Он изменил подход к съёмкам кино. Трагедия "коммуниста"

Советский Марлон Брандо, Евгений Урбанский, погиб в кадре на съемках фильма "Директор" в 1965 году, после чего артистам запретили выполнять в кино сложные трюки

Кадр из фильма "Коммунист", реж. Юлий Райзман, 1957 год
Кадр из фильма "Коммунист", реж. Юлий Райзман, 1957 год

За короткую жизнь он успел сняться в эпохальных фильмах и стать настоящим любимцем советских зрителей. Его смерть потрясла не только близких, коллег и поклонников, но и всю творческую среду, ведь именно нелепая трагедия, унесшая его жизнь, подтолкнула режиссеров пересмотреть подход к работе артистов в кадре. Легендарного "коммуниста" Евгения Урбанского не стало в ноябре 1965 года, и о нем - материал "Жизни".

Трагедия в 40 км от Бухары

Последнюю сцену Урбанского в кино снимали в Узбекистане. Его герой, директор автозавода, садится в автомобиль и обгоняет колонну машин, становясь во главу. Эффектный эпизод езды по барханам для фильма "Директор" Евгений не захотел доверить дублеру, поэтому решил самостоятельно выполнить сложный трюк.

Первый дубль был снят без приключений и получился довольно неплохо, однако второй режиссер картины хотел, чтобы автомобиль главного героя поднялся в воздухе еще выше. Пришлось снимать второй дубль, который и стал для артиста последним.

При повторе опасного трюка траектория полета автомобиля, скорость движения, направление ветра, угол наклона трамплина совпали так, что машина приземлилась бампером в песок и перевернулась. Опытный автогонщик Юрий Марков (который также находился в салоне авто) успел вовремя сгруппироваться, а вот Евгений от испуга совершил роковую ошибку - он выпрямился и застыл...

Кадр из фильма "Неотправленное письмо", реж. Михаил Калатозов, 1960 год
Кадр из фильма "Неотправленное письмо", реж. Михаил Калатозов, 1960 год
Машина легко рванулась с места, промчалась по настилу, на миг повисла в воздухе и вдруг накренилась и стукнулась передними колесами о песок. В следующее мгновение меня оглушила тупая боль... Чьи-то руки тащили меня по песку. Открыв глаза, я увидел перевернутый "газик", а под ним — Женю...
поведал о трагедии Марков

Евгений лежал на песке, его придавила рама от лобового стекла. От удара его шейные позвонки были переломаны, а тяжелый аккумулятор сильно ударил Урбанского по голове. Еще 45 минут он был жив, но по пути в больницу любимец публики скончался. Ему было всего 33 года...

После гибели актера режиссеров отстранили от съемок, а артистам отныне запретили рисковать жизнью и выполнять опасные трюки ради красивого кадра.

Самое странное, что перед съемками артист поднялся на самолете, чтобы оценить панорамный вид съемочной площадки вместе с Владимиром Балоном. Тогда Урбанский сказал: "Смотри, могилу мне роют", указывая на трамплин. Безобидная шутка словно обернулась настоящей трагедией...

Отбил пассию у Вячеслава Тихонова

В тот момент дома его ждала беременная жена, которой побоялись сообщить страшную новость. Через 3 месяца после трагической гибели Урбанского его супруга - звезда картины "Мальва" Дзидра Ритенберг, родила дочь, которую назвала Евгенией.

Дзидра Ритенберг. Кадр из фильма "Мальва", реж. Владимир Браун, 1956 год
Дзидра Ритенберг. Кадр из фильма "Мальва", реж. Владимир Браун, 1956 год

Супруги познакомились в Москве – к тому моменту артист уже был востребован и обласкан вниманием не только советских женщин, но и дам со всего мира. Их встреча была как в кино – молодых людей словно молнией пронзила любовь с первого взгляда, и они не могли оторвать глаз друг от друга.

На тот момент латышка состояла в отношениях с женатым Вячеславом Тихоновым, а Урбанский жил в гражданском браке с актрисой Татьяной Лавровой. Дзидре предстояла серьезная операция, когда Евгений сделал ей предложение и услышал заветное "да". Их счастье длилось 5 лет, пока смерть не разлучила...

Татьяна Лаврова с Алексеем Баталовым в картине "Девять дней одного года". Фото: legion-media.ru
Татьяна Лаврова с Алексеем Баталовым в картине "Девять дней одного года". Фото: legion-media.ru

Столько же актер прожил со своей первой супругой Ольгой. Высокий и статный 19-летний Евгений влюбился в студентку пединститута, но родители девушки были против такого союза. Брак пришлось заключить тайно. В 1952 году на свет появилась дочь, которую актер назвал в честь любимой жены. Урбанский был гиперзаботливым папой – сам пеленал малышку, вставал к ней по ночам, но даже счастье отцовства не спасло молодых родителей от расставания – очень скоро Евгений увлекся студенткой МХАТ Татьяной Лавровой, ради которой и ушел из семьи.

Сын врага народа, которого окрестили советский Марлоном Брандо

Урбанский обладал яркой внешностью и поразительной харизмой, поэтому был невероятно популярен и строил планы на будущее. А ведь когда-то Евгений даже подумать о таком не осмеливался. Разве мог сын врага народа добиться признания и успеха в стране Советов? Однако первая же картина принесла Урбанскому славу и международный успех. После выхода картины "Коммунист" за Евгением сразу же закрепился образ честного и смелого человека, а в Голливуде только и говорили, что о советском Марлоне Брандо.

Кадр из фильма "Баллада о солдате", реж. Григорий Чухрай, 1959 год
Кадр из фильма "Баллада о солдате", реж. Григорий Чухрай, 1959 год

Его любили все – зрители, женщины, режиссеры. Поэтому очень скоро он снова появился на экранах в военной драме "Баллада о солдате", где Урбанскому досталась роль инвалида Васи.

Кадр из фильма "Чистое небо", реж. Григорий Чухрай, 1961 год
Кадр из фильма "Чистое небо", реж. Григорий Чухрай, 1961 год

Следующая волна популярности наступила после выхода ленты "Чистое небо". Роль летчика Алексея Астахова, который потерял все, кроме любви, после плена, стала одной из самых сложных и ярких в творческой биографии актера.

Он был актером резким, могучим, с настоящим сильным темпераментом и очень выразительной, прямо скульптурной внешностью.
вспоминал о нем Михаил Ульянов

Любил стихи, особенно Маяковского

Почти двухметровый и немного зажатый Урбанский очень любил читать стихи – особенно Маяковского. Получалось у него невероятно проникновенно и мощно, за что его боготворили поэты того времени. После трагедии в пустыне Евгений Евтушенко написал "Балладу о совершенстве", посвятив ее бесстрашному и стремящемуся к идеалу Урбанскому: "Так ты упал в пустыне, Женька, как победитель, а не жертва, и так же вдаль – наискосок – тянулись руки к совершенству – к недостижимому блаженству, хватая пальцами песок..."

БУМАЖНОЕ ИЗДАНИЕ ГАЗЕТЫ «ЖИЗНЬ»
ПОДПИСКА НА ГАЗЕТУ
Сливченко Ольга