Коллаж: Ксения Михед
Обложка © Коллаж: Ксения МихедОбложка © Коллаж: Ксения Михед

Ранняя слава и странная смерть Иванушки из "Марьи-искусницы"

Впервые выпил в 16 с Петрухой из "Белого солнца...". Ранняя слава и странная смерть Иванушки из "Марьи-искусницы". 75 лет со дня рождения Виктора Перевалова

Впервые на экране он появился еще совсем ребенком - и с тех пор прошел все этапы актерской карьеры: пережил невероятную популярность, преодолел затишье и вновь вернулся на экраны. За годы работы в фильмографии у него накопилось больше 60 проектов. Он умел быть разным, у него это получалось, но запомнили его как парня с вечно мальчишеским лицом и наивным взглядом.

Тому самому Иванушке из сказки "Марья-искусница" Виктору Перевалову 17 февраля исполнилось бы 75 лет.

О том, как юный мальчишка попал в кино и стал серьезным артистом, материал "Жизни".

Кадр из фильма "Трактир на Пятницкой", 1978, реж. Александр Файнциммер
Кадр из фильма "Трактир на Пятницкой", 1978, реж. Александр Файнциммер

Самый популярный из детей-актеров страны

Родился Виктор Перевалов в 1949 году в Ленинграде в семье санитарки и торговца. Тяжелые военные годы и ужасы блокады были еще не забыты, и родители прикладывали все усилия, чтобы их дети ни в чем не нуждались. Жили, конечно, не в роскоши, но и не у края бедности.

Витя был самым младшим ребенком в семье и на тот момент, когда на экскурсии его заметил помощник режиссера, учился в первом классе. Типажный парнишка зацепил кинодела, и 8-летний Перевалов оказался на съемочной площадке в короткометражке "Тамбу-Ламбу". В главной роли...

Семья никакого отношения к искусству не имела. В первом классе, помню, нас повели во Дворец пионеров на экскурсию. А там ассистенты режиссеров как раз искали мальчишек для фильма "Тамбу-Ламбу". Снимал его Владимир Бычков, который позже снял "Город мастеров" и "Достояние республики". Такая белая голова, как у меня, была единственная на весь класс, и, я так подозреваю, - на весь Дворец пионеров тоже. Вот меня из толпы и выхватили. Записали адрес, через какое-то время прислали повесточку с "Ленфильма". И в итоге я сыграл одного из двух главных героев - Вовку, -
рассказывал Виктор Перевалов в интервью Андрею Колобаеву.
Виктор Перевалов стал знаменитым еще в детстве. Кадр из фильма "Марья-искусница", 1960, реж. Александр Роу
Виктор Перевалов стал знаменитым еще в детстве. Кадр из фильма "Марья-искусница", 1960, реж. Александр Роу

Зрителям и режиссерам трогательный малыш полюбился сразу, и карьера мальчика стремительно пошла в гору. Через пару лет Перевалов снова появился в кино - на этот раз в главной роли в сказке "Марья-искусница". Новой работой он жутко гордился, ведь стать Иванушкой претендовали около сотни ребят. Работал он на одной площадке с Михаилом Кузнецовым, Георгием Милляром и Нелли Мышковой. Мальчик знал, что они знаменитые артисты. Всего их масштаба он, конечно, не осознавал в силу возраста, однако капризничать рядом с ними позволить себе не мог. И это несмотря на изнуряющие для детского организма съемки. Однажды Витя даже загремел в больницу из-за травмы прямо со съемочной площадки.

Я уставал жутко. Бывало, меня привозили со съемок домой, я ложился на кровать, и из носа в две струи хлестала кровь - от перегрева и переутомления. Но, глядя, как работают эти дяди и тети, я не мог себе позволить упасть на землю, заколотить ногами и закапризничать: мол, голову напекло. Хотя съемки в "Марье-искуснице" - это была почти пытка для ребенка. Меня обрили наголо, привезли в Ялту. Естественно, в первый же день моя башка "сгорела" напрочь. И мне на эту сгоревшую голову надевали парик, по краям промазывали спиртовым лаком и приклеивали. Ох как содранной коже было "приятно"! А еще однажды мы на пару с "солдатом" Михаилом Кузнецовым грохнулись с трехметровой высоты. Я повредил позвоночник и угодил в больницу. Но хоть и был ребенком, работал по-взрослому, -
рассказывал Виктор Перевалов в интервью Андрею Колобаеву.
Мальчик снимался наравне со взрослыми актерами. Кадр из фильма "Марья-искусница", 1960, реж. Александр Роу
Мальчик снимался наравне со взрослыми актерами. Кадр из фильма "Марья-искусница", 1960, реж. Александр Роу

Не поступил в театральное и впервые выпил в 16 лет

Сниматься в кино Вите очень нравилось, и он с головой погружался в свои роли в проектах "Сомбреро", "Балтийское небо", "Старожил". Однако занятость отражалась на учебе мальчика. Он постоянно пропадал на киностудии, и школьного детства у мальчишки не было. Чтобы улучшить хромающую успеваемость, ему пришлось даже на время отказаться от съемок.

