Коллаж: Ксения Михед
Обложка © Усман Дадаев. Фото: личный архивОбложка © Коллаж: Ксения Михед

Он прыгал в жерло пушки и голодал в 90-ые. История циркача Усмана Дадаева

В детстве он лазал по столбам, а потом подался в цирковое и балансировал на 130-метровой высоте ради фильма с Сергеем Юрским. История безбашенного циркача Усмана Дадаева

В 2010-м году в Нальчике вышла большая энциклопедия "Знаменитые люди Кавказа" (автор и составитель А.А. Бетуганов - Прим. ред.). Одна из глав была посвящена Усману Дадаеву. Кто этот человек и почему он удостоился такой чести?  На этот вопрос, пожалуй, можно ответить небольшой выдержкой из этой книги : "Над манежем под куполом натянут тонкий, с палец (12 мм), металлический канат, который можно назвать проволокой. Под звуки национальной мелодии Дадаев в воздухе, едва касаясь каната, лихо отплясывает лезгинку. Потом, с завязанными глазами, прыжками преодолевает по канату расстояние от одной стойки до другой. Не успевает зритель выдохнуть: "Неужели такое возможно?!", как Усман спешит удивить еще более сложным трюком. Апофеозом незабываемого зрелища становится выступление дуэта Дадаевых — отца и дочки. Одиннадцатилетняя красавица Хава чувствует себя в воздухе  также уверенно, как и на земле".

В энциклопедии описывается только один из трюков из репертуара Усмана Дадаева, а всего в его коллекции около полусотни различных номеров.

Усман  Дадаев - это человек, вся жизнь которого сплошной экстрим. Он эквилибрист, каскадер, трюкач, акробат и цирковой артист наконец. Он делает то, что обычному человеку кажется то ли сумасшествием, то ли самоубийством, то ли бессмысленной погоней за адреналином и славой. Обычный человек вряд ли сможет понять те мотивы и страсть, которые заставляют человека идти по тонкой, чуть больше сантиметра, проволоке на высоте 130 метров или прыгать в жерло пушки с расстояния в несколько этажей.

Но обо всем по порядку...

Та самая книга "Знаменитые люди Кавказа". Фото: личный архив
Та самая книга "Знаменитые люди Кавказа". Фото: личный архив

Безбашенное детство и поиски признания

Американский философ и писатель Ральф Эмерсон как-то подметил: "Каждый человек имеет свое признание. Талант - это знать его". Все детство Усмана Дадаева прошло в поисках этого самого призвания. И эти поиски, по мнению окружающих, имели безрассудный и опасный характер. Каждый день к отцу Усмана прибегали взволнованные соседи: "Ой, беда, беги скорей - твой сорванец опять на телеграфный столб забрался! Вот-вот расшибется насмерть!"

И отец Усмана с похолодевшим сердцем сломя голову мчался спасать безбашенного сына.

Я рос необычным ребенком - у меня напрочь отсутствовало чувство страха. Я мог запросто гулять по крышам домов, кромкам заборов, взбираться на тополя высотой с многоэтажный дом, проделывал прочие рискованные трюки… Меня все время тянуло на эти экстремальные поступки, я все время был в поиске чего-то такого, что стало бы делом моей жизни. Просто в силу своего возраста, видимо, не осознавал, чего я хочу и что мне нужно... Взрослые и ровесники удивлялись: «Ты что, ничего не боишься?! У тебя что, вообще страха нет?». У меня действительно напрочь отсутствовало чувство страха. Видимо, это было заложено в моих генах при рождении. За эти «цирковые» проделки мне часто доставалось от родителей: они и ругали меня, и били, и наказывали, но я ничего не мог с собой поделать. Родители всегда внушали: «В один день твои «фокусы» очень плохо закончатся — ты упадешь и разобьешься. Ты что, не понимаешь этого? В лучшем случае, останешься калекой и будешь сидеть в инвалидном кресле, а в худшем- погибнешь!». Их можно было понять. Я ведь был у них единственным ребенком, была еще сестра, но она умерла в младенческом возрасте… Но все уговоры и наказания были бесполезны: меня вновь и вновь тянуло к экстремальным выходкам.
рассказал трюкач
О своем признании Усман узнал, когда впервые увидел труппу уличных  канатоходцев из соседнего региона, приехавших в его родное село Самашки.
Мне было почти одиннадцать лет, когда летом 1979-го года в наше село приехали с небольшим представлением дагестанские канатоходцы. Их трюки,- стояние на головах, сальто на тросе,— меня поразили. Тогда я понял, как называется моя будущая профессия и в каком направлении необходимо двигаться. Именно в этот момент я четко осознал: «Это мое! Вот наконец-то то, что я искал! Этим я и буду заниматься!». Моя душа горела желанием не просто повторить их трюки, а еще и превзойти их по мастерству и сложности... После представления пошел домой, раздобыл подходящую проволоку, натянул между двух столбов и стал усиленно тренироваться. Отец, увидев эти «тренировки», пришел в ярость: схватил топор, порубил проволоку и наказал прекратить это «сумасбродство». Тогда я пошел на хитрость: дожидался, пока отец уйдет на работу, натягивал проволоку, тренировался, а перед его приходом, снимал трос и прятал его в огороде.
рассказывает эквилибрист
Дадаев находится в отличной форме в свои 55 лет. Фото: личный архив
Дадаев находится в отличной форме в свои 55 лет. Фото: личный архив

Переходный возраст и первая слава

Шло время и Усман взрослел. Отец, поняв, что сына не переубедить, махнул на него рукой: «Поступай, как знаешь!». А сын постепенно становился знаменитым. Его начали приглашать на культурные мероприятия в местный сельский клуб, где он стал давать представления. А вскоре о Дадаеве уже заговорили и на республиканском уровне: в их село приехал известный журналист Олег Джургаев и 19 февраля 1986 года в республиканской газете «Грозненский рабочий» появилась его статья "Без балансира". В материале рассказывалось о юном даровании из села Самашки, который ходит по тросу без балансира — специального шеста для поддержания равновесия.

После выхода статьи мне купили балансир, специальный трос и я стал с усиленной силой тренироваться. Понятно, что это все была «кустарщина» и более взрослые товарищи мне говорили: «Усман, тебе надо поступать в цирковое училище!» Руководство Дома Культуры подготовило ходатайство на имя ректора училища и выдало мне его на руки. Я до сих пор храню, как зеницу ока этот документ. Он датирован 26 июня 1986 года. Вот выдержка из него: "Усман Дадаев является активным участником художественной самодеятельности. Имея природную одаренность канатоходца, демонстрировал 1,5 — 2-часовую программу перед жителями села и района. Хочется также отметить его высокую требовательность, дисциплину и целеустремленность. О способностях и успехах У. Дадаева писала районная и республиканская пресса. Администрация Дома Культуры с. Самашки просит руководство училища обратить внимание на талант нашего активиста и сделать все возможное для принятия его на учебу...» Помимо этого, местные депутаты обратились к руководству Грозненского цирка с просьбой принять меня на обучение. Но дальше этих прошений дело не пошло... Однажды наш класс повезли в Грозный на цирковое представление. Я случайно увидел на одном из кабинетов табличку «Администрация». Я подошел к двери и сделал стойку на руках: «Может выйдет директор, увидит какой я ловкий и пригласит на работу в цирк». Но из кабинета никто так и не вышел. Наверное, директор был на совещании или в отпуске...
рассказал Усман

Встреча с легендарным Виситаевым и поступление в училище

Но однажды удача улыбнулась Усману. Он до сих пор благодарен судьбе, за то, что она свела его с легендой мировой эквилибристики - Адамом Виситаевым, в то время работавшим в грозненском цирке (позже Виситаев уедет в Москву, где проживает в настоящее время - прим. ред.).

В 2002-м году Виситаев совершил то, что до него не делал ни один эквилибрист в мире. В Карадагском ущелье на высоте 194(!) метра он прошел по стальному тросу более 50 метров меж двух скал без страховки(!!). Это достижение чуть не стоило Виситаеву жизни, но каким-то чудом он остался жив и был по праву внесен в мировую книгу рекордов Гиннесса за этот трюк. Читатели «Жизни» могут сами прочувствовать всю остроту, накал и драматизм трюка, посмотрев видео из личной коллекции Адама Виситаева.

