Актер, сыгравший Бубликова в "Служебном романе", родился в деревне и о лаврах не мечтал, но сестра притащила его в театральный кружок при заводе, и он покорил мир кино
Курьезный Бубликов из "Служебного романа, харизматичный саксофонист из "Мы из джаза", вдумчивый Славка Уфимцев из "Добровольцев" и его проникновенное исполнение песни "А годы летят...". Время действительно летело как птица, а на душе у актера оставались лишь новые шрамы и рубцы, в результате чего сердце не выдержало… Ему было 62 года.
К 95-летию того самого Бубликова - Петра Щербакова - материал "Жизни".
Петр Щербаков мог и не стать знаменитым артистом, ведь он родился в деревне Калужской губернии в простой рабочей семье, где трудились от зари до зари, пели задорные песни, с радостью встречали гостей за столом с квашеной капустой и прочими разносолами и другой жизни не знали...
Позднее семья перебралась в Москву, и после школы по примеру отца Петя пошел работать на завод ЗИЛ. Параллельно рукастый парень учился в автомеханическом техникуме, однако была у Щербакова одна слабость - вечерами он бегал на репетиции в театральный кружок при заводе. О карьере актера юноша тогда не мечтал, ему просто нравилось примерять на себя интересные образы, а затащила его в студию сестра - чтобы меньше болтался на улице.
Все решил случай - или судьба, если хотите. Однажды, прогуливаясь по Москве, Щербаков дошел до ГИТИСа, и у него промелькнула мысль: "А что, если у меня получится туда поступить?" Парень подал документы на актерский факультет, ни на что особенно не рассчитывая…
Пускай ваши специалисты меня посмотрят. Если для театра не гожусь, так и скажите. Я не Катерина, в Волгу не брошусь, -
Каково же было удивление молодого человека, когда его, на чей-то взгляд простого и неотесанного, приняли... Учился он с удовольствием, можно сказать запойно, а сразу после выпуска попал в Театр группы советских войск в Германии, где и начал выходить на сцену. Вернувшись на родину, Щербаков поступил на службу в театр "Современник", которому отдал почти 30 лет своей жизни.
Сниматься в кино артист начал в 1956 году, правда, всю жизнь ему доставались довольно однообразные роли: то бюрократы, то военные. Образы и тех и других получались у Щербакова очень убедительными. Он был не только талантлив, но еще и обладал сильным темпераментом, что всегда чувствовали режиссеры и зрители, несмотря на, казалось бы, сдержанную манеру игры актера...
По-настоящему известным и любимым он стал в 1958 году, когда советские зрители увидели картину "Добровольцы". В ней Щербаков сыграл Славу Уфимцева, который на протяжении картины взрослеет и становится примером для подражания. Конечно, не только манера игры Петра Ивановича позволила "Добровольцам" стать культовым фильмом, но и замечательный актерский состав - партнерами артиста по съемочной площадке стали Леонид Быков, Михаил Ульянов...
Щербаков был актером второго плана, но это ничуть не тяготило его, ведь к каждому своему персонажу он относился с трепетом и с большим энтузиазмом изучал сценарий. Порой он мог не сказать в кадре ни единого слова - и едва ли не затмить исполнителей главных ролей. Так произошло с комедией Эльдара Рязанова "Служебный роман". Никто из зрителей не запомнил, как звали персонажа Щербакова по имени, зато все знали, что сначала Бубликов умер, а затем чудесным образом воскрес. Мимика у актера была богатейшая - публика от души смеялась, глядя на то, с каким то возмущением, то удивлением, то легкой хитрецой он целыми днями заглядывался на ножки молодых сотрудниц, напрочь забывая о работе.
В реальной жизни у Щербакова тоже было немало увлечений. Статный, обаятельный, но в то же время скромный, он просто не мог не нравиться женщинам.
Первый брак актера, с балериной из Одессы, был недолгим - супруги быстро поняли, что не готовы брать на себя ответственность друг за друга. Да и предпочтения у них оказались разные: вся жизнь Щербакова была в Москве, а балерине больше нравилось жить в родном городе у Черного моря.
Второй брак Петра Ивановича закончился трагедией. Супруга актера Нина не имела отношения к актерской среде - она была инженером. Ее любовь к мужу была сродни материнской: она очень о нем заботилась, даже приносила ему бутерброды на репетиции. Это было очень трогательно, однако взаимное счастье длилось недолго. Женщина внезапно заболела и умерла через четыре года после рождения сына, и Щербаков остался один с маленьким Андрюшей на руках.