Даже если не находилось для меня больших ролей, всегда полно было эпизодических (таких, как "Город зажигает огни", "Дама с собачкой" и так далее). Я же как егоза, на месте никогда не сидел, облазил все павильоны "Ленфильма". Было интересно, как, где и что снимают. И периодически режиссеры "ловили" меня в свои картины. Ведь мальчишки все время нужны, а режиссеры, как и все нормальные люди, ленивы. Зачем прочесывать весь Советский Союз? Есть вечно молодой Витька - его и снимай, -
рассказывал Виктор Перевалов в интервью Андрею Колобаеву.
В "Республике ШКИД" Перевалов сыграл беспризорника Гогу. Кадр из фильма "Республика ШКИД", 1966, реж. Геннадий Полока
В "Республике ШКИД" Перевалов сыграл беспризорника Гогу. Кадр из фильма "Республика ШКИД", 1966, реж. Геннадий Полока

Вернулся в кино после вынужденного перерыва Перевалов только в 16 лет. На пробы в "Республику ШКИД" парень пошел сам и получил одну из главных ролей - беспризорника Гоги. Кстати, тогда же Виктор впервые получил на руки гонорар (раньше деньги получала мама) - и сразу же отправился отмечать это событие с другом.

В феврале 1965-го я получил паспорт, и 26-го числа мне выдали лично в руки мой первый аванс - в той самой кассе, где все меня знали сызмальства. Пришел в павильон и сразу же наткнулся на Кольку Годовикова, который в будущем станет Петрухой в "Белом солнце пустыни". Вот мы с Колюней и обмыли мое совершеннолетие - пошли в творческое кафе и выпили по пятьдесят граммов коньячку. И хотя выглядели мы в то время на все тринадцать с половиной (я всегда гораздо моложе своих лет выглядел), нам без звука налили. Сели мы за столик, треснули, закусили шоколадкой и пошли - такие все из себя гордые. Это был первый алкоголь в моей жизни, -
рассказывал Виктор Перевалов в интервью Андрею Колобаеву.
Впервые Перевалов выпил с Колей Годовиковым. Кадр из фильма "Белое солнце пустыни", 1970, реж. Владимир Мотыль
Впервые Перевалов выпил с Колей Годовиковым. Кадр из фильма "Белое солнце пустыни", 1970, реж. Владимир Мотыль

"Я вас любил…" и пик популярности

Витю любили зрители и режиссеры, но настоящая слава к нему пришла после молодежной ленты "Я вас любил…". Его все чаще начали узнавать на улицах, просить об автографах, а девчонки буквально вешались на шею. Тогда же Витя и подумал о том, чтобы пойти учиться в театральный институт. Но было откровенно лень, да и времени свободного у парня не было: он постоянно пропадал на съемках.

Учиться я не хотел никогда. После картины "Я вас любил..." была мысль поступить в ВГИК, но режиссер Владимир Роговой отловил меня в коридоре "Мосфильма" и затащил на другие съемки… Правда, вечернюю школу я все же окончил, уже в армии. Я считаю, что кино - это не театр. Если ты нужен, тебя и без института позовут, а не нужен - с тремя высшими образованиями не возьмут. Сколько я знаю ребят, которые штаны просиживают в Студии киноактера. Некоторые из них по два вуза окончили. Я же учился прямо на площадке, -
резонно заметил Виктор Перевалов в интервью Андрею Колобаеву.
Кадр из фильма "Я вас любил...", 1967,  реж. Илья Фрэз
Кадр из фильма "Я вас любил...", 1967, реж. Илья Фрэз

Потом 18-летнего Витю призвали в армию, но даже во время службы он умудрился сняться в нескольких фильмах. В общем, ничто не мешало молодому актеру реализовываться. В конце 60-х Перевалов пополнил свою фильмографию ролями в военных фильмах "Годен к нестроевой" и "Золото". А вот после стал появляться лишь в небольших эпизодах. Подросший парень, который еще недавно был самым востребованным актером-ребенком, вдруг стал интересен только как персонаж в военной форме.

Работал грузчиком и могильщиком

В 1975 году Виктору снова посчастливилось сыграть ведущего героя - в картине "Между небом и землей". Через два года он появился в ленте "Трактир на Пятницкой", а потом на актера посыпались эпизоды. Так в начале 80-х Перевалов понял, что киноиндустрия больше в нем не нуждается, и в его карьере наступило затишье. Чтобы хоть как-то зарабатывать на жизнь, актеру приходилось подрабатывать то грузчиком, то сторожем, то могильщиком. Брался Перевалов за любую работу, чтобы прокормить семью.

