Коллаж: Камилла Колчева
Обложка © Коллаж: Камилла КолчеваОбложка © Коллаж: Камилла Колчева

Крутила роман с "Остапом Бендером". 100 лет со дня рождения Татьяны Лиозновой

Легендарная режиссер поступила в МАИ, но стала ученицей Герасимова и сняла культовый фильм "Семнадцать мгновений весны", в сценарий которого добавила романтики

Все ее фильмы становились шедеврами, а к работе она всегда подходила с особым трепетом и высокими требованиями, без которых, вероятно, не получились бы легендарные "Семнадцать мгновений весны" или "Три тополя на Плющихе". Ее порой считали жесткой и даже в определенной мере грубоватой, но, снимая маску режиссера, она превращалась в хрупкую и нежную женщину, мечтавшую о счастье.

"Она была человеком без кожи, у нее нежная душа", - рассказывала об учителе актриса Татьяна Чернопятова.

К 100-летию "железной леди" советского кино Татьяны Лиозновой - материал газеты "Жизнь".

Всю жизнь Татьяна, родившаяся в еврейской семье, была близка с матерью - Идой Израилевной, которая воспитывала дочь одна. Глава семейства погиб на фронте, и об отце у Лиозновой остались самые светлые воспоминания, которые она пронесла через всю свою жизнь.

Порой Ида Израилевна была чрезмерно строга к уже взрослой дочери, даже вмешивалась в ее личную жизнь, но Татьяна Михайловна всегда считалась с матерью, поскольку для нее семья была самой великой ценностью.

После школы Татьяна поступила в Московский авиационный институт (МАИ), но быстро поняла, что это не ее, поэтому выбрала для себя режиссерское направление во ВГИКе. Сочинять и писать ей нравилось с детства...

Маленькая Таня с родителями - Михаилом (Моисеем) и Идой Лиозновыми. Фото: личный архив Татьяны Лиозновой
Маленькая Таня с родителями - Михаилом (Моисеем) и Идой Лиозновыми. Фото: личный архив Татьяны Лиозновой
Помню, как в детстве я боялась кино. Я все принимала за правду, очень плакала, переживала за все, что происходило на экране. Стала постарше и начала писать "сценарии" - записывала то, что увидела в кино, но только по-своему, -
признавалась позднее Лиознова.

В театральное Лиознова поступила без особых проблем, правда, преподаватели приняли ее с некоторой долей скептицизма и в какой-то момент даже собирались отчислить из-за отсутствия "необходимого жизненного опыта".

Ученица Герасимова

Тем не менее Татьяна оказалась одной из лучших студенток, и уже на третьем курсе ее пригласил к себе в ассистентки знаменитый Сергей Герасимов. Правда, тогда талантливую девушку быстро уволили: шла активная борьба государства с космополитизмом... Но уже спустя несколько лет Лиознова вновь восстановилась в мастерской мэтра.

Потом Татьяна получила диплом и продолжила трудиться с Герасимовым, благодаря которому в начале режиссерского поприща сумела поработать с китайскими коллегами. А крепко встав на ноги, вчерашняя выпускница стала снимать собственные картины. Первой самостоятельной работой Лиозновой была "Память сердца".

Военная драма о сбитом летчике сразу же показала зрителю, что у молодого режиссера есть свой собственный стиль и узнаваемый почерк, а также способность создавать уникальных героев, которые близки и понятны зрителю.

И хотя в фильмографии великой женщины-режиссера не так много картин, каждая из них особенная - как, например, снятая тремя годами позже грандиозного дебюта "Евдокия". Тогда Лиознова решила попробовать свои силы в жанре мелодрамы, и у нее получилось! Фильм был актуальным и приближенным к жизни: женщина с непростой судьбой и сильным характером оказалась близка и понятна многим жительницам СССР.

Татьяна Михайловна за работой. Фото: legion-media.ru
Татьяна Михайловна за работой. Фото: legion-media.ru

"Три тополя на Плющихе"

Грандиозный успех имел и фильм "Три тополя на Плющихе", причем не только благодаря актерскому составу и сюжету, который тщательно продумала Татьяна Михайловна. Зрители у экранов буквально обмирали, когда в картине звучала песня "Нежность", проникновенно исполненная Татьяной Дорониной.

В актрисе, претендовавшей на женскую роль в фильме "Три тополя на Плющихе", меня больше всего интересовало, как она сможет спеть песню "Нежность", -
вспоминала Татьяна Михайловна.

