Сын и отец Гомера. Автору "Симпсонов" Грейнингу - 70

Мэтт планировал работать в газетах и рисовать комиксы, а теперь его мультсериалы знает почти каждый житель Земли

Мэтту Грейнингу - 70! Фото: thesun.co.uk
Мэтту Грейнингу - 70! Фото: thesun.co.uk

Сегодня день рождения у создателя легендарного мультсериала "Симпсоны". Мэтту Грейнингу - 70 лет, и его фамилия известна каждому, кто хоть раз в жизни смотрел "Симпсонов " или "Футураму". Ведь именно он и создал мультсериалы про самую американскую семью и про приключения "Межпланетного экспресса".

Как автор колонок о музыке и создатель "комиксов для друзей" превратился во всемирно известного мультипликатора и кто ему в этом помог, читайте в газете "Жизнь".

Грейнинг стал легендой мультипликации. Фото: thesun.co.uk
Грейнинг стал легендой мультипликации. Фото: thesun.co.uk

Гомер-мультипликатор и Мардж-учительница

Мэттью Абрам Грейнинг родился 15 февраля 1954 года на северо-западе США - штате Орегон - в городе Портланд. Его отца звали Гомером. Он происходил из немецкой семьи, которая в конце XIX века переехала в США из России.

Моего отца назвали в честь поэта Гомера. Моя бабушка, его мать, была заядлой читательницей. Одного сына она назвала Гомером, а другого — Виктором Гюго.
объяснял Грейнинг в интервью
Отец Грейнинга - Гомер. Фото: portlanddesignhistory.com
Отец Грейнинга - Гомер. Фото: portlanddesignhistory.com

Стоит остановиться на отце мультипликатора подробнее, потому что его именем не только назвали главу семейства Симпсонов. Дело в том, что Гомер Грейнинг был мультипликатором и работал на местном телевидении, рисуя в основном рекламные ролики. Также он занимался рисованием комиксов и карикатур для газет.

Я смотрел комиксы от журналов "Нью-Йоркер" и "Панч", и мой отец всегда объяснял мне, как хорошо и плохо они нарисованы.
отмечал мультипликатор

Мать звали Маргарет Виггам, ее семья имела норвежские корни, но муж ее обычно звал просто Мардж. Помимо Мэтта, в семье было еще четверо детей: старшие Марк и Пэтти, а также младшие Лиза и Мэгги.

Семья Мэтта: мать, отец и сестры - Мэгги и Лиза. Фото:theguardian.com
Семья Мэтта: мать, отец и сестры - Мэгги и Лиза. Фото:theguardian.com

Учился с хиппи и возил режиссера с деменцией

После окончания школы Грейнинг поступил в Колледж вечнозеленого штата, где в основном обучался журналистике. Там ему удалось побыть главным редактором студенческой газеты "The Cooper Point Journal", где он не только писал статьи, но и рисовал комиксы.

Колледж вечнозеленого штата был довольно "хиппарским". Здесь не было ни оценок, ни обязательных занятий. А еще тут собрались все чудаки Северо-Запада".
описывал Мэтт учебное заведение

В 1977 году 23-летний Грейнинг получил диплом журналиста и поехал в Лос-Анджелес работать по профессии, потому что в Калифорнии хорошо платили писателям и журналистам. Но как обычно бывает в таких историях - будущей звезде приходилось подрабатывать в самых разных местах.

У меня было несколько паршивых работ. Я мыл посуду в доме престарелых, занимался ландшафтным дизайном на очистных сооружениях. Я переехал в Лос-Анджелес, потому что это был город, в котором писателям платили больше всего в мире".
рассказывал Мэтт в интервью

Но зато Грейнингу удалось побыть писателем. Некоторое время он был шофером и биографом некоего 88-летнего режиссера, который страдал деменцией. Поэтому итоговая книга-биография насчитывала около 1500 страниц (возможно, этот мужчина оказался прообразом Эйба Симпсона). Параллельно с работой он оттачивал свои художественные навыки, рисуя комикс "Жизнь в аду". Это были злободневные маленькие истории о рабочих буднях, где главными героями выступали антропоморфные кролики.

Сначала "Жизнь в аду" публиковалась маленькими партиями и распространялась среди друзей и знакомых Мэтта, после он начал продавать их в магазине пластинок, где какое-то время подрабатывал. Тогда на молодого художника обратила внимание газета "Los Angeles Reader".

Писал о рок-музыке и попал в Голливуд

В 1980-ом его пригласили на работу в "Los Angeles Reader" на должность штатного художника, а спустя два года ему доверили вести музыкальную колонку. Вот только эта тему не была интересна Грейнингу.

Я довольно много писал о рок-музыке. Моя проблема заключалась в том, что меня не интересовал никто, кто был хоть как-то популярен. Неудачники и совершенно бескомпромиссные чудаки, скрывающиеся где-то в захолустье, делают свое дело. Это меня интересовало.
отмечал Мэтт

Музыкальная колонка постепенно превращалась в колонку имени Мэтта Грейнинга, где автор делился своими переживаниями, рассказывал о себе, о своем детстве и порой даже не касался темы музыки. Позднее он признавался в интервью, что ему совсем не понравилось писать о музыке - слушать ее куда интереснее.

Боссам из "Los Angeles Reader" это не понравилось, и они уволили колумниста, но в 1984 году Мэтт вместе со своей женой - тоже сотрудницей газеты Деборой Каплан - на собственные деньги смогли выпустить в тираж книгу комиксов "Любовь - это ад", где главными героями выступали все те же кролики из "Жизни в аду".

