Общался с Булгаковым и Ильфом, поднял дочь с ДЦП и терпеть не мог своего "Гошу" из "Москва слезам не верит". 95 лет со дня рождения Алексея Баталова
"Георгий Иванович, он же Гога, он же Юрий, он же Гора, он же Жора"... И просто интеллигент из известной театральной семьи. Он рос среди знаменитых актеров, поэтов и писателей, впитывая в себя атмосферу высокого искусства. Наверное, поэтому позднее сам блестяще воплощал на экране самые разные образы: от слесаря до ученого. Сегодня 95 лет со дня рождения выдающегося советского актера Алексея Баталова.
О том, как Баталов стал актёром и что ему пришлось пережить на его жизненном пути, материал "Жизни".
Артист родился в семье актеров МХАТа, Владимира Баталова и Нины Ольшевской, 20 ноября 1928 года. Помимо родителей мальчика, в том же театре служили его дядя и тетя, а вот бабушка и дедушка были врачами, но о том, чтобы пойти по их стопам, в медицину, Леша никогда не думал. Жизнь среди реквизитов и декораций в комнатке закрытого двора Московского Художественного театра определила судьбу парня.
В начале 1930-х годов Владимир и Нина развелись, и вскоре у маленького Леши появился отчим – писатель Виктор Ардов. Окружение у него было весьма интеллигентное и очень знаменитое, поэтому частенько на огонек к семье заходили актёры, писатели и поэты: Фаина Раневская, Анна Ахматова, Михаил Булгаков, Борис Пастернак, Осип Мандельштам, Михаил Зощенко. Это не могло не оставить свой след - с самого детства Баталов общался только с выдающимися людьми.
Детство в окружении таких людей воспитало в мальчике настоящего интеллигента, а в 1941 году размеренная жизнь, наполненная домашними посиделками и премьерами, резко изменилась…
Спустя годы Алексей Баталов признавался, что именно с началом Великой Отечественной войны его детство закончилось. С мамой и братьями, Михаилом и Борисом, подростка эвакуировали в город Бугульма, где Нина Ольшевская организовала театр для местных жителей. Леша активно помогал с реквизитом, управлял занавесом, а вскоре и сам стал одним из актеров.
После войны театр продолжал свою работу и гастролировал по всей стране, а в 2008 году Бугульминскому государственному русскому драматическому театру было присвоено имя Алексея Баталова.
Вернувшись из эвакуации в Москву, Баталов продолжил обучение в школе и благодаря хорошей успеваемости оказался на съемках киноленты "Зоя" (1944 г.). В класс пришли представители киностудии и заприметили фактурного юношу. Алексей сыграл одноклассника партизанки-разведчицы Зои Космодемьянской. Роль небольшая и в титрах парня даже не указали, но старт был задан.
После окончания школы Алексей ожидаемо отправился поступать в Школу-студию МХАТ и поступил, правда, со второго раза, а выпустившись в 1950 году, начал служить в Центральном театре Советской Армии. Через пару лет Баталов снова снялся в небольшой роли в кино, а 1954 году, уже будучи актером МХАТа, Алексею досталась первая главная роль в драме "Большая семья". К слову, из-за этой работы парня выгнали из театра, впрочем, больших ролей тогда у него и не было - постоянно терялся в массовке.
Фильм принес молодому артисту первую славу, а с режиссером картины Иосифом Хейфицем он работал еще в лентах: "Дело Румянцева" (1955 г.), "Дорогой мой человек" (1958 г.), "Дама с собачкой" (1960 г.), "День счастья" (1963 г.), "В городе С." (1966 г.) и во всех, кроме последней сыграл главных персонажей.
К концу 50-х Баталов был уже знаменитым артистом, но картина "Летят журавли" (1957 г.) сделала его по-настоящему любимым российскими зрителями. Военная драма режиссера Михаила Калатозова единственная в стране получила "Золотую пальмовую ветвь" на кинофестивале в Каннах. Экранизация пьесы Виктора Розова "Вечно живые" стала хитом не только в СССР, но и за его пределами.
