В честь 225-летия со дня рождения Александра Пушкина, отмечавшегося в прошлом году, режиссер Владимир Щегольков снял сериал о главной музе поэта и неожиданном любовном треугольнике
Поэт, писатель, патриот, любовник и, как его назвал режиссер Владимир Щегольков, панк... Вчера на Первом канале состоялась премьера сериала «Натали и Александр» о нашем всём — Александре Пушкине и его главной любви. Казалось бы, все о поэте уже сказано и написано, но масштаб личности Александра Сергеевича заставляет возвращаться к нему снова и снова в надежде понять, каким он все-таки был.
По словам режиссера сериала Владимира Щеголькова, проект «Натали и Александр» даст свой ответ на этот уже классический вопрос.
«Натали и Александр» — это исторический проект, но не в классическом восприятии этого киношного словосочетания. Мы постарались сделать его максимально красивым, у нас прекрасные актеры, но при этом мы не рассказываем историю про бронзового человека, который стоит на Пушкинской площади. Мы показываем живого человека, в котором каждый может узнать себя. А Пушкин действительно есть в каждом из нас. Это наша интерпретация бытовой жизни поэта, полной страстей, выборов и любви. И самое желанное при этом — спровоцировать зрителей взять книги и самим проверить, а так ли лихо было на самом деле», —
Кроме того, режиссер отметил, что считает Пушкина рок-звездой.
«А на самом деле Пушкин был просто рок-звезда или даже панк, если измерять конкретными и понятными сегодняшними определениями. В «Натали и Александре» можно в полной мере ощутить его невероятность и независимость. И я думаю, а вообще мог ли Пушкин не привлечь Натали? Если посмотреть его донжуанский список, то понимаешь, что Гончарова была обречена…» —
Роль Натальи Гончаровой исполнила звезда сериала «Пищеблок» Ксения Трейстер. По словам актрисы, ее утвердили в проект одной из первых.
«Так получилось, что меня утвердили самой первой на роль Натали, а потом наступило время поиска актера на роль Пушкина, поэтому у меня был большой период времени, почти год, который я провела со сценарием, историческими книгами, чтением всех писем Александра Сергеевича к жене, изучением этикета начала XIX века и поездкой в Пушкинские горы. Письма Натали, к сожалению, не сохранились, она была умной женщиной и сожгла все до того, как умерла», —
К слову, за плечами у 23-летней Ксении, которую многие узнали благодаря подростковому триллеру «Пищеблок», немало классических ролей. Еще студенткой театрального института им. Щукина она играла Наташу Ростову в спектакле Римаса Туминаса «Война и мир» в Театре Вахтангова. Посчастливилось актрисе перевоплотиться и в Татьяну Ларину в постановке «Евгений Онегин». Также на счету Трейстер роль Кити Щербацкой в постановке «Анна Каренина».
Что касается телевидения и кино, то актриса также снялась в сериале о 90-х «Мир! Дружба! Жвачка!» и в роли Забавы в музыкальной сказке Ильи Учителя «Летучий корабль». Сейчас Трейстер снимается у Александра Котта в сериале «Ангелы Ладоги».
Но вернемся к образу Натали... Ксения призналась, что одним из самых важных вопросов, на которые она пыталась найти ответ, было: «Каково быть женой гения?»
«Для меня главным вопросом, наверное, было: каково это — быть женой гения? Тут можно привести в пример ту же Констанцию Моцарта. Все произведения, написанные композитором в период брака, показывают, какие нелегкие были между ними взаимоотношения. Это определенно выбор женщины, который она потом несет на себе и которому вынуждена постоянно соответствовать. И Натали сделала этот выбор, и, мне кажется, со всем достоинством следовала выбранной судьбе», —
Наталья Гончарова — одна из самых загадочных женщин своего времени. Молчаливая, умная, кроткая — и все же загадочная. По-своему ее образ попытались раскрыть в картине «Натали и Александр».
