Режиссер сериала о блокаде "Осталась одна Таня", снятого в формате коротких вертикальных видео, рассказал о важности "не душного" и "не скучного" образовательного кино
4 апреля состоялась премьера сериала "Осталась одна Таня", который повествует о событиях, происходивших в блокадном Ленинграде. В основу сюжета лег известный исторический документ - дневники Тани Савичевой.
Однако сериал интересен не только пронзительной историей, которую он рассказывает своему зрителю, но и необычным вертикальным форматом и тем, что хронометраж одной серии составляет всего две минуты.
"Жизнь" пообщалась с режиссером ленты Данилом Мотиным и узнала, почему он рискнул снять ленту на серьезную тему в вертикальном формате.
- Почему сериал "Осталась одна Таня" снимался вертикально?
- Для того чтобы не потеряться в многообразии информации в современном мире, мы при реализации проектов используем принцип мультиформатности - фильмы, короткие ролики, книги и так далее.
В данном проекте нам было важно, чтобы молодая аудитория могла следить за контентом удобным для нее образом. Поэтому "Осталась одна Таня" представлен в виде коротких вертикальных видео.
Применение новых технических решений позволяет выполнять задачи, которые возникают при традиционных поколенческих конфликтах. Одной из таких задач считается умение говорить с подростками на важные темы на одном языке, в удобном для них формате.
- Почему за основу взяты именно дневники Тани Савичевой? Ведь есть много других документов и историй.
- В 2022 году я был на экскурсии, в рамках которой мы посетили Пискаревское кладбище. Там нам рассказали о Тане Савичевой, показали ее мемориал. Именно тогда у меня в голове полностью сложилась картина. Мне захотелось сделать сериал, основанный на дневниках блокадников, в том числе Тани. И показалось важным рассказать молодежи о блокаде Ленинграда в формате художественного сериала.
Судьба Тани Савичевой выступает настоящим символом блокады Ленинграда, поэтому она взята за основу. Но мы также не упустили и истории других блокадников, соединив их в единую художественную картину.
Мы стали реализовывать проект при поддержке VK. Была проделана большая работа. Также мы получили поддержку Института развития интернета ("АНО ИРИ"). 4 апреля вышли первые серии проекта. Они эксклюзивно доступны для просмотра в нашем сообществе во "ВКонтакте".
- В какой мере вы опирались на исторические документы при съемках?
- Изначально у нас стоял выбор: сделать документальный фильм, выстроив полностью соответствующую историческим справкам картину, или же создать художественный проект.
После проведения фокус-группы среди молодой аудитории мы выявили, что ей наиболее интересен и понятен художественный сюжет. Это стало основным мотивом для создания того сериала, который сейчас все могут увидеть.
В нашем сериале мы рассказываем о реальных - и в то же время невероятно трагических событиях. Что такое блокадный хлеб? Какой была норма хлеба? Как люди узнали о начале войны? Да, это художественная и образовательная история, основанная на реальных фактах, которые мы прорабатывали вместе с историком Баиром Иринчеевым.
- Насколько я знаю, это ваш первый режиссерский опыт в игровом проекте, да еще в такой необычной подаче. Насколько эта работа отличалась от предыдущих, в документальном жанре или телевизионном формате?
- "Осталась одна Таня" находится на стыке игрового и неигрового кино. Это в первую очередь художественное произведение. Все персонажи вымышлены, но при этом имеют под собой реальное реноме.
Это действительно мой дебют как режиссера в игровом проекте. За исключением вертикального формата не могу выделить особых различий в работе с похожими форматами, как ТВ, кино и так далее. У нас, как и в других проектах, были профессиональные художники-постановщики, гримеры, художники по костюмам, которые воссоздавали атмосферу военного времени.
Для себя мы давно определили нишу работы с подростками, поэтому нам хотелось создать не только развлекательный, но еще и образовательный проект. Наша цель - сделать так, чтобы контент был не "душный" и "скучный", а очень ненавязчивый и органичный.
- В сериале задействовано много актеров, которые неизвестны массовому зрителю. Почему вы пошли на этот шаг?
- Мы делали акцент именно на работе с неизвестными актерами, так как у них нет привычного амплуа, с которым их могли бы ассоциировать в ходе просмотра. Когда актер не воспринимается аудиторией как некий персонаж из прошлых проектов, история смотрится намного "чище", чего мы и хотели добиться.
- Насколько сложно было работать с детьми? В сериале они играют достаточно убедительно...
- С детьми действительно непросто работать, но для нас это был осознанный шаг, мы знали, на что идем. И то обстоятельство, что невероятная трагедия блокадного города выпала в том числе на долю совсем маленьких ленинградцев, заставляло нас относиться к съемкам, работе в целом особенно ответственно.
- Сколько уходило времени на съемку одного эпизода? Усложняла ли вертикальная съемка процесс?
- На самом деле у нас была очень хорошая подготовка, на съемку одного эпизода уходило около 3-5 дублей. Здесь стоит отдать должное актерам, которые всегда были готовы к работе на все сто: многие даже приносили памятные вещи - для большего погружения в атмосферу съемок.
Нельзя не отметить команду художников-постановщиков, которые сумели воссоздать обстановку в блокадном Ленинграде в центре современного Санкт-Петербурга. Художники по костюмам и гримеры также проделали огромную работу, создав каждому из героев неповторимый образ.
- На какую аудиторию вы ориентировались при создании сериала? Каким вы видите идеального зрителя?
- С самого начала мы обозначили для себя основную аудиторию в виде школьников, подростков и молодых людей до 35 лет. Мы делали акцент на их реакцию: проведение фокус-группы, работа с коллегами из VK и ИРИ, имеющими опыт в реализации больших молодежных проектов. С каждой серией мы совершенствовали съемочный процесс, стараясь удержать внимание зрителя и не теряя при этом образовательную линию.
- Как вы оцениваете реакцию зрителей на получившийся результат?
- Я был готов к тому, что аудитория разделится на две части: на тех, кто отрицает существование подобного формата в силу серьезности тем, поднимаемых в сериале, и на тех, кто говорит о нужности данного формата. Для меня оказалось удивительным, что многие отреагировали достаточно положительно, и то, что нас поддержали Министерство науки и высшего образования РФ, Министерство просвещения РФ, Российская академия образования и другие важные организации - это действительно очень приятно осознавать.
- Продолжительность серий - всего несколько минут. И остается некоторая недосказанность. Вы планируете снять на основе "Осталась одна Таня" полнометражный фильм?
- Я сам лично читаю все комментарии и отзывы, и предложение соединить все серии является одним из самых популярных. В ближайшее время планируется собрать полнометражный фильм из всех вышедших серий для полноценного просмотра картины от начала и до конца. Если говорить о продолжении проекта в горизонтальном формате, то у нашей команды уже есть большое количество историй, которые хотелось бы отразить в новой картине, и мы бы хотели продолжить освещать данную тему, в том числе в других форматах.
- Будете ли продолжать работу над подобными проектами? Какие истории могли бы рассказать с помощью вертикальной съемки?
- Сейчас наша команда находится на этапе анализа реакции аудитории на наш проект. Мы бы хотели продолжить двигаться в образовательном направлении, и сейчас самая важная задача для нас - это понять, что именно хочет получить от нас зритель.