Картина, снятая по мотивам народных сказок про Емелю, оставляет после себя больше вопросов, чем ответов
В последние годы на экраны российских кинотеатров с завидной скоростью выходят фильмы по мотивам старых-добрых сказок. Новую версию "По щучьему велению" представили создатели хита "Конёк-Горбунок" (2021 г.).
О том, какой получилась история про Емелю и стоит ли её смотреть, разбираем в материале "Жизни".
Сначала коротко о сюжете... В центре событий - простой деревенский парень Емеля, в котором удивительным образом сочетаются лень, глупость и отвага. Наверное, он всю жизнь пролежал бы на печи, если бы не одно событие. В его руки попала самая настоящая волшебная Щука. По закону жанра, первые два желания он потратил абсолютно бездарно: путешествовал прямо на печи и устроил лето посреди зимы, что в итоге привело к сельскохозяйственному кризису.
Третье желание Емеля тратить не спешил, ведь задумал жениться на царевне. В его воображении он - завидная кандидатура в женихи, стоит ли говорить, что царская дочка с этим не согласна совсем… У той уже есть подходящий британский кандидат, а потому от нерадивого простака девушка ожидала доказательств серьезности намерений. То ей баян-самоигран достать надо было, то скатерть-самобранку, а то и вовсе отправила в царство Кащея за благословением покойной матушки. Пока, вроде, примерно по тексту...
Но дальше начинается новенькое - во все эти захватывающие приключения Емеля отважно отправился с волшебной Щукой в человеческом обличии – Василисой.
На первый взгляд сюжет предсказуемый, но ведь и задачи придумать что-то эдакое не стояло, к тому же версий сказок про Емелю-дурачка и волшебную Щуку в славянской культуре целое множество. Кстати, первой экранизацией знакомых мотивов стал фильм 1938 года "По щучьему велению" с Петром Савиным, Марией Кравчуновской, Георгием Милляром и Софьей Терентьевой в главных ролях. Потом было снято несколько мультфильмов и фильм "Емеля-дурак" (1992 году) с актерами Александром Поляниным, Светланой Харитоновой, Юлией Ромашиной и Анатолием Кузнецовым.
Современные киношники, видимо, решили не изобретать велосипед и даже название использовали знакомое – "По щучьему велению", однако линий в сюжете все же от себя добавили. И тут зрителей, предвкушающих традиционные события, ожидало разочарование, потому что на экран вышла неоднозначная смесь сказок, а в самом сценарии прослеживаются "дыры".
Красочная картинка, соответствующая моментам музыка, добрый посыл и...вялое развитие событий, которое затянулось на целых два часа... Однако и за это время создатели ленты не смогли раскрыть всё, а некоторые события и вовсе лишены логики. На выходе из кинозала остались вопросы, например, откуда мама Емели знала песню Кота-баюна, как тот пришел к такой жизни или почему при влиятельном отце Василиса должна была выйти замуж за подводного царя. К слову, почему её превратили в Щуку, тоже осталось за кадром. В фильме полно намёков, но до конца линии не раскрыли зрителям. Догадайся, мол, сама... В общем, всё, как мы любим.
Отсутствие логики в сюжете и некоторую затянутость повествования скрасили мимолетные шутки и талантливые актеры. Мила Ершова идеально подошла на роль Василисы, а Юрий Колокольников прекрасно справился с ролью глуповатого англичанина. Но наиболее харизматичными оказались Анфиса Алины Алексеевой, Царь Романа Мадянова, а также мать царевны в исполнении Агриппины Стекловой, а как Сергей Бурунов озвучил Кота-баюна…
Кстати, современный Емеля в лице Никиты Кологривова внешне похож со своими предшественниками – Петром Савиным и Александром Поляниным. В общем актерский состав порадовал, но вопросы к сюжету от этого никуда не делись.
На протяжении всего фильма глупый, но отважный Емеля боролся за руку и сердце царевны, осознавал для себя важные вещи, но в целом двухчасовая история не привела к какому-то глубокому смыслу в финале, который, казалось, должен был быть.
Можно было бы подумать, что "По щучьему велению" - это история о том, как добро победило зло, но нет… В этом фильме даже нет как таковых злодеев. Тот же Кащей показан, как простой отец трудного подростка, а Анфиса – капризная и избалованная наследница, которая не хотела выходить замуж за деревенского парня, но попытки сделать из неё главного антагониста не были удачными, и в конце она в некотором роде обрела то, о чем мечтала, вместо урока получив вполне устраивающий ее финал. К тому же и самого Емелю назвать однозначно положительным героем нельзя: все-таки поступки его часто были эгоистичными. Например, про слепого отца он не вспоминал, пока ему не напомнили.
В итоге получился неплохой красочный фильм по мотивам старых сказок, идеально подходящий для семейного похода в кинотеатр с детьми. Но взрослой аудитории вряд ли будет интересно наблюдать за происходящим на экране все два часа, да и дети некоторые шутки в силу возраста не поймут...