В детстве актер мечтал стать артистом балета, потом пытался поступить в мореходку и даже выучился на слесаря, но судьба привела его на сцену театра
Он пережил войну, смену режимов, обрел семейное счастье почти в 50 лет, свой 101-й день рождения отметил на сцене, а от его судьи Лоуренса Уоргрейва в картине Станислава Говорухина «Десять негритят» до сих пор мурашки по коже...
Сегодня исполняется 110 лет со дня рождения Владимира Зельдина.
О том, что такое прожить больше века и 80 лет посвятить любимому делу, — материал «Жизни».
Владимир Зельдин родился 10 февраля 1915 года в Российской империи. Во время Гражданской войны семья из Тамбовской губернии перебралась в Тверь — к сестре отца. Там Владимир пошел в школу, а в 1924 году Зельдины обосновались в Москве.
Родители мальчика были очень музыкальными: мама работала учителем музыки в школе, а папа был дирижером. Благодаря родителям мальчик рано освоил игру на скрипке, рояле и даже на трубе. Однако мечтал он вовсе не о музыкальной карьере, а о балете, но мечты о батманах и гран-плие Володе пришлось оставить, так как папа настаивал, чтобы сын освоил его собственную специальность — дирижера.
Когда мальчику было 13 лет, отца не стало, а через три года ушла из жизни и мама. Так в 16 лет мальчик остался сиротой. Смерть самых близких людей сильно изменила жизнь подростка. Все обязанности по воспитанию Владимира на себя взяла его старшая сестра, за что он всегда был ей благодарен.
В 15 у него появилась новая мечта... Он захотел стать военным — планировал поступить в училище, чтобы покорять моря, но его не приняли в мореходку из-за слабого зрения. Это очень расстроило юношу, но делать было нечего. Тогда он освоил профессию слесаря, а параллельно увлекся самодеятельностью.
Зельдин отдавался новому увлечению целиком и полностью, поэтому вскоре прошел прослушивание в Театре Моссовета и... был принят.
В 1941 году началась Великая Отечественная война, и Зельдина могли, как и других, отправить на фронт, но судьба распорядилась иначе — начинающего артиста, который уже сумел зарекомендовать себя в театре, пригласили на съемки в фильме «Свинарка и пастух».
Артист работал самоотверженно и не переставал удивлять коллег и съемочную группу своим трудолюбием. А еще его Мустафа отлично держался в седле — благодаря тому, что Зельдин некоторое время работал инструктором по верховой езде и знал, как обращаться с лошадьми.
Старт кинокарьеры Зельдина был успешным: фильм приняли очень тепло. С тех пор артист регулярно снимался, а также выходил на театральные подмостки. Играл он до самого преклонного возраста. Шутка ли, на сцене Владимир Михайлович встретил свой 101-й день рождения, исполнив одну из главных ролей в спектакле «Танцы с учителем».
Более 80 лет Зельдин посвятил любимой профессии, которая стала его судьбой. На счету актера около 60 ролей — в таких картинах, как «Иван Грозный», «Карнавальная ночь», «Миссия в Кабуле» (одну из ролей в этом фильм, добавим, сыграл Олег Стриженов), «Дуэнья», «Классик» и другие.
А одной, наверное, из самых его ярких киноработ стал образ судьи в картине Говорухина «Десять негритят». Лоуренс Уоргрейв получился у Зельдин каким-то невероятно демоническим. Смотришь — и мурашки по коже...
Многих удивляло, насколько бодро держался Владимир Михайлович даже после 80 лет: не просто не унывал, но поддерживал себя в прекрасной форме.
Я скажу словами писателя Оскара Уайльда: «Трагедия старости в том, что ты себя чувствуешь молодым». А я чувствую себя молодым, несмотря на то что мне сто лет в обед, —
Личная жизнь актера была не менее яркой, чем профессиональная. Высокий, стройный, жгучий, он постоянно был в центре внимания женского пола. К тому же с ранних лет артист хорошо знал, как обращаться с девушками, что их надо уважать и защищать, ведь у него было три сестры. Более того, женщин артист называл своей слабостью и главным пороком.
Во мне с детства воспитано уважение к женскому полу. На сцене я научился понимать прекрасное, отличать правду от лжи, чувствовать зло и добро. Но так и не избавился от главного своего порока. Мой порок — это женщины. Я так распознал этих нежных, слабых созданий, что могу размышлять о них часами. Однажды на заре своей театральной юности я пришел заступаться за какую-то актрису, несправедливо, на мой взгляд, обиженную. Заступался я, видимо, очень страстно, потому что режиссер меня внимательно слушал, а потом, пообещав разобраться, сказал: «У женщины есть одно преимущество — она женщина». С таким простым и ясным отношением к дамам я и прожил свою жизнь, —
Впервые серьезные отношения случились у Владимира Михайловича в 24 года. Тогда он влюбился в коллегу по цеху Людмилу Мартынову. Вместе они прожили несколько лет, в 1938 году у пары родился сын Павел, но мужем и женой официально они так и не стали. Появление ребенка на свет не спасло влюбленных от расставания. Сам актер говорил, что Мартынова увлеклась другим мужчиной, но не обвинял ее ни в чем. Им даже удалось сохранить хорошие отношения.
