердце Георгии на всю жизнь, и советскую власть он побаивался. Чтобы не привлекать внимание он сменил фамилию и стал Милляром, а о владении французским и немецким языками предпочитал не распространяться.

В течение всей своей жизни Георгий Францевич не рассказывал никому о своей жизни. Когда в анкетах надо было указать знание иностранных языков, он ставил прочерк, хотя свободно владел французским и немецким. Когда надо было указать семейное происхождение, писал: "Родился в семье жел. дор. служащих". А по-французски у него время от времени проскакивало, вспоминали коллеги. Воспитание с боннами и гувернантками не могло пройти даром. Многие, хорошо знавшие Милляра, называли его «породистым» человеком".
из мемуаров Георгия Милляра “Я – второй Раневская, или Й – третья буква"

Угловатая внешность, сотрудничество с Роу и успех Бабы-Яги

Маленький аристократ всегда питал особую любовь к искусству и в частности горел театром. С семи лет он мечтал, что однажды, как и его тётя, станет актером и уверенно шёл к цели. Сразу после школы парень устроился в театр в Геленджике бутафором и как-то раз заменил заболевшего артиста. Талант в Георгии разглядели и начали давать роли, а в 1924 году он отправился в школу при Московском театре Революции.

Несмотря на сложности с дикцией и непривычную, угловатую для актеров внешность, Милляр окончил образование и был принят в труппу. Георгий успешно играл в спектаклях, срывал овации и мечтал о кино…

Прежде, чем получить первые роли в фильмах, Георгию пришлось пройти через череду провалов. Слишком уж парень волновался на пробах, но зато сумел запомниться классику киносказок Александру Роу, который через некоторое время пригласил актера на роль царя Гороха в "По щучьему велению" (1938 г.).

Кадр из сказки "Морозко", реж. Александр Роу, 1964 год
Кадр из сказки "Морозко", реж. Александр Роу, 1964 год

Со сбритыми волосами и бровями Милляр вызывал шок на лицах знакомых, но зато получил высокие оценки от критиков и зрителей. В итоге сотрудничество с Роу переросло в многолетнюю дружбу и множество совместных проектов.

Когда режиссер начал работу над "Василисой Прекрасной" (1939 г.), он долго не мог найти подходящую актрису на роль Бабы-Яги. Пробовалась даже Фаина Раневская, но все было не то, и за советом Александр пришел к другу. Георгий предложил свою кандидатуру, ведь никакая женщина не позволит себя так изуродовать, а он был готов стерпеть все. В итоге этот образ стал одним из самых запоминающихся в карьере Милляра, причем возвращался он к нему ни раз.

Второй раз в образе Бабы-Яги Милляр появился в сказке "Морозко" (1964 г.), потом были "Огонь, вода и... медные трубы" (1967 г.) и "Золотые рога" (1972 г.). А ведь еще было озвучивание той же героини в мультфильме “Царевна-лягушка” (1954 г.).

"Кащей Бессмертный" в исполнении Милляра пугал лошадей

Нечисть у Георгия получалась фантастическая и фантастически обаятельная, однако образ Кащея Бессмертного в копилке ролей актёра стоит особняком. В одноименном фильме Милляр создал мистический и совершенно ужасающий образ... Впрочем, не обошлось без удивительных совпадений.

Съёмки шли в эвакуации в Душанбе, в разгар Великой Отечественной войны, и в это время Милляр страдал от малярии. От болезни актер сильно похудел и весил всего 45 кг, отчего образ Кащея получился ещё более устрашающим.

Кадр из фильма "Кащей Бессмертный", реж. Александр Роу, 1945 год
Кадр из фильма "Кащей Бессмертный", реж. Александр Роу, 1945 год
Мне нравилось быть и чертом, и подводным царем Чудо-Юдо, и злодеем Кваком, и оборотнем, но меня боятся даже животные. Когда я однажды на съемках в образе Кащея предстал перед лошадью, она встала на дыбы и отказалась подпускать меня к себе. Приходилось завязывать ей глаза".
вспоминал Георгий Милляр в биографии "Я – второй Раневская, или Й – третья буква"

Премьера киноленты состоялась 9 мая 1945 года, и многие зрители начали считать "Кащея Бессмертного" олицетворением победы над нацизмом, но сам актер такой параллели никогда не проводил.

Как и с Бабой-Ягой к образу Кащея Милляр возвращался несколько раз, а в одном из последних фильмов "Пять похищенных монахов" (1991 г.) он и вовсе сыграл бандита по прозвищу "Кащей".

