
В 2025 году Людмиле Гурченко исполнилось бы 90 лет. Рассказываем о ее творчестве, лучших фильмах и ролях, мужьях и детях, причине смерти. Как жила великая актриса – в «Жизни»
Без нее, без ее танцев и песен, блестящих ролей и выступлений просто невозможно себе представить советскую сцену и кино. Людмила Гурченко была настоящей звездой - невероятно талантливой, яркой и харизматичной. Она блистала везде - в кино, в театре, на сцене, в личной жизни. Биография Людмилы Гурченко была полна взлетов и падений, радости и трагедий, но она никогда не опускала рук и всегда шла с гордо поднятой головой. Шла до самой смерти. 12 ноября 2025 года ей, безудержной и яркой, исполнилось бы 90 лет.
С самого раннего детства Людмила Гурченко обожала выступать, актерский талант был у нее в крови. Видимо, это тот случай, когда стать великой артисткой было предначертано самой судьбой. Поэтому ни тяжелое военное детство, ни отсутствие каких-либо связей - ничто не могло остановить Гурченко на ее пути.

Родилась будущая звезда советского кино 12 ноября 1935 года в Харькове в простой и любящей семье. Мама Елена Александровна Симонова-Гурченко сама была еще почти девочкой - из-за рождения дочери она так и не закончила школу. Папа Марк Гурченко, в отличие от своей молодой жены дворянского (по словам актрисы) происхождения, был совсем простым человеком из батрацкой семьи. Но музыкальные и артистические гены, видимо, дочери передал именно он. Веселый и радушный, гостеприимный Марк Гурченко работал баянистом в местной филармонии, а также аккомпанировал на самых разных мероприятиях. Мама работала с ним - помогала в организации концертной деятельности.
Родители Людмилы Гурченко были хлебосольными людьми, и каждый раз, когда к ним приходили гости, а случалось это очень часто, маленькая Люда вместе с папой устраивала настоящие концерты: она пела, читала стихи, разыгрывала сценки. Отец участвовал во всех номерах и с гордостью повторял, что дочь непременно станет актрисой.
А потом пришла война, и отец отправился добровольцем на фронт: «...ушел и унес с собой баян. А вместе с ним унес самые прекрасные песни ...самое лучшее в жизни время».
Людмила с матерью остались в оккупированном Харькове, со всеми ужасами войны, среди которых была не только смерть, но и голод. Именно он погнал юную Гурченко к немецким казармам - рядам с ними она храбро распевала что есть мочи песни, а некоторые в «добрые» немцы делились с девочкой едой и конфетами.
В 1943 году захватчиков прогнали из города, а Людмила Гурченко отправилась в школу, в которой, по ее воспоминаниям, не было ни парт, ни досок, но главное - началась учеба. Еще через год, в 1944, сбылась заветная мечта девочки - она поступила в музыкальную школу.
В школе будущая звезда училась хорошо лишь по тем предметам, которые, по ее мнению, были нужны для актерской карьеры. Позже в своих воспоминаниях она говорила, что была темной и необразованной. Родители (отец вернулся с фронта в 1945) никак не вмешивались в учебу, ведь и Людмила, и ее отец по-прежнему были уверены, что ее судьба - сцена.
После окончания школы в 1853 году Людмила Гурченко отправилась в Москву за мечтой - стать артисткой, но обязательно музыкальной, поэтому и отправилась с аккордеоном. Она поступила во ВГИК сразу на курс народных артистов СССР С. А. Герасимова и Т. Ф. Макаровой, которые и показали ей, что значит быть драматической актрисой.

