Исполнительница хита "Музыка нас связала" - о том, как ее выживали из группы, как она пережила смерть родителей из-за ковида и как новый мужчина покорил ее борщом
Ее голос дал дорогу многим артистам нашего шоу-бизнеса. Благодаря ему солистки "Миража" получали звания и зарабатывали десятки миллионов. И лишь спустя много лет она вышла из тени и получила заслуженную славу и любовь своих зрителей. В гостях у "Жизни" певица, заслуженная артистка России Маргарита Суханкина.
- Маргарита, кто сегодня имеет право петь песни "Миража"?
- Да все очень просто. Дело в том, что композитор наш Андрей Литягин продает "Мираж" всем. Хочешь стать "Миражом"? Можешь обратиться к нему, он объявит цену, за которую ты сможешь написать себе вывеску "Группа "Мираж", взять гитару, клавишные, включить фонограмму... Он тебе продаст название!
- А почему тогда Гулькина не может? Или Разина?
- Могут, но за деньги. Денег все хотят. Там, правда, есть затык такой - в песне два автора - текста и музыки. Литягин рад бы себе все присвоить. В одном интервью он так и сказал, что, мол, я автор и текстов, и музыки. Я просто смеюсь над всеми этими изысками. Сейчас вообще модно переписывать историю. Все люди, которые когда-то прошли по сцене и назывались группой "Мираж", работают под мою фонограмму. Даже в фильме "Слово пацана" мой голос звучит! Сейчас вылезают какие-то фрики и говорят: "А вот мы там пели!" Ребята, зачем? Врать не надо!
- Но все-таки привела вас на эстраду Наталья Гулькина?
- Сначала надо сделать "лирическое" отступление очень важное. Дело в том, что "Мираж" всегда был студийным проектом. Никакой группы никогда не было. Это были аранжировки, автор текста, композитор и голос. Я приходила в студию и записывала песни. Что там они потом делали, какие девочки плясали, что вытворялось под мою фонограмму, меня не касалось. Группа мифическая. Поэтому Валера Соколов и придумал такое название - "Мираж". Потом многие люди удивлялись, мол, девочки разные, а голос один звучит. "Почему вы, Маргарита, скрываетесь? Это же вы поете!" - спрашивали меня. Я отвечала: "Нет, ребята, это не я". Я скрывалась очень тщательно - боялась, что информация просочится и меня перестанут уважать в театре и в консерватории. А популярность нарастала тем временем. Я продолжала приезжать в студию, все это записывала. И другой важный момент - я никогда ни с кем не была знакома. Все эти девушки ушли в большое плавание, получили имя на моем голосе, а одна даже получила звание заслуженной артистки (Татьяна Овсиенко. - Прим. ред.). И вот однажды раздается звонок: "Здравствуйте, вас беспокоит директор Наташи Гулькиной. Наташа очень хочет с вами познакомиться". Это к моменту, что мне кто-то руку помощи протянул. Я ему ответила, что не хочу знакомиться. Зачем? В общем, он меня три дня уламывал.
- В конце концов вы согласились.
- Ну да, поехала, встретились в кафе. Сидит Наташа, которая умеет обаять, очаровать, такая прямо кошечка. И звучит из ее уст такая фраза: "Страна начала обо мне забывать, я хочу напомнить стране о себе". "И что для этого надо сделать?" - спрашиваю. - "Надо записать со мной песню. Я уже записала свой диск, и люди, которые его покупают, говорят, что, если на этом диске будет хоть одна песня с Суханкиной, мы тебе заплатим вдвое дороже". Я согласилась. Мы приехали в студию и записали песню "Просто мираж". Пожали друг другу руки, обнялись - все, пока. Через некоторое время Наташа опять позвонила. С ее слов, пошла она в пиар-агентство и агент сказал, что про тебя, Наташа, ничего интересного, а вот если бы ты Суханкину подтянула! Ее голос всем известен. Вот если бы ты с ней пришла, это была бы бомба. И бомба случилась - дальше все пошло не по сценарию, который строила Наташа. Она-то думала, что меня, как баржу, подтянет, я ее вытащу в большое плавание, а она ногой оттолкнется от меня и поплывет дальше. Но не получилось: пошли толпы людей, которые начали мной интересоваться.
- Два года вы были и не в театре, и не в "Мираже", как выживали?
