Коллаж: Ксения Михед
Обложка © Коллаж: Ксения МихедОбложка © Коллаж: Ксения Михед

История женщины-кузнеца, которая бросила профессию экономиста ради металла

Повелительница огня. История единственной женщины-кузнеца, которая бросила профессию экономиста ради металла и искр

Ей говорят, что это неженское дело и вообще она занимается не тем. А она невозмутимо надевает маску, подходит к печи и продолжает творить красоту из обычного куска стали... Жительница Беларуси кует железные изделия в кузнице наравне с мужчинами и оставляет на них маленькие весточки о значимых для мира событиях.

Оксана могла податься в науку, а стала кузнецом. Фото: личный архив Оксаны Кирилюк
Оксана могла податься в науку, а стала кузнецом. Фото: личный архив Оксаны Кирилюк

Увлекалась естественными науками и кораблестроением

Белорусская мастерица Оксана Кирилюк родилась и выросла в городе Молодечно. Она была очень развитым и разносторонним ребенком, поэтому читать и рисовать начала очень рано - в 3 года. Когда же девочка пошла в школу, ее заинтересовала научная и исследовательская деятельность. Ей было интересно абсолютно все, что связано с наукой. И за что бы она ни бралась, все в ее руках спорилось.

Меня привлекали естественные науки, особенно ботаника и зоология. Хотелось исследовать дальние страны и изучать непривычные формы жизни. Когда пришло время выбирать вуз, сказалось многолетнее увлечение кораблестроением и историей мореплавания. Меня тянуло даже в мореходное, -
рассказала Оксана.

Кроме того, в качестве возможного высшего учебного заведения Оксана рассматривала для себя и академию искусств, и лингвистический университет. Но жизнь повернула совсем в другое русло.

Оксана не боится тяжелой работы. Фото: личный архив Оксаны Кирилюк
Оксана не боится тяжелой работы. Фото: личный архив Оксаны Кирилюк
Времена тогда были экономически нестабильные, и на семейном совете решили, что лучше получить востребованную профессию. А переводить книги и рисовать можно в любое свободное время по желанию. Так я получила образование в сфере международных экономических отношений, -
поделилась воспоминаниями Оксана.

Страсть к стали и оружию привела Оксану в кузницу

Конечно, свои увлечения Оксана не забросила... и для души продолжила обучаться рисованию в студии белорусского художника Юрия Павловича Герасименко-Жизневского. Но вот потом дало о себе знать пристрастие к стали и холодному оружию. Оно появилось у Оксаны еще при изучении истории. К тому же отец девушки изготавливал охотничьи ножи, а дочь всегда любовалась его работой. Особенный трепет вызывала у нее дамасская сталь...

Поначалу интерес мой был больше художественный - как к произведениям искусства - и исторический - как к образцам культуры обработки железа и сталеварения. Это настоящий исторический детектив, позволяющий параллельно погрузиться в смежные сферы прогресса человеческой цивилизации. Но мысли о том, чтобы заняться кузнечным делом, тогда у меня не было, -
вспоминает девушка.
Атмосфера кузницы и дружный "коллектив" потрясли девушку. Фото: личный архив Оксаны Кирилюк
Атмосфера кузницы и дружный "коллектив" потрясли девушку. Фото: личный архив Оксаны Кирилюк

Все изменилось в одночасье, когда Оксана попала в настоящую кузницу.

Это было МОЕ с первых секунд. У меня завибрировали все внутренние струны, и все в унисон. Такое бывает редко. Кто сталкивался с подобным, легко меня поймет. В такие моменты жизнь делится на "до" и "после". Уже на следующий день у меня был учебник кузнеца ручной ковки еще советских времен, и я основательно взялась за матчасть, -
рассказала Оксана.

Родители девушки удивились новому увлечению дочки. Но препятствовать не стали, так как знали, что она относится серьезно и вдумчиво к любому делу и не станет принимать поспешных решений.

Девушка-кузнец за работой. Фото: личный архив Оксаны Кирилюк
Девушка-кузнец за работой. Фото: личный архив Оксаны Кирилюк

"Коллеги-мужчины уважают меня, но вставать в пару не хотят"

Особых сложностей в кузнечном деле у Оксаны не было, поскольку она пришла в него с хорошей физической подготовкой и художественными навыками. Единственное, с чем возникали вопросы, это с техникой безопасности, да и то только на стадии осваивания оборудования.