Французский режиссер Клод Лелуш признавался, что регулярно пересматривает советский шедевр спустя десятилетия: "Он не устарел ни в чём, по-прежнему великолепен. Я не видел более прекрасного фильма из России. Думаю, я в принципе не видел фильма лучше этого. Не кино, а чудо. Хотя в СССР было немало гениев…".
Потом была киноповесть Михаила Ромма "Девять дней одного года" (1962), в которой Алексей сыграл физика-ядерщика. Фильм стал лидером проката и был признан лучшим, а Баталов стал актером года. Позднее, через два года, Алексей Владимирович получил звание заслуженного артиста. Казалось, Баталов сыграл уже всё... Да и герои были уже новые. Однако он вновь удивил...
Очередную волну популярности в 1980 году актёру принесла культовая мелодрама "Москва слезам не верит", которая получила престижную премию "Оскар". Фильм мгновенно стал любимым для многих, а зрительницы не теряли надежды встретить в электричке такого же Гошу, каким его показал Алексей Баталов. Примечательно, что сам актер восхищений не разделял и считал своего персонажа далеким от идеала.
И тем не менее, для очень многих поклонников советского кино Баталов - это "Гога, он же Жора, он же Гоша".
Первую супругу Алексей Владимирович встретил еще в детстве. Художник Константин Ротов некоторое время работал с отчимом будущего актёра, и мальчик познакомился с Ириной Ротовой. Дружба переросла в первое чувство влюбленности, и в 1948 году пара поженилась, а через семь лет после свадьбы они стала родителями дочери Надежды, которая позднее стала переводчиком.
Казалось бы, живи и радуйся, но семейное счастье молодых омрачала занятость Алексея карьерой. Он был поглощен миром кино и времени на жену и дочь не оставалось. Такой расклад Ирину не устраивал, к тому же, "добрые люди" ей донесли, что на съемках очередного фильма муж крутил роман, тот, конечно, отрицал адюльтер, но в 1958 году они развелись. Сохранить хорошие отношения им не удалось, и с дочкой Алексей общался не часто.
В статусе холостяка актер ходил недолго. С цирковой артисткой Гитаной Леонтенко Алексей познакомился еще во времена съемок криминальной драмы "Дело Румянцева" в 1955 году. Однажды он пошел в цирк и увидел там девушку, которая выполняла сложные трюки на лошади. Редкие встречи переросли в роман, а в 1963 году артисты расписались без пышного торжества.
В 1968 году у пары родилась дочь Мария. Малышка получила родовую травму и после ей диагностировали ДЦП.
Родителям пришлось приложить много усилий, чтобы девочка смогла во всех смыслах встать на ноги. Гитана бросила работу в цирке, а Алексей все меньше снимался в кино, и к концу 90-х совсем пропал с экранов, разве что в 2006 году сыграл камео в "Карнавальной ночи-2, или 50 лет спустя". Благодаря усилиям родителей Мария успешно окончила сценарный факультет ВГИКа и стала писательницей.
Алексей Баталов подарил зрителям много запоминающихся ролей и несколько фильмов, как режиссер и сценарист: "Шинель" (1959 г.), "Три толстяка" (1966 г.), "Игрок" (1972 г.). Помимо этого, он ставил радиоспектакли, озвучивал мультфильмы, писал мемуары и преподавал во ВГИКе. Он прожил интересную и счастливую жизнь, которая оборвалась на 89 году…
Актер долгое время страдал головокружениями из-за проблем с сосудами и во время очередного приступа упал и сломал шейку бедра. Зимой 2017 года ему сделали операцию и стены больницы великий актёр уже не покинул - Алексей Баталов умер во сне 15 июня 2017 года.
Одна жена погибла, вторая ушла к Безрукову, а третья стала музой. Ливанову - 70!
Хотел стать машинистом, но триумф на "Юрмале" сделал его звездой. Малинину - 65!
365 дней взаперти и без связи. Шесть человек решились на космический эксперимент