Усман Дадаев (крайний справа) со своим наставником и коллегой Адамом Виситаевым (в центре) на открытии Цирка на Цветном бульваре в Москве (сентябрь 1989 г.). Слева - супруга Виситаева - Айна. Фото: личный архив
Усман Дадаев (крайний справа) со своим наставником и коллегой Адамом Виситаевым (в центре) на открытии Цирка на Цветном бульваре в Москве (сентябрь 1989 г.). Слева - супруга Виситаева - Айна. Фото: личный архив
Как-то я зашел в Грозненский цирк. Это было в конце 80-х. Увидел на арене тренировку местных эквилибристов. Ко мне подошел высокий, статный мужчина. Мы разговорились, познакомились. Это и был Адам Виситаев. Он предложил мне пройти по репетиционному канату, что я и выполнил. Я же тогда был кустарь-самоучка, не было никакой техники, не владел никакими профессиональными приемами и навыками. Видимо, поэтому Адам мне и сказал: «Задатки у тебя неплохие, но если ты хочешь стать профессионалом высочайшего уровня, то тебе надо поступать в цирковое училище. Любой бриллиант требует огранки. Я помогу тебе!». На первых порах Адам дал мне базовые уроки основ эквилибристики. Потом он подсказал мне: «Вот тебе адрес циркового училища имени М. Н. Румянцева - напиши туда письмо», что я и сделал. Помимо этого я взял из Министерства культуры ЧИАССР ходатайство, тогдашний директор Грозненского цирка дал мне направление и с этим бумагами, в 1989-м году, поехал в Москву поступать... Когда начал сдавать документы в приемную комиссию, то с ужасом узнал, что на 75 мест приехало поступать...около 1000 человек! Поступить при таком конкурсе - все равно, что попасть на Луну! Среди них были даже мастера спорта, многие из которых, кстати, не прошли сито отбора. К моему великому счастью, меня зачислили и я стал студентом физкультурно-акробатического отделения циркового училища. День, когда я увидел свою фамилию в списке зачисленных, стал в моей жизни самым счастливым...
с улыбкой вспоминает Усман

Развал СССР и голодные годы

Студенческие годы, пожалуй, у многих обладателей дипломов вызывают самые приятные воспоминания: беззаботная юность, пора первой любви, студенческие вечера и субботники… У Усмана Дадаева сложилось иначе. Его учеба совпала с самыми тяжелыми и смутными временами в истории страны - это была эпоха крушения некогда мощной и великой державы СССР.

Самые страшные для меня годы были с 1991-го по 1993-й годы. Страна распалась, хаос, нищета, галопом скакала инфляция, деньги превращались в пустые бумажки. Мизерных стипендий, что я получал, мне не хватало даже на еду. Я в прямом смысле голодал. Приезжаю на тренировку, а у меня голова от голода кружится. Много раз на тренировках падал в голодные обмороки. Часто, от безысходности шел на ж/д вокзал в надежде встретить земляков и попросить у них немного денег на пропитание.
вспоминает те страшные годы эквилибрист

А в 1992-м году в Москве начались съемки российско-французской кинокомедии "Счастье" (одну из ролей, кстати, исполнил известный актер Сергей Юрский). В фильме, по сценарию, было несколько опасных трюков, которые должны были исполнить профессиональные каскадеры. За исполнение этих номеров каскадерам было обещано вознаграждение в 55 тысяч долларов - сумасшедшая по тем временам сумма.

Вот техническое задание на эти трюки :

Трюк № 1.Главный герой фильма (в исполнении дублера-каскадера) должен приземлиться на стальной канат, упасть с него с высоты 8 метров и, сделав в воздухе сальто, ногами вперед рухнуть в жерло  бутафорской пушки.

Трюк № 2. Церковь высотой 26 метров, между куполов натянут стальной трос по которому должен пройти главный герой ( в исполнении каскадера). Приходит «поп» (актер), который начинает молиться. В это время каскадер сваливается с крыши церкви.

Трюк №3. Здание Министерства иностранных дел РФ в г. Москве. На высоте 130-140 метров каскадер должен пройти по специальному выступающему швеллеру, на конце которого натянута проволока, ведущая к другому швеллеру на расстоянии 7 метров. Необходимо несколько раз пройтись по проволоке, затем вернуться назад в здание.

Желающих исполнить эти трюки и заработать огромные деньги среди каскадерского сообщества было немало, но, ознакомившись с техническим заданием, трюкачи отказывались: "Мы каскадеры, а не самоубийцы!"

Съемки фильма застопорились, и тут кто-то вспомнил, что в цирковом училище учится безбашенный парень по имени Усман: "А может ему предложим? Если и он откажется, тогда придется переписывать сценарий".

Циркач смело выполняет самые сложные трюки. Видео: личный архив
Когда мне предложили исполнить три этих трюка, то я долго не думал. Согласился сразу, тем более, финансовая безнадега и чувство голода тоже сыграли не последнюю роль. А тут такие немалые деньги предлагают: и на безбедную жизнь хватит, и на черную икру, и на заливную осетрину. Я тогда молодой был, отчаянный, чувство страха отсутствовало напрочь! Это сейчас я понимаю, что мог стать калекой или погибнуть, а тогда все было «по барабану»...Слава Всевышнему, все прошло хорошо, все три трюка я исполнил без сучка и задоринки. Самый опасный трюк был на здании МИДа. Там высота была огромная, сто с лишним метров, а внизу не было воздушной «подушки» для подстраховки. Я взял авиационный трос, он тонкий, прочный, малозаметный, сделал такую кустарную, самодельную страховку. Если бы я сорвался, то травма позвоночника с последующей инвалидностью была бы мне обеспечена, но все обошлось, трюк был выполнен.
поделился трюкач

Однако, когда дело дошло до оплаты работы, создатели ленты вдруг решили забыть обо всех договоренностях.

То, что требовалось от меня, я выполнил, чего не скажешь о руководителях картины. Директор фильма начала отходить от договоренностей. С ее стороны начались какие-то финты, уловки и махинации. Обещанные 55 тысяч долларов каким-то странным образом превратились в... 35 тысяч рублей! Контракт со мной был составлен хитроумно, с использованием слов и терминов, которые можно трактовать двояко. И если ты подписал такой договор, то потом, когда тебя вокруг пальца обведут, ты даже в суде ничего не докажешь. Я в ту пору всех этих тонкостей не знал, ведь мы же жили при советской системе, где подобные вещи пресекались жестко и быстро. А при капитализме сосем другие нравы, другая мораль. У них, у этих «воротил», есть специальные шулера- юристы, которые составляют подобные мошеннические контракты, чтобы объегорить нашего брата-циркача или каскадера... После этого случая я понял одну простую истину: когда дело касается денег, то даже самые благообразные с виду дельцы превращаются в обычных пройдох и шулеров!
подытожил Усман

Предложение из Германии и другие упущенные возможности

Четыре года учебы в цирковом училище пролетели незаметно. Двадцать восьмого мая 1993-го года Усман Дадаев в торжественной обстановке получил из рук ректора диплом об окончании циркового училища. Вместе с ним такие же почетные "корочки" получили еще 74 выпускника того года.

Когда мы закончили учебу, то в училище, как мухи на мед, слетелись импресарио из цирков Японии, США, Перу, Германии, Австрии, Англии и других стран. Советская цирковая школа ведь считалась одной из лучших в мире. Вот они и хотели заполучить себе виртуозов арены. Всем выпускникам МГУЦЭИ, то есть нам, они делали заманчивые предложения, сулили баснословные деньги и блага. Если условия контракта устраивали выпускника, то «забугорные» дельцы оформляли сделку, помогали с визой и везли новичка за рубеж на работу в цирке. На меня вышел "купец" из Германии - предложил выступать по моей специализации, эквилибристом. Я, держа в памяти тот горький опыт с фильмом «Счастье», очень внимательно изучил контракт. Условия были кабальными: в день пять выступлений, высота каната 50 метров, без страховочного троса. Оплата за весь этот труд и риск была весьма скромной. Я вежливо и деликатно отклонил это предложение. Были и другие предложения: поехать с совместной программой в Австрию, Перу. От обоих предложений я отказался - по своей юношеской наивности мне тогда казалось, что смогу создать свое собственное цирковое шоу. Я был тогда в плену своих иллюзий и смотрел, как говорят, на мир через розовые очки...
поделился трюкач
Усман Дадаев (слева) с  великим танцором Махмудом Эсамбаевым. Начало 90-х гг. Фото: личный архив
Усман Дадаев (слева) с великим танцором Махмудом Эсамбаевым. Начало 90-х гг. Фото: личный архив

Был и еще один случай, когда Усман упустил свой шанс.

