Она вышла замуж за Леонида Гайдая вопреки воле матери, спасла его от язвы и туберкулёза и 40 лет была его музой
Москва простилась с легендой советского кино — Ниной Гребешковой, единственной любовью и музой Леонида Гайдая. Вдову великого режиссёра — похоронили на Кунцевском кладбище рядом с могилой, где покоится ее супруг.
Нина Гребешкова сыграла свыше 130 ролей, прославилась на всю страну, но никогда и не думала быть актрисой. Мечта девочки, пережившей войну и эвакуацию, была куда скромнее — учить детей и завести большую семью.
Многое в её жизни случилось наперекор и вопреки всему. Но часто бывает, что у судьбы на человека свои планы. Именно так было и с Ниной Павловной…
Поступать во ВГИК Нину Гребешкову силой потащила подруга — забрала в школе аттестат Нины и буквально за руку привела в приёмную комиссию.
«Нам там с порога говорят, ну куда вы пришли? У нас 12 мест, а на них уже претендуют 1200 человек. Но когда разглядели меня… а по молодости я была ничего, то всё же записали — последней в тот самый список из 1200 имён», —
И Нина Гребешкова прошла! И загорелась кино, поверив в свой талант. Уже в первые дни после поступления её стали приглашали на съёмки — и Гребешкова с радостью соглашалась.
— Не знаю как сейчас, но тогда нам плевать было на деньги. И на то — заплатят нам или нет. Это было счастье — оказаться перед камерой, за которое мы сами готовы были платить, — признавалась она.
И за это счастье действительно пришлось заплатить горькую цену — режиссёр и педагог Сергей Герасимов, узнав что студентка без его ведома ходит на Мосфильм, влепил ей двойку по актёрскому мастерству с тем, чтобы отчислить её из ВГИКа: «Либо сниматься, либо заниматься!» — заявил он ей.
Нина поняла, что путь на курс к великому режиссёру для неё закрыт и попыталась пробиться к его коллеге — Василию Ванину.
— Герасимов будет всякое дерьмо выкидывать, а я — подбирать? — спросил он надменно.
Девушка хоть и была огорчена, что её выгоняют из актрис, но внутренне смирилась. Она уже тогда решила воплотить свою мечту — стать учительницей. Но Ванин вдруг остановил её и сказал.
— Ладно… Поступай заново. На общих основаниях. Понравишься — возьму.
И она опять поступила. И это определило всё в дальнейшей жизни Нины Гребешковой. И карьеру и любовь.
И так совпало, что именно на этом курсе учился будущий мэтр советского кино Леонид Иович Гайдай. Нине тогда уже было 19 лет, а ему — 26. И эта небольшая разница в 7 лет, на деле была огромна.
— Вы понимаете, с кем мы, девчонки, учились во ВГИКе? Это ведь были настоящие мужчины — фронтовики… А мы что? Мы были детьми по сравнению с ними… — вспоминала Нина Гребешкова.
Леонид Гайдай как раз был одним из настоящих мужчин. Он прошёл через огонь Великой Отечественной, был разведчиком, имел медаль «За боевые заслуги» — её он получил после подвига в бою под Псковом — забросал гранатами огневую точку противника, уничтожил трех немцев, а оставшихся в живых, вместе с товарищами, взял в плен. Потом он выжил, подорвавшись на противопехотной мине и после войны получил инвалидность второй группы из-за тяжелой раны правой стопы.
«С Лёней мы не знакомились… Он просто был там, где оказалась я. И знаете, я его чувствовала. На каком-то необъяснимом уровне. Например я сидела, учила текст и, если Гайдай заходил в аудиторию, я не поворачиваясь знала, что это — он… Я не была в него влюблена. Но рядом с ним… я сама становилась другой. Я уже не могла шутить и хохотать, как девчонка. Я вдруг «умнела» и начинала говорить умные слова. Я не могла позволить себе выглядеть глупо рядом с ним», —
Гайдай учился на режиссёрском факультете, а она — на актёрском. Но их как раз тогда объединили в один курс.
— Мы стали для молодых режиссёров, кроликами. Они на нас ставили свои первые эксперименты, — вспоминала Нина Павловна Гребешкова. — И Лёня… он начал ухаживать за мной, не ухаживая…
Мама Гребешковой была резко против такого жениха — оно и понятно. Её дочь — москвичка из хорошей семьи. А тут какой-то доходяга из Иркутска, худой, хромой, да ещё с инвалидностью.
— Почему этот Гайдай? Он же больной. От осинки не родятся апельсинки! — вспоминала Нина Гребешкова слова своей матери.
Но Нина влюбилась в талант Леонида. Гребешкова говорила, что её муж — сногсшибательный актёр. И вспоминала как однажды во время студенческой сценки он довёл до истерики Ивана Пырьева и Сергея Герасимова.
Свадьба была скромной и нужна была только для родителей — чтобы те не обиделись. Молодым режиссёру и актрисе для счастья хватало друг друга и простой росписи в загсе. А вот фамилию мужа Нина не взяла.
— Я помню, как мы пришли на роспись… Был дождь, я в каких-то лаковых чоботах… Он бумажки заполняет и спрашивает: «Ну что, будешь Ниной Гайдай?» А я говорю: «Нет! Гайдай — это кто? Мужчина? Женщина? Нас путать будут. Я останусь Гребешковой», — вспоминала об этом моменте Нина Гребешкова.
