Коллаж: Ксения Михед
Обложка © Владимир Шевельков. Фото: legion-mediaОбложка © Коллаж: Ксения Михед

"Фильм "Гардемарины" - это киноверсия "Ласкового мая""

Звезда "Гардемаринов" Шевельков рассказал о работе с Дружининой, звездной болезни после ленты "В моей смерти прошу винить Клаву К. " и чесотке, которую подхватил от фанатки

Девочки в него влюбились после фильма "В моей смерти прошу винить Клару К.", девушек он покорил в образе гардемарина, а женщин очаровал картиной "Сердца трех". В гостях у «Жизни» - актёр и режиссёр Владимир Шевельков.

- Владимир, чем Вы сейчас занимаетесь?

- Пишу сценарий вот уже месяц - и проблема в том, что я не могу писать на трезвую голову. И поэтому, чтобы работа шла активнее, нужно бухать. Для вдохновения помогает красное вино, а я его терпеть не могу, поэтому пью его по чуть-чуть, чтобы настроиться.

- А в каком жанре пишете?

- Военная драма. Это история о том, как во время войны три слепых парня совершили подвиги. Этот фильм будет посвящён слабовидящим героям Великой Отечественной войны.

- Как Вам удалось ещё в детстве пробраться на съёмочную площадку?

- В пять лет я увидел, как снимался фильм «Республика ШКИД». Я проходил мимо съёмочной площадки и заинтересовался процессом. Потом я застал съёмки «Иронии судьбы», когда шёл на каток. Вокруг меня всё время снималось кино, поэтому мне было интересно.

- Вы часто дрались в детстве?

- Драки были. Порой брат просил, чтобы я за него постоял.

- Вы называете себя правдорубом, Вы когда-нибудь жалели о том, что сказали?

- Глобально нет, а что я могу изменить, если я не скажу, то кто-то другой скажет. Я всю жизнь такой. Однажды в 8-м классе девочка не выучила урок по географии, поэтому учительница, по совместительству директор школы, сказала, чтобы та пришла на следующий урок с родителями. Девочка расстроилась и обратилась к педагогу не на Вы. Директрисе это не понравилось, а я сказал: «Мы – это Николай II, что ли?» Из-за этой фразы меня и не взяли в 9-й класс, поэтому я ушёл в другую школу.

- Для режиссёра сейчас это тоже проблема? Можно сказать правду, а продюсер зарубит твой проект…

- Я считаю, что сейчас у нас не продюсеры, а крадюсеры. И когда ты им об этом говоришь, то они расстраиваются. Потому что продюсер должен делать всё для зрителей, а не для себя.

Актёр с дочерью. Фото: legion-media.ru
Актёр с дочерью. Фото: legion-media.ru

- Вы всей семьёй переехали в Москву?

- Нет, только я, дочка и лошадь, а жена с тёщей и собакой сейчас в Питере.

- У Вас есть лошадь?

- У моей дочери есть лошадь, она появилась у нас где-то год назад. Я считаю, что лошадь - это как мужчина для женщины, потому что мыть надо, кормить надо, вправлять в нужное русло надо, кататься надо, охранять от других тоже необходимо.

- Вам рассказывали родители про войну?

- Папа рассказывал про годы оккупации, мои тёти и дяди рассказывали про блокаду, а про военную мамину жизнь я мало что знаю. Только родственники говорили, что в те времена она была очень упёртой. Когда ей говорили, что она идёт против течения, она им отвечала: «Это течение идёт против меня».

- Как Вы жили?

- У нас была очень гармоничная жизнь, потому что я вырос в самом центре Ленинграда, а жили мы в коммунальной квартире. Мой отец вечно был в командировках, а мама устроилась работать уборщицей, поэтому, пока мы спали, она ходила убираться на участок. С голода никто не умирал.

- Кем работал Ваш папа?

- Мой папа из деревни, он отучился на токаря, а потом стал ведущим инженером на Кировском заводе. Но он был асом по двигателям, поэтому он часто ездил по командировкам и всем помогал. Один раз его вызвали в Красноярск, где было минус 50, а там завалились какие-то трактора, и моему отцу за день удалось их вытащить, что сделать было практически нереально. Он был лично знаком с Саддамом Хусейном, в Ираке был какое-то время, потом уехал в Америку.

Владимир Шевельков, 1984 год. Фото: legion-media.ru
Владимир Шевельков, 1984 год. Фото: legion-media.ru

- Что привозил из-за границы?