- Сначала был стресс жуткий. Когда муж узнал, что я уже не в театре, я как-то резко перестала ему быть интересной. Однажды он сказал: "Ну ладно, я поехал с друзьями на рыбалку, а ты думай, чем тебе заниматься и как мы с тобой будем жить". На что я сказала: "Ну ладно, ты давай с рыбалки-то уже не возвращайся". Дошло до того, что я в стрессовом состоянии хотела сделать шаг в открытое окно... Совершенно не знала, как быть, как жить, чем заниматься. Здесь потеря, там потеря... Но к счастью, через какое-то время взяла себя в руки.
- А кто вас вытащил из этой тяжелой ситуации?
- Родители. Они на тот момент купили дом в деревне. И я просто подумала, что у отца больное сердце и что если со мной сейчас, не дай бог, что-то случится, то следом за мной папа пойдет. У меня с папой какая-то невероятная связь была. Не с мамой, а именно с ним. Папа очень много занимался моим воспитанием, в самые трудные минуты именно он был рядом. И когда я открыла окно, я вспомнила о папе и сказала себе: "Стоп, нет". И, закрывая окно, решила, что больше такой ситуации у меня не будет. Я теперь буду жить по-другому. Мне уже потом друзья говорили: "Рита, ты с ума сошла! Разве бы мы тебе денег не нашли, не накормили?" А я просить не умею. Я человек, который умеет только отдавать. За кого-то могу разбиться, а за себя - нет.
- Главная претензия Натальи Гулькиной, как я поняла, заключается в том, что в какой-то момент вы на сцене стали выяснять отношения. И зритель это увидел.
- Нет, зритель ничего не видел. Все ее претензии начались с того, что она стала говорить, что Суханкина не нужна, убирайте ее. На что продюсер Сергей Лавров сказал: "Наташа, либо вдвоем, либо никак. Я не буду с тобой одной работать". Она с Лавровым очень нехорошо обошлась в свое время. Потому что он ей помог, когда она сбежала первый раз из "Миража", проработав там чуть больше полугода. Вытащил ее именно Лавров. Практически спас, сделав ей концерт. Потому что ей много чего наобещал Разин, какие-то золотые горы, потом спрыгнул, и она фактически приползла. И он начал ею заниматься, стал ее продюсером. Повез ее в Китай, стал снимать клипы, привлек композиторов, которые стали писать ей песни. То есть колоссальную работу сделал! Потом Наташа офигенно вышла замуж за таксиста, и они вместе как-то вечером приехали к продюсеру домой и заявили: "Сережа, ты нам больше не нужен. Мы дальше сами". Нормальный ход, да? Лавров, который немало вложил в Наташу, смирился и не стал устраивать никаких разборок. А потом она опять поехала к Сергею на переговоры. Первый раз он просто попросил ее уйти. А второй раз она приехала и сказала ему: "Ты знаешь, Риту там чуть не убили!" И Сережа появился со словами: "Девчонки, вас всех поубивают. Вы ерундой какой-то занимаетесь". И он решил, что надо продолжать. А как продолжать? Все перессорились. Он сказал, что берет все на себя. И вот он бесконечное количество раз ездил на переговоры с композиторами, издателями, соавторами. Всех мирил, договаривался, кому и сколько будет отстегивать.
- С Литягиным вы же помирились?
- Да, и все благодаря Сереже.
- Гулькина говорит, что она все оплачивала.
- Изначально да. Все - это две тысячи долларов в месяц. Она говорила: "Ты про деньги не думай, я сама все заплачу!" Потом деньги у нее закончились. Так же бесконечно не может быть - концертов нет, ничего не зарабатываем. И тогда я полезла в долги, стала занимать у знакомых и друзей.
- Вы же с ней дружили какое-то время. Года четыре из этих шести лет.
- Реально я поначалу была просто очарована ею. Говорила Лаврову: "Сережа, я за нее порву кого угодно! Она потрясающий человек!" А он осаживал: "Не обольщайся, Рита". А потом я и сама уяснила, что она умеет быть мягкой, белой и пушистой только до тех пор, пока видит, что я, пришедшая из мира классической музыки, абсолютно ничего не понимаю. Одно дело - в студии записывать песни, а другое - выходить на эстраду. Это совершенно другое поведение, внешний вид. Я юбку укорачивала очень постепенно, по сантиметру. Меня же дресс-коду обучали еще со времен консерватории. Но при всем при том Наташа труженик, этого у нее не отнять. Можно как угодно относиться к ее голосу, но работать она умеет.
- В какой момент вы посмотрели на Наталью другими глазами?
