
О судьбе и творчестве Владимира Высоцкого, его легендарных песнях и стихах, тайнах личной жизни, редких фото и загадочной смерти - в материале «Жизни»
Он стал народной легендой еще при жизни, его талант был близок и простому рабочему, и рафинированному интеллигенту, его считали своим все от мала до велика в огромной стране. Невероятно талантливый актер театра и кино, поэт, исполнитель – в этом году со дня смерти великого Владимира Семеновича Высоцкого 45 лет.
Судьба поистине народного артиста (при том, что официальное звание он получил лишь спустя несколько лет после смерти) была непростой, а часто даже трагичной. Сначала тяжелое военное детство, в котором была эвакуация, вынужденный выбор между семьями отца и матери, разные школы.
Отправившись в первый класс в Москве, вскоре Володе вслед за семьей пришлось переехать в Германию, где, помимо учебы в обычной школе, мама Женя (так Высоцкий называл свою мачеху) прививала ему любовь к музыке – первым инструментом для Владимира стало фортепиано.
А дальше – Щукинское училище и мучительные попытки найти свой театр, точнее театр, готовый взять такого талантливого, но абсолютно, как сейчас бы сказали, неформатного актера.
И только гениальный Юрий Любимов по-настоящему увидел Владимира Высоцкого. Это знакомство стало судьбоносным и для актера, и для Театра на Таганке, хотя его судьба там часто висела на волоске (Любимов не раз был на грани того, чтобы уволить своего ведущего актера).
А в личной жизни была череда ярких романов и тяжелых расставаний, преследование в прессе, отсутствие возможности напечатать свои стихи, сложные отношения с официальным искусством (при жизни Высоцкого не было издано ни одной его книги), тяжелые зависимости.
Но несмотря на такие сложности, или благодаря им, грани таланта Владимира Высоцкого раскрылись в невероятной полноте, будь это игра в театре, или исполнение песен, которые по праву называют энциклопедией советской жизни.
Владимир Семенович Высоцкий родился в Москве 25 января 1938 года, в семье Семена Владимировича Высоцкого и Нины Максимовны Серегиной. Мама будущей знаменитости была переводчицей Интуриста, а папа – военным связистом.
Молодая семья получила комнату в коммуналке на Первой Мещанской улице (теперь проспект Мира, 126). «На тридцать восемь комнаток всего одна уборная» пел он потом в своей «Балладе о детстве».
Но беззаботное время продлилось недолго. В марте 1941 отец был призван на службу, а с первого дня войны отправлен на фронт. Семен Владимирович был настоящим героем: принимал участие в обороне Москвы, освобождении Донбасса, Львова, Лодзи, взятии Берлина, освобождении Праги. На его счету более двадцати орденов и медалей.
После войны в течение многих лет в доме Высоцких бывали фронтовые друзья отца, которые оставили неизгладимые впечатления в душе будущего поэта. Всю жизнь темы войны и дружбы были ведущими у Высоцкого.
Итак, отец отправился на фронт, а в Москве начались бомбардировки.
...воздушные тревоги, чаще они объявлялись ночью. Я поднимала с постели сонного ребенка и под тревожный вой сирен бежала в убежище - в дом на противоположной стороне улицы. Там, внизу, в подвале, мы чувствовали, как вздрагивало над нами огромное здание. ...Бессонные ночи подрывали силы, но нужно было ходить на работу. ... Ребенка оставлять дома с кем-либо было опасно, приходилось брать его с собой. В те дни мы готовили географические карты для действующей армии. Работа шла непосредственно на картографической фабрике, прямо у нас из-под рук материал шел в машины. ...Ответственность была большая. Володя тоскливо смотрел на людей, в молчании склонившихся над картами. Иногда он куда-то убегал, я его искала по длинным коридорам и огромным цехам, а он бегал во дворе фабрики, беседовал там с вахтерами, —
Под обстрелами семья прожила два месяца, а в августе они были эвакуированы в село Воронцовка в Оренбургской области. Условия там были тяжкими: всю неделю мама работала на спиртзаводе, а маленький Володя был в детском саду, откуда детей забирали лишь на короткие выходные. Летом – жара, зимой – морозы ниже 50 градусов. Но так жили все тогда, никому легко не было.