- Самое крутое, что он привозил – это ящик с большими яблоками, который был засыпан семечками. Мне кажется, что таких яблок я больше и не видел. Ещё больше всего мне запомнилось, когда отец уехал в Сибирь и мы с братом писали ему письма. Как сейчас помню, брат хотел живого медвежонка или хотя бы волчонка, но папа не привёз.

- Вы знаете, как родители познакомились?

- Так случилось, что мои родители в Ленинграде всё время ходили по одной улице. Мама жила в общежитии, а отец жил в соседнем доме. Насколько я знаю, моя мама долгое время подозревала его в том, что он маньяк, потому что всё время он ходил за ней. И в один день они познакомились.

- Как долго они прожили?

- Всю жизнь, а умерли с разницей в 10 дней. Моя мама была лодкой, а отец - парусом, и друг без друга они не могли. Но своей настойчивостью мама порой утомляла отца. И когда он заболел, она сначала не восприняла это серьёзно. И лишь потом она поняла всю серьёзность, когда его уже парализовало. А она его обвиняла во всех грехах.

- В чём именно?

- В том, что он так прожил жизнь, был в вечных разъездах, песни пел, а когда он ей предложил поехать вместе в Канаду, она отказалась, потому что побоялась нас оставить. Я считаю, что женщина не имеет права говорить мужчине: «Я тебе все годы отдала», потому что все отдают друг другу годы. Конечно, все хотят вернуть прежнюю жизнь, которая была несколько лет назад, но так нельзя, это ваш выбор, который вы должны принимать, ценить и уважать.

- Вы пытались их как-то примирить?

- Мы все бились, как могли, и спасали, и покупали билеты за границу, чтобы они отдохнули.

- А что для Вас значит любовь?

- Любовь – это страсть и уважение. Без страсти любви не будет, а уважение формируется из того, как человек себя ведёт в той или иной ситуации, как он трансформируется за годы.

- Кем Вас видела мама?

- Никем, она говорила, чтобы я хоть что-то делал. Вообще я планировал поступать в институт физкультуры, потому что с 7 лет занимался лёгкой атлетикой. Но потом она мне так надоела, что ничего общего с этим видом спорта я не хотел иметь. А когда я бросил это дело, то за год вырос на 17 сантиметров.

Фото: legion-media.ru
Фото: legion-media.ru

- Владимир, как Вы учились?

- Не очень хорошо, потому что мне было неинтересно, я не любил физику, а химию так вообще не понимал. Я не желал ничего учить, я хотел понять, почему так устроено. И вот на уроке физкультуры ко мне как-то подходит физрук и предлагает сняться в кино. Я согласился и просто так пришёл на "Ленфильм" на пробы к картине «В моей смерти прошу винить Клаву К.».

- Как проходил отбор?

- На главную роль претендовало 200 человек. Но постепенно они отсеялись, и на пробах остались только я и три пацана - один был начинающим актёром, а двое - простыми студентами, как и я. Так получилось, что меня первым поставили на пробы, но я сказал, что у меня болит живот, и ушёл за угол, чтобы посмотреть, как они будут отыгрывать роль. Тогда я и понял, что в этой игре я буду первым. Так и получилось.

- Когда Вы поняли всё про свою профессию?

- Я всё осознал, когда увидел на смене Любовь Полищук в купальнике. Ей тогда было 28 лет, и я искренне не понимал, что она забыла на съёмках в фильме «В моей смерти прошу винить Клаву К.». Потому что на тот момент она была глыбой, а рядом её окружали никому не известные актёры. Поэтому я решил поинтересоваться, но сзади стоял режиссёр и услышал наш разговор с Полищук. Мой вопрос его очень разозлил. А через несколько дней я уже сам понял, что крутой и что играю главную роль.

- Вы снимались в фильме «Приключения принца Флоризеля» с великими актёрами. Кто и чему Вас научил?

- У меня было два актёра, которые сделали мне карьеру. Один играл Яго в фильме «Отелло» - Александр Романцов. Он показывал мне разные фишки, например, как можно менять образы, как управлять своим телом. А второй человек – это Ада Роговцева. Однажды она ко мне подошла во время репетиции и сказала, что теперь я буду всегда рядом с ней. Я наблюдал за её поведением и брал с неё пример. Ей понравилось то, что я очень живой и открытый на сцене.

- Была ли у Вас звёздная болезнь?

