Коллаж: Ксения Михед
Обложка © Коллаж: Ксения МихедОбложка © Коллаж: Ксения Михед

Фильм Копполы в Каннах провалился, а лента с Борисовым взяла "Пальмовую ветвь"

77-й Каннский кинофестиваль оказался богатым на сюрпризы, а Марка Эйдельштейна и вовсе назвали "русским Тимоти Шаламе"

Завершилось одно из главных кинособытий мая! Во Франции отгремел 77-й Каннский кинофестиваль, который длился почти весь месяц. И на этот раз конкурс смог удивить: ведь главный приз получил фильм, где снялись наши актеры! А вот российский режиссер, наоборот, остался без "Пальмовой ветви".

"Жизнь" рассказала подробнее о тех, кому достались награды на кинофестивале.

Режиссёр "Барби" и Ева Грин в жюри

Сюрпризы начались еще до начала киносмотра. В декабре 2023 года стало известно, что председателем жюри станет режиссер "Барби" 40-летняя Грета Гервиг. К слову, впервые в истории кинофестиваля право сказать решающее слово получила американская женщина-режиссер.

Это очевидный выбор, поскольку Грета Гервиг смело олицетворяет собой идею обновления мирового кино, для которого Канны каждый год являются и предтечей, и резонатором, -
заявляла президент кинофестиваля Айрис Кноблох.

Такой статус стал своего рода наградой для автора фильма о популярной в мире кукле, ведь "Барби" так и не получила престижных премий, хотя и заработала хорошую кассу и закрепила за Гервиг репутацию известного голливудского режиссера.

Остальных членов жюри можно поделить пополам… Нет, не так: по полам: четыре женщины и столько же мужчин. Из известных лиц там оказалась французская актриса Ева Грин, известная своими ролями в "Казино "Рояль" (2006), "Царстве небесном" (2005) и "Городе грехов 2" (2014). Она, к слову, до сих пор снимается преимущественно в европейском кино. Из последних ее работ - французская дилогия "Три мушкетера", где артистка сыграла Миледи.

Еще одним известным лицом стал французский актер Омар Си, который обрел популярность в 2011 году, сыграв в фильме "1+1". Позднее он появлялся и в "Людях Икс", и в "Мире юрского периода".

Ева Грин. Фото: legion-media.ru
Ева Грин. Фото: legion-media.ru

Боролись и Серебренников, и Коппола

В основной конкурсной программе участвовали 22 фильма из многих стран мира: от США до Индии. Свои картины показывали и известные авторы фестивального кино, и мэтры кинематографа.

Например, не пропустил мероприятие завсегдатай Канн Али Аббаси, который неоднократно показывал свои работы на полях киноконкурса. Так было и с фильмом "На границе миров", который получил премию "Особый взгляд" в 2018 году, и с "Убийцей "Священный паук" в 2022-м. Тогда актриса Зара Амир Эбрахими получила приз кинофестиваля за лучшую женскую роль.

На этот раз Аббаси приехал в Канны с фильмом о Дональде Трампе. Его новая работа носит название "Ученик" и повествует о том, как тогда еще будущий президент США строил свою бизнес-империю в 1980-х годах.

Из мэтров фестиваль посетил мастер триллеров и боди-хоррора Дэвид Кроненберг. В Канны он привез фильм "Саван", повествующий о довольно мрачном бизнесе будущего и параллельно затрагивающий вопросы "гуманности" такого предприятия.

"Мегалополис" Копполы (в центре) режиссеры не поняли. Фото: legion-media.ru
"Мегалополис" Копполы (в центре) режиссеры не поняли. Фото: legion-media.ru

Приехал и Фрэнсис Форд Коппола со своим "Мегалополисом". Это кинопересказ древнеримской истории, только перенесено все в декорации американского мегаполиса, в котором угадываются черты Нью-Йорка. Ни зрители, ни жюри не поняли античного пафоса этого фильма, который был чуть ли не сразу объявлен завещанием великого режиссера. В итоге рецензенты предрекают картине финансовый провал.

А вот Джордж Миллер хоть и посетил Канны с "Фуриосой", не участвовал в конкурсной программе.

Осчастливил своим присутствием и один из обладателей свежего "Оскара" - Йоргос Лантимос. Его прошлая работа "Бедные-несчастные" наделала много шума, получив награды и от "Золотого глобуса", и от Американской киноакадемии.