Через два года, в июле 1943, семья вернулась в Москву. Но воссоединиться в прежнем виде им так и не удалось. За время разлуки и мать, и отец Высоцкого нашли себе новых спутников жизни.
В 1947 году пара официально оформила развод, а Владимир стал жить с отцом и его новой женой Евгенией Степановной Высоцкой-Лихалатовой, которая нежно любила мальчика и окружила его невероятной заботой и лаской.

В год окончания войны Владимир Высоцкий торжественно отправился в 1 класс в школу №273, но проучился там недолго – в 1949 году его отец был командирован в немецкий город Эберсвальде, где Володя продолжил учиться в гарнизонной школе. Маме он тогда писал: «Я живу очень хорошо. Хожу в школу, стараюсь учиться хорошо. Папа мне делает подарки. У меня уже два новых костюма, ботинки и пальто. Завтра тетя Женя закажет мне сапоги».
А еще именно в Германии Евгения Степановна начала учить Владимира музыке, заниматься с ним фортепиано.
В 1949 году семья вернулась в Москву в дом №15 в Большом Каретном переулке, который стал известен на весь Союз благодаря песне Владимира Высоцкого «На Большом Каретном».
Свое академическое обучение он продолжил в школе №186. Высоцкому легко давалась учеба, но и двору он отдавал должное. Именно там зародилась его любовь к гитаре, которую он и освоил в достаточной степени, чтобы исполнять сначала популярный блатняк, а потом и свои собственные песни.
В это же время проявилась еще одна большая страсть. По воспоминаниям Владимира Высоцкого, мама старалась водить его в театр каждую неделю. И сцена заворожила юношу, с той поры мысли о ней не оставляли будущего артиста. Параллельно занятиям в школе и двору, Владимир стал заниматься в театральном кружке, который вел режиссер и актер Владимир Богомолов.
Но отец поначалу не разделял мечты сына, считая их баловством, а актерство несерьезной профессией, поэтому после школы Владимир Высоцкий в 1955 году на мехфак Московского инженерно-строительного института. По легенде, в канун Нового года Владимир доделал очередной чертеж к сессии, вылил на него чернила и написал бумагу, в которой просил об отчислении.
После этого он почти не появлялся дома, ночуя у друзей и с невиданным усердием готовясь к поступлению в театральный вуз. В результате летом 1956 Владимир Высоцкий стал студентом школы-студии МХАТ, где его преподавателями были Б.И. Вершилов, А.М. Комиссаров и П.В. Массальский.
Во время учебы Высоцкий стал всерьез заниматься гитарой и все больше времени посвящать написанию стихов. Тогда же случились его дебюты на сцене и в кино. Он принял участие в спектакле «Иванов», где сыграл Боркина, исполнил роль Порфирия Петровича в учебном этюде по «Преступлению и наказанию» Федора Михайловича Достоевского (1959), а в дипломном спектакле «На дне» Высоцкий исполнял роль Бубнова. Первой ролью в кино, правда эпизодической, стала роль студента в фильме «Сверстницы» режиссёра В.С. Ордынского.
После окончания обучения в 1960 году Владимира Высоцкого по распределению отправили в Московский драматический театр имени А. С. Пушкина, в котором и началась его профессиональная актерская карьера.

Театральная карьера Владимира Высоцкого, такая звездная в конце пути, вполне себе могла и не состояться. Режиссеры московских театров не видели ролей для невысокого актера, у которого, по заключению докторов «слух – хороший, ритм – хороший, певческого голоса – нет».
Поэтому, промыкавшись в театре Пушкина, Высоцкий ушел в Театр миниатюр, в котором также не прижился.
А потом случилась та самая судьбоносная встреча в 1964 году с Юрием Любимовым, которая перевернула не только жизнь Владимира Высоцкого, но и весь театральный мир Москвы. Театр на Таганке с Владимиром Высоцким стал культовым местом, куда стремились попасть, куда всегда стояли очереди и невозможно было купить лишний билетик ни за какие деньги. Владимир Высоцкий служил в этом театре почти 16 лет, а вершиной его театральной карьеры стала роль Гамлета, сыгранная по одноименной пьесе Шекспира, сделанной так, как мог это делать только лишь Любимов. Спектакль вышел глубоким, современным, скандальным - театральная Москва бушевала, пьеса всколыхнула буквально всех.