- Да, когда вышел фильм «В моей смерти прошу винить Клаву К.», тогда я начал набирать огромную популярность. Сначала я не совсем осознавал, а через какое-то время понял, что я звезда и очень крутой человек. Но через какое-то время моя звёздная болезнь закончилась горькими слезами, потому что вокруг меня стало много навоза… И тогда я оттуда быстро вышел.

- А кто Вас поставил на место?

- И режиссёры, и ассистенты, и операторы, и сама жизнь, когда я понял, что люди стали смотреть на меня как непонятно на кого.

- Правда, что Вас хотели отчислить из ВГИКАа 9 раз?

- Да, случаев было много. Первый раз меня хотели отчислять за историю КПСС. Мы всю ночь с моим другом читали и изучали её, готовясь ответить, все мозги себе сломали. И вот настал тот день, когда преподаватель начал с нас спрашивать и первым пошёл отвечать мой друг. На протяжении всего ответа преподаватель читал газету, а мой друг с трудом рассказывал эту дребедень. Тогда я этому преподавателю сказал, что это полное неуважение – в итоге сдавал ему историю КПСС 6 раз. Потом меня хотели отчислить за то, что с деканом спорил. Ещё хотели отчислить, когда меня застукали с девушкой в аудитории. Был случай, когда меня уже отчисляли, а я позвонил замминистра кинематографии, потому что с ним хорошо ладил и он мог за меня сказать словечко. Но в итоге меня на 9-й раз всё же выгнали за профнепригодность, и уже сам Евгений Матвеев сказал, что таким, как я, не место в искусстве, на что я ему ответил: «В вашем, конечно».

Владимир в молодости. Фото: legion-media.ru
Владимир в молодости. Фото: legion-media.ru

- После какого фильма слава была круче?

- Мне кажется, что в фильме «В моей смерти прошу винить Клаву К.». Тогда я прямо взлетел, а в «Гардемаринах» было уже попроще.

- Как девушки добивались Вашего внимания?

- В первый раз это было после выхода фильма «Клава К.». Я выходил из трамвая, на мне был красивый шарф. За мной выпрыгнули две девушки, им было около 26 лет, они схватили меня за этот шарф и начали душить. Тогда я выкрутился, но понял, что они могли меня реально задушить. Вторая история была в кафе, когда я сидел и спокойно ел, как вдруг на стол падает страшная мужская рука с синими пальцами. Я поднимаю голову, а там стоит здоровый мужик, который хотел, чтобы я потанцевал с его женой. Я оборачиваюсь и понимаю, что там у всех такие рожи. Я тогда доел и слинял, танцевать мне не захотелось. Ещё была такая история - я приехал в один город, и ко мне в гостиницу постучались в дверь. Это было рано утром, но я решил открыть. Там стояла девчонка, она мне показалась очень странной, но я её решил впустить, чтобы поговорить. Она ко мне зашла, потом перебралась ко мне на кровать, чтобы рядом со мной полежать, у нас с ней ничего не было, мы просто поговорили, и она потом ушла. Самое страшное, когда я заболел от неё чесоткой и от меня потом также пахло этой мазью.

- Какие правила были на съёмках фильма «Гардемарины, вперёд!»?

- Я только помню, что Светлана Дружинина всем запрещала ругаться матом и выписывала штрафы.

- Какие отношения у Вас с ней сложились?

- Мне вообще казалось, что я не должен сниматься в этой кинокартине. Светлана Дружинина подумала, что я один, а на деле я был другим. Поэтому у нас не очень сложились отношения. Мне не нравился её подход к актёрам. Как по мне, так это был какой-то детский сад. К тому же «Гардемарины» - это несерьёзное кино, а как какая-то киноверсия «Ласкового мая».

- Были какие-то прямые конфликты с Дружининой?

- Прямых конфликтов не было, просто в один момент я начал понимать, что это не моя история. Поэтому много пропадал со съёмок, то прикинусь больным, то невыспавшимся и так далее.

- Как Вы пережили 90-е годы?

- У меня было такое ощущение, что мне в голову всё время говорили: «Русские уроды, бездарные, дети уроды, родители уроды, никто ничего не умеет делать». Вот что было основным фоном нашей жизни. В Питере вообще казалось, что Эрмитаж весь вывезут, мы жили с полным ощущением бездарной цивилизации, что мы ходячий навоз. В те годы я познакомился с женой, ушёл из актёров и начал зарабатывать на жизнь рекламой.