На этот раз в Канны режиссер приехал показать свой новый фильм "Виды доброты", который повествует о трех, казалось бы, абсолютно разных историях. А актерский состав как будто и не поменялся с прошлой картины. Здесь снова снялись и Эмма Стоун, и Уиллем Дефо. Единственное, здесь еще появился Джесси Племонс, который, как и остальные актеры, сыграл три роли в одной ленте.

Кирилл Серебренников уехал домой ни с чем. Фото: legion-media.ru
Кирилл Серебренников уехал домой ни с чем. Фото: legion-media.ru

Свою картину в Канны привез и Кирилл Серебренников. Как и фильм 2018 года "Лето", новая работа режиссера повествует о явлении, появившемся на стыке эпох. Если первая картина рассказывала о рождении ленинградского рок-клуба, затронув биографию и Майка Науменко, и Виктора Цоя, то вторая же - "Лимонов, баллада об Эдичке" - поведала о писателе Эдуарде Лимонове. Однако, в отличие от предыдущего проекта, "балладу" критики разнесли в пух и прах. Так, издание Variety назвало ее шумным, но безжизненным фильмом, в котором опущено много важных деталей биографии писателя.

Тем не менее фильм с русскими персонажами, несмотря на провал Серебренникова, все же получил "Золотую пальмовую ветвь".

Лучший фильм - о русских

Главную награду Каннского кинофестиваля завоевала "Анора" - комедийная лента 53-летнего режиссера Шона Бэйкера.

Фильм рассказывает об американской стриптизерше, которая влюбилась и вышла замуж за сына русского олигарха. Папаша совсем недоволен выбором своего отпрыска и вместе с женой отправляется в Америку, чтобы любыми способами разрушить счастье пары.

Сладкая парочка из фильма. Фото: legion-media.ru
Сладкая парочка из фильма. Фото: legion-media.ru

В "Аноре" засветились и Марк Эйдельштейн ("Сто лет тому вперед"), и Юра Борисов ("Калашников"). А роль олигарха вообще досталась Алексею Серебрякову.

Фильм впервые показали 21 мая в рамках фестиваля, и премьера получилась настолько успешной, что зал после показа рукоплескал еще девять минут. Кинокритики позднее сравнили "Анору" со знаменитой "Красоткой", отмечая, что фильм Бэйкера получился реалистичнее.

Этот невероятно человечный и гуманный фильм покорил наши сердца, заставил нас смеяться, дал нам бесконечную надежду, а после разбил нам сердца. И никогда не упускал из виду истину -
так Грета Гервиг охарактеризовала картину Бэйкера.
Российские актеры стали триумфаторами Канн. Фото: legion-media.ru
Российские актеры стали триумфаторами Канн. Фото: legion-media.ru

После такого теплого приема всем сразу стало ясно, кто уедет домой с "Золотой пальмовой ветвью". Хотя сам режиссер явно не был до конца уверен в своей победе. Он даже на церемонии награждения продолжал утверждать, что его фильм не для всех - не для массового зрителя.

"Анора" - не совсем массовый фильм, но я надеюсь, что благодаря "Золотой пальмовой ветви" мы сможем показать его в кинотеатрах и напомнить широкой публике, что подобные фильмы существуют, -
отметил Бэйкер.
Шон Бэйкер. Фото: legion-media.ru
Шон Бэйкер. Фото: legion-media.ru

Индийское кино и Гран-при

Второй по значимости приз тоже удивил зрителей и любителей кино. Обладательницей Гран-при стала картина индийской женщины-режиссера Паял Кападиа под названием "Все, что мы представляем как свет".

Синопсис этого фильма довольно простой. Две медсестры - молодая и в возрасте - работают в доме престарелых в городе Мумбаи. Устав от размеренной жизни, они решают сорваться в путешествие в пляжный городок. В итоге выходит такой роуд-муви, но с индийской спецификой.

Паял Кападиа (в черном) со своими актерами. Фото: legion-media.ru
Паял Кападиа (в черном) со своими актерами. Фото: legion-media.ru
В Индии снимаются замечательные картины, и в каждом штате очень сильная индустрия, но потребовалось тридцать лет, чтобы индийский фильм снова был отобран в Каннах, -
сказала Кападиа во время вручения награды.

И ведь действительно в головах зрителей все еще крепко сидит дурная слава Болливуда, где в любом фильме все только и делают, что танцуют, поют и совершают сверхъестественные трюки. Но картины вроде "Всего, что мы представляем как свет", могут изменить мнение масс об индийском кинематографе.

