Актер, сыгравший Бубликова в "Служебном романе", родился в деревне и о лаврах не мечтал, но сестра притащила его в театральный кружок при заводе, и он покорил мир кино
Курьезный Бубликов из "Служебного романа, харизматичный саксофонист из "Мы из джаза", вдумчивый Славка Уфимцев из "Добровольцев" и его проникновенное исполнение песни "А годы летят...". Время действительно летело как птица, а на душе у актера оставались лишь новые шрамы и рубцы, в результате чего сердце не выдержало… Ему было 62 года.
К 95-летию того самого Бубликова - Петра Щербакова - материал "Жизни".
Петр Щербаков мог и не стать знаменитым артистом, ведь он родился в деревне Калужской губернии в простой рабочей семье, где трудились от зари до зари, пели задорные песни, с радостью встречали гостей за столом с квашеной капустой и прочими разносолами и другой жизни не знали...
Позднее семья перебралась в Москву, и после школы по примеру отца Петя пошел работать на завод ЗИЛ. Параллельно рукастый парень учился в автомеханическом техникуме, однако была у Щербакова одна слабость - вечерами он бегал на репетиции в театральный кружок при заводе. О карьере актера юноша тогда не мечтал, ему просто нравилось примерять на себя интересные образы, а затащила его в студию сестра - чтобы меньше болтался на улице.
Все решил случай - или судьба, если хотите. Однажды, прогуливаясь по Москве, Щербаков дошел до ГИТИСа, и у него промелькнула мысль: "А что, если у меня получится туда поступить?" Парень подал документы на актерский факультет, ни на что особенно не рассчитывая…
Каково же было удивление молодого человека, когда его, на чей-то взгляд простого и неотесанного, приняли... Учился он с удовольствием, можно сказать запойно, а сразу после выпуска попал в Театр группы советских войск в Германии, где и начал выходить на сцену. Вернувшись на родину, Щербаков поступил на службу в театр "Современник", которому отдал почти 30 лет своей жизни.
Сниматься в кино артист начал в 1956 году, правда, всю жизнь ему доставались довольно однообразные роли: то бюрократы, то военные. Образы и тех и других получались у Щербакова очень убедительными. Он был не только талантлив, но еще и обладал сильным темпераментом, что всегда чувствовали режиссеры и зрители, несмотря на, казалось бы, сдержанную манеру игры актера...
По-настоящему известным и любимым он стал в 1958 году, когда советские зрители увидели картину "Добровольцы". В ней Щербаков сыграл Славу Уфимцева, который на протяжении картины взрослеет и становится примером для подражания. Конечно, не только манера игры Петра Ивановича позволила "Добровольцам" стать культовым фильмом, но и замечательный актерский состав - партнерами артиста по съемочной площадке стали Леонид Быков, Михаил Ульянов...
Щербаков был актером второго плана, но это ничуть не тяготило его, ведь к каждому своему персонажу он относился с трепетом и с большим энтузиазмом изучал сценарий. Порой он мог не сказать в кадре ни единого слова - и едва ли не затмить исполнителей главных ролей. Так произошло с комедией Эльдара Рязанова "Служебный роман". Никто из зрителей не запомнил, как звали персонажа Щербакова по имени, зато все знали, что сначала Бубликов умер, а затем чудесным образом воскрес. Мимика у актера была богатейшая - публика от души смеялась, глядя на то, с каким то возмущением, то удивлением, то легкой хитрецой он целыми днями заглядывался на ножки молодых сотрудниц, напрочь забывая о работе.
В реальной жизни у Щербакова тоже было немало увлечений. Статный, обаятельный, но в то же время скромный, он просто не мог не нравиться женщинам.
Первый брак актера, с балериной из Одессы, был недолгим - супруги быстро поняли, что не готовы брать на себя ответственность друг за друга. Да и предпочтения у них оказались разные: вся жизнь Щербакова была в Москве, а балерине больше нравилось жить в родном городе у Черного моря.
