Пошла в отца-режиссёра и всю жизнь была обижена на мать, которая их бросила. Памяти "железной леди" "Современника" Галины Волчек
Ее называли императрицей "Современника", ведь под ее чутким руководством театр процветал и оставался в числе лучших практически полвека. Неподражаемой Галине Волчек 19 декабря исполнилось бы 90 лет, а сегодня - день памяти великой женщины. Вот уже 4 года её нет с нами...
На счету Галины Борисовны более 20 ярких ролей в театре и 30 в кино. Она поставила почти полсотни спектаклей, будучи главным режиссером и худруком "Современника". Могла ли подумать о таком маленькая девочка Галя, которая и красивой то себя никогда не считала? Конечно, нет.
Кстати, свою первую роль актриса сыграла ещё в школе, в 14 лет... Ей очень сильно нравился один мальчик, а его родителей вызвали в школу. Чтобы помочь парню, девочка решила представиться его тетей. Чтобы образ был правдоподобным, Галя надела мамины туфли, невероятную шляпку с вуалью, густо накрасила губы и отправилась к завучу "на ковер". Поразительно, что педагог не заметил подвоха.
Когда Галина была подростком, родители развелись, и девочка, вопреки обычной практике, осталась с отцом, поэтому росла в творческой среде, с детства привыкая к высокому кино и театру. Дело в том, что отец будущей "железной леди" был знаменитым режиссером. Борис Волчек работал над созданием многих картин, которые были популярны в СССР, в их числе - "Ленин в Октябре", "Тринадцать" и другие.
На мать, Веру Исааковну, Волчек затаила обиду практически на всю жизнь - она не могла простить, что та ушла от любимого отца. Те, кто работал с Галиной Борисовной, отмечали, что в ней "чувствовался какой-то внутренний трагизм", который был проявлением недостатка материнской любви.
Однако проблемы в семье не помешали Гале закончить школу экстерном и поступить в школу-студию МХАТ в очень юном возрасте, чего никак не ожидала ни приемная комиссия, ни сама абитуриентка. Примечательно, но девушка не посещала творческих кружков, не брала дополнительные уроки для подготовки, не осваивала основы сценического мастерства. Кроме того, Галина не считала себя привлекательной, была крайне застенчивой и стеснительной. При этом Волчек была очень сильной личностью со стальным характером.
Однажды в юности Галина хотела сменить свою необычную фамилию на Волчок, но решение не было связано со сходством ни с детской игрушкой, ни с детенышем волка.
Учеба во МХАТе давалась Галине без каких-либо проблем, а по завершении она вместе с другими молодыми талантами, в числе которых были Табаков, Ефремов, Евстигнеев, Кваша и другие, основали Студию молодых актеров, которая спустя некоторое время прогремела на всю театральную Москву под названием "Современник".
Сначала Волчек развивала свои актерские навыки. Первым спектаклем для труппы стала постановка пьесы "Вечно живые". Несмотря на то, что она была талантливой артисткой, намного больше Галину притягивала режиссерская деятельность – возможно, таким образом она стремилась отдать своеобразную дань памяти обожаемому отцу, или просто гены сделали своё дело.
Дебютной работой на новом поприще для неё стал спектакль «Двое на качелях». Интересно, что более чем через 30 лет своей профессиональной карьеры Волчек вернулась к тому, с чего начинала, и на сцене "Современника" снова играли дебютную постановку "Двое на качелях". Спектакль произвел фурор, но стал финальным аккордом в карьере великой женщины.
За все время творческой деятельности Галина Борисовна поставила почти 40 спектаклей на сцене "Современника" - она бралась как за классику, так и стремилась "прочитать" современные работы. Также на основе своих собственных произведений она сняла более десятка кинофильмов.
Зрители могут вспомнить актрису по 27 художественным фильмам, в которых ей доставались самые разные роли – покупательница магнитофона в "Берегись автомобиля", колоритная ведьма в фильме-сказке "Русалочка", волчица из сказки "Про Красную Шапочку", Варвара Никитична из культовой картины "Осенний марафон". Кстати, несмотря на большую популярность последнего фильма, сама Галина Борисовна почему-то всегда скептически относилась к нему.