Тогда комиксы попали в руки 44-летнего режиссеру Джеймсу Бруксу, который только-только открыл собственную телекомпанию "Gracie Films". Он оценил талант Мэтта и пригласил его к себе на работу. Ему нужен был кто-то, кто мог бы рисовать анимационные заставки к "Шоу Трейси Ульман".

Мэтт с матерью. Фото: oregonlive.com
Мэтт с матерью. Фото: oregonlive.com

Знаменитая семейка Америки

Поначалу Мэтт планировал использовать кроликов из своих комиксов в качестве персонажей, но возникла проблема с авторскими правами. Тогда художник на скорую руку набросал семейку Симпсонов: отец Гомер, мать Мардж, сын Барт и дочери Лиза и Мэгги. У всех у них были реальные прототипы: родственники самого Грейнинга.

Откуда взялся Барт, кажется, не помнит уже сам Грейнинг. Сначала он рассказывал, что хотел назвать персонажа просто "невоспитанным ребенком" ("brat" по-английски), но допустил опечатку. Позднее же он начал утверждать, что персонаж был придуман еще в школьные годы.

Мэтт сам много раз появлялся в своём сериале. Фото: thesun.co.uk
Мэтт сам много раз появлялся в своём сериале. Фото: thesun.co.uk
Еще в старшей школе я написал рассказ о персонаже по имени Барт Симпсон. В то время я думал, что это очень необычное имя для ребенка. У меня возникла идея, что разгневанный отец кричит "Барт", а это чем-то похоже на лай собаки.
объяснял Грейнинг

Фамилия Симпсоны тоже не была взята из воздуха - в это фамилии было запрятано слово "простаки" - по-английски это "simpleton".

Днем рождения этой американской семейки можно считать 19 апреля 1987 года, когда они появились впервые в "Шоу Трейси Ульман". А уже спустя два года - 17 декабря 1989-го - "Симпсоны" обзавелись собственным мультсериалом, который произвел фурор в США. Персонажи очень быстро стали популярными: их лицами украшали самолеты, появлялся различный мерч, а Мардж Симпсон даже "заскочила" в Playboy.

Прототипами героев Мэтта стали члены его семьи. Фото: thesun.co.uk
Прототипами героев Мэтта стали члены его семьи. Фото: thesun.co.uk

"Футурама" и "Разочарование" не смогли приблизиться к "Симпсонам"

Постепенно созданием "Симпсонов" стали заниматься совершенно другие продюсеры, выходили полнометражки, продлевались сезоны. В это время Грейнинг без дела не сидел, а реализовывал новый проект, в этом ему помогал сценарист Дэвид Коэн. Сериал получил название "Футурама".

История рассказывала о разносчике пиццы Фрае, который оказался в далеком будущем - в 2999 году. Вскоре далекий-далекий потомок Хьюберт Фарнсворт берет путешественника во времени на работу в свою маленькую компанию "Межпланетный экспресс", у которой что ни день - то приключение.

Вот только канал Fox, который транслировал "Симпсонов", не устроила концепция нового сериала. Поэтому они начали подкладывать палки в колеса проекта, выпуская его в эфир довольно хаотичным образом. Закономерным итогом стал отказ телеканала транслировать "Футураму".

В дальнейшем права на сериал переходили и Cartoon Network, и Comedy Central, пока в 2013 году не стало известно о том, что история "Футурамы" подходит к концу. Но Коэн и Грейнинг так просто не сдавались, они искали новую платформу, где могли транслировать сериал. Решение нашлось в 2022 году, когда видеосервис Hulu объявил о "возрождении" "Футурамы".

Грейнинг и его "Разочарование". Фото: thesun.co.uk
Грейнинг и его "Разочарование". Фото: thesun.co.uk

Другим проектом стал мультсериал "Разочарование". Он повествует о том, как принцесса одной сказочной страны Тиабини бросается во все тяжкие, узнав сразу две неприятные вещи. Во-первых, ее выдают замуж за принца, что родился из-за кровосмесительной связи. Во-вторых, среди спрятанных подарков оказался демон, который должен обратить Тиабини во злу. В итоге принцесса сбегает из своего замка и отправляется в злоключения (или приключения).

Первый сезон вышел в 2018 году, но только оказалось, что юмор успел поменяться за 10-15 лет со времен старта "Футурамы", поэтому "Разочарование"…разочаровал критиков: 6,9 баллов из 10 на Rotten Tomatoes. Поэтому был неудивителен тот факт, что 1 сентября 2023 года Netflix решил показать последний - пятый - сезон этого проекта.

Кто помог Грейнингу и "Симпсонам"?

И все же Грейнинг вписал свое имя в зал славы мировой анимации. "Симпсоны" превратились в мощный бренд, который не собирается останавливаться на достигнутых высотах. И здесь скорее заслуга уже не самого аниматора, а грамотного руководства. Кто знает, как повернулась судьба молодого художника комиксов, если бы его работы не попали в руки Бруксу. А ведь этот продюсер и его фирма Gracie Films очень крепко держатся за "Симпсонов" - 35 лет как не отпускают их.

Читайте также:

БУМАЖНОЕ ИЗДАНИЕ ГАЗЕТЫ «ЖИЗНЬ»
ПОДПИСКА НА ГАЗЕТУ
Богомолов Олег