Так Георгий стал "официальным" представителем нечистой силы советского кино. Кого он только не играл: лешего, ведьму, Кощея, Бабу-Ягу… А накануне Нового 1970 года состоялась премьера фильма-сказки "Варвара-краса, длинная коса", где Милляр появился в роли подводного царя Чудо-Юдо.

Кадр из фильма "Варвара-краса, длинная коса", реж. Александр Роу, 1970 год
Кадр из фильма "Варвара-краса, длинная коса", реж. Александр Роу, 1970 год

К слову, это была одна из последних главных ролей в фильмографии актера - после он снимался только на втором плане. И хотя он имел за спиной внушительную толпу поклонников, а список работ стремительно приближался к 250, звание народного артиста Милляру дали только в 1988 году. Впрочем, для скромного актера это было не столь важно, ведь он и так знал, что его любят по всей стране.

Кадр из фильма "Варвара-краса, длинная коса". Фото: legion-media.ru
Кадр из фильма "Варвара-краса, длинная коса". Фото: legion-media.ru

Милляр жил с матерью до 65 лет, а потом женился по совету Роу

Однако, если с кино было все понятно, то личная жизнь актёра была очень и очень запутанной. Вокруг неё всегда ходило много разных слухов. По одним данным, впервые актер женился еще в начале карьеры на молодой актрисе, но брак не был счастливым. Пара все никак не могла стать родителями, а когда жена пришла с вестью о долгожданной беременности, Георгий признался, что у него бесплодие. Оскорбленный изменой супруги, мужчина подал на развод и вновь обрести семейное счастье смог только в преклонные годы, а до этого момента жил с матерью. Почти до 65 лет...

По совету друга Роу, Миллер сделал предложение соседке по коммуналке. У Марии на войне погиб муж, а дети давно выросли, и сначала она ответила категоричным "нет", но актер смог убедить, что двум одиноким пожилым людям лучше быть вместе. Свадьбу сыграли в первый съемочный день сказки "Варвара-краса, длинная коса" (1970 г.).

В итоге они прожили счастливую, полную уважения и любви, жизнь. Хотя и этот брак оказался в центре слухов, мол артист женился, дабы избежать статьи за мужеложство. Впрочем, в те годы подобные домыслы ходили вокруг многих артистов, чья личная жизнь находилась под завесой тайны.

Актёр с женой Марией Васильевной. Фото: личный архив
Актёр с женой Марией Васильевной. Фото: личный архив

Поговаривали также, что у Георгия были проблемы с алкоголем - часто на съемки он проносил спиртное и был слегка выпившим, но все равно ни разу не сорвал дубль и работал на совесть. А на творческих мероприятиях за ним присматривала коллега, Раиса Рязанова, по просьбе супруги актёра.

Этот старый смешной человечек был единственным в нашей среде, с кем я ощущала себя если не королевой, то женщиной точно!
рассказывал в одном из интервью звезда картины "Москва слезам не верит"

"Шекспировский Цезарь, Вольтер, Суворов — вот о чем я, грешный, мечтаю"

В последние годы любимец многих поколений редко появлялся на экранах, но с радостью соглашался на все предложения. Однажды его даже пригласили выступить перед детьми накануне 85-летия в концертном зале “Россия”, и он нарисовал 850 открыток, подписал каждую, чтобы раздать на память, но за Георгием не приехали и не позвонили, чтобы предупредить об отмене его участия. Ситуация произошла крайне неприятная, и коллеги позже очень переживали - он ведь наверняка готовился с самого утра.

Милляр мечтал до последнего сниматься в кино, но после смерти друга, режиссера Александра Роу, часто оставался не у дел и мелькал лишь в эпизодах. Мечта же сыграть серьезного персонажа, вроде полководца Суворова, так и не исполнилась. О том, что актер - это кладбище несыгранных образов, он писал еще в своем “Алфавите”, придуманном, чтобы веселить друзей.

Сказочные образы — моя стихия, моя привязанность, но как хочется сыграть однажды роль глубокую, психологическую. Слепить характер сильный, острый, самобытный. Шекспировский Цезарь, Вольтер, Суворов — вот о чем я, грешный, мечтаю.
делился Георгий Милляр

Легендарного актёра не стало 4 июня 1993 года - он умер тихо, во сне. Ему было 89 лет.

БУМАЖНОЕ ИЗДАНИЕ ГАЗЕТЫ «ЖИЗНЬ»
ПОДПИСКА НА ГАЗЕТУ
Кочкина Анастасия