Андрей Соколовский: «Чиновники оставили меня без пенсии»

59-летний танцор и хореограф рассказал, как год учил танцевать Киркорова и за что судится с Пенсионным фондом

Андрей Соколовский
Андрей Соколовский

Он превращал Киркорова в профессионального танцора, создавал легендарные шоу для театра Пугачёвой и других супер Звёзд и концертных компаний, а теперь судится с чиновниками, которые не верят, что он «настоящий артист балета». В гостях у «Жизни» Заслуженный артист Андрей Соколовский — человек, сделавший российскую эстраду зрелищной.

– С чего началась Ваша карьера?

– Ещё будучи студентом, я совмещал учёбу в Ленинградской балетной Академии с работой в «Ленконцерте». Это давало мне возможность зарабатывать на жизнь и одновременно получать ценный опыт артиста балета в варьете «Тройка». Я трудился там четыре дня в неделю, и с 1986 года это было началом моей профессиональной деятельности артиста балета.

- Андрей, мы знаем, что вы также работали в цирке-АТ в качестве артиста-балета. Не могли бы рассказать подробнее?

- Да, я действительно работал во многих театрах и концертных компаниях, и в том числе с 1993 года в Московском цирке-АТ в должности артиста балета с дополнительной нагрузкой балетмейстера. Это компания занималась концертно-гастрольной деятельностью, на базе которой я создал профессиональный хореографический коллектив «Джаз-Андрэ», который выступал в Рождественских встречах Аллы Пугачёвой в «Театре Метрополь» и в цирковом шоу «Танцующий цирк», а в дальнейшем создал и группу «ИКС-Миссия".

– Почему группа «ИКС-миссия», которую Вы создали, называлась именно так?

– «ИКС-Миссия» – это аббревиатура от «Искусство, культура, спорт». Это был очень интересный эксперимент по слиянию профессионального вокального и танцевального жанров, где артисты профессионального балета пели и танцевали. Сейчас это называется мюзикл. А первое наше публичное выступление на ТВ стало участие с сольным номером «Лети на свет своей души» в Рождественских встречах Аллы Пугачёвой в 1997году. В 1998 году мы были официально трудоустроены в фирму «Класс» в Московское государственное объединение культуры, которая со временем перешла в Москонцерт — КО «Эстрада».

Группа «ИКС-миссия» в наши дни. ФОТО из личного архива певца
Группа «ИКС-миссия» в наши дни. ФОТО из личного архива певца

– А как Вы попали в театр Аллы Пугачёвой?

– Я отправился в Москву на просмотр. Это был декабрь 1988 года. И меня приняли в труппу театра Аллы Пугачёвой — я стал артистом балета в коллективе балета «Рецитал». Я совмещал несколько ролей: оставался действующим артистом балета (участвовал во всех спектаклях), руководил труппой «Рецитал», а также занимал должность главного балетмейстера театра.

– Какие проекты Вы реализовали?

– Главные — это «Рождественских встречи» Аллы Пугачёвой (1989, 1993 и 1997 годы). Кроме того, я занимался постановками для других звёзд. Например, в 1995 году создал шоу-программу «Я не Рафаэль» для Филиппа Киркорова. Еще работал с Валерием Меладзе — «Как Ты красива сегодня» (1997 г.), делал постановки для Наташи Королёвой, Ирины Аллегровой и спектакль «Королевство любви» Бориса Моисеева.

– Каково это – работать с Аллой Пугачёвой?

– Она удивительный человек — добрый, чуткий, профессионал до мозга костей. Она всегда мне говорила: «Андрюша, приезжай! У нас большой проект — будем творить!» А в 1995 году Алла Борисовна позвонила мне с просьбой собрать новый состав балета «Рецитал» для шоу Филиппа «Я не Рафаэль». Прежняя труппа осталась в Греции после гастролей.

– Самая сложная задача, которую Вам предстояло решить?

– Научить профессионально танцевать Киркорова. Когда я работал над шоу «Я не Рафаэль», мне нужно было серьёзно подготовить его — у него же не было профессиональной хореографической школы. Он ходил на уроки с балетом «Рецитал», а также индивидуально много занимался и осваивал народные танцы (цыганские, испанские), современные стили (джаз-модерн, фанк, хип-хоп, брейк-данс). Это была уникальная задача — за год сделать из певца универсального артиста, который свободно двигается на сцене с живым вокалом. Но Филипп отлично справился с этой задачей, и все дальнейшие его шоу с каждым разом становились всё «круче и круче»!

