О том, как снимали легендарный фильм с Вивьен Ли и Кларком Гейблом, до сих пор ходят легенды. "Жизнь" решила рассказать самые интересные из них
85 лет назад на мировые экраны вышла картина, которую нарекли одним из величайших фильмов всех времен, но на пути к успеху у ленты, которая завоевала сердца миллионов женщин, было немало испытаний…
15 декабря 1939 года в американском городе Атланта состоялась премьера века. Почти все жители города собрались в Большом оперном театре для того, чтобы посмотреть экранизацию бестселлера 1936 года "Унесенные ветром". В городе гремели салюты и устраивались парады. Место для столь необычного праздника было выбрано неслучайно - ведь именно здесь писательница Маргарет Митчелл написала роман о судьбе южанки Скарлетт О'Хары.
Лента, как и роман-первоисточник, быстро завоевала сердца американцев. Мало того что получила восемь "Оскаров", так еще и поставила рекорд по кассовым сборам, который не побит до сих пор. Шутка ли: фильм заработал около 3,7 миллиарда современных долларов.
И до сих пор название картины регулярно всплывает в СМИ: о ней продолжают спорить и даже пытаются подвергнуть цензуре.
"Жизнь" рассказала подробнее об американском киноэпосе.
Разговор об "Унесенных ветром" будет правильным начать с истории ее автора - Маргарет Митчелл. Писательница с детства была увлечена историями о Гражданской войне в США, которые ей рассказывали родители и дедушки. Оба старших родственника Маргарет как раз воевали на стороне конфедератов - сторонников рабовладельческих штатов. Один был серьезно ранен, второй даже после поражения продолжал скрываться от победителей...
Да и сама по себе Атланта была столицей одного из самых "южных" штатов Америки (половину XX века флаг Джорджии представлял собой измененное полотнище Конфедеративных Штатов).
На основе полученных знаний и нехилого журналистского опыта - в свое время Митчелл работала главным репортером местного журнала - она начала работу над романом "Унесенные ветром", который увидел свет в 1936 году.
Отчасти автобиография, отчасти пересказ дедушкиных историй с некой ностальгией по ушедшей эпохе, "Унесенные ветром" неожиданно для себя стали эпопеей о "старом Юге". Хотя со временем многие опытные писатели стали отмечать банальность сюжета и неоднократные заимствования у многих других авторов.
Но банальность сюжета никак не помешала Маргарет получить Пулитцеровскую премию, а "Унесенные ветром" до сих пор остаются второй самой читаемой книгой США. После Библии, разумеется.
Поэтому неудивительно, что вокруг писательницы, словно коршуны, начали кружить продюсеры и режиссеры, только и мечтавшие экранизировать такую "золотую жилу". Но быстрее всех подсуетился продюсер Дэвид Селзник. Он еще до издания романа выкупил права на его экранизацию за рекордные $50 тысяч.
Прожженный кинодел явно рассчитывал на успех, у Селзника глаз был наметан. Сын уроженца Киева Лазаря Железника был известен в Голливуде продюсированием экранизаций произведений классиков XIX века. Он работал над фильмом 1935 года "Дэвид Копперфильд", не без его участия была экранизирована и "Анна Каренина" с Гретой Гарбо в главной роли.
После покупки прав на экранизацию Селзник обнаружил, что так просто экранизировать произведение вряд ли удастся. Митчелл не собиралась идти навстречу продюсеру, отказываясь сокращать "Унесенные ветром" до киноразмеров. Поэтому пришлось нанимать 13 сценаристов, которые и должны были "причесать" роман.
Среди них оказался и 40-летний Фрэнсис Скотт Фицджеральд, которому пришлось познакомиться с оригиналом и понять, что это слишком уж… массовая литература. Впрочем, зритель долгое время не знал о заслугах одного из самых именитых писателей - Фицджеральда не упомянули даже в титрах.
Другой проблемой стал поиск актеров на главные роли. Десятки кандидаток проходили кастинг, организованный Селзником, и ни одна американка не подходила на роль Скарлетт О'Хары. Поэтому было решено взять… британку. Вивьен Ли в Америке была известна мало и обладала британским акцентом, поэтому против кандидатуры выступила автор романа, которая мечтала видеть в главной роли голливудскую красавицу Кэтрин Хепберн.
Вот только Хепберн была янки до мозга костей, и жители американского Юга начали протестовать: как это нашу красавицу-южанку будет играть холеная северянка? Лучше уж британка. Да и Селзник разглядел сходство между О'Харой и Вивьен Ли.
И Селзник не прогадал - Вивьен Ли блестяще справилась с ролью. Даже смогла избавиться от британского акцента и уж точно ничем не отличалась от южанки!
Роль Ретта Баттлера сыграл Кларк Гейбл, который на тот момент еще не стал "королем Голливуда", но уже был обожаем публикой. Однако гладким начало этого сотрудничества назвать было трудно: актер подписал долгосрочный контракт со студией Metro-Goldwyn-Mayer. И не имел права сниматься еще где-то, но опытный Дэвид Селзник решил проблему деньгами - он попросту "перекупил" Гейбла.
Возникло немало сложностей и с режиссером. Изначально фильм должен был поставить Джордж Кьюкор, который достаточно плотно сотрудничал с Селзником при создании прошлых кинолент, но этих съемок их партнерство не выдержало... Официально Джордж ушел из-за творческих разногласий с Селзником: тот был сильным продюсером, но его человеческие качества оставляли желать лучшего. Правда, поговаривали, что некоторым актерам просто было не слишком комфортно работать с режиссером-гомосексуалом. Анонимные письма с угрозами, сплетни за спиной и косые взгляды - режиссер подумал, что всего этого с него хватит, и покинул съемочную площадку.