«Образ Натальи Гончаровой мы строили на внутренней чистоте, сохраняющейся, несмотря на серьезнейшие испытания, через которые она проходит. Она не холодная светская львица, она ближе к воздушной девочке, но при этом умной, стойкой и заботливой. Для меня в этой Гончаровой было очень много от Татьяны Лариной из «Евгения Онегина». Девушка, которая вдруг вошла в свет, и оказалось, что за нее бьются первые люди страны, включая императора», —
Создатели сериала рассказали, что их история будет строиться не на классическом любовном треугольнике, о котором знает весь мир. В центре повествования появится весьма неожиданный персонаж. Известно, что Николай I, как большой любитель женской красоты, в своих часах тайно хранил портрет жены поэта.
«Одна из сюжетных линий сериала — история взаимоотношений Гончаровой и Николая I. У нас она строится не на треугольнике Дантес — Пушкин — Гончарова, а на треугольнике Николай I — Пушкин — Гончарова. Мне кажется, это неожиданный подход к, казалось бы, знакомой всем пушкинской любовной истории. Этот треугольник на самом деле интереснее, да и дуэль-то была тоже исходя именно из этого треугольника», —
Роль Александра Пушкина после долгих поисков доверили Александру Зарядину. Актер поделился, что входить в образ поэта, которого не раз уже играли и в кино, и на сцене, ему было и сложно, и легко одновременно.
«Мне 34, и это примерно тот же возраст, в котором и был Пушкин в нашем проекте. Было ли страшно? Если бояться, то можно было ничего и не делать, отказавшись от роли. А так были цели и задачи на всю историю, как и на каждую конкретную сцену. И вот так поступательно, шаг за шагом, мы создавали нечто целое и цельное, стараясь снять живую историю, с житейскими нюансами, с подробностями бытовой жизни. И конечно, с историей любви, она на первом месте», —
Зарядин также отметил, что хотел воплотить на экране образ максимально живого человека.
«Я прекрасно осознавал всю степень ответственности. И первое время с этой ответственностью приходилось даже бороться. А потом произошло растворение в роли и желание сделать максимально объемного и живого человека. Мы ездили в дом на Мойке, где находится музей-квартира поэта, и ее хранительница Галина Михайловна Седова поделилась особыми секретами из жизни Пушкина, показывала места, где он работал, принимал гостей, отдыхал. И до съемок, и во время них я был всецело погружен в Пушкина и в воспоминания о нем же его современников: книги, биографии, письма, документы, дневники друзей», —
Съемки картины проходили в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге, и трудностей съемочной группе пришлось преодолеть немало. Например, одну из сцен снимали на лютом морозе.
«Были съемки на улице в -25! А ощущалось как -30. Замерзали ноги, руки, и даже рот! Нас, конечно же, поили горячим чаем, утепляли как могли. Но произносить текст было сложно, на таком морозе попросту не шевелятся губы. Мы снимали сцену вьюги, и был огромный вентилятор, на нас с Александром Зарядиным летел снег — и в кадре ничего не надо было даже играть, потому что ты просто там умираешь. Когда мы выходили из кадра — на лице была ледяная корка. Было сложно, но интересно», —
А присутствие медведя, который был необходим для одной из сцен, и вовсе здорово напугало и актеров, и режиссера. До последнего момента команду не покидало ощущение, что может произойти что-то непредвиденное.
«У нас была сцена с большим медведем. Честно говоря, было страшно. Хотя говорят, что киномедведи безопасные, но я сразу настаивал, чтобы он был в клетке во избежание любых неприятностей. Но непосредственно на площадку его привели… на поводке! Шок испытали все, ведь известно, что коварнее медведя животного нет. В общем, страха хватило. Сцену сняли, но понимание, что не он от нас, а мы от него абсолютно зависимы — не покидало. Повторять эти ощущения желания нет», —