- Про нее, естественно, знали, у нее была своя армия фанатов. И вдруг оказалось, что и у меня есть поклонники. И она увидела, что люди резко переключаются на меня. Наташа на это не рассчитывала. Выходя на сцену, она стала говорить: "Так, ты молчи. Я буду вести концерт, рассказывать. А ты стой просто рядом". "Я", "я", "я!" - она все про себя. Потом меня фанаты спрашивали, почему я все время молчу на сцене. Они хотели, чтобы я тоже что-то говорила. И я стала говорить, здороваться. Началась какая-то конкуренция, терки. И у меня девчонка-фанатка появилась уникальная - она ездила по всем рынкам, что-то покупала. Фотки присылала - сапоги какие-то, туфли, куртки, платья, джинсы. И все это мне привозилось, я мерила, то есть пошел процесс признания. Из Золушки я превратилась в интересующую многих фигуру. А это никак не входило в Наташины планы. Начались конфликты. И вдруг весь коллектив объявляет мне бойкот на ровном месте, со мной перестают разговаривать. Я пришла к продюсеру и сказала: "Сережа, я не могу работать в такой обстановке, отпусти меня, пожалуйста. Наташа хочет быть одна. Пусть она будет одна!" Вот тогда-то он и сказал, что вложено уже много денег, поэтому мы либо вдвоем, либо никак. "А мне что делать?" - спросила я. - "Терпи". Что делает Сережа - он рассаживает нас по разным гримеркам, по разным машинам. В гостиницах селит на разных этажах. Все для того, чтобы мы встречались только на сцене.
- Что стало последней каплей?
- Она стала требовать расчет после каждого концерта, приходила к продюсеру с охранником, то есть начались какие-то отвратительные совершенно вещи.
- С Разиной у вас тоже не сложилось.
- Там складываться было нечему, там человек непоющий вообще. Мне кажется, что все жалеют, что она вообще появилась. Она и года не проработала, и финалом было то, что она пыталась ударить меня микрофоном по голове прямо на концерте.
- Как вы оцениваете голос Екатерины Болдышевой?
- Никак. Старческий качающийся голос.
- То есть во всей этой ситуации победитель - вы? Вы единственная, кто сохранил за собой право быть "Миражом"?
- Я счастливый человек, потому что меня оберегает от всего мой продюсер Сережа Лавров. 20 лет мы идем вместе плечом к плечу, у нас все решается коллегиально, открыто. И то, что я получила звание заслуженной артистки, это не просто так. Иногда слышу какой-то бред - да она купила себе звание! Ребята, мне не потребовалось это делать! У меня настолько правильная была жизнь, что собрать нужные документы не составило никакого труда. У меня все это было. И сегодня я получаю дивиденды от того, что я, наверное, правильно все делала в этой жизни.
- Вы знаете историю любви ваших родителей?
- Моему отцу нужно памятник поставить, уникальный был человек. Что только мама не вытворяла - и сколько крови попила... Не только у отца, но и у нас, детей. Мама была человек яркий, жила как хотела. Хочу - готовлю, хочу - не готовлю. Или с папой неделю не разговаривала, если он не отпустил ее на какую-то вечеринку. И заодно не разговаривала со всей семьей. Для меня бойкот, когда игнорят, - это ужасно. Я с детьми своими так не поступаю, потому что знаю, насколько это болезненно. Да, мама могла себе позволить такие вещи, а папа все проглатывал. Он перед ней буквально лезгинку танцевал: "Галочка, моя Галочка!" Как на богиню на нее смотрел - самая любимая, самая лучшая женщина. Кто бы что ни говорил! Вот такой папочка у меня был.
- Родители помогали вам ваших детей воспитывать?
- С детьми папа в основном возился. Я на гастролях, а он учит их читать и писать. Вообще, с годами я все больше понимаю, что все идет от любви. Либо от нелюбви. Вот я всю жизнь прожила в любви. Я жила в безумной любви своего отца. Как и мама. Мы все купались в его любви, в его заботе.
- Вы жили в коммуналке?
- Да, в одной комнате вчетвером.
- За что вас могли наказать и как?
- За то, что поздно приходила, могли и подзатыльник дать, и по попе.
- Вы сами за такое воспитание?
- С детьми, когда они были маленькими - были моменты - я тоже так общалась. Потом извинялась, рыдала за углом. А потом дала себе слово, что я больше никого пальцем не трону. Что бы они ни делали! Потому что дети уже начали взрослеть, понимать. И я высказывала неудовольствие их поведением только словами и жестами. Да, я могла беситься, когда мне кто-то говорил: мол, имей в виду, генетика свое возьмет. Я в это не верила. Но теперь вижу - да. Иногда мне очень хочется вскрыть черепную коробку ребенка и посмотреть, что там внутри. Потому что я никак не могу понять, что с ним происходит! Часто советуюсь с подругами, у которых взрослые дети, они говорят: "Рита, забудь, все дети через это проходят, у тебя будет еще и то, и это, не реагируй". Любовь, важна только любовь. Тупо люби - и все!