Андрей Соколовский с Филиппом Киркоровым в 1995 году. ФОТО из личного архива
Андрей Соколовский с Филиппом Киркоровым в 1995 году. ФОТО из личного архива

Любовь и семья

– Расскажите Вашу историю любви

– Мы познакомились с моей супругой, Ириной Всеволодовной Херц (на тот момент), во время работы над крупным проектом. Мне тогда поступило предложение создать совместный спектакль на базе «Цирка Европа» — объединить моду, балет и цирковые номера. Мы вместе трудились, гастролировали по России, и в процессе работы наши отношения переросли в нечто большее. Хотя изначально ничто не предвещало романа: Ирина была замужем, у меня тоже была девушка. И спустя год общения мы осознали, что не можем жить друг без друга. 6 июня 1990-го мы обвенчались в Риге, в православном храме Александра Невского. 6 июня 2025 года исполнится ровно 35 лет с этого момента. А самым прекрасным плодом нашей любви стал сын — Всеволод, которого вся страна знает, как артиста, продюсера и композитора — Влада Соколовского.

– У Вас приличная разница в возрасте, это не смущало Вас и Ваших близких?

– Когда наши отношения только начинались, мне было всего 24 года (Ирине 35, - прим. Ред.). Но разница в возрасте никогда не была для нас проблемой — мы всегда чувствовали себя равными. Что касается реакции близких… Со стороны Ирины многие поначалу скептически отнеслись к нашему союзу, считая его временным увлечением. Но это «временное увлечение» длится уже 35 лет!

– Как рождение сына изменило Вашу жизнь?

– Я много времени уделял его воспитанию и делал это с радостью. Сейчас с теплотой забочусь о внуках — Мие и Дэвиде. А Влад практически с двух лет постоянно находился с нами в творческом процессе: уже в два с половиной года он выходил на сцену — пел, танцевал, и ему это нравилось. Что касается «мажорного» воспитания — мы не отдавали его в какие-то особые школы. Он учился в обычной районной школе, у него были обычные школьные друзья, с которыми играл в футбол и баскетбол. А первые собственные деньги Влад заработал в три с половиной года — после одного из выступлений ему официально выплатили гонорар в размере 100 долларов. Начиная с 13 лет Влад уже полностью самостоятельно жил и зарабатывал.

– Какими-то советами делились с ним по поводу отношений с девушками?

– Все девушки, которые были в жизни Влада до женитьбы, да и сама его будущая жена — все они, так сказать, получали наше с супругой одобрение.

– Его развод с Ритой Дакотой был громким. Какая была Ваша позиция?

– Да, действительно громким и даже прилично раздутым. Мы им обоим говорили, что не стоит это пиарить, что нет смысла создавать ажиотаж. Влад и не собирался этого делать, для него это был тяжёлый момент. А Рита, можно сказать, воспользовалась ситуацией для своей популярности и продвижения как медийной личности. Как мы поддерживали сына? Конечно, были рядом. Как любые родители, мы были на его стороне, хотя понимали, что это была его большая ошибка.

Суд

- Андрей, из открытых источников мы узнали, что Вы находитесь в судебном споре с пенсионным фондом. Можете это как-то прокомментировать?

- Несмотря на то, что больше 30 лет я профессионально работаю в качестве артиста балета, артиста-вокалиста, являюсь Заслуженным артистом. Выступая на большой сцене и приобретя большое количество профессиональных травм, я до сих пор не могу реализовать своё право на заслуженную льготную профессиональную пенсию, и одна из основных причин это всё те же «лихие 90-е годы», когда у всех компаний были сложные административные взаимоотношения в стране, (включая и Пенсионный Фонд) ещё на тот момент не определившейся с гражданско-трудовым кодексом. Надеюсь, что суд учтёт все обстоятельства моей известной творческо-трудовой деятельности и будет на моей стороне.

Читайте также:

БУМАЖНОЕ ИЗДАНИЕ ГАЗЕТЫ «ЖИЗНЬ»
ПОДПИСКА НА ГАЗЕТУ
Ягафарова Юлия 
Посещая сайт zhizn.ru, Вы соглашаетесь с приложенной Политикой обработки Персональных данных и с использованием файлов cookie, указанных в данной Политике.