Танцор с мировым именем Махмуд Эсамбаев предлагал мне свою помощь в трудоустройстве. Я с ним познакомился случайно. В наш учебный цирк часто приезжали многие знаменитые артисты. Как-то приехал и Махмуд Эсамбаев. Я подошел, поздоровался, представился. С тех пор он по-отечески следил за мной: приходил на экзамены, давал профессиональные советы, принял участие в постановке номера «Танец на проволоке». Махмуд предлагал мне остаться в Москве. "Я помогу тебе устроиться на отличную работу! Здесь ты сполна сможешь раскрыть свой творческий потенциал!" - говорил он мне много раз. Но я не прислушался к совету этого мудрого, талантливого и великого человека. Каждый раз я почему-то шел наперекор своей судьбе. К тому же, меня всегда тянуло на родину, и я вернулся на Северный Кавказ. Пришел в грозненский цирк, зашел к директору, предложил ему свои идеи, наработки, творческие планы. Но вскоре понял: цирк здесь никому не нужен...
с горечью вспоминает циркач Усман

Великий Конфуций говорил: "Три вещи никогда не возвращаются: время, слово и возможность". Мудрость великого китайца применима к Усману лишь отчасти. Словами, сказанными понапрасну, Усман никогда не бросался: он по природе человек немногословный и скромный. А вот об упущенном времени и возможностях он жалеет. Свой потенциал он использовал, наверное, лишь наполовину. Хотя, в его судьбе сыграли роль и такие обстоятельства, которые не зависели от него самого...

В 1994-м году, 11 декабря, в Чеченской республике начались боевые действия, и Усман Дадаев, спасая свою жизнь, был вынужден покинуть свою родину. Когда гремят пушки - музы молчат.

Глава Ингушетии Мурат Зязиков вручает У. Дадаеву  удостоверение "Заслуженного артиста Республики Ингушетия» (2003 г.). Фото: личный архив
Глава Ингушетии Мурат Зязиков вручает У. Дадаеву удостоверение "Заслуженного артиста Республики Ингушетия» (2003 г.). Фото: личный архив
Больше десяти лет я прожил в Ингушетии, в небольшом городке Малгобек. В составе творческой труппы местного Дворца культуры колесил по всей республике: давали представления, концерты, участвовали в различных культурно-массовых мероприятиях… Это, конечно, поддерживало мою физическую и рабочую форму, но размах и масштабы, конечно, были для меня маловаты. В душе я понимал, что могу намного больше. Но, увы, я упустил и время, и возможности, и лучшие продуктивные годы, а они, как известно, не возвращаются… Нас, выпускников МГУЦЭИ 1993 года, жизнь разбросала по всему миру: кто-то живет в Северной Америке, кто-то в Южной, кто-то в Казахстане, кто-то в Краснодаре. Судьбы у всех сложились по-разному. Марина Буркацкая, например, моя однокурсница, живет в Майями, часто присылает свои фото на берегу Атлантического океана. После окончания училища она подписала контракт и уехала работать в Канаду. Теперь сменила суровый, холодный канадский климат на мягкий, приморский в Майями. Многие мои однокурсники уже на пенсии, только я по-прежнему в "боевом строю".
делится Усман
Дадаев на последнем курсе училища со своей однокурсницей Мариной Буркацкой (апрель 1993 года). Фото: личный архив
Дадаев на последнем курсе училища со своей однокурсницей Мариной Буркацкой (апрель 1993 года). Фото: личный архив

В 55 лет Дадаев много выступает и гастролирует

«Старый конь борозды не портит». В подтверждение этой народной мудрости по просьбе корреспондента "Жизни" Усман Дадаев совершенно спокойно, без особых усилий делает, стоя на одной ноге, вертикальный шпагат.  Глядя на эту демонстрацию в отменной физической форме 55-летнего циркача сомневаться не приходится. Его отличная физическая форма - результат каждодневних, изнуряющих тренировок. Иначе нельзя - в любой момент на телефон Усмана может прийти смс-сообщение : "Такого-то числа выезжаем на гастроли в город N. Собирай сумку и реквизит".

Усману Дадаеву есть, что показать зрителям. На сегодняшний день в его творческом багаже около полусотни номеров из разряда эквилибристики. Вот он, с завязанными глазами, со специальным мешком на голове, танцует лезгинку… на тонком канате! А вот на цирковом одноколесном велосипеде катается по проволоке! Следующий номер: дойдя до середины Усман садится на шпагат на тонкий сантиметровый трос.

Видео: личный архив

Во время нашего интервью на телефон Усмана пришло сообщение. Просмотрев его, эквилибрист сообщает: "Опять в путь. Надо собирать дорожную сумку. Выезжаем в Тулу - на международный фестиваль циркового искусства".

Как говорится, и вечный бой...

БУМАЖНОЕ ИЗДАНИЕ ГАЗЕТЫ «ЖИЗНЬ»
ПОДПИСКА НА ГАЗЕТУ
Зауров Заур