- Воспитание приемных детей - оно несколько отличается. Вы сталкивались с моментами, которых даже не представляли?
- Где-то первые года полтора. Во-первых, они болели постоянно - сначала заболевает один, потом другой. Бронхиты, кашель, сопли бесконечные. Чуть замерзли - температура под 40. Я то одного на руках укачиваю, то второго. Очень много нюансов психологических было, которые выливались в такие диалоги: "Сережа, так нельзя делать". - "А я тогда уйду от вас, жить с вами не буду!" Привыкание шло очень долго. Но с первого дня они назвали меня мамой, и это слово для них свято. От них часто звучало: "Мама, ты от нас ведь не уйдешь, не бросишь?" Помню, как первый раз дети поехали со мной к морю - через год после детдома. И там была ситуация. К нам в номер приходит горничная, застилает кровати. На ней форменная одежда, чепчик на голове. И вдруг сначала Лера начинает выть, потом Сережа. Я не могу понять, что происходит. Потом дошло - так же одеваются нянечки в детском доме... И мои дети решили, что я привезла их на юг, чтобы оставить и уехать. "Мама, вези нас к бабе с дедой!" - "Так мы только приехали, отдыхать будем, купаться!" - "Не-е-ет, ты нас здесь оставишь!" Вот такие мелочи, ситуации были на протяжении первых полутора лет. До тех пор, пока не усадила их и не сказала: "Давайте навсегда забудем историю с детдомом. Вы всегда будете со мной, я никому вас не отдам".
- Выросшие дети очень часто хотят найти своих биологических родителей.
- Дело в том, что они встречались. Один из телеканалов решил сделать яркую историю. Вытащить родителей, которым, кстати, все это на фиг не нужно было. Их притащили на эту программу. Там начались какие-то разборки. Потом они уехали обратно к себе домой, напились и передрались. Сейчас они знают, что их генетических родителей уже нет: сначала мамы не стало, потом папы. Короче, родителей нет, встречаться не с кем.
- Мы с вами общались пять лет назад, и у меня ощущение, что передо мной совершенно другой человек. Вы сами чувствуете эти изменения?
- Чувствую.
- В чем они проявляются для вас?
- В легкости. Сначала я резко поправилась, двигаться и дышать было очень тяжело. Потом поняла, что не справляюсь, никакие диеты не помогают, и решилась на кардинальные изменения, на риски - жизнь заставила.
- Вы про процедуру ушивания желудка?
- Шунтирование желудка это называется. Чуть-чуть подшивается та часть желудка, которая усваивает жиры. Причем там ничего не вырезается. И реально получилось так, что я вернулась к своему весу, с которым жила долгие годы, - от 70 до 75 кг максимум.
- Самый страшный момент вашей жизни - это июнь 2021 года, когда родителей не стало.
- Да. Это был период пандемии, а я не верила во все это. Родители сидели дома, я их никуда не выпускала. Маски, перчатки, в машине все протирала, чуть ли не обувь дезинфицировала, прежде чем зайти в дом. Прошел 2020 год, никто не чихнул и не кашлянул, и я говорю: "Ребята, это какая-то фикция, нет ничего". А сосед напротив предупреждал, что у него жена болела, все есть, все очень серьезно. А началось с того, что летом 2021-го папа сказал: "Слушай, у меня что-то с глазами. Надо бы провериться, свози меня в клинику". И мама тоже захотела провериться. Я нашла им лучшее – институт офтальмологии. Мы там ходили по кабинетам, сидели в очередях... А через несколько дней родители почувствовали себя плохо - какая-то слабость. И у меня то же самое началось. Однажды варила варенье, полезла в нижний ящик за сахарным песком, наклонилась и... упала в обморок. Очнулась, встала на четвереньки, и у меня начался дикий кашель, который перешел в рвоту. Семья смотрит и не понимает, что происходит. Меня подхватил под руки мой гражданский муж, уложил в спальне. Померили температуру - 39. Вызвали скорую. И родители лежат... Бегают совершенно очумевшие дети, которые не понимают, что происходит. И начались все эти состояния, психозы. Я рвусь из клиники домой, а там как в тюрьме - не отпускают: вы еще слабая. У отца все отразилось на сердце, а у матери - на почках. В итоге у отца инсульт, у мамы отказали почки. То есть эта зараза ударила по самым слабым местам.
- Я не представляю, как вы это все пережили.