Конечно, помимо Гамлета было сыграно множество блестящих ролей, поставлено множество талантливых спектаклей, сделавших Театр на Таганке того времени самым востребованным и популярным. Зрителям навсегда запомнятся спектакли «Жизнь Галилея», «Пугачев», «Вишневый сад», «Преступление и наказание» и многие другие с участием Владимира Высоцкого.
Помимо театральной, развивалась его карьера и в кино. Фильмы с участием Высоцкого можно перечислять долго, всего он снялся более чем в двадцати пяти картинах, среди которых «713-й просит посадку» (1962), «Наш дом» (1965), «Стряпуха» (1965), «Вертикаль» (1966), «Хозяин тайги» (1968), «Служили два товарища» (1968), «Интервенция» (1968, вышел на экраны только в 1987), «Опасные гастроли» (1969), «Плохой хороший человек» (1973), «Маленькие трагедии» (1980) и многие другие.
Мы не можем не написать отдельно о роли, сделавшей его в одночасье кумиром не только интеллигенции и театралов, но буквально всех и каждого. Это, конечно же, роль Глеба Жеглова в многосерийном фильме Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя». На время дуэт следователей Жиглова и Шарапова даже затмили пару Шерлока с Ватсоном! И, как это всегда бывает с гениальными работами, фразы из картины в момент разлетелись в народ.
За образ Глеба Жиглова, правда, уже спустя много лет после смерти актера (в 1987 году), Владимира Высоцкого наградили Государственной премией СССР.

Песни Владимира Высоцкого, признанные сегодня классикой советской литературы и вошедшие во все учебники, долгое время были известны широкому кругу слушателей лишь благодаря магнитофонным записям, передаваемым друг другу.
Я играю очень примитивно, и иногда, даже не иногда, а часто, слышу упреки в свой адрес по поводу того, почему такая примитивизация нарочитая. Это не нарочитая примитивизация, это – «нарочная». Я специально делаю упрощенные ритмы и мелодии, чтобы это входило сразу моим зрителям не только в уши, но и в души, чтобы мелодия не мешала воспринимать текст, то, что я хотел сказать, —
Его, ни на что не похожая, творческая манера сложилась благодаря множеству факторов. Именно поэтому круг тем в его композициях отличается такой широтой и многообразием – каждый найдет у Высоцкого свою песню, в каждом откликнется своя струна.
Сам Высоцкий отмечал огромное влияние, которое произвели на него песни Булата Окуджавы.
Я однажды услышал магнитофон, услышал приятный голос, удивительные по тем временам мелодии. И, конечно, стихи, которые я тоже узнал. Это был Булат [Окуджава]. И вдруг я понял, что впечатление от стихов можно усилить музыкальным инструментом и мелодией. Я попробовал это сделать сразу сам: тут же брал гитару, когда у меня появлялась строка, – и вдруг это не ложилось на этот ритм. Я тут же менял ритм и видел, что это даже работать помогает, т. е. сочинять с гитарой. Поэтому многие люди называют это песнями. Я считаю, что это стихи, исполняемые под гитару, под рояль – под какую-то ритмическую основу, —
Военные песни, лирические и героические, песни о спорте и быте, песни трогательные и юмористические – поистине творческая палитра Высоцкого была невероятно многообразна.
Каждому с детства знакомы лучшие песни Владимира Высоцкого «Кони привередливые», «Он не вернулся из боя», «Дом хрустальный», «Баллада о любви», «Охота на волков», «Я не люблю», «Песня о друге», «Большой Каретный», «На братских могилах», «Моя цыганская», «Банька по-белому» и многие, многие другие композиции.
В пик популярности песен Владимира Высоцкого, это где-то 70-е годы прошлого века, он давал не менее 50 концертов в год, правда в роли площадок выступали не большие концертные залы, а дома культуры, но это лишь подчеркивало подлинное признание поэта.