Для Лиозновой не существовало мелочей, и в итоге картина полюбилась не только советским зрителям. Ленту отметили наградой на кинофестивале в Аргентине - "за реальное отображение событий человеческой жизни и за супружескую верность".

Вот только этот успех стоил Лиозновой не одного седого волоса. Татьяна Доронина, приглашенная режиссером на главную роль, тоже была глыбой советского кино - и тоже славилась непростым характером. Противостояние двух сложнейших и богатейших натур принесло шикарный результат, хотя ради него режиссеру и приходилось порой идти на компромисс.

Татьяна Доронина и Олег Ефремов. Кадр из фильма "Три тополя на Плющихе", 1968, реж. Татьяна Лиознова
Татьяна Доронина и Олег Ефремов. Кадр из фильма "Три тополя на Плющихе", 1968, реж. Татьяна Лиознова
Мне кажется, Татьяна Доронина была единственной силищей, мощным характером, перед которым Лиознова пасовала. И Доронина была единственным человеком, которому она однажды уступила. В фильме должна была быть сцена приезда Нюры в Москву - вагоны, паровозы, вокзал... Героиня Дорониной должна была выйти на перрон, купить мороженое и съесть его. Но когда дошло до съемок, Доронина неожиданно для всех отказалась сниматься. Когда Лиознова пошла выяснять, что случилось, Татьяна Васильевна с вызовом заявила: "А вы разве не знаете, что я не люблю мороженое?" На эту сцену смотрела вся группа, это было крушением лиозновской диктатуры. Лиознова поняла, что сейчас одно из двух: она потеряет либо Доронину, либо авторитет в съемочной группе. И она предпочла потерять авторитет - отказалась от съемок этой сцены, -
вспоминал российский киновед Вячеслав Шмыров.

"Семнадцать мгновений весны"

Настоящую же славу режиссеру принесла 12-серийная картина "Семнадцать мгновений весны", которая уже более 40 лет не сходит с экранов. Герои фильма давно стали народными, а их фразы - крылатыми.

Татьяна Михайловна объясняла, что ее любимый фильм - "Семнадцать мгновений весны". Сейчас я ее понимаю. Он по степени вложения мощный. Многие думали, что это про войну и разведчиков, считали чуть ли не конъюнктурным, а он про мир и любовь. Все влюблены в ее героев. Про Тихонова она говорила, что каждая женщина Советского Союза должна быть влюблена в Штирлица, но не настолько, чтобы изменить мужу, -
вспоминала ученица Лиозновой актриса Татьяна Чернопятова.
Вячеслав Тихонов в роли Штирлица. Кадр из фильма "Семнадцать мгновений весны", 1973, реж. Татьяна Лиознова
Вячеслав Тихонов в роли Штирлица. Кадр из фильма "Семнадцать мгновений весны", 1973, реж. Татьяна Лиознова

В итоге и герой, и сама лента получились эпохальными, но... фильм навсегда рассорил Лиознову с автором повествования о советском разведчике - Юлианом Семеновым. А все потому, что женщина существенно переделала сюжет: она добавила мелодрамы, романтики в картину, например, прописала образы влюбленной Габи и фрау Заурих и планировала вписать себя как сценариста в титрах, что категорически не устраивало писателя.

Биографичный "Карнавал"

Еще одной невероятной и совершенно непохожей на предыдущие работой стал "Карнавал". Это не только социальная драма, но и фильм с элементами биографии режиссера.

"Карнавал" мне очень близок. Я снимала фильм о себе, о своей жизни, в которой мне приходилось прилагать дикие усилия, преодолевая нужду, безработицу, одиночество, многие трудности, которые молодые люди переносят и сейчас, -
вспоминала Лиознова.
Ирина Муравьева и Александр Абдулов. Кадр из фильма "Карнавал", 1981, реж. Татьяна Лиознова
Ирина Муравьева и Александр Абдулов. Кадр из фильма "Карнавал", 1981, реж. Татьяна Лиознова

В ходе работы Татьяна Михайловна даже добавила в сценарий несколько автобиографических штрихов. Один из них - это больная мама Нины Соломатиной.

Впрочем, в этой картине идеально все... Режиссер не только вложила в картину личный опыт и душу, она еще и состав подобрала образцовый. Большинство актеров уже работали с Лиозновой, поэтому съемки проходили в почти дружественной атмосфере. Хотя Лиознова могла позволить себе некоторые "вольности": поругать уже состоявшихся в профессии людей, высказать претензии не в самой лестной форме, но ей все прощали - за профессионализм и максимальную отдачу.