Людмила забрала сына и уехала с ним в Ялту, где случилась трагедия... Малыш умер, не дожив до двух лет. Смерть сына сильно потрясла Владимира, став для него невосполнимой утратой, и боль сжирала его изнутри, хотя он ее никому не показывал. Возможно, появление нового малыша смогло бы залечить рану Зельдина, но больше он так и не стал отцом.
Со второй избранницей актер познакомился во время войны — актриса Генриетта Островская приехала из Одессы в Москву, где продолжила работу в театре. Именно сцена и свела двух коллег, между которыми быстро завязался роман.
Жгучая брюнетка уже воспитывала сына от первого брака, но это не напугало Владимира Михайловича. Они были счастливы 15 лет, но так и не расписались официально. Сам Зельдин относился к этому спокойно, но все же называл отношения с Островской странными.
Первое время наша семейная жизнь выглядела довольно странно. Пока мы оба были бездомны, я жил в театре, а она с Алешей и мамой — в гостиничном номере, который снимал для нее театр. Когда мы расходились, я оставил ей все. Тогда у нас была уже и квартира, и дача. Я считаю, что мужчина должен поступать именно так. Я слишком хорошо помнил, как трудно мы начинали, —
Главной женщиной своей жизни Зельдин считал Иветту Капралову. С ней актер познакомился, когда ему уже исполнилось 47, а его возлюбленная к тому моменту только окончила МГУ и устроилась на работу в бюро пропаганды киноискусства.
Их первое свидание состоялось в «Национале», куда Иветта пришла с горящими глазами, но запал немного спал, когда она увидела своего кавалера в странном прикиде и с шапкой-пирожком. Несмотря на экстравагантный стиль Владимира, общение сложилось сразу же.
Мама девушки не скрывала своего недовольства выбором дочки, но та решила пойти наперекор родителям. Так Иветта вышла замуж за Зельдина и прожила с ним до самой смерти своего знаменитого супруга.
Она стала для Зельдина всем: музой, помощником, стилистом, а когда он в старости стал стремительно терять зрение, еще и глазами.
Вета — мое рулевое колесо, моя правая рука. Мои глаза, наконец. Как и прежние мои жены, Вета, я считаю, умнее меня, образованнее и эрудированнее. Знает мои привычки, мои недостатки, желания. Умеет скрашивать и сглаживать конфликты. Меня часто спрашивают: «Кто вас так шикарно одевает?» Это Вета, ее заслуга, —
В своем почтенном возрасте, даже после 100 лет, Владимир Михайлович выглядел стильным и бодрым. Многие пытались разгадать, в чем же секрет его долголетия и крепкого здоровья. Как говорил сам Зельдин, никакого секрета не было — он просто любил себя и заботился о собственном организме.
Актер рано ложился спать и старался не перетруждаться. Также он правильно питался и всегда ел маленькими порциями. К тому же Владимир Михайлович был любителем долгих прогулок — он выходил на улицу рано утром и делал несколько кругов, а потом занимался зарядкой, без которой не представлял себе бодрого начала дня.
Тем не менее в 80 лет артист перенес обширный инфаркт, но быстро восстановился и смог снова выходить на сцену театра. Еще целых 20 лет... Сложнее выглядеть бодрым и здоровым Зельдину стало только после 100: стало мешать низкое давление. В октябре 2016 года Владимира Михайловича забрали в больницу на обследование, и из клиники он уже не вышел...
Его смерть стала большой утратой для всего отечественного кино и театра, но больше всех, конечно, страдала супруга актера, которая в прямом смысле слова потеряла единственный смысл жить… Ее не стало спустя три месяца после смерти мужа.
После того как прошли 40 дней, она сказала: «Маша, силы меня покидают». Она много спала и все время вспоминала Владимира Михайловича. Однажды говорит: «Ты представляешь, я открыла глаза, а он сидит в кресле». А потом сказала: «Мне снился Владимир Михайлович, ему плохо без меня». Ее состояние стало ухудшаться. Буквально за день перед ее смертью мы вызвали скорую помощь, но она отказалась госпитализироваться, —
Владимир Зельдин прожил яркую жизнь: сыграл в десятках картин и театральных постановок (причем в самых разных амплуа — от клоуна до судьи-маньяка), застал царскую Россию, пережил войну, заслужил зрительскую любовь, встретил единственную женщину и даже нес олимпийский огонь перед Играми в Сочи. Только вот так и не стал отцом. Возможно, это было единственное, о чем артист по-настоящему жалел, но никому не рассказывал.
Зигзаги судьбы Константина Крюкова: племянник Бондарчука, живописец, ювелир
Женился на Джуне по расчету, а любовь встретил на съемках клипа. Матвиенко — 65!
Бросила вуз ради «Фабрики» и крутила с бывшим Валерии. Юлии Михальчик — 40!
Мечтал выйти из тени отца, но был убит на съемках «Ворона». Памяти Брэндона Ли