У Племонса - лучшая мужская роль, а приз жюри - у "Эмилии Перес"

Третью значимую награду - приз жюри - получила комедия Жака Одиара "Эмилия Перес", а сыгравшим в фильме актрисам - в том числе Селене Гомес - вручили еще награды за лучшую женскую роль. Сюжет у ленты простой: лидер мексиканской наркомафии решает сменить пол, чтобы скрыться от властей.

Обладателем приза за лучшую мужскую роль стал Джесси Племонс из фильма Йоргоса Лантимоса "Виды доброты". Он, в отличие от Эммы Стоун и Уиллема Дефо, не появлялся в прошлой работе грека, но воплощение актером сразу трех персонажей, кажется, очень сильно впечатлило жюри и кинокритиков.

Лучшим режиссером был признан португалец Мигел Гомиш, который приехал в Канны со своим фильмом "Большое путешествие". А за лучший сценарий наградили ленту "Вещество" от французской женщины-режиссера Корали Фаржа.

Хальфдан Ульман Тёндель. Фото: legion-media.ru
Хальфдан Ульман Тёндель. Фото: legion-media.ru

Награду за лучший дебют - "Золотую камеру" - получил норвежский режиссер Хальвдан Ульман Тёндель. Он приехал в Канны с фильмом "Арманд". А "Золотую пальмовую ветвь" за лучшую короткометражку получил хорватский режиссер Небойша Слиепчевич. Его фильм "Человек, который не мог молчать" повествует о кровавом эпизоде югославских войн, в ходе которого выжил лишь один человек.

Еще одна специальная награда была выдана иранскому режиссеру Мохаммаду Расулофу, который привез на киносмотр фильм "Семя священного инжира", чей сюжет ровно до показа держался в полном секрете. И это неудивительно, ведь мастера преследуют на родине за критику властей, и, для того чтобы попасть на фестиваль, ему пришлось бежать из страны. Возвращаться он, судя по последним интервью, не планирует.

Почётная награда и для Лукаса, и для студии Миядзаки

Не обделили в Каннах вниманием и тех, кто достиг больших высот в мире кино. Например, награду получила трехкратная обладательница "Оскара" Мэрил Стрип, рекордсменка по числу "Золотых глобусов" (целых девять раз получала награду). Ее киноведы часто называют одной из величайших актрис своей эпохи.

Награду Каннского кинофестиваля Мэрил тоже уже получала (в 1989 году), но ее решили наградить еще раз - уже не за какую-то конкретную работу, а за вклад в кинематограф.

Не обделили наградой и режиссера Джорджа Лукаса, который создал фантастическую сагу "Звездные войны" и серию фильмов об археологе Индиане Джонсе. Как раз был явный повод для такой награды - 4 мая считается неофициальным днем "Звездных войн".

После награждения режиссер начал охотно давать интервью разным изданиям, где рассуждал о современном кинематографе и выразил сожаление, что новые владельцы франшизы о джедаях и ситхах забраковали многие его идеи. И вообще "не поняли" суть "Звездных войн".

Джордж Лукас. Фото: legion-media.ru
Джордж Лукас. Фото: legion-media.ru

А еще одну "ветвь" отдали японской анимационной студии Ghibli, основанной Хаяо Миядзаки. Эта награда адресована, безусловно, самому маэстро, который перед очередным уходом на пенсию показал миру свой итоговый шедевр - "Мальчик и птица". Анимационный фильм в 2024 году уже успел получить и "Оскар", и BAFTA, и "Золотой глобус". Есть, кстати, мнение, что эта "Пальмовая ветвь" несет в себе и другой смысл, а именно: "Маэстро Миядзаки, не оставляйте нас без своих прекрасных работ. Творите, пока еще есть силы!"

Последнее испытание после Канн

Теперь всем картинам Каннского кинофестиваля предстоит пройти последнее испытание - отбить бюджет в кинотеатрах. Ведь уважение жюри - это хорошо, но только сборы смогут по-настоящему закрепить успех. А там уже и до "Оскара" с "Золотым глобусом" недалеко...

Читайте также:

БУМАЖНОЕ ИЗДАНИЕ ГАЗЕТЫ «ЖИЗНЬ»
ПОДПИСКА НА ГАЗЕТУ
Богомолов Олег