Доктор нейробиологии охарактеризовал каждый из этапов развития мозга и объяснил, действительно ли человек глупеет к старости
Мозг достигает пика своей активности к 40 годам - к этому возрасту человек достигает максимального уровня умственного развития. Этот период длится до 60 лет, а потом голова начинает работать хуже, заявили ученые.
К слову, развитие мозга происходит поэтапно. Эти фазы и изменения на протяжении жизни соответствуют определенным сдвигам в мыслительных способностях, эмоциональной зрелости, а также физическом и умственном поведении, то есть в том, как человек думает и действует.
Нейробиолог Стефан Миндеа смог разобраться в механизмах старения мозга и объяснить, что происходит в нем на том или ином этапе развития. Исследователь объяснил, что содержимое черепной коробки у человека меняется на протяжении всей жизни...
В этот период наблюдается быстрый рост нейронных связей и способности к обучению. Мозг очень пластичен, может быстро адаптироваться к новому опыту, усваивать информацию и закладывать основу социальных взаимодействий и решения проблем. Вот почему ребенок может научиться говорить и даже читать, не понимая толком, что такое грамматика в контексте языка.
Мозг проходит процесс "обрезки", активно избавляясь от неиспользуемых нейронных связей, в то время как часто используемые связи укрепляются. Вот почему людям может быть особенно сложно решать новые задачи, такие как изучение иностранных языков или игра на музыкальном инструменте, после этого периода жизни, поскольку нейронные связи, если их не использовать, атрофируются и в конечном итоге "обрезаются".
В этот момент завершается развитие лобной и префронтальной коры, что приводит к улучшению контроля над импульсами, эмоциональной регуляции и планирования.
Многие люди в этот период испытывают сдвиги в когнитивных приоритетах, часто сосредотачиваясь на том, что они могут привнести в жизнь следующих поколений, и на самоанализе.
В этом возрасте человек может столкнуться с тем, что называется "когнитивным пиком", особенно в таких областях, как вербальная память и накопленные знания. По сути, это момент, когда умственные способности человека, производительность его мозга максимальны.
Мозг постепенно атрофируется или уменьшается в размерах, особенно в таких областях, как гиппокамп, который связан с памятью, а также в лобной и префронтальной коре. Вот почему с возрастом люди становятся забывчивыми. По той же причине пожилые люди становятся легкой добычей мошенников.
Есть интересный момент во всем этом поэтапном развитии мозга. В то время как текучий интеллект (скорость решения проблем и обработки информации) с возрастом может снижаться, кристаллизованный интеллект (знания и навыки, приобретенные в течение жизни) часто остается нетронутым или даже улучшается.
По сути, люди могут сохранить базу своих знаний нетронутой, но скорость, с которой человек ее использует, постепенно замедляется. Это как компьютер с более медленным подключением к интернету - чем старее ЭВМ, тем дольше она загружается. Вся информация, по сути, все еще находится внутри мозга человека (прямо как во Всемирной паутине), но доступ к ней может занимать больше времени.
Так или иначе, эти вехи развития отражают изменения мозга с течением времени и влияние на то, как мы думаем, чувствуем, взаимодействуем с другими и видим себя на каждом этапе жизни.