У актеров разные судьбы, кто-то идет к признанию и славе годами, а кто-то взлетает на вершину сразу - так случилось и с нашей героиней.
Еще будучи студенткой, она снялась в двух картинах, вышедших в 1956 году. Это были «Дорога правды» Яна Фрида и комедия Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь». После появления последней на экранах Людмила Гурченко проснулась настоящей звездой, а песня «Пять минут» на многие десятилетия стала одной из самых популярных в нашей стране.
С Эльдаром Рязановым они потом еще работали не раз, их сотрудничество подарило нам такие фильмы, как «Вокзал для двоих» и «Старые клячи». Но это случилось много позже, а пока (в 1958) на экраны вышел еще один музыкальный фильм, снятый знаменитым режиссером, «Девушка с гитарой».
А дальше жизнь Людмилы Гурченко совершила резкий поворот. Случилась разгромная статья в газете и самые жестокие слова министра культуры, в которых, совершенно неожиданно для юной Гурченко, он раскритиковал ее концерты, ее песни, танцы «вертлявые западные штучки-дрючки», а главное, обещал предать ее имя забвению, убрать из профессии. Так оно и случилось. Долгие годы Гурченко не признавали как актрису кино, не давали ей главных ролей, не звали в большие фильмы.
Ситуация изменилась только в семидесятых, когда Гурченко получила большую роль в картине «Старые стены» (1973). Режиссера фильма Виктора Трегубовича Гурченко вспоминала с благодарностью всю жизнь.
С тех пор фильмография Людмилы Марковны начала стремительно пополняться, а ее роли, как главные, так и второстепенные, получались яркими и запоминающимися. Годы простоя закалили актрису и сделали ее талант более глубоким и многогранным.
Помимо музыкальных фильмов, где актриса чувствовала себя как рыба в воде, таких как «Табачный капитан» (1972), «Соломенная шляпка» (1974), «Небесные ласточки» (1976), были и полностью драматические роли в картинах «Двадцать дней без войны» (1976), «Пять вечеров» (1978), «Сибириада» (1978), «Любимая женщина механика Гаврилова» (1981).
А 1982 году вышел «Вокзал для двоих», сразу ставший классикой советского кинематографа. После многих лет забвения Людмила Гурченко наконец получила и государственное признание, официально став народной артисткой.
Следующая волна успеха пришла после выхода комедии «Любовь и голуби». Дальше были еще работы в кино, выступления на концертах и телевидении. До самой смерти Гурченко оставалась настоящей звездой.

Можно без преувеличения сказать, что у Людмилы Гурченко нет проходных ролей. Даже если они второго плана, даже если это эпизод, это всегда работа мастера. Но несколько ее картин все же стоят особняком.
Конечно, на ум в первую очередь приходит дебютная лента с ее участием - вышедшая в 1956 году «Карнавальная ночь» Эльдара Рязанова. Первые пробы в профессии - и сразу грандиозный успех. По одной из версий, в главной роли Леночки Крыловой должна была сниматься другая актриса, но вмешалась судьба. Директор Мосфильма Иван Пырьев столкнулся с Людмилой Гурченко в коридоре, присмотрелся к ней и повел прямиком на съемки, к Эльдару Рязанову, который был недоволен игрой изначально выбранной актрисы.
Этот фильм, с его музыкой, танцами и костюмами, в момент завоевал искреннюю любовь зрителя, а Людмила Гурченко и песня «Пять минут» стали неотъемлемой частью празднования Нового года в нашей стране.
Следующая картина - «Вокзал для двоих» (1982) - так же снята Эльдаром Рязановым. Пронзительный и лиричный, смешной и грустный фильм о любви, преданности, превратностях судьбы; фильм с потрясающим актерским составом и талантливой работой режиссера сразу стал классикой, получив признание не только у зрителей (в первый же год фильм посмотрело 35,8 миллионов), но и у критиков. «Вокзал для двоих» собрал множество наград и премий, среди которых были «Лучший фильм года» и «Лучшая актриса года».
Еще одна, ставшая народной картина, снова относится к жанру комедий, но на этот раз ее автором стал Владимир Меньшов. Речь идет, конечно же, о фильме «Любовь и голуби». Вряд ли есть кто-то в нашей стране, кто бы ни смотрел это кино, а уж сколько крылатых фраз ушло в народ! Роль Гурченко, пусть и не главная, но, по мнению очень многих, самая яркая в картине. Ее Раиса Захаровна просто неподражаема. Каждая сцена, каждая фраза в фильме вызывает отклик у зрителя, надолго оставаясь в памяти и вызывая улыбку.