А потом Волчек решила, что больше сниматься не хочет – она настолько не нравилась себе в представленном амплуа, что работа в кадре стала для артистки чем-то чуждым и неестественным. Но в качестве режиссера и постановщика она нравилась не только себе. За рубежом Галина Борисовна была так же известна и любима, как и в России.
В 1978 году состоялись гастроли "Современника" в США. "Три сестры" и "Крутой маршрут" произвели неизгладимое впечатление на американских зрителей и критиков. А позднее, в 2007 году, театру присудили престижную американскую премию в области драматического искусства Drama Desk Award. К тому времени "Современник" был первым неамериканским театром, который был удостоен такой чести от коллег из-за океана.
Когда Галина Волчек уже состоялась в профессии и добилась головокружительных высот, за ней закрепилось негласное звание "железной леди" "Современника". Однако ей самой такой титул не нравился – она считала, что придумавшие эту аналогию с Маргарет Тетчер просто не знали истинную натуру женщины. Ведь за ее силой и несгибаемостью стояла невероятная хрупкость, женственность и ранимость.
Возможно, именно сильный внутренний стержень и помешала Волчек быть счастливой в личной жизни. Не в её характере было терпеть и приспосабливаться
Первым мужем знаменитости стал прославленный Евгений Евстигнеев. Они познакомились на втором курсе МХАТа. Родители еще совсем юной Галины были против провинциальной партии, но в знак протеста она все же связала себя узами брата к Евстигнеевым.
Вместе они пережили времена безденежья, недовольство родителей. У пары родился сын, которого назвали Денис. Кстати, по воспоминаниям Волчек, супруг был просто бесподобным отцом – он вставал по ночам, проверял дыхание сына, а также гипнотизировал его, постоянно повторяя слово "папа", поэтому Галина Борисовна не удивилась, что первым словом ее ребенка стало слово "папа".
Вскоре семейная жизнь дала сбой – до женщины дошли слухи, что ее благоверный изменяет ей. Несмотря на то, что Евгений отнекивался и отшучивался, очень скоро все тайное стало явным – он действительно закрутил интрижку с актрисой Лилей Журкиной. "Я не умею быть второй. И даже первой не умею. Только единственной", - сказала тогда Волчек и отпустила супруга. Отношения бывшим удалось сохранить довольно теплые, но о своем решении Евстигнеев жалел еще много-много лет, а Волчек простила... Однажды она даже неожиданно сообщила, что идет на день рождения дочери Евстигнеева и Журкиной - Маши. "Я его давно простила, люблю их дочку и отношусь к Жене с Лилей как к родственникам!" - объяснила свой для многих странный поступок Галина Борисовна.
Недолго Галина Борисовна была одна – очень скоро в ее жизни появился ученый Марк Абелев. С профессором из Мурманска Галина познакомилась во время гастролей. Мужчина очень красиво ухаживал, а Волчек рядом с ним могла быть просто женщиной, но счастье было недолгим, потому что мужчина начал изводить актрису ревностью. Повод, на самом деле был, ведь Галина влюбилась в женатого ученого-физика. Только вот если она смогла уйти от ревнивого супруга, то ее новый возлюбленный метался между женой и актрисой, но уйти из семьи так и не решился.
Волчек всегда была окружена своими коллегами и друзьями-мужчинами, с которыми охотно кокетничала, но черту никогда не переходила.
«Железная леди» пробовала свои силы и в политике, участвуя в выборах в Госдуму, а после стала представителем комитета по культуре, но от политики она все же была далека – искусство ей всегда было ближе.
Более 60 лет своей жизни она посвятила театру и творчеству и до последних дней не могла представить жизнь без своего любимого детища. На склоне лет артистка страдала от бронхита и не могла самостоятельно ходить из-за проблем с позвоночником.
В конце декабря 2019 года Волчек была госпитализирована с пневмонией, а позднее она скончалась от отека мозга и легких. Через неделю после своего дня рождения, через неделю после веселого и лихого капустника, который актрисе организовали коллеги. Ей было 86 лет…
И она встала, что стало большой неожиданностью для всех... Раздались аплодисменты и крики: "Браво"! Даже после смерти о ней продолжают говорить в "Современнике" с восхищением и трепетом... Шутка ли, женщина-режиссер, которая руководила одним из самых популярных театров в России, "железная леди" и просто Галенька, которую обожали, наверное, все.