Виктор совершенно не умел отказывать, не мог просить, не выбивал себе гонораров. Он всю жизнь был "внештатным актером", не состоял ни в Союзе кинематографистов, ни в гильдии, не окончил ВГИК и даже на нормальную пенсию себе, получается, не заработал. Чуть больше двух тысяч рублей в месяц у него было, потому что, как я ни билась, его детскую карьеру так и не включили в пенсионный стаж. Ведь он снимался еще в СССР, а в Союзе детский труд был запрещен, -
делилась позже супруга Виктора Ирина Перевалова.
 Кадр из фильма "Граффити", 2005, реж. Игорь Апасян
Кадр из фильма "Граффити", 2005, реж. Игорь Апасян

Спустя десять лет мытарств, в 1992 году, Виктор появился в комедии "Игра", а после опять пропал с экранов. Только в 2005 году ему наконец снова досталась ведущая роль в фильме “Граффити”.

Когда Игорь позвонил, предложил роль почти бомжа, битого жизнью деревенского философа, я сначала не поверил. Поэтому от радости по квартире не прыгал. А когда все стало реальностью и меня утвердили на роль Клизи, конечно, кураж взыграл. По кино я очень соскучился, -
рассказывал Виктор Перевалов в интервью Андрею Колобаеву.

Казалось, что после этого должно было все наладиться. Но увы, талантливого артиста не спешили приглашать на большие роли, и он продолжал мелькать в эпизодах.

Поклонницы читали ему ночами стихи, а жена не узнала в нем актера

От недостатка женского внимания Витя никогда не страдал. Первая любовь у него случилась лет в 14 - и быстро прошла. Он, уже будучи известным, понимал, что девушки проявляли интерес из-за его актерской карьеры, и старался не связываться с фанатками. Но иногда все-таки пользовался вниманием и порой заводил по два-три романа одновременно. В общем, молодость проходила бурно, хотя чаще, конечно, ему доставались лишь поцелуи в щечку и разговоры до утра.

У меня все-таки был имидж лирического героя, а не мачо, как сейчас говорят. Мой герой такой - за ручку подержаться, в щечку поцеловать, под окнами полдня потоптаться, любимое имя на снегу вывести… И никакой постели! В Минске ко мне на улице подошла девчонка. "Можно с вами поговорить?" - "Да", – отвечаю. Оказалось, она пишет стихи. Взяли пива, пошли ко мне в гостиницу. И что же, вы думаете, мы всю ночь напролет делали? Она до утра читала стихи, а я слушал. Утром проводил ее, и все. То есть душу излить - это ко мне всегда пожалуйста. И таких историй - уйма. Словом, другой контингент женщин был около меня, -
рассказывал Виктор Перевалов в интервью Андрею Колобаеву.
Перевалов в образе Принца. Кадр из фильма " Старая, старая сказка", 1968, реж. Надежда Кошеверова
Перевалов в образе Принца. Кадр из фильма " Старая, старая сказка", 1968, реж. Надежда Кошеверова

Словом, девушек вокруг актера вертелось много, но женат он был лишь один раз. Свою единственную он встретил, когда пришел из армии и снимался в очередном фильме. Однажды после съемок Витя с друзьями пошел гулять в парк, а на обратном пути они зашли за пышками. В очереди он и познакомился с будущей супругой Ириной. Девушка тогда не знала, что он актер, и ее искренний интерес подкупил. С тех пор они не расставались и прожили вместе больше 40 лет.

Она не знала, что я артист, пока меня не увидела одна из ее подруг. А для меня, как я уже говорил, важно, чтобы меня любили как Виктора Перевалова, а не Принца с розой из "Старой, старой сказки". Возможно, это все и решило, -
рассказывал Виктор Перевалов в интервью Андрею Колобаеву.

Последняя гастроль и ранний уход

Постепенно Виктор Перевалов из востребованных актеров перекочевал в категорию забытых… На экране он появлялся редко, роли стали небольшими, а когда его вдруг пригласили в сериал "Пусть не кончается любовь", он, воодушевленный, отправился в Москву.

Однако в начале июля, так и не закончив сниматься в проекте, Виктор неожиданно вернулся домой в Санкт-Петербург. Квартира актера находилась рядом с вокзалом, но до дома он добирался два часа. А переступив порог, чуть было не упал. Благо его успели подхватить... Вид у актера был пугающим и болезненным: с опухшими ногами и синяком на лице он был абсолютно без сил. Хоть он и страдал хронической обструктивной болезнью легких, таким его семья не видела никогда. А о том, что он отправляется домой, им даже не сообщили.

Врачи скорой осмотрели Перевалова, сделали ЭКГ и заверили, что синяк - от удара кулаком в глаз. Супруга артиста не поверила, посчитав, что муж мог сам упасть, ведь подобное уже случалось. Кардиограмма оказалась хорошей, однако уже 5 июля 2010 года актер скончался в отделении реанимации от инфаркта.

Что произошло с актером на съемках и почему команда, заметив болезненное состояние, отправила его на поезд, а не в больницу, так и не выяснили. Похоронили Виктора Перевалова в Петербурге, а из представителей киноиндустрии никто попрощаться с коллегой не пришел… Ему был всего 61 год.

Читайте также:

БУМАЖНОЕ ИЗДАНИЕ ГАЗЕТЫ «ЖИЗНЬ»
ПОДПИСКА НА ГАЗЕТУ
Кочкина Анастасия