Вообще трудности в отношениях Высоцкого с государством сильно осложняли его жизнь. И кампания в СМИ, сводящая все творчество Высоцкого к криминальной лирике, и почти полное отсутствие его творчества на телевидении и радио, сказывались на душевном здоровье поэта. Высоцкого прямо не запрещали, но и не одобряли.
Именно этим можно объяснить, что первая грампластинка с авторскими произведениями Владимира Высоцкого была выпущена только в 1968 году. Это был сборник песен к кинофильму «Вертикаль», на которой была и его знаменитая «Песня о друге».
При жизни Высоцкого было выпущено всего семь миньонов (пластинки, на которые можно было записать только 20 минут) и одна полноразмерная пластинка (сюда помещалось до 45 минут музыки).
Только в 1978 году, за два года до смерти, Владимир Высоцкий получил высшую категорию вокалиста-солиста эстрады.
По разным подсчетам Владимир Высоцкий написал от четырехсот до шестисот песен. Многие были сыграны в спектаклях Театра на Таганке, например, знаменитая «Охота на волков». Евгений Евтушенко, услышав ее на магнитофонной ленте, телеграфировал Высоцкому: «Слушали твою песню двадцать раз подряд. Становлюсь перед тобой на колени». Любимой ее называл Юрий Никулин и многие другие. Но цензуре текст не понравился, и запрещен был весь спектакль «Берегите ваши лица», на котором она исполнялась.
Песню «Я не люблю» перевели более чем на 150 языков мира, ее исполнял в спектакле Игорь Кваша, а саму композицию считают настоящей исповедью поэта, невероятно искренней и пронзительной.
Писал Владимир Высоцкий и стихи, которые, к огромному сожалению, не получили официального признания при жизни поэта. Еще в 1968 году была развернута печально известная кампания против его поэтического творчества, с тех пор и до 1981 года ни одно издательство не решилось на печать его книг.
Хотя в одном сборнике стихотворений советских поэтов, изданном в 1975 году, единственное стихотворение Высоцкого все же было напечатано, им стало «Из дорожного дневника».
Первой ласточкой, иллюстрирующей изменения отношения государства к поэту, стал сборник стихов Владимира Высоцкого «Нерв» (1981), составленный Робертом Рождественским.
А полноценная работа с поэтическим наследием великого поэта началась лишь со второй половины 80-х.
Сейчас поэзия Высоцкого не только издается в полном объеме, но и входит во все учебники по литературе в школах и вузах
Личная жизнь Владимира Семеновича Высоцкого была полна взлетов и падений – влюбляясь, теряя голову и отдавая себя без остатка, он каждый раз делал это на всю жизнь. А потом его поглощала новая страсть и новая любовь.
Первый брак актера и поэта случился, как это часто было принято в то время, еще в студенческие годы. Она училась на третьем курсе, он на втором, но это не помешало молодым, как и тот факт, что Изя уже была замужем. Они съехались, а затем 25 апреля 1960 года зарегистрировали свой брак официально.
Окончив Школу-студию МХАТ, жена Владимира Высоцкого по распределению уехала работать в Киев. Влюбленные переписывались, Владимир почти каждые выходные ездил к жене, но брак не смог выдержать проверку расстоянием.

В 1961 году актер встретил свою вторую жену – Людмилу Абрамову. По одной из версий, скучной, они познакомились в Ленинграде на съемках фильма «713-й просит посадку».
По второй, Владимир Высоцкий не рассчитал средств в ресторане и никак не мог заплатить за ужин. Тогда-то он увидел красивую девушку и попросил у нее денег взаймы. Она была одновременно ошеломлена и очарована, сняла с пальца драгоценное кольцо и отдала его незнакомцу. На следующий день Высоцкий выкупил кольцо, отдал его Людмиле, а вместе с ним и свое сердце. А уж потом оказалось, что они еще и снимаются в одной картине.
После этого влюбленные вернулись в Москву и стали жить вместе. Уже в следующем году у пары родился первенец Аркадий (1962), а еще через два года на свет появился Никита (1964).