Самые известные картины Людмилы Гурченко:

Насколько сильной и яркой была актриса Людмила Гурченко, настолько же была насыщенной и ее личная жизнь. Красота и страсть артистки привлекали мужчин, но эти же качества зачастую и мешали счастливой жизни.
Впервые Гурченко вышла замуж в 1953 году еще совсем юной, тогда актрисе было всего лишь 18 лет, а решение во многом, как говорят, было принято из прагматических расчетов. Дело в том, что супруг Василий Ордынский был режиссером, а Людмиле не терпелось поскорее начать сниматься в настоящем кино. Но Гурченко, хоть муж и пытался привлечь ее к съемкам, так и не утвердили на роль. Отношения стали сходить на нет, через год они расстались, а в 1955 развелись официально.
В 1958 Гурченко познакомилась со жгучим красавцем и интеллектуалом Борисом Андроникашвили и влюбилась в него со всей страстью, на которую была способна. В том же году состоялась свадьба, а уже в следующем у молодых родилась дочь, которую назвали Марией.
Несмотря на чувство, захватившее молодых людей, разногласия стали проявляться практически с самого начала. Причин разлада было много. Сын знаменитого писателя Пильняка Борис Андроникашвили, в отличие от Людмилы Гурченко, получил блестящее образование, имел широкую эрудицию, тонкий вкус. Актриса осознавала ту пропасть, что пролегала между ними, пыталась тянуться за мужем, но это не очень удавалось. Чтобы не чувствовать себя одинокой, рожать актриса поехала к родителям в Харьков, а когда вместе с маленькой дочерью вернулась спустя время в Москву, окончательно поняла - браку конец. Конечно, они пытались сохранить семью, но у них ничего не получилось, и в 1960 состоялся развод.
Третий муж Людмилы Гурченко был не только актером, но и приемным сыном знаменитого советского писателя Александра Фадеева. Они познакомились и совсем вскоре решили пожениться. Это был 1962 год, а уже в 1964 супруги поняли, что совсем не подходят друг другу и развелись.

Говорят, что Иосиф Кобзон, уже тогда бывший значительной величиной советской эстрады, первым обратил внимание на миниатюрную красотку с тонкой талией. К тому моменту Гурченко уже устала от неудач в личной жизни, поэтому не торопилась снова бросаться в омут с головой. Но Иосиф Давыдович всегда знал, чего хочет, и не отступал. Долгое время они просто встречались, пока в 1967 году на очередных гастролях паре не отказали в заселении в один номер, так как официально они не были зарегистрированы. Буквально на следующий день Гурченко и Кобзон отправились в ЗАГС.
Две чрезвычайно сильные личности, два гордых и неуступчивых человека, несмотря на сильное чувство, так и не смогли ужиться друг с другом. Не помогло даже то, что Кобзон быстро нашел общий язык с дочерью Гурченко Машей. Между ними установились теплые отношения, он заботился о падчерице, и она горевала, когда в 1970 Иосиф Кобзон и Людмила Гурченко развелись.

Расставание с Иосифом Кобзоном было тяжелым и болезненным, но долго в одиночестве Людмила Гурченко оставаться не привыкла. Музыканта Константина Купервейса она встретила на подготовке к какой-то очередной передаче. Ей было почти 38, он был младше на 14 лет, но это никак не помешало наконец создать прочные отношения на долгие годы. Они прожили вместе почти семнадцать лет, дочь Маша полюбила Константина как родного отца, несмотря на то что тот был не особо старше девочки (а может, именно небольшая разница, всего в 10 лет, и помогла им сблизиться). Очень долго их семейная жизнь (пусть официально они так и не расписались) была почти идеальной, но со временем что-то стало меняться, говорят, Гурченко становилась все ревнивее, ссоры происходили все чаще, ее требования все тяжелее. Слухи ходили разные, говорили, что Константин был на грани самоубийства, что уходил от Гурченко, но возвращался. К сожалению, и эту семью спасти не удалось. В какой-то момент Купервейс встретил другую и в 1991 году ушел от Гурченко. Она до конца считала этот уход настоящим предательством.

