Самого страшного маньяка 20 века расстреляли 14 февраля. "Жизнь" вспоминает иностранные и нашу экранизации истории советского Джека-потрошителя
30 лет назад в России расстреляли, пожалуй, самого известного советского маньяка. На его счету 55 жертв, из которых официально подтверждено только 43.
Фамилия Андрея Чикатило стала нарицательной, а история его поимки - отличной основой для триллера или детектива. Поэтому неудивительно, что некоторые киноделы взялись-таки за этот непростой материал, чтобы художественно описать кровавые события, происходившие в Ростовской области в 80-ые. Маску серийного убийцы примеряли на себя и Физрук из одноименного сериала, и Алекс ДеЛардж из "Заводного Апельсина".
"Жизнь" предлагает вам подборку фильмов о "Советском Джеке-потрошителе".
Фильм "Гражданин X" 1995 году является единственным фильмом в этом перечне, который смог добиться признания у критиков. Так, Дональд Сазерленд, сыгравший подполковника Михаила Фетисова смог забрать и "Эмми", и "Золотой глобус", как лучший актер второго плана, но вот только лента так и не добилась кассового успеха, ведь выходила эксклюзивно на телевидении.
Картина режиссера Криса Джеролмо старается дословно пересказать всю историю поисков и поимки советского маньяка, но художественно ужасно проваливается. Если не знать контекста, то покажется, что события фильма происходят не в 1980-ых, а где-то в начале XX века. Декорации были неудачно подобраны, а венгерские города оказались совсем не похожи на советский Ростов.
Все это можно списать на низкобюджетность, но сценаристы все же попытались хорошо выполнить свою работу. Они смогли переписать кровавые события 1980-ых на художественный лад, а актеры постарались сыграть своих персонажей. В том числе необычно увидеть завсегдатая "кинговских" фильмов Джеффри ДеМана в роли маньяка Чикатило. Да и состав вообще собрался достаточно "приличный" для сериала: помимо ДеМана и Сазерланда там играет и фон Сюдов ("Дюна" Линча и "Игра Престолов").
Маску маньяка примерил на себя и Малкольм Макдауэлл, который известен своей ролью Алекса в экранизации "Заводного Апельсина". Фильм итальянского режиссера Давида Гриеко вышел на экраны в 2004 году, и не смог привлечь внимания у зрителей: сборы составили скромные $87 760.
Возможно, все это произошло из-за неудачной смены "декораций" и имен главных персонажей. Ведь Гриеко осознанно перенес все действие из Ростова в Киев. Переименовал Чикатило в Эвиленко (чтобы была и местная украинская фамилия, и созвучие с английским словом "Evil", что значит "Зло"). Плюс еще некоторые факты биографии были либо приукрашены, либо опущены.
Однако у фильма есть одно важное достоинство. Макдауэлл - единственный актер из этой подборки, который смог воплотить на экране кровавого, но безумно хитрого маньяка. Однако даже его безграничный талант умудряется сковать Гриеко, который создал достаточно много ляпов - от несерьезных (туалет в электричке) до вполне себе серьезных - появление некое Арон Рихтер, который живет в СССР и восхищается маньяком, а еще по совместительству он психоаналитик.
Если вы собираетесь посмотреть "Эвиленко", то знайте: если вам нужна история и психология совершенных маньяком преступлений, то тут ничего этого нет. Единственное, что здесь действительно отсылает к Чикатило - так это актерская игра и Макдауэлла, и Чокаша. Они сумели отыграть своих персонажей на максимум.
Если ляпы Гриеко и Джеролмо еще были простительны, то Даниэль Эспиноза, что называется, облажался по полной. Исторические ляпы "Номера 44" оказались оскорбительными для российских властей, и они запретили эту картину к показу. Вообще... Но как водится: запретный плод лишь подогревает интерес.
Режиссер перенес события "перестроечных "1980-ых в сталинские 1950-ые и добавил изрядную долю клюквы: ожидайте постоянных расстрелов неугодных. Вездесущий ГУЛАГ тоже показывается, маньяк Малевич (Пэдди Консидайн) оказывается нацистским агентом, а власти убийства не раскрывают, а тщательно скрывают: дескать, в коммунистическом раю такое невозможно, поэтому это все происки Запада.
Сюжет крутится вокруг Льва Демидова (Том Харди) - сироты, чья карьера стремительно летит вверх. В один момент он начинает расследовать серию убийств неизвестного маньяка и попадает в опалу. Он пытается восстановить свое доброе имя, а также завершить расследование. И все это у него выходит настолько сумбурно, что зритель ничего не понимает. Очевидно, как и сам Эспинозо... Судя по ляпам в картине, он так и не определился, что снимает: очередной фильм про злые сталинские времена, триллер в "советском" антураже или детектив.
В итоге не получилось ни первое, ни второе, ни третье. И даже именитые актеры, Гэри Олдман, Чарльз Дэнс, Джейсон Кларк, никак не спасают фильм.
Закономерным итогом стали и цифры. "Запрещеночку" зрители совсем не оценили: 12 млн долларов сборов при 50 млн бюджета. Провал так провал! Впрочем, позднее киноманы всё-таки оценят режиссерские способности Эспинозы, превратив его "Морбиус" в мем.
Но что мы обсуждаем лишь западные фильмы? В России ведь тоже попытались экранизировать историю поисков Чикатило. И не только в формате документального кино. Так, режиссер Сарик Андриасян, известный "Тем еще Карлсоном" и "Защитниками", попытался сделать фильм-биографию советского маньяка. На главную роль он решил выбрать Дмитрия Нагиева, и это оказалось промахом.
Критикам подбор актера на главную роль тоже не понравился. Все же внешне Нагиев никак не похож на маньяка-импотента, который жестоко убивал людей для того, чтобы возбудиться. Сам же Нагиев парировал эти обвинения тем, что не ставилась задача создать максимальное сходство с маньяком. Да и даже при внешних атрибутах и реноме (все же Нагиев это комедийный актер) он смог убедительно сыграть маньяка.
Сериал не оказался серьезным провалом, иначе бы не прожил он еще второй сезон, да и не снимали бы по нему сиквел. Поэтому посмотреть можно, но только при больших допущениях. Если западному режиссеру можно простить изображение перестроечной действительности, то российско-армянскому уже нет.
Как можно посмотреть по этому перечню, нет однозначно хорошего фильма о Чикатило. Где-то подкачала дешевизна и неудачный выбор реквизита, где-то сюжет граничит с романами Тома Клэнси о страшном Советском Союзе, где-то режиссер опускает самое важное. Видимо, сами музы шепчут, что невозможно снять о, как выражался Нагиев, "полной мрази" хорошую картину.
Поэтому легче на основе него сделать другого персонажа, менее жестокого и более художественного. Вот, например, американский писатель Томас Харрис явно подчерпнул кое-что из биографии Чикатило при создании Ганнибала Лектера. Мы намекаем на историю про съеденную сестру - она могла быть аллюзией на слухи о том, что старшего брата Чикатило съели. И есть достойные экранизации его романов (особенно, где сыграл сэр Энтони Хопкинс или Мадс Миккельсен).