Второй брак Петра Ивановича закончился трагедией. Супруга актера Нина не имела отношения к актерской среде - она была инженером. Ее любовь к мужу была сродни материнской: она очень о нем заботилась, даже приносила ему бутерброды на репетиции. Это было очень трогательно, однако взаимное счастье длилось недолго. Женщина внезапно заболела и умерла через четыре года после рождения сына, и Щербаков остался один с маленьким Андрюшей на руках.
Иногда актер брал сынишку в театр, где тот занимал себя тем, что играл с машинками в папиной гримерке. Сильная душевная боль съедала актера изнутри. По словам сына, он пытался ее заглушить алкоголем и мимолетными связями: многие женщины видели себя рука об руку с красавцем-вдовцом... И однажды счастье снова улыбнулось Щербакову. Он стал ухаживать за молоденькой билетершей "Современника". Совсем юная Галина - тогда ей было всего 23 года (а артисту исполнилось уже 37) - сначала игнорировала знаки внимания солидного ухажера, но позже все же сдалась под натиском его обаяния.
Спустя некоторое время Петр предложил возлюбленной выйти за него замуж. Свадьбу пара отложила, но Галина переехала к актеру. Девушка поладила с Андреем и воспитывала его как собственного сына. Вообще, первое время она чувствовала себя абсолютно счастливой. Щербаков не ощущал себя звездой мировой величины и по дому все мог делать сам: и гвоздь забить, и еду приготовить. Но через два года их вполне благополучная жизнь была разрушена... Щербаковым.
Галина узнала, что ждет ребенка, и артист снова предложил ей оформить отношения официально, однако женщина снова решила повременить. Мол, лучше погуляем после рождения ребенка. Однако когда родилась девочка, которую назвали Ольгой, чувства Щербакова угасли - и он даже не сразу приехал в роддом.
Оказалось, что причиной всему другая женщина. Галина мириться с изменой не стала и ушла от актера вместе с малышкой. Оля изредка видела отца - она приходила к нему на спектакли, но Щербаков так и не решился подойти к дочери. Возможно, чувствовал свою вину и понимал, что сам разрушил свое счастье. Петр Иванович лишь украдкой поглядывал на девочку из-за кулис, но тепла отцовских объятий Оля так и не узнала, ведь до самой его смерти им так и не удалось воссоединиться.
Кстати, та самая "другая", которая появилась в жизни артиста, позднее стала его третьей женой. Ее звали Валентина, и работала она директором ресторана в Доме дружбы народов. Женщина была старше актера, располагала немалыми средствами, а потому, как говорили, делала ему неплохие подарки. Несмотря на то что судачили об их отношениях много и по-разному, именно с Валентиной Щербаков прожил до конца своих дней. Она стала ему хорошей женой, а Андрею заменила мать.
Дочь Петра Ивановича, с которой он так и не решился заговорить, стала театроведом, а его сын на втором курсе МХАТа уехал покорять Америку и... стал звездой Бродвея.
Когда Андрей уехал, ему было всего 19 лет... Через год Щербаков-младший написал отцу письмо, в котором рассказал, что на Западе не так уж и плохо, и он остается. Петр Иванович тогда психанул и положил свой партбилет на стол Олегу Ефремову, с которым был дружен.
В последние годы жизни Щербаков часто жаловался на боль в груди. Однажды Петру Ивановичу стало плохо во время репетиции в театре, но он продолжал сниматься и выходить на сцену. В конце концов сердце просто остановилось: артиста увезли в больницу, но он скончался…
На похороны Щербакова пришло много народу - коллеги и поклонники, а также дочь Ольга. Это был единственный раз, когда она смогла поцеловать отца… На прощание. А вот сын прилететь не смог - лишь позднее он вернулся в Россию и посетил могилу родителя. Сейчас, по словам Андрея, он чувствует себя предателем.
Крутила роман с "Остапом Бендером". 100 лет со дня рождения Татьяны Лиозновой
Выросла в саду-интернате и была влюблена в Гаркалина. Актрисе Жанне Эппле - 60!
Шпана с Патриарших, ставший главным свёкром страны. Памяти Бориса Клюева
Донашивала вещи за братом и считала себя гадким утёнком. Екатерине Вилковой - 40