В конечном итоге личная жизнь Людмилы Гурченко стала сказкой со счастливым концом. Та, которая никогда не отступала, заслужила свое счастье. Принимая участие в 1991 году в съемках фильма «СекСказка», актриса познакомилась с Сергеем Сениным, который спустя шесть лет стал тем самым, с которым они и жили вместе вплоть до смерти Людмилы Гурченко в 2011 году.
Пусть он был младше на 26 лет, но Сергей как никто другой умел понимать и любить такую непокорную и яркую Гурченко, а она наконец обрела счастье и покой.

Маша, родившаяся во втором браке Людмилы Гурченко, так и осталась единственным ребенком актрисы. К сожалению, теплые отношения между дочерью и мамой не сложились, а в последние годы они вообще виделись крайне редко, да и на похороны матери Мария заглянула лишь ненадолго.
Что стало тому причиной? Много разных фактов сыграли свою роль - и мечта Гурченко о мальчике, которого она сможет назвать в честь отца, и карьера, которой пришлось посвящать почти все свое время, и чрезвычайная требовательность к дочери. Великой актрисе хотелось, чтобы и Маша блистала, а ей это было совсем не нужно. Так или иначе, между ними выросла стена непонимания и взаимных обид. А в 2017 году Мария Борисовна умерла от сердечного приступа.
Со своими внуками (долгожданным) Марком (1982) и Еленой (1983), Гурченко также почти не общалась. К сожалению, Марк умер в 16 лет, по слухам, такая его ранняя смерть связана с употреблением запрещенных веществ. Трагедия случилась в 1998 году, и семья очень тяжело пережила это.
О внучке Людмилы Гурченко Елене мы знаем очень мало. Известно, что она предпочитает спокойную и непубличную жизнь, работает психологом.

В том самом 2011 году легендарная актриса совсем неплохо себя чувствовала, неизвестно, сколько бы Людмила Гурченко лет еще прожила, если бы не роковая случайность. Однажды в феврале она вышла на обычную прогулку. И поскользнулась. В результате - перелом шейки бедра и срочная операция на следующий день.
На первой неделе марта актрису выписали из больницы и отправили восстанавливаться домой. Все было хорошо, жизнь шла своим чередом, все налаживалось. Но 30 марта Людмиле Гурченко неожиданно стало плохо. По словам ее мужа, Сергея Сенина, который был рядом с ней, она попросила его вызвать скорую - и вскоре умерла. Прибывшая на место бригада не смогла реанимировать великую актрису.
Как впоследствии установили медики, причиной смерти стала тромбоэмболия легочной артерии, которая является осложнением от перенесенной операции на шейке бедра.

Прощание с великой актрисой состоялось в Центральном доме литераторов 2 апреля 2011 года, тогда проводить Людмилу Марковну пришли тысячи поклонников, а в столичном метро весь день каждые полчаса звучали песни в ее исполнении.
После прощания актрису увезли на Новодевичье кладбище, где она и была захоронена. Хотя, говорят, сама она хотела быть упокоена на Ваганьковском, рядом с родителями, но судьба распорядилась иначе.
В ее квартире, что находится в Трехпрудном переулке, Сергей Сенин, последний муж актрисы, организовал частный музей, который и был открыт в 2016 году
Тот, кто зажигал звёзды - памяти Юрия Николаева...
Удары судьбы Романа Попова: борьба с раком мозга, набор веса, кома и смерть