Фото: legion-media.ru
Фото: legion-media.ru

- Почему Вы решили закончить с актёрством?

- Потому что в 92-м году всё закончилось, перестали снимать хорошие фильмы, а на экраны выходило какое-то непонятное кино. Я считаю, что любая хорошая картина должна доходить до зрителей, а сейчас всё решают те, кто получают деньги и хотят дальше получать. Так и получается, что все самые крутые фильмы в наше время построены на одной и той же схеме.

- Правда, что Вы звонили в киностудии и просили, чтобы они Вас вообще не трогали?

- Да, я обзвонил всех и сказал, чтобы следующие 10 лет меня никто не трогал. Потому что я понимал, что карьера закончилась.

- Вы даже работали барменом полгода?

- Да, потому что нужны были деньги, нужно было как-то существовать. Брату предложили открыть семейное кафе в Ленинграде, и я поддержал эту идею. Поэтому пошёл к нему работать.

- Вы с супругой уже более 30 лет вместе, как Вы познакомились?

- Брат познакомился с девчонками, и я влился в их компанию и там же встретил свою жену.

- Вы поженились только спустя 3 года, почему?

- Потому что она уехала на свои заработки, а я бегал тут как бобик.

- Ваша супруга была моделью, как так получилось, что она стала домохозяйкой?

- Мы жили в такое время, когда я должен был зарабатывать деньги, а она должна была сидеть с маленьким Андрюшкой. И я отвечал за деньги, а она за детей, и нас всё устраивало.

- Как Вы сделали ей предложение?

- Я не помню и на самом деле сейчас очень жалею, что у нас с ней не было хорошей свадьбы. Потому что, когда она работала в Италии, я получал всего 40 долларов в месяц, в то время как она получала 100 долларов в день. И я тратил все свои деньги, чтобы просто ей позвонить.

- А как её родители Вас восприняли?

- Хорошо, с её отцом я подружился, это был единственный человек, на которого я мог положиться в любое время.

- Как изменилась Ваша жизнь, когда появился сын?

- Когда рождается ребёнок, то пиком цивилизации становится он. Я до года с ним вообще не общался, потому что мне было неинтересно, а когда ему исполнился год с чем-то, я с ним остался наедине на три дня, потому что все разъехались. И тогда, когда я с ним пообщался, я понял, что кроме него мне никто не нужен.

- А как изменилась Ваша жизнь, когда появилась дочка?

- На тот момент я уже был взрослым мужчиной и чётко понял, что я боюсь их открыто любить, потому что если с ними что-то случится, то я умру. Моя дочка многому меня научила, что касается режиссёрской профессии. Она мне дала понять, кто такие женщины, чего они хотят и какая у них цель. И плюс в момент её взросления я понял, что пусть мама решает все женские вопросы, а я буду только отвечать за душевное состояние и давать ей свою оценку.

- Дочка обсуждает с Вами женихов?

- Нет, мне вообще это неинтересно, и я не хочу в это влезать. Когда она определится, тогда мы с ней и поговорим.

- Какой Вы папа?

- Это не мне судить, потому что моя задача, чтобы у них всё было… Всю свою жизнь я посвящаю им. Семья даёт столько эмоций и счастья, что тебе ни одно творчество такого не даст. И когда ты получаешь гармонию от семьи, то тебе нет смысла развиваться. Поэтому творческие люди должны быть одинокими!

- Получается, что Вы исключение из правил?

- Нет, я много потратил времени на зарабатывание денег, а не на реализацию своих планов. Но это мой выбор, и я рад, что у меня выросли такие чудесные дети. Сейчас только Сашу направить, чтобы она определилась со всем. А так можно ехать в Крым и строить там дом, участок уже куплен.

- Какую главную мысль Вы вкладывали в своих киногероев?

- Когда я снимал фильмы, то всех персонажей делал намного благороднее, чем они есть на самом деле. Сейчас я переродился и изменился. Мне сейчас хочется навязать своё мнение. Я считаю, что ради честности, искренности, культуры нужно жить. А если не хотите, то сдохните в презрении.

БУМАЖНОЕ ИЗДАНИЕ ГАЗЕТЫ «ЖИЗНЬ»
ПОДПИСКА НА ГАЗЕТУ
Ягафарова Юлия 
Посещая сайт zhizn.ru, Вы соглашаетесь с приложенной Политикой обработки Персональных данных и с использованием файлов cookie, указанных в данной Политике.