Официально пара оформила брак лишь в 1965 году, после того как Высоцкий развелся с первой женой.
К сожалению, семейная жизнь не сказать, чтобы была счастливой – Высоцкий много пил, мог надолго пропадать из дома. Но Людмила Владимировна очень любила мужа и, когда он объявил ей о расставании, безумно переживала.

О романе с Татьяной Иваненко, который, по слухам, начался чуть не в 1966 году, знали все, но старались скандал не раздувать. Владимир Высоцкий был вхож в ее семью, она ездила с ним в некоторые творческие командировки.
В 1972 году Татьяна Иваненко родила девочку – Анастасию. Официально Владимир Высоцкий так и не признал дочь, но все вокруг знали, кто отец Насти.
По рассказам современников, Татьяна была спокойна и уверена в себе, поэтому не приняла всерьез появление у артиста новой возлюбленной Марины Влади.

Владимир Высоцкий часто шутил (или говорил всерьез), что влюбился в Марину Влади еще в середине 50-х, посмотрев фильм с ее участием «Колдунья».
До приезда в Москву в 1967 она уже посещала СССР, а в этот раз ей горячо рекомендовали сходить в Театр на Таганке. Попала она туда аккурат на репетицию «Пугачева», где и увидела Высоцкого. После репетиции актеры отправились в ресторан, но искорка все не зажигалась. Не зажигалась ровно до того момента, как Высокий взял гитару и запел. С этой минуты судьба Марины Влади была решена.
В 1970 году они поженились. К огромному сожалению, и такая большая любовь не смогла помочь Высоцкому справиться с зависимостями. Хотя Марина Влади делала все, чтобы помочь своему невероятно талантливому, но несчастному мужу. Она запиралась с ним в квартире, нанимала врачей, стойко выносила его ломки и агрессию, устраивала во французскую специализированную клинику. Все было тщетно. Из клиники Высоцкий сбежал, и так получилось, что это был побег не только от врачей, но и от Марины Влади.
Несмотря на все препятствия и трудности, Высоцкий души не чаял в своей жене, он буквально боготворил ее, а она помогала и поддерживала его в самые черные минуты.
Один из литературоведов, Владимир Новиков, писал, что Влади стала Маргаритой для Мастера-Высоцкого, а сам поэт называл ее соавтором многих своих песен и стихов.

Официально у Владимира Высоцкого двое детей, это сыновья от второго брака Аркадий и Никита.
Аркадий Высоцкий окончил физико-математическую школу и поступил на факультет вычислительной математики и кибернетики МГУ. Он сразу женился, а когда на свет появился ребенок, решил, что учеба не для него. Аркадий резко изменил судьбу, отправившись на золотые прииски, где проработал два года, за которые в семье появился еще один малыш (детей Аркадия назвали Владимиром и Наташей).
После возвращения он поступил во ВГИК. Затем последовал развод, новая женитьба и рождение третьего ребенка Никиты. Все это время он писал стихи, сценарии, но этого не хватало, чтобы кормить семью, поэтому Аркадий подрабатывал в такси. Но вскоре жизнь стала налаживаться, Аркадий написал более 25 сценариев, преподавал во ВГИКе.
Всего у Аркадия Высоцкого было три брака и родилось пятеро детей.
Младший сын Никита Владимирович Высоцкий связал свою профессиональную деятельность с жизнью отца. Он стал директором его музея, постоянно организовывает и принимает участие в мероприятиях, посвященных ему, основал премию «Своя колея», стал сценаристом фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой».
В семье у Никиты Высоцкого родилось четверо детей – трое сыновей и дочь.
Анастасия Владимировна Иваненко родилась 26 сентября 1972 года. По слухам, Высоцкий очень хотел дать дочери свое имя, но Татьяна Иваненко была категорически против. И хотя Владимир Высоцкий так и не встретился с Настей, он всегда помогал ей и Татьяне деньгами.
После школы Анастасия поступила в МГУ, какое-то время работала на телеканале Культура, но потом ушла оттуда. Она никогда не афишировала имя своего отца и всячески избегала слухов о личной жизни.