- Это был ад! И я не представляю. В больнице тоже были обмороки, по стеночке ходила. Сил не было вообще. Когда я вышла из больницы, заехала в магазин за продуктами. И вот такую - с запавшими глазами и огромными синяками - меня увидела там соседка. Увидела и поначалу не узнала. Неуверенно так дотронулась до плеча: "Маргарита, это вы?" Я приехала домой еще слабая, ничего не соображающая, с похоронами родителей знакомые помогали как могли...
- Как в итоге вы выбрались из этого состояния? Кто вам помог?
- Друзья, близкие. Те же Сережа Лавров, Леша Кан, мой коллектив. Мне было очень тяжело - и физически, и душевно. Ни сидеть, ни лежать не могла - жуткое состояние. Сергей сказал, что надо работать, мол, мы сделаем все, чтобы ты отвлеклась.
- И про любовь. Вы всегда нравились мужчинам, четыре раза официально были в браке, четыре раза пережили развод. Ваша основная претензия к мужчинам?
- Их собственничество. У мужчин такая психология, что женщина должна быть у ноги, рядом все время. У меня один из мужей такой был. Я ему говорю, мол, поехала в студию записываться. Он в ответ: "Так, чтобы в восемь часов была дома!" Пыталась объяснить, что не знаю, как там пойдет процесс, но тщетно. Приезжаю позже восьми и слышу: "А-а-а, ты, наверное, там с кем-то кувыркалась!"
- Утверждение, что все мужчины изменяют, справедливо?
- Нет. Мама могла себе позволить, а папа нет. Он мог кому-то построить глазки, потанцевать на вечеринке - и все. Потом: "Галочка, Галочка, моя единственная, моя любимая!"
- Расскажите вашу нынешнюю историю любви. Вы уже много лет замужем.
- Он абсолютно непубличный человек. Я сама его притянула, а не он меня выбрал. Женщина выбирает партнера, что бы мужчины ни говорили! Но изначально моя мама его притянула. Она мне сказала: "Тебе уже пора, чтобы рядом был мужчина, а Саша очень хороший человек, ты обрати внимание!" Спасибо маме, что затащила его ко мне в дом.
- А как он терпит ваши бесконечные гастроли?
- Вот поэтому он и рядом со мной. Он ни одного лишнего вопроса не задает и терпит абсолютно все. У него был и свой бизнес, был и брак - взрослый сын имеется. Он, кстати, прекрасно жил один долгие годы, и его все устраивало. Абсолютно самодостаточный человек. Никогда не планировал себе долгоиграющих отношений.
- И вы...
- Нет, мама сначала. Она пригласила его выпить чаю. А у меня сначала было неприятие этого человека. А потом выяснилось, что это как раз то, что надо! Дети его обожают. Он с них требует по полной, контролирует учебу, все объясняет. А еще он инженер от Бога. Разные коммуникации, электрические провода - это все его история. У меня же частный дом. И раньше, случись что, я вызывала специалистов. А тут человек сам все подключает. С интернетом, в котором я ноль, он тоже все делает на раз. У меня такое количество проблем ушло! Вплоть до готовки. Саша и готовит замечательно - варит такие супы, такие борщи. Я просто молюсь на него! Могу уезжать куда угодно, зная, что дети будут накормлены и все будет под контролем. В доме еще куча животных, которых он обожает. Вот как-то мама просекла все эти его достоинства и выцепила. А потом уже я подключилась. И сейчас он говорит, что не верит счастью своему: "Кто ты и кто я!" На что я отвечаю, что я абсолютно такой же приземленный человек. Да, на сцене я звезда, а дома - мама, хозяйка, уборщица. Я не люблю присутствия посторонних людей в доме, у меня нет никаких домработниц. Чужие люди - чужие уши, я не хочу всего этого.
- Что в вашем представлении женское счастье?
- Для меня женское счастье - в нужности своей. Женить, выдать замуж детей, потом нянчиться с внуками, помогать. Эта перспектива мне греет душу. Я живу тем, что кому-то нужна. Это нужно осознавать всем. Человек начинает угасать (в любом возрасте), когда он понимает, что никому не нужен. У женщины должна быть семья, дети, мужчина рядом, друзья, какой-то ближний круг общения. Это имеет колоссальное значение!
Мариам Мерабова: "Я скинула 67 кг, потому что не могла дышать"
Геннадий Козлов: "Все, кроме Збруева, называли Абдулова по отчеству"
Александр Михайлов: "С Гундаревой нас много раз "женили"..."
Звезда "Романтики романса" Нина Шацкая: "Нельзя рожать детей от нелюбимого"