Лёня огорчился…
Нина Гребешкова оставалась рядом и тогда, когда талант супруга пытались сравнять с землёй после фильма «Жених с того света», в котором Гайдай осмелился посмеяться над советскими чиновниками-бюрократами. Тогда министр культуры СССР Николай Михайлов вызвал режиссёра к себе и объявил: «После такого пасквиля на советскую действительность вы больше никогда не будете работать в кино!».
Чтобы спасти карьеру, Гайдаю посоветовали снять что-нибудь максимально патриотическое. Так и появилась картина про блокадный Ленинград «Трижды воскресший», где также сыграла и Нина Гребешкова.
— Это Иван Пырьев подал Гайдаю идею. Тот отказывался, говорил, что не надо… А Пырьев ему «Надо, Лёня, надо!» — так и появилась эта фраза «Надо, Федя, надо!».
Вообще тот период был для Гайдая тяжелейшим в его карьере — из-за постоянных переживаний у него открылась язва, а за ней и туберкулёз.
«Я помню как плакала, узнав его диагноз. Чтобы чем-то себя занять пошла мыть окна. Мою и плачу. А Лёня мне: «Ну что ты плачешь?! Я же еще не умер! Туберкулёз — для меня ничего не значит. Я вылезу», —
Но именно в этот трудный период Гайдай и придумал легендарное трио: «Никулин-Вицин-Моргунов».
— Лёня нашёл в старой газете рассказ о том, как браконьеры рыбу глушат. И тут же сел за сценарий. Прибегает ко мне с листком бумаги, показывает и спрашивает: «Смотри, смешно или нет?». А я читаю — там одни только цифры и расчёты: «Толстяк бежит два метра. Трус бежит полтора». Никаких слов, диалогов. Немое кино! Вообще ничего не понятно, но чтобы поддержать его, говорю: «Очень смешно! Снимай!», — смеясь рассказывала Нина Гребешкова.
Так, оказавшись на грани крушения карьеры, Леонид Иович Гайдай взмыл к невиданным высотам.
Много лет никто не знал, что Нина Гребешкова — жена Гайдая. Даже когда он прогремел на всю страну со своими короткометражками «Пёс Барбос и необычайный кросс», «Деловые люди» и «Самогонщики».
— Леня не просто писал сценарии. Он проигрывал сам свои комедии один, у себя в комнате. Бывало заглядываю к нему — а он там ползает на четвереньках — репетирует сцену из фильма «Вождь краснокожих» и щелкает секундомером — чтобы понять, сколько секунд это будет в кадре, — вспоминала Нина Гребешкова.
Фразы и шутки из фильмов тоже рождались дома — на кухне. Например, цитата хорошей девочки Лиды: «Я всегда помню, где я была, когда и с кем!» — это фраза принадлежит самой Нине Гребешковой. Стих про Лиду вообще был для Гайдая знаковым — именно его он читал, поступая на актёрский. И его он читал любимой жене...
Актёры, с которыми работал Гайдай, становились друзьями его семьи. Так, Нина Павловна обожала Георгия Вицина, считала его невероятно деликатным и интеллигентным человеком, а вот Моргунова недолюбливала.
«Ну что говорить о человеке, который на съёмках «Кавказской пленницы» пришёл на пляж, вокруг него собралась толпа народу, а он взял, и разделся догола. Все от него отхлынули, а он им: «Что? Голого мужика никогда не видели?», —
Юрий Никулин же после «Бриллиантовой руки» и вовсе стал её «мужем» — по крайней мере в этом были убеждены многие в СССР и очень огорчались и негодовали, когда выяснялось что на самом деле они просто играли семейную пару. До того жизненной и натуральной получилась их экранная семья.
Всего же вместе со своим настоящим мужем Леонидом Гайдаем Нина Гребешкова прожила 40 лет.
— Я уже сейчас понимаю, как отношение моё к нему менялось с годами. Вначале он мне казался вот этим самым Шуриком, который бегает с книжкой — что-то хлопочет. А потом он заболел и заболел жестоко. За ним нужен был уход, особая еда… И в быту он не особенно мне помогал. Гвоздь дома забить не мог. Я все делала сама. Но мне с ним было хорошо. Потому что я знала, что такую как я, он никогда не найдёт…
У Гайдая и Гребешковой был всего лишь один ребёнок — дочь Оксана. Нина хотела ещё детей — большую семью, но Леонид Иович сообщил ей, что детей у них больше не будет. Она смирилась. Ведь и её муж, несмотря на свою гениальность, всю жизнь оставался большим ребёнком, за которым требовался её пригляд. И она была рядом с ним — до самых последних минут его жизни, когда он попал в больницу с отёком лёгких и умер буквально у неё на руках.
32 года после его смерти Нина Павловна Гребешкова прожила, с памятью и любовью к великому режиссёру в своём сердце. Она говорила, что Гайдай для неё жив. Просто он вышел ненадолго. И скоро за ней вернётся.
— Режиссёр, чтобы у него получился хороший фильм, должен влюбиться в актрису, которую снимает. Я убеждена, что это так, — говорила Нина Гребешкова. — У меня никогда не было ревности к мужу. Я хотела одного — чтобы у него всё получилось. И у него — получилось…
Нину Гребешкову похоронили рядом с Леонидом Гайдаем
Умерла вдова Леонида Гайдая актриса Нина Гребешкова
67-летняя дочь Леонида Гайдая и Нины Гребешковой попала в больницу в Москве