Коллаж: Ксения Михед
Обложка © Фото сгенерировано нейросетью midjourney.com по мотивам публикацииОбложка © Коллаж: Ксения Михед

От диких историй про "Мальчика с пальчика" до заботы о личных границах

Вспоминаем, как в разные века воспитывали детей

Забота и любовь к детям сегодня нам кажутся безусловными. Мы стараемся дать им самое лучшее: лучшую школу, лучший сад, самую модную одежду, игрушки, организуем интересный отдых и многое другое. Однако некоторые уверены, что детям сейчас стали слишком много позволять. Вы, конечно, сталкивались с ситуацией, когда какой-нибудь малыш, бессовестно нарушая ваше личное пространство, тарабанил вам ногами в спинку сидения автобуса и никак не реагировал на замечания. "Всыпать" бы ему ремня, а родители терпеливо объясняют, что так делать нельзя. Но всегда ли положение детей было столь “привилегированным”? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вернуться на несколько столетий назад. Тогда положение ребенка в обществе было совсем другим...

Средние века

Чтобы понять разницу в подходах к воспитанию, давайте заглянем сначала в конец XVI века - в королевскую семью будущего короля Франции Людовика XIII. Дневник королевского врача Эроара: "Королева, мать Людовика XIII, «взяв его за петушок, говорит: "Сын мой, я поймала вас за клювик".

Людовик XIII. Фото: legion-media.ru
Людовик XIII. Фото: legion-media.ru

Сегодня нас шокируют подобные игры, но для того времени они были нормой. Дальше - больше... Людовик рано потерял отца и взошел на престол аж в 14 лет. В то же время он и женился, точнее - его женили. На 14 летней Анне Австрийской. Первый сексуальный опыт подростки получили на публике, ведь их заставили провести вместе ночь под неустанным взглядом врача и камердинеров. После этого Людовик не приближался к спальне жены четыре года, а наследника пара сумела зачать только спустя 22 года брака.

В то время не было понятия "детской непорочности". Считалось, что ребенок, не достигший подросткового возраста, безразличен к разнице полов. О том, что подобные "шутки" могут нанести травму, никто и не задумывался. Это мы ещё заглянули в семью короля того времени, а как обстояли дела с воспитанием у простого народа?

Там вообще было не до воспитания. Выжил - уже хорошо! Детей в семьях крестьян рожали много, но возможности заботиться о каждом ребенке не было, поэтому многие из них погибали ещё во младенчестве. Те же, кто проходил естественный отбор, с ранних лет привлекались к труду наравне со взрослыми. Детства как такового не было... Дети помогали родителям на полях, заботились о скоте и выполняли другие работы. А еще они не имели возможности получить образование в широком смысле этого слова.

Кадр из фильма "Принц и нищий", реж.  Ричард Флейшер, 1977 год
Кадр из фильма "Принц и нищий", реж. Ричард Флейшер, 1977 год

Прекрасно иллюстрирует положение каждого из сословий сказка "Принц и Нищий" Марка Твена. Действие происходит в 1547 году в Лондоне, когда избитый отцом, голодный и весь в лохмотьях Том, отправляется ко дворцу посмотреть на юного принца Уэльского. В толпе мальчика грубо отталкивает часовой, однако принц вступается за него и приглашает к себе во дворец. Там молодой принц и Том со Двора Отбросов выясняют, что они как две капли воды похожи друг на друга, и решают поменяться одеждой.

В общем, принц попадает в трущобы: над ним издеваются, подвергают травле собаками и побоям. Принц своими глазами видит, как живёт простой народ, особенно дети. Став королём, он всегда об этом помнил и старался править мудро и справедливо. Кстати, всеобщее образование введут в Англии лишь в 1880 году, а в России в 1930, при правлении большевиков.

А помните адские сказки братьев Гримм "Мальчик с пальчик" и "Гензель и Гретель"? Так вот, по сюжету, родители уводят своих детей в лес на верную гибель, так как их просто нечем кормить. Думаете, они были написаны на ровном месте? Нет...

Время нравственности и розг

Ситуация начала меняться лишь в конце XVI века. Постепенно стала появляться идея "детской непорочности". К примеру, если раньше детям предлагали для чтения древнегреческие комедии с любовными сценами, то с новым веянием иезуиты изъяли эти произведения из детской программы. От детей стали требовать беспрекословного послушания и соответствия новой "высоконравственной модели". Добивались этого соответствия учителя и духовные наставники, конечно, розгами.

При этом за детьми стали лучше следить, кормить, одевать. Как писала поэтесса и религиозный деятель XVII Жаклин Паскаль: "Надо хорошо следить за детьми, никогда и нигде не оставлять их одних, здоровы они или больны...". Она же рекомендовала не приучать детей к ласке и держать в строгости, а еще советовала воспитателям внимательно относиться к позам детей во время сна летом, чтобы в них не было ничего неприличного.

