Когда-то Мороз мог запросто заморозить человека или испытать на прочность его характер, а теперь он водит хороводы у елки и дарит подарки
Сегодня Дед Мороз — это несомненно положительный персонаж, который приносит в дом Новый год и подарки. Ни одно празднование главного праздника года не обходится без него.
Родители нанимают аниматора, чтобы он в образе доброго Дедушки поздравил детей. В детских садах и школах — тоже он — веселит детвору, поет и танцует. Часто вместе с ним приходит и внучка Снегурочка. В общем, без Деда мороза и Новый год — не Новый год.
Однако все не так просто в биографии главного новогоднего волшебника. Когда-то люди в страхе сами дарили ему подарки, чтобы только не трогал, а в свой мешок он мог упаковать непослушных детишек, предварительно их поколотив своим посохом…
«Жизнь» рассказывает историю о том, как злобный дух зимней стужи превратился в новогоднего волшебника.
Дед Мороз существовал не всегда, как и его прототип, но зато всегда существовали холода и беспощадная стужа, которая могла лишить пропитания крестьян или заморозить случайного бедолагу, застрявшего в этот день на улице. На фоне этого в далекие времена и возник образ того самого Мороза.
Поначалу за Мороза принимали самого старшего и самого могучего предка, которого следовало бы всячески задобрить, чтобы он не обрек на голод в будущем году. Для этого крестьяне пели веселые песни, водили хороводы и предлагали всякие дары, в том числе и съестные. В народе даже считалось, что нужно обязательно накормить Мороза, чтобы он не испортил посевы и не заставил голодать. Весь этот ритуал в будущем стал известен как колядки. Детей же призывали вести себя хорошо, иначе Мороз придет, поколотит их и унесет с собой в мешке.
Одно из преступлений Мороза смог зафиксировать в стихах российский поэт и прозаик Николай Некрасов. «Мороз, красный нос» повествует о том, как вдова-крестьянка Дарья отправилась за хворостом в лес, по пути ей попался тот самый Мороз, прозванный воеводой. Он был немилостив и заморозил женщину до смерти, отправив ее в заколдованный сон…
«Люблю я в глубоких могилах
Покойников в иней рядить,
И кровь вымораживать в жилах,
И мозг в голове леденить.
На горе недоброму вору,
На страх седоку и коню,
Люблю я в вечернюю пору
Затеять в лесу трескотню», — хвастался морозный колдун в этом стихотворении.
При этом не всегда Мороз был жесток, иногда он мог проявить милость, даже «войти в положение». Об этом повествует сказка «Морозко». Согласно сюжету, своенравный дух оставил в живых, оставленную в лесу падчерