Коллаж: Ксения Михад
Обложка © Алексей Баталов. Фото: legion-media.ruОбложка © Коллаж: Ксения Михад

Общался с Булгаковым и поднял дочь с ДЦП. 95 лет со дня рождения Баталова

Общался с Булгаковым и Ильфом, поднял дочь с ДЦП и терпеть не мог своего "Гошу" из "Москва слезам не верит". 95 лет со дня рождения Алексея Баталова

"Георгий Иванович, он же Гога, он же Юрий, он же Гора, он же Жора"... И просто интеллигент из известной театральной семьи. Он рос среди знаменитых актеров, поэтов и писателей, впитывая в себя атмосферу высокого искусства. Наверное, поэтому позднее сам блестяще воплощал на экране самые разные образы: от слесаря до ученого. Сегодня 95 лет со дня рождения выдающегося советского актера Алексея Баталова.

О том, как Баталов стал актёром и что ему пришлось пережить на его жизненном пути, материал "Жизни".

Артист родился в семье актеров МХАТа, Владимира Баталова и Нины Ольшевской, 20 ноября 1928 года. Помимо родителей мальчика, в том же театре служили его дядя и тетя, а вот бабушка и дедушка были врачами, но о том, чтобы пойти по их стопам, в медицину, Леша никогда не думал. Жизнь среди реквизитов и декораций в комнатке закрытого двора Московского Художественного театра определила судьбу парня.

У мамы не было квартиры, и ей дали комнатку в закрытом дворе Московского Художественного театра. Представьте себе, все мои первые впечатления - этот закрытый двор, там, где декорации, где актеры ходят уже загримированные, где хранятся реквизит, костюмы. Его сейчас нет. Там что-то посносили, что-то расширили. А тогда это был совершенно недосягаемый для постороннего человека мир. Я в него попал, и он определил мою судьбу.
рассказывал однажды Баталов "Российской газете"

В начале 1930-х годов Владимир и Нина развелись, и вскоре у маленького Леши появился отчим – писатель Виктор Ардов. Окружение у него было весьма интеллигентное и очень знаменитое, поэтому частенько на огонек к семье заходили актёры, писатели и поэты: Фаина Раневская, Анна Ахматова, Михаил Булгаков, Борис Пастернак, Осип Мандельштам, Михаил Зощенко. Это не могло не оставить свой след - с самого детства Баталов общался только с выдающимися людьми.

Алексей Баталов в детстве с отцом. Фото: legion-media.ru
Алексей Баталов в детстве с отцом. Фото: legion-media.ru
Когда вместе с мамой я переехал в дом, где поселились писатели, вокруг нас появилось столько людей, связанных с событиями литературной жизни, с поэзией и непосредственно с Анной Андреевной, что в моем ребячьем сознании она сразу заняла особое, даже несколько таинственное, вроде инопланетянское место. Конечно, тогда эти люди были для меня просто дяди и тети; и только много лет спустя я начал осознавать их настоящие места и вспоминать лица, совмещая хмурого дядьку, жившего на последнем этаже по нашей лестнице, с Мандельштамом, а доброго и тоже в очках — с Ильфом​, веселого сказочника — со Светловым, папу Сережи — с Булгаковым, а хозяина замечательных игрушек — с Мате Залкой. И хотя я знал о Залке только то, что он живет на четвертом этаже и обладает заводным танком, все-таки и он, и они все уже были и какая-то особенная неповторимая атмосфера их жизни наполняла дом.
писал Алексей Баталов в своих мемуарах

Детство в окружении таких людей воспитало в мальчике настоящего интеллигента, а в 1941 году размеренная жизнь, наполненная домашними посиделками и премьерами, резко изменилась…

В эвакуации Баталов начал пробовать себя в качестве актёра

Спустя годы Алексей Баталов признавался, что именно с началом Великой Отечественной войны его детство закончилось. С мамой и братьями, Михаилом и Борисом, подростка эвакуировали в город Бугульма, где Нина Ольшевская организовала театр для местных жителей. Леша активно помогал с реквизитом, управлял занавесом, а вскоре и сам стал одним из актеров.

И вот именно война, эвакуация, судьба, забросившая нас в Бугульму и подарившая мне театр, которым руководила мама, эти изнуренные постоянным напряжением, случайно собравшиеся по обе стороны рампы люди, эти мучительно рождавшиеся спектакли открыли передо мной ту тайную дверь, за которой, точно синяя птица, скрывается вечная сила всякого театра.
писал Алексей Баталов в книге "Судьба и ремесло"

После войны театр продолжал свою работу и гастролировал по всей стране, а в 2008 году Бугульминскому государственному русскому драматическому театру было присвоено имя Алексея Баталова.

