Вспоминаем, как в разные века воспитывали детей
Забота и любовь к детям сегодня нам кажутся безусловными. Мы стараемся дать им самое лучшее: лучшую школу, лучший сад, самую модную одежду, игрушки, организуем интересный отдых и многое другое. Однако некоторые уверены, что детям сейчас стали слишком много позволять. Вы, конечно, сталкивались с ситуацией, когда какой-нибудь малыш, бессовестно нарушая ваше личное пространство, тарабанил вам ногами в спинку сидения автобуса и никак не реагировал на замечания. "Всыпать" бы ему ремня, а родители терпеливо объясняют, что так делать нельзя. Но всегда ли положение детей было столь “привилегированным”? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вернуться на несколько столетий назад. Тогда положение ребенка в обществе было совсем другим...
Чтобы понять разницу в подходах к воспитанию, давайте заглянем сначала в конец XVI века - в королевскую семью будущего короля Франции Людовика XIII. Дневник королевского врача Эроара: "Королева, мать Людовика XIII, «взяв его за петушок, говорит: "Сын мой, я поймала вас за клювик".
Сегодня нас шокируют подобные игры, но для того времени они были нормой. Дальше - больше... Людовик рано потерял отца и взошел на престол аж в 14 лет. В то же время он и женился, точнее - его женили. На 14 летней Анне Австрийской. Первый сексуальный опыт подростки получили на публике, ведь их заставили провести вместе ночь под неустанным взглядом врача и камердинеров. После этого Людовик не приближался к спальне жены четыре года, а наследника пара сумела зачать только спустя 22 года брака.
В то время не было понятия "детской непорочности". Считалось, что ребенок, не достигший подросткового возраста, безразличен к разнице полов. О том, что подобные "шутки" могут нанести травму, никто и не задумывался. Это мы ещё заглянули в семью короля того времени, а как обстояли дела с воспитанием у простого народа?
Там вообще было не до воспитания. Выжил - уже хорошо! Детей в семьях крестьян рожали много, но возможности заботиться о каждом ребенке не было, поэтому многие из них погибали ещё во младенчестве. Те же, кто проходил естественный отбор, с ранних лет привлекались к труду наравне со взрослыми. Детства как такового не было... Дети помогали родителям на полях, заботились о скоте и выполняли другие работы. А еще они не имели возможности получить образование в широком смысле этого слова.
Прекрасно иллюстрирует положение каждого из сословий сказка "Принц и Нищий" Марка Твена. Действие происходит в 1547 году в Лондоне, когда избитый отцом, голодный и весь в лохмотьях Том, отправляется ко дворцу посмотреть на юного принца Уэльского. В толпе мальчика грубо отталкивает часовой, однако принц вступается за него и приглашает к себе во дворец. Там молодой принц и Том со Двора Отбросов выясняют, что они как две капли воды похожи друг на друга, и решают поменяться одеждой.
В общем, принц попадает в трущобы: над ним издеваются, подвергают травле собаками и побоям. Принц своими глазами видит, как живёт простой народ, особенно дети. Став королём, он всегда об этом помнил и старался править мудро и справедливо. Кстати, всеобщее образование введут в Англии лишь в 1880 году, а в России в 1930, при правлении большевиков.
А помните адские сказки братьев Гримм "Мальчик с пальчик" и "Гензель и Гретель"? Так вот, по сюжету, родители уводят своих детей в лес на верную гибель, так как их просто нечем кормить. Думаете, они были написаны на ровном месте? Нет...
Ситуация начала меняться лишь в конце XVI века. Постепенно стала появляться идея "детской непорочности". К примеру, если раньше детям предлагали для чтения древнегреческие комедии с любовными сценами, то с новым веянием иезуиты изъяли эти произведения из детской программы. От детей стали требовать беспрекословного послушания и соответствия новой "высоконравственной модели". Добивались этого соответствия учителя и духовные наставники, конечно, розгами.
При этом за детьми стали лучше следить, кормить, одевать. Как писала поэтесса и религиозный деятель XVII Жаклин Паскаль: "Надо хорошо следить за детьми, никогда и нигде не оставлять их одних, здоровы они или больны...". Она же рекомендовала не приучать детей к ласке и держать в строгости, а еще советовала воспитателям внимательно относиться к позам детей во время сна летом, чтобы в них не было ничего неприличного.
Надо помнить, что главным воспитателем и цензором жизни того времени была церковь. В этой концепции ребенок рассматривался как "маленький взрослый". Вести себя должен был соответственно - с пониманием, духовностью, работоспособностью и богобоязненностью.
Вспомним роман XIX века "Джейн Эйр", главный персонаж которого маленькая сирота Джейн. Так вот, тетя отправляет её в приют для девочек. Героиня обладает живым умом, который поощрялся её обеспеченными родителями, но в приюте быть умной оказалось недостаточно. Поэтому умницу Джейн регулярно унизительно наказывали, а другие, хоть и не столь одаренные, смиренно учились под одобрительные взгляды всего учительского состава.
В XIX веке началась эра Просвещения, что привело к развитию гуманных методов обучения детей. Розги и наказания ушли на второй план, а развитие психологии способствовало лучшему пониманию потребностей и интересов детей.
XX век отметился значительными изменениями: появилась система школьного образования; стало доступнее здравоохранение; установился минимальный возраст для труда. В 1924 году Лига Наций приняла и утвердила "Женевскую декларацию прав ребенка", которая стала первым официальным документом о защите прав детей.
Через 35 лет Генеральная Ассамблея ООН написала вариант второй Декларации, который действует до сих пор.
В ноябре 1949 года в Париже Международная демократическая федерация женщин учредила праздник - День защиты детей, который с тех пор отмечается 1 июня.
Именно в эти годы появилась так популярная сегодня теория развития ребенка Марии Монтессори.
В России в начале XX века правил Николай II, и наша страна ничуть не отставала от западных соседей, а в чем-то даже опережала. К 1913 году по стране было открыто свыше 130 тысяч школ и подготовлено 280 тысяч учителей.
Образование для мальчиков и девочек было разным. Все могли учиться в школе, гимназии, но девочки обычно не шли дальше поступать в училища. Если им хотелось продолжить образование, то они могли после седьмого класса поступить в восьмой, где готовили домашних учительниц. Также существовали в Москве конца XIX века несколько институтов закрытого типа для девушек. В заведении изучали русский язык, историю и литературу, точные и естественные науки, учили вышивать и держать себя в обществе.
Самой строгой считалась гимназия Марии Калайдович, на Садовой-Самотечной улице. Девушкам было запрещено посещать маскарады, да и вообще любые увеселительные мероприятия и даже судебные заседания. Считалось, что главное в воспитанницах - это скромность. Поэтому за недостойное поведение могли исключить.
В наши дни отношение к детям характеризуется уважением к их индивидуальности, а также защитой и поддержкой со стороны общества. Активно развивается концепция "грамотного родительства", чтобы взрослые были в курсе особенностей возрастных периодов в жизни ребёнка и лучше понимали своих детей. Слушать и слышать друг друга, быть готовыми к компромиссам - это основа современного видения родительства и современного воспитания.
Важно помнить, что дети – это не просто маленькие копии взрослых, а самостоятельные личности с их собственными потребностями и интересами. Правда, и здесь можно столкнуться с крайностями, однако сейчас не об этом.
Разница в подходах к воспитанию в разное время не может не поражать. Более того, сейчас детей воспитывают иначе, чем даже 30 лет назад, и дети 80-90-х, которые сегодня сами родители, порой сравнивают подходы не в пользу прошлого.
А какого подхода в воспитании придерживаетесь вы?