Легендарная режиссер поступила в МАИ, но стала ученицей Герасимова и сняла культовый фильм "Семнадцать мгновений весны", в сценарий которого добавила романтики
Все ее фильмы становились шедеврами, а к работе она всегда подходила с особым трепетом и высокими требованиями, без которых, вероятно, не получились бы легендарные "Семнадцать мгновений весны" или "Три тополя на Плющихе". Ее порой считали жесткой и даже в определенной мере грубоватой, но, снимая маску режиссера, она превращалась в хрупкую и нежную женщину, мечтавшую о счастье.
"Она была человеком без кожи, у нее нежная душа", - рассказывала об учителе актриса Татьяна Чернопятова.
К 100-летию "железной леди" советского кино Татьяны Лиозновой - материал газеты "Жизнь".
Всю жизнь Татьяна, родившаяся в еврейской семье, была близка с матерью - Идой Израилевной, которая воспитывала дочь одна. Глава семейства погиб на фронте, и об отце у Лиозновой остались самые светлые воспоминания, которые она пронесла через всю свою жизнь.
Порой Ида Израилевна была чрезмерно строга к уже взрослой дочери, даже вмешивалась в ее личную жизнь, но Татьяна Михайловна всегда считалась с матерью, поскольку для нее семья была самой великой ценностью.
После школы Татьяна поступила в Московский авиационный институт (МАИ), но быстро поняла, что это не ее, поэтому выбрала для себя режиссерское направление во ВГИКе. Сочинять и писать ей нравилось с детства...
В театральное Лиознова поступила без особых проблем, правда, преподаватели приняли ее с некоторой долей скептицизма и в какой-то момент даже собирались отчислить из-за отсутствия "необходимого жизненного опыта".
Тем не менее Татьяна оказалась одной из лучших студенток, и уже на третьем курсе ее пригласил к себе в ассистентки знаменитый Сергей Герасимов. Правда, тогда талантливую девушку быстро уволили: шла активная борьба государства с космополитизмом... Но уже спустя несколько лет Лиознова вновь восстановилась в мастерской мэтра.
Потом Татьяна получила диплом и продолжила трудиться с Герасимовым, благодаря которому в начале режиссерского поприща сумела поработать с китайскими коллегами. А крепко встав на ноги, вчерашняя выпускница стала снимать собственные картины. Первой самостоятельной работой Лиозновой была "Память сердца".
Военная драма о сбитом летчике сразу же показала зрителю, что у молодого режиссера есть свой собственный стиль и узнаваемый почерк, а также способность создавать уникальных героев, которые близки и понятны зрителю.
И хотя в фильмографии великой женщины-режиссера не так много картин, каждая из них особенная - как, например, снятая тремя годами позже грандиозного дебюта "Евдокия". Тогда Лиознова решила попробовать свои силы в жанре мелодрамы, и у нее получилось! Фильм был актуальным и приближенным к жизни: женщина с непростой судьбой и сильным характером оказалась близка и понятна многим жительницам СССР.
Грандиозный успех имел и фильм "Три тополя на Плющихе", причем не только благодаря актерскому составу и сюжету, который тщательно продумала Татьяна Михайловна. Зрители у экранов буквально обмирали, когда в картине звучала песня "Нежность", проникновенно исполненная Татьяной Дорониной.
Для Лиозновой не существовало мелочей, и в итоге картина полюбилась не только советским зрителям. Ленту отметили наградой на кинофестивале в Аргентине - "за реальное отображение событий человеческой жизни и за супружескую верность".
Вот только этот успех стоил Лиозновой не одного седого волоса. Татьяна Доронина, приглашенная режиссером на главную роль, тоже была глыбой советского кино - и тоже славилась непростым характером. Противостояние двух сложнейших и богатейших натур принесло шикарный результат, хотя ради него режиссеру и приходилось порой идти на компромисс.
Настоящую же славу режиссеру принесла 12-серийная картина "Семнадцать мгновений весны", которая уже более 40 лет не сходит с экранов. Герои фильма давно стали народными, а их фразы - крылатыми.
В итоге и герой, и сама лента получились эпохальными, но... фильм навсегда рассорил Лиознову с автором повествования о советском разведчике - Юлианом Семеновым. А все потому, что женщина существенно переделала сюжет: она добавила мелодрамы, романтики в картину, например, прописала образы влюбленной Габи и фрау Заурих и планировала вписать себя как сценариста в титрах, что категорически не устраивало писателя.