Афиша возле "Мюзик-холла". Кадр из фильма "Карнавал", 1981, реж. Татьяна Лиознова
Афиша возле "Мюзик-холла". Кадр из фильма "Карнавал", 1981, реж. Татьяна Лиознова

Кстати, многих поклонников "Карнавала" волновал вопрос - чем же закончился фильм, ведь Лиознова оставила концовку открытой. Так вот, однажды режиссер призналась, что у картины все же счастливый финал - и провинциалка Нина достигла своей цели. Если вы обратите внимание, то в самом начале ленты камера останавливается на афишах концертов "Мюзик-холла", и на одной из них изображена героиня Ирины Муравьевой.

Влюблённость в Симонова и роман с лётчиком

Однако если карьера у Лиозновой сложилась успешно и была на виду, то личная жизнь режиссера оставалась тайной даже для очень близких людей. Хотя, как утверждала сама Татьяна Михайловна, романы у нее были просто невероятными.

У меня было много романов. Романы чарующие, дающие силы для работы, -
признавалась она на склоне лет.

После ВГИКа Лиознова некоторое время работала в "Литературной газете", где познакомилась с Константином Симоновым. От такого интеллигентного и мужественного поэта-фронтовика у многих дам запорхали бы бабочки в животе - вот и юная Таня не устояла. Правда, строгая мама запретила дочери встречаться с Симоновым, который к тому же был женат и занимал руководящую должность. Сама вчерашняя студентка тоже не прекращала думать о том, где она и где Симонов. Так из этой влюбленности ничего не вышло... Зато получилось с летчиком.

В 1963 году режиссер сняла картину о пилотах-испытателях "Им покоряется небо". В работе над лентой молодому режиссеру помогал Герой Советского Союза летчик Василий Колошенко. Общая страсть - небо - их и сблизила. Кроме того, мужчина тяжело переживал смерть супруги и в одиночку воспитывал дочь. Татьяна стала верной подругой и опорой Колошенко, а еще заменила мать Людмиле - всю жизнь режиссер называла девочку своей приемной дочерью и души в ней не чаяла. Однако "долго и счастливо" из этих отношений не получилось - семейная жизнь разладилась, и они разошлись.

Они так и остались - каждый в своем космосе, -
говорила дочь Колошенко.
Романы Лиозновой были "чарующими". Фото: legion-media.ru
Романы Лиозновой были "чарующими". Фото: legion-media.ru

Арчил Гомиашвили и последний роман

А потом женщина познакомилась со звездой "12 стульев" Гайдая Арчилом Гомиашвили. Харизматичный грузин умел очаровывать: он дарил избраннице подарки, красиво ухаживал и говорил, что женится. Татьяна поддалась обаянию Арчила, даже серьезно рассматривала его на главную роль в "Семнадцати мгновениях весны", но у руководства возник вопрос: как грузин может стать типичным советским разведчиком? Ответа на него у Лиозновой не было, поэтому в роли возлюбленному ей пришлось отказать.

Арчил Гомиашвили. Фото: legion-media.ru
Арчил Гомиашвили. Фото: legion-media.ru

Арчил затаил обиду и уехал на родину, где быстро взял в жены совсем юную танцовщицу. Однако Лиознова не сломалась и продолжила свой путь, творила и любила...

Последним ярким романом в жизни режиссера стали отношения с физиком Владимиром Кириллиным. Выдающийся научный деятель овдовел и очень хотел снова стать счастливым - с Лиозновой. Но увы, ничего из этой затеи не вышло. Татьяна Михайловна так и не вышла за него замуж...

Все дело в характере Татьяны Михайловны. Когда проходила первая влюбленность и начиналась совместная жизнь, она отчетливо понимала, что все мужчины мелковаты для нее. Она искала себе ровню, но так за всю жизнь и не смогла найти, -
рассказал однажды близкий друг режиссера киновед Вячеслав Шмыров.
Татьяна Лиознова и Михаил Ульянов. Фото: legion-media.ru
Татьяна Лиознова и Михаил Ульянов. Фото: legion-media.ru

Последние годы Лиознова жила скромно. Она продолжала контактировать с коллегами, но сильно сузила круг общения из-за в целом плохого самочувствия и проблем с давлением. В 2011 году режиссера культовых советских фильмов не стало… Ей было 87 лет. До последнего она крепилась и уверяла приемную дочь, что с ней все в порядке. "Железная леди" - в этом была она вся.

Читайте также:

БУМАЖНОЕ ИЗДАНИЕ ГАЗЕТЫ «ЖИЗНЬ»
ПОДПИСКА НА ГАЗЕТУ
Сливченко Ольга