Этого удара он так и не пережил, мне кажется. Ему было тяжело. И в бытовом плане тоже. Он готовил мне еду, отводил в садик, бежал на репетицию, -
Иногда актер брал сынишку в театр, где тот занимал себя тем, что играл с машинками в папиной гримерке. Сильная душевная боль съедала актера изнутри. По словам сына, он пытался ее заглушить алкоголем и мимолетными связями: многие женщины видели себя рука об руку с красавцем-вдовцом... И однажды счастье снова улыбнулось Щербакову. Он стал ухаживать за молоденькой билетершей "Современника". Совсем юная Галина - тогда ей было всего 23 года (а артисту исполнилось уже 37) - сначала игнорировала знаки внимания солидного ухажера, но позже все же сдалась под натиском его обаяния.
Роман у нас был красивым, о нем знал весь театр. Петр умел произвести впечатление, красиво ухаживал, он стал моим первым мужчиной, -
Спустя некоторое время Петр предложил возлюбленной выйти за него замуж. Свадьбу пара отложила, но Галина переехала к актеру. Девушка поладила с Андреем и воспитывала его как собственного сына. Вообще, первое время она чувствовала себя абсолютно счастливой. Щербаков не ощущал себя звездой мировой величины и по дому все мог делать сам: и гвоздь забить, и еду приготовить. Но через два года их вполне благополучная жизнь была разрушена... Щербаковым.
Галина узнала, что ждет ребенка, и артист снова предложил ей оформить отношения официально, однако женщина снова решила повременить. Мол, лучше погуляем после рождения ребенка. Однако когда родилась девочка, которую назвали Ольгой, чувства Щербакова угасли - и он даже не сразу приехал в роддом.
Оказалось, что причиной всему другая женщина. Галина мириться с изменой не стала и ушла от актера вместе с малышкой. Оля изредка видела отца - она приходила к нему на спектакли, но Щербаков так и не решился подойти к дочери. Возможно, чувствовал свою вину и понимал, что сам разрушил свое счастье. Петр Иванович лишь украдкой поглядывал на девочку из-за кулис, но тепла отцовских объятий Оля так и не узнала, ведь до самой его смерти им так и не удалось воссоединиться.
Кстати, та самая "другая", которая появилась в жизни артиста, позднее стала его третьей женой. Ее звали Валентина, и работала она директором ресторана в Доме дружбы народов. Женщина была старше актера, располагала немалыми средствами, а потому, как говорили, делала ему неплохие подарки. Несмотря на то что судачили об их отношениях много и по-разному, именно с Валентиной Щербаков прожил до конца своих дней. Она стала ему хорошей женой, а Андрею заменила мать.
Дочь Петра Ивановича, с которой он так и не решился заговорить, стала театроведом, а его сын на втором курсе МХАТа уехал покорять Америку и... стал звездой Бродвея.
Я всегда был склонен к поиску. И то, что у меня был знаменитый отец, немножко тяготило... я никак не мог проявить себя. К примеру, даже в Школу-студию МХАТ он меня устроил без экзаменов, поговорив с Табаковым, на постановочный факультет. И я постоянно чувствовал, что зависим от папы, что не могу сделать и шага без его помощи. Мне хотелось проявить себя, -
Когда Андрей уехал, ему было всего 19 лет... Через год Щербаков-младший написал отцу письмо, в котором рассказал, что на Западе не так уж и плохо, и он остается. Петр Иванович тогда психанул и положил свой партбилет на стол Олегу Ефремову, с которым был дружен.
В последние годы жизни Щербаков часто жаловался на боль в груди. Однажды Петру Ивановичу стало плохо во время репетиции в театре, но он продолжал сниматься и выходить на сцену. В конце концов сердце просто остановилось: артиста увезли в больницу, но он скончался…
На похороны Щербакова пришло много народу - коллеги и поклонники, а также дочь Ольга. Это был единственный раз, когда она смогла поцеловать отца… На прощание. А вот сын прилететь не смог - лишь позднее он вернулся в Россию и посетил могилу родителя. Сейчас, по словам Андрея, он чувствует себя предателем.
Когда его не стало, я встал перед выбором: ехать ли на похороны? Я не поехал, потому что это был бы билет в один конец. Но я до сих пор считаю, что я его предал. Я думаю, мне еще придется серьезно с ним поговорить на том свете, -
Крутила роман с "Остапом Бендером". 100 лет со дня рождения Татьяны Лиозновой
Выросла в саду-интернате и была влюблена в Гаркалина. Актрисе Жанне Эппле - 60!
Шпана с Патриарших, ставший главным свёкром страны. Памяти Бориса Клюева
Донашивала вещи за братом и считала себя гадким утёнком. Екатерине Вилковой - 40