Великого поэта, актера и музыканта не стало 25 июля 1980 года, в самый разгар летних Олимпийских игр, проходивших в Москве. И сразу же вокруг его смерти стало ходить множество легенд и слухов.
Уже задолго до этого дня было ясно, что здоровье Владимира Высоцкого подорвано. Изнурительный образ жизни, тяжелые зависимости – все это вконец измотало великого поэта. Он сам понимал, что так дальше продолжаться не может, пытался излечиться. Предпринимал различные попытки покончить с прошлой жизнью, но все было тщетно. Предполагалось, что именно 25 июля он начнет очередное лечение в больнице, а дома в то время почти всегда находился врач Анатолий Федотов.
Позже он вспоминал последнюю ночь так: «Ему было очень плохо, он метался по комнатам. Стонал, хватался за сердце. Вот тогда при мне он сказал Нине Максимовне: «Мама, я сегодня умру…» Эта ночь была для него очень тяжелой. Я сделал укол снотворного. Он все маялся. Потом затих. Он уснул на маленькой тахте, которая тогда стояла в большой комнате. …Между тремя и половиной пятого наступила остановка сердца на фоне инфаркта. Судя по клинике – был острый инфаркт миокарда».
Но мать Нина Максимовна с негодованием опровергала такие рассказы: «Если бы я была там ночью, может быть, Володя бы и не умер. Говорят, якобы Володя мне сказал в тот день: «Я сегодня умру». Это неправда. Это гораздо раньше он мне сказал: «Я скоро умру, мамочка», – еще в марте. А если бы Володя тогда сказал: «Я сегодня умру», – разве бы я не осталась?».
В это время его жена Марина Влади находилась во Франции. В своих воспоминаниях она рассказывала о роковом, страшном звонке так.
В четыре часа утра 25 июля я просыпаюсь в поту, зажигаю свет, сажусь на кровати. На подушке – красный след, я раздавила огромного комара. Я не отрываясь смотрю на подушку – меня словно заколдовало это яркое пятно. Проходит довольно много времени, и когда звонит телефон, я знаю, что услышу не твой голос. «Володя умер». Вот и все, два коротких слова, сказанных незнакомым голосом. Тебя придавил лед, тебе не удалось разбить его, —
Официальные власти не хотели омрачать ход Олимпиады, поэтому о смерти поистине народного поэта нигде не сообщили, лишь на дверях Театра на Таганке повесили объявление «Умер актер Владимир Высоцкий».
Этих четырех слов хватило, чтобы десятки тысяч людей начали стекаться к театру. В это время друзья Высоцкого пытались найти достойное место для захоронения легенды. В итоге, с помощью Иосифа Кабзона, который лично обращался в Моссовет, тело Высоцкого разрешили захоронить на Ваганьковском кладбище.
28 июля, в день похорон, гроб с великим поэтом привезли в театр, сцену которого затянули черным бархатом. Было сказано много прощальных речей, пролито слез – все понимали, что ушел гений, которых рождает не каждая эпоха. В 10 утра началось прощание, на которое люди шли и шли, очередь достигала почти десяти километров, даже официальные источники зафиксировали, что на похороны Высоцкого пришло 108 тысяч человек.
Похоронили Владимира Высоцкого на Ваганьковском кладбище. Долгое время родственники не могли решить, какое надгробие нужно установить на могиле. Марина Влади не хотела никаких памятников, хотела установить просто камень. Но родители Высоцкого были против. В итоге в 1982 году стартовал конкурс на проект лучшего надгробия, победителем которого стала работа Александра Рукавишникова. Открытие памятника состоялось 12 октября 1985 года, а сам Рукавишников отказался от гонорара за работу.
С тех пор на могиле Высоцкого всегда лежат живые цветы и каждый год почитатели его таланта приходят туда почтить память легенды.
Испытания Василия Ливанова: алкоголизм, трагедия с сыном, слабое здоровье
Удары судьбы Валентины Талызиной: дружба с Раневской, измены мужа и онкология
Линии жизни Владимира Кузьмина: шесть жен, роман с Пугачевой, тяжелая болезнь