Дело в том, что коллеги не рассказывали мне правила пользования техникой, потому что сами работали без знания этих правил. Так я все постигала на собственном болезненном опыте, -
поделилась девушка-кузнец.
Кузнец в процессе работы. Фото: личный архив Оксаны Кирилюк
Кузнец в процессе работы. Фото: личный архив Оксаны Кирилюк

В коллективе Оксана была единственной женщиной, и, хотя коллеги относились к ней с уважением, давали советы, делились знаниями, но вставать с ней в пару отказывались. Мало кто верил, что женщина сможет нормально работать в кузнице. Однако Оксану это не расстраивало, и она продолжала учиться и осваивать свою новую профессию в одиночку.

Кузница - место повышенной травмоопасности, поэтому информация, поступающая от всех органов чувств, должна анализироваться в режиме нон-стоп, чтобы быстро найти оптимальное решение в аварийной ситуации. Это состояние очень похоже на состояние пилота в кабине небольшого самолета, когда надо анализировать собственные физические ощущения и одновременно отслеживать множество датчиков, индикаторов, экранов на приборной доске. И самое главное, эту работу надо любить. Она очень вредная, тяжелая и грязная. И если удовольствие от процесса творчества и радость от результата не перекрывают дискомфорт, то развиться в деле художественной ковки будет сложно, -
рассказала об особенностях ремесла Оксана.
В первый день на работе не обошлось без ЧП. Фото: личный архив Оксаны Кирилюк
В первый день на работе не обошлось без ЧП. Фото: личный архив Оксаны Кирилюк

Повелительница огня

Работа в кузнице тяжелая, но Оксана не жалеет о выбранной профессии. Совсем напротив: девушка радуется каждому отработанному дню. Ей доставляет удовольствие все, чем она занимается, даже несмотря на опасность и риск получения проблем со здоровьем из-за неблагоприятных условий. Кузница стала ее жизнью.

Иногда бывает настолько сложно, что масштаб решенных в процессе изготовления изделия трудных задач становится виден только спустя полгода или год. Когда тебе или фотографию довольные клиенты пришлют или экспериментальные детали в куче металлолома на глаза случайно попадутся. И ты начинаешь вспоминать какие-то технологические моменты, неизменно задаваясь двумя вопросами: "Неужели я все это делала?" - или: "Неужели все это делала я?!" -
удивляется девушка-кузнец.
Мастерская. Фото: личный архив Оксаны Кирилюк
Мастерская. Фото: личный архив Оксаны Кирилюк

Особый вид удовольствия для женщины - это работа у горна. Ей приятно осознавать, что огонь, эта мощнейшая стихия природы, становится ее помощником. Хотя бывает и такое, что во время работы одежда на ней воспламеняется.

"Подпись" мастера

Работает Оксана с любыми заказами, но больше всего ей нравятся масштабные вещи, потому что они требуют системного расчета, сложных решений, а разгадывать загадки и решать задачи ей нравилось с самого детства.

Работа мастера. Фото: личный архив Оксаны Кирилюк
Работа мастера. Фото: личный архив Оксаны Кирилюк
Каждый заказ интересен по-своему, каждый заказ чему-то учит, потому что ты думаешь, как сделать тот или иной элемент, изобретаешь приспособления и дополнительные конструкции. Любой мастер, если он не делает одинаковых поточных вещей, учится до конца жизни, -
отметила Оксана.

Есть в работе девушки-кузнеца и своя фишка: на каждом из своих изделий она оставляет особую "подпись". Например, у одного клиента навсегда остался на изделии горящий Нотр-Дам, а у другого - марсоход в момент посадки. Заказчики об этом могут даже и не знать, а мастеру нравится оставлять на своих работах такие маленькие весточки о событиях или зашифровывать какие-то идеи, если вещь для этого подходит.

Читайте также:

БУМАЖНОЕ ИЗДАНИЕ ГАЗЕТЫ «ЖИЗНЬ»
ПОДПИСКА НА ГАЗЕТУ
Богданова Татьяна