Еще одной невероятной и совершенно непохожей на предыдущие работой стал "Карнавал". Это не только социальная драма, но и фильм с элементами биографии режиссера.
В ходе работы Татьяна Михайловна даже добавила в сценарий несколько автобиографических штрихов. Один из них - это больная мама Нины Соломатиной.
Впрочем, в этой картине идеально все... Режиссер не только вложила в картину личный опыт и душу, она еще и состав подобрала образцовый. Большинство актеров уже работали с Лиозновой, поэтому съемки проходили в почти дружественной атмосфере. Хотя Лиознова могла позволить себе некоторые "вольности": поругать уже состоявшихся в профессии людей, высказать претензии не в самой лестной форме, но ей все прощали - за профессионализм и максимальную отдачу.
Кстати, многих поклонников "Карнавала" волновал вопрос - чем же закончился фильм, ведь Лиознова оставила концовку открытой. Так вот, однажды режиссер призналась, что у картины все же счастливый финал - и провинциалка Нина достигла своей цели. Если вы обратите внимание, то в самом начале ленты камера останавливается на афишах концертов "Мюзик-холла", и на одной из них изображена героиня Ирины Муравьевой.
Однако если карьера у Лиозновой сложилась успешно и была на виду, то личная жизнь режиссера оставалась тайной даже для очень близких людей. Хотя, как утверждала сама Татьяна Михайловна, романы у нее были просто невероятными.
После ВГИКа Лиознова некоторое время работала в "Литературной газете", где познакомилась с Константином Симоновым. От такого интеллигентного и мужественного поэта-фронтовика у многих дам запорхали бы бабочки в животе - вот и юная Таня не устояла. Правда, строгая мама запретила дочери встречаться с Симоновым, который к тому же был женат и занимал руководящую должность. Сама вчерашняя студентка тоже не прекращала думать о том, где она и где Симонов. Так из этой влюбленности ничего не вышло... Зато получилось с летчиком.
В 1963 году режиссер сняла картину о пилотах-испытателях "Им покоряется небо". В работе над лентой молодому режиссеру помогал Герой Советского Союза летчик Василий Колошенко. Общая страсть - небо - их и сблизила. Кроме того, мужчина тяжело переживал смерть супруги и в одиночку воспитывал дочь. Татьяна стала верной подругой и опорой Колошенко, а еще заменила мать Людмиле - всю жизнь режиссер называла девочку своей приемной дочерью и души в ней не чаяла. Однако "долго и счастливо" из этих отношений не получилось - семейная жизнь разладилась, и они разошлись.
А потом женщина познакомилась со звездой "12 стульев" Гайдая Арчилом Гомиашвили. Харизматичный грузин умел очаровывать: он дарил избраннице подарки, красиво ухаживал и говорил, что женится. Татьяна поддалась обаянию Арчила, даже серьезно рассматривала его на главную роль в "Семнадцати мгновениях весны", но у руководства возник вопрос: как грузин может стать типичным советским разведчиком? Ответа на него у Лиозновой не было, поэтому в роли возлюбленному ей пришлось отказать.
Арчил затаил обиду и уехал на родину, где быстро взял в жены совсем юную танцовщицу. Однако Лиознова не сломалась и продолжила свой путь, творила и любила...
Последним ярким романом в жизни режиссера стали отношения с физиком Владимиром Кириллиным. Выдающийся научный деятель овдовел и очень хотел снова стать счастливым - с Лиозновой. Но увы, ничего из этой затеи не вышло. Татьяна Михайловна так и не вышла за него замуж...
Последние годы Лиознова жила скромно. Она продолжала контактировать с коллегами, но сильно сузила круг общения из-за в целом плохого самочувствия и проблем с давлением. В 2011 году режиссера культовых советских фильмов не стало… Ей было 87 лет. До последнего она крепилась и уверяла приемную дочь, что с ней все в порядке. "Железная леди" - в этом была она вся.
Выросла в саду-интернате и была влюблена в Гаркалина. Актрисе Жанне Эппле - 60!
Шпана с Патриарших, ставший главным свёкром страны. Памяти Бориса Клюева
Донашивала вещи за братом и считала себя гадким утёнком. Екатерине Вилковой - 40
Маргарита Суханкина: "Когда я открыла окно, вспомнила о папе и сказала: "Стоп!"