Кадр из сериала "Джейн Эйр", реж. Джулиан Эмьес, 1983 год
Кадр из сериала "Джейн Эйр", реж. Джулиан Эмьес, 1983 год

Надо помнить, что главным воспитателем и цензором жизни того времени была церковь. В этой концепции ребенок рассматривался как "маленький взрослый". Вести себя должен был соответственно - с пониманием, духовностью, работоспособностью и богобоязненностью.

Вспомним роман XIX века "Джейн Эйр", главный персонаж которого маленькая сирота Джейн. Так вот, тетя отправляет её в приют для девочек. Героиня обладает живым умом, который поощрялся её обеспеченными родителями, но в приюте быть умной оказалось недостаточно. Поэтому умницу Джейн регулярно унизительно наказывали, а другие, хоть и не столь одаренные, смиренно учились под одобрительные взгляды всего учительского состава.

Просвещение

В XIX веке началась эра Просвещения, что привело к развитию гуманных методов обучения детей. Розги и наказания ушли на второй план, а развитие психологии способствовало лучшему пониманию потребностей и интересов детей.

Фото сгенерировано нейросетью midjourney.com по мотивам публикации
Фото сгенерировано нейросетью midjourney.com по мотивам публикации

XX век отметился значительными изменениями: появилась система школьного образования; стало доступнее здравоохранение; установился минимальный возраст для труда. В 1924 году Лига Наций приняла и утвердила "Женевскую декларацию прав ребенка", которая стала первым официальным документом о защите прав детей.

Через 35 лет Генеральная Ассамблея ООН написала вариант второй Декларации, который действует до сих пор.

Принимая во внимание, что человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет, Генеральная Ассамблея провозглашает настоящую Декларацию прав ребенка с целью обеспечить детям счастливое детство…
написано в документе

В ноябре 1949 года в Париже Международная демократическая федерация женщин учредила праздник - День защиты детей, который с тех пор отмечается 1 июня.

Именно в эти годы появилась так популярная сегодня теория развития ребенка Марии Монтессори.

Фото сгенерировано нейросетью midjourney.com по мотивам публикации
Фото сгенерировано нейросетью midjourney.com по мотивам публикации

В России в начале XX века правил Николай II, и наша страна ничуть не отставала от западных соседей, а в чем-то даже опережала. К 1913 году по стране было открыто свыше 130 тысяч школ и подготовлено 280 тысяч учителей.

Образование для мальчиков и девочек было разным. Все могли учиться в школе, гимназии, но девочки обычно не шли дальше поступать в училища. Если им хотелось продолжить образование, то они могли после седьмого класса поступить в восьмой, где готовили домашних учительниц. Также существовали в Москве конца XIX века несколько институтов закрытого типа для девушек. В заведении изучали русский язык, историю и литературу, точные и естественные науки, учили вышивать и держать себя в обществе.

Самой строгой считалась гимназия Марии Калайдович, на Садовой-Самотечной улице. Девушкам было запрещено посещать маскарады, да и вообще любые увеселительные мероприятия и даже судебные заседания. Считалось, что главное в воспитанницах - это скромность. Поэтому за недостойное поведение могли исключить.

Сегодня

В наши дни отношение к детям характеризуется уважением к их индивидуальности, а также защитой и поддержкой со стороны общества. Активно развивается концепция "грамотного родительства", чтобы взрослые были в курсе особенностей возрастных периодов в жизни ребёнка и лучше понимали своих детей. Слушать и слышать друг друга, быть готовыми к компромиссам - это основа современного видения родительства и современного воспитания.

Важно помнить, что дети – это не просто маленькие копии взрослых, а самостоятельные личности с их собственными потребностями и интересами. Правда, и здесь можно столкнуться с крайностями, однако сейчас не об этом.

Фото сгенерировано нейросетью midjourney.com по мотивам публикации
Фото сгенерировано нейросетью midjourney.com по мотивам публикации

Разница в подходах к воспитанию в разное время не может не поражать. Более того, сейчас детей воспитывают иначе, чем даже 30 лет назад, и дети 80-90-х, которые сегодня сами родители, порой сравнивают подходы не в пользу прошлого.

Я росла в страхе перед окружающим миром. Чувство незащищенности - самое ужасное, что ты можешь испытать. Сейчас я делаю все, чтобы мой сын ощущал себя в полной безопасности. Он еще тот персонаж! Со своим особенным характером. Он моя главная и лучшая песня. Да что говорить — он мое сердце, мой мир, мой самый любимый на свете ребенок!
поделилась однажды Кристина Агилера

А какого подхода в воспитании придерживаетесь вы?

Черепенникова Анастасия