Выгнали из МХАТ, но получил роль в кино

Вернувшись из эвакуации в Москву, Баталов продолжил обучение в школе и благодаря хорошей успеваемости оказался на съемках киноленты "Зоя" (1944 г.). В класс пришли представители киностудии и заприметили фактурного юношу. Алексей сыграл одноклассника партизанки-разведчицы Зои Космодемьянской. Роль небольшая и в титрах парня даже не указали, но старт был задан.

После окончания школы Алексей ожидаемо отправился поступать в Школу-студию МХАТ и поступил, правда, со второго раза, а выпустившись в 1950 году, начал служить в Центральном театре Советской Армии. Через пару лет Баталов снова снялся в небольшой роли в кино, а 1954 году, уже будучи актером МХАТа, Алексею досталась первая главная роль в драме "Большая семья". К слову, из-за этой работы парня выгнали из театра, впрочем, больших ролей тогда у него и не было - постоянно терялся в массовке.

Кадр из фильма "Большая семья". Фото: legion-media.ru
Кадр из фильма "Большая семья". Фото: legion-media.ru
В первой картине "Большая семья" по роману Всеволода Кочеткова "Журбины" меня уговорил сниматься Иосиф Ефимович Хейфиц. И, когда я поехал туда, меня выгнали из театра, потому что не полагалось молодому актеру, даже из МХАТа, вдруг ни с того ни с сего все бросить и уехать работать в каком-то кино. Поэтому я собственными руками подписал бумагу, ушел из МХАТа и пошел сниматься к Хейфицу.
рассказывал Алексей Баталов “Российской газете”

Фильм принес молодому артисту первую славу, а с режиссером картины Иосифом Хейфицем он работал еще в лентах: "Дело Румянцева" (1955 г.), "Дорогой мой человек" (1958 г.), "Дама с собачкой" (1960 г.), "День счастья" (1963 г.), "В городе С." (1966 г.) и во всех, кроме последней сыграл главных персонажей.

Когда Иосиф Ефимович Хейфиц дерзнул попробовать меня на роль Гурова для чеховской "Дамы с собачкой"​, в кулуарах студии тотчас взметнулся ураган недоумений, несогласий и разочарований. До меня долетали обрывки разговоров и всяких высказываний почтенных режиссеров, из коих, кроме того, что я вообще не гожусь для этой работы по своему человеческому складу, который, скорее, подходит рабочему парню из "Большой семьи" или шоферу Румянцеву, но уж никак не чеховскому герою, я понял, что большинство людей представляют себе Гурова почти таким, каким представляют себе самого Антона Павловича​, то есть типичным русским интеллигентом конца прошлого века и уж обязательно человеком, что называется, в возрасте, значительно старше, чем я был в 1959 году.
писал Алексей Баталов в книге “Судьба и ремесло”

"Летят журавли" и оглушительный успех

К концу 50-х Баталов был уже знаменитым артистом, но картина "Летят журавли" (1957 г.) сделала его по-настоящему любимым российскими зрителями. Военная драма режиссера Михаила Калатозова единственная в стране получила "Золотую пальмовую ветвь" на кинофестивале в Каннах. Экранизация пьесы Виктора Розова "Вечно живые" стала хитом не только в СССР, но и за его пределами.

Кадр из фильма "Летят журавли". Фото: legion-media.ru
Кадр из фильма "Летят журавли". Фото: legion-media.ru

Французский режиссер Клод Лелуш признавался, что регулярно пересматривает советский шедевр спустя десятилетия: "Он не устарел ни в чём, по-прежнему великолепен. Я не видел более прекрасного фильма из России. Думаю, я в принципе не видел фильма лучше этого. Не кино, а чудо. Хотя в СССР было немало гениев…".

Потом была киноповесть Михаила Ромма "Девять дней одного года" (1962), в которой Алексей сыграл физика-ядерщика. Фильм стал лидером проката и был признан лучшим, а Баталов стал актером года. Позднее, через два года, Алексей Владимирович получил звание заслуженного артиста. Казалось, Баталов сыграл уже всё... Да и герои были уже новые. Однако он вновь удивил...

Кадр из фильма "Москва слезам не верит", реж. Владимир Меньшов, 1980 год
Кадр из фильма "Москва слезам не верит", реж. Владимир Меньшов, 1980 год

Очередную волну популярности в 1980 году актёру принесла культовая мелодрама "Москва слезам не верит", которая получила престижную премию "Оскар". Фильм мгновенно стал любимым для многих, а зрительницы не теряли надежды встретить в электричке такого же Гошу, каким его показал Алексей Баталов. Примечательно, что сам актер восхищений не разделял и считал своего персонажа далеким от идеала.

Все дело было в необходимости хэппи-энда. Толстой, кстати, издевался над этим. Он говорил: когда я читаю в финале романа, что они поженились, у меня возникает впечатление, что человека загнали в клетку ко льву и на этом оборвалось повествование. Да и какой же Гоша идеальный! Бросил жену, пристает в электричке к незнакомой женщине, пьет вусмерть, дерется.
рассказывал Алексей Баталов изданию “Сеанс”

И тем не менее, для очень многих поклонников советского кино Баталов - это "Гога, он же Жора, он же Гоша".

Первый брак в 20 года и развод из-за "измены"

Первую супругу Алексей Владимирович встретил еще в детстве. Художник Константин Ротов некоторое время работал с отчимом будущего актёра, и мальчик познакомился с Ириной Ротовой. Дружба переросла в первое чувство влюбленности, и в 1948 году пара поженилась, а через семь лет после свадьбы они стала родителями дочери Надежды, которая позднее стала переводчиком.

Казалось бы, живи и радуйся, но семейное счастье молодых омрачала занятость Алексея карьерой. Он был поглощен миром кино и времени на жену и дочь не оставалось. Такой расклад Ирину не устраивал, к тому же, "добрые люди" ей донесли, что на съемках очередного фильма муж крутил роман, тот, конечно, отрицал адюльтер, но в 1958 году они развелись. Сохранить хорошие отношения им не удалось, и с дочкой Алексей общался не часто.

Когда я снимался в Киеве в картине «Мать», кто-то рассказал жене, будто я там закрутил роман. А этого просто никак не могло быть, потому что я жил в кабинете у режиссера и день и ночь репетировал. У меня даже гостиничного номера не было. Тем не менее, мама Иры, которой я не нравился, внушила ей, что у актеров всегда бывают романы на стороне. С этим убеждением она и ушла от меня. Для Нади я так навсегда и остался приходящим отцом. Сейчас она уже взрослая и сама имеет детей, но видимся мы крайне редко.
рассказал Алексей Баталов изданию "Собеседник"

Любовь с артисткой цирка и рождение дочки с ДЦП

В статусе холостяка актер ходил недолго. С цирковой артисткой Гитаной Леонтенко Алексей познакомился еще во времена съемок криминальной драмы "Дело Румянцева" в 1955 году. Однажды он пошел в цирк и увидел там девушку, которая выполняла сложные трюки на лошади. Редкие встречи переросли в роман, а в 1963 году артисты расписались без пышного торжества.

В 1968 году у пары родилась дочь Мария. Малышка получила родовую травму и после ей диагностировали ДЦП.

Врач в ту ночь отпустила хирурга. И в итоге роды принимали неправильно. Если бы я нашел эту дрянь, я бы сейчас ее по башке ударил стулом! Абсолютно здоровую девочку тянули щипцами, пережали ей все, что можно. Она ведь была здорова – ножки, ручки, голова, все работало нормально. А они ее покалечили. Болезнь проступала подло – постепенно. Через несколько месяцев мы заметили, что Маша плохо двигается, и обратились к врачам. Конечно, невозможно передать, какое это горе было в семье.
рассказал Алексей Баталов изданию "Собеседник"
Мария Баталова. Фото: legion-media.ru
Мария Баталова. Фото: legion-media.ru

Родителям пришлось приложить много усилий, чтобы девочка смогла во всех смыслах встать на ноги. Гитана бросила работу в цирке, а Алексей все меньше снимался в кино, и к концу 90-х совсем пропал с экранов, разве что в 2006 году сыграл камео в "Карнавальной ночи-2, или 50 лет спустя". Благодаря усилиям родителей Мария успешно окончила сценарный факультет ВГИКа и стала писательницей.

Свою болезнь Маша принимает с большим смирением, чем мы. Гитана до сих пор не в состоянии говорить о рождении дочери, о том, как все случилось, – она сразу начинает плакать. У нее поэтому такие нервы – многое пришлось пережить... Меня же не покидает огромное чувство жалости, когда я вижу дочь. А сама Маша никогда нас не расстраивает, ни при каких обстоятельствах не жалуется. Она – человек из стали!
рассказал Алексей Баталов изданию "Собеседник"
Алексея Баталова не стало в 2017 году. Фото: legion-media.ru
Алексея Баталова не стало в 2017 году. Фото: legion-media.ru

Последние годы Баталова

Алексей Баталов подарил зрителям много запоминающихся ролей и несколько фильмов, как режиссер и сценарист: "Шинель" (1959 г.), "Три толстяка" (1966 г.), "Игрок" (1972 г.). Помимо этого, он ставил радиоспектакли, озвучивал мультфильмы, писал мемуары и преподавал во ВГИКе. Он прожил интересную и счастливую жизнь, которая оборвалась на 89 году…

Актер долгое время страдал головокружениями из-за проблем с сосудами и во время очередного приступа упал и сломал шейку бедра. Зимой 2017 года ему сделали операцию и стены больницы великий актёр уже не покинул - Алексей Баталов умер во сне 15 июня 2017 года.

Читайте также:

БУМАЖНОЕ ИЗДАНИЕ ГАЗЕТЫ «ЖИЗНЬ»
ПОДПИСКА НА ГАЗЕТУ
Кочкина Анастасия