Тогда пришлось звать Виктора Флеминга, который подменял Кьюкора прежде, на съемках "Волшебника страны Оз" (тогда Джордж как раз и ушел снимать "Унесенных"). Самое интересное - эти два фильма вышли в один и тот же год, и оба были номинированы на "Оскар". Однако если "Унесенные ветром" смогли получить награды, то экранизация романа Баума ограничилась лишь номинациями и статусом "самого просматриваемого фильма" по версии Конгресса США.
Новый режиссер довольно скоро слег с нервным срывом. Мало того что его запирали на неделю в отеле, требуя досконально изучить сценарий, так еще и Вивьен Ли невзлюбила его: требовала длинных диалогов, иногда вообще ходила по съемочной площадке и громко читала роман-первоисточник.
"Я не выношу Голливуд… Я никогда к этому не привыкну - как я ненавижу сниматься в кино", - говорила Вивьен Ли в ходе съемок "Унесенных ветром".
Капризничала актриса и по другим поводам. Например, отказывалась целоваться с Гейблом... Казалось бы, это же сам Кларк Гейбл! Но понять актрису можно. Дело было не в антипатии к актеру: из-за зубных протезов у него шел отвратительный запах изо рта. Поэтому исполнителю роли Ретта Батлера пришлось перед каждой подобной сценой поедать чеснок, который "убивал" дурной запах. Уж лучше "аромат" чеснока, чем вонь от протезов!
В итоге подменять Флеминга пришлось уже Сэму Вуду, который доделывал финальные штрихи к уже готовому фильму. Ведь, несмотря на частую смену режиссеров, "Унесенные ветром" не угодили в производственный ад: съемки начались в январе 1939-го, а премьера состоялась в декабре того же года.
Премьера фильма "Унесенные ветром" состоялась в Атланте, и она стала для города величайшим событием. Ради этого 15 декабря 1939 года даже было объявлено выходным днем, перед показом ленты на улицах провели парад. Был настоящий праздник, триумф Юга!
Вместо кинотеатра фильм показывали в Большом оперном театре, да еще и с антрактом между двумя частями, а после титров выходящие на улицу люди наблюдали роскошный по тем временам салют.
И все это было сделано еще тогда, когда никто даже не знал о том, какой фантастический фурор будет произведен фильмом во всей Америке. А он действительно произошел. Притом что Селзник требовал показывать ленту максимально "театрально".
В итоге билеты на кинопоказы были вдвое дороже обычных, зато зрителям не показывали рекламу и играла живая музыка. Ну и антракт, конечно...
Самое интересное, что все это никак не помешало фильму заработать 400 миллионов долларов - в 400 раз отбив изначальный бюджет.
Помимо общественного признания, на картину посыпались и награды от кинокритиков. В феврале 1940 года на церемонии вручения премии "Оскар" фильм получил восемь наград, среди которых были и "Лучший фильм", и "Лучший режиссер" (Флеминг), и "Лучшая актриса" (Вивьен Ли), и лучший адаптированный сценарий, который впервые в истории присудили посмертно Сидни Ховарду (он погиб, когда на него упал трактор, за несколько месяцев до церемонии), и лучшая работа художника-постановщика, и лучший монтаж...
Кроме того, "Унесенные ветром" получили награду как лучший цветной фильм. Ведь недаром его снимали с помощью трехпленочных техниколоровских камер, число которых можно было на пальцах пересчитать. Но зато они давали такую насыщенность красок, которой удалось добиться лишь после окончания Второй мировой войны.
Также, казалось бы, фильм с явно расовой проблематикой - как-никак американский Юг был известен расизмом и рабовладением - но он стал первым, где "Оскар" вручили чернокожей актрисе. А именно Хэтти МакДэниел, которая сыграла очаровательную няню Мамушку. Помните, она еще щеголяла в красной нижней юбке, которую ей подарил Ретт?..
Однако актрисе пришлось претерпеть некоторые лишения на пути к получению статуэтки. Например, ее речь пришлось записывать отдельно, текст был составлен сотрудниками студии, а находиться в зале вместе со всеми артистами ей вообще было запрещено.
Единственным человеком, который встал на ее защиту, был Кларк Гейбл: он даже планировал бойкотировать церемонию, но тогда Макдэниел его остановила от необдуманного поступка, ведь революция уже свершилась. Победа афроамериканки перевернула индустрию...
Многие критики левого толка тогда обрушились на чернокожую женщину, мол, она получила "Оскар" за роль рабыни-служанки, а это значит, она потакает социальному и расовому неравенству в Америке.
Спустя 80 лет, когда по всей Америке гремели протесты движения Black Lives Matter, критика вновь дала о себе знать. Фильм даже приходилось убирать со стриминговых платформ, но не навсегда - лишь для того, чтобы внутрь вставить несколько дисклеймеров, объясняющих, что показанная эпоха была плохая и расизм нужно осуждать.
Но с дисклеймерами или без - картина "Унесенные ветром" по-прежнему остается одной из самых любимых у зрителей. Спустя десятилетия ее с удовольствием пересматривают бабушки, мамы и дочки... Кстати, круглая дата - отличный повод вновь погрузиться в историю американского Юга и вместе со Скарлетт в очередной раз влюбиться в Ретта Батлера.
Фэнтези "Морозко". Как изменится любимая сказка?
Вместо Бали - работа на Севере. О чем фильм "Уралочка"?
Сказал три фразы. Актеры "Елок 11" - об эпичных съемках с Озчивитом
Владимир Канухин за два месяца научился играть на синтезаторе ради "Комбинации"
"Учила мимику и манеры Апиной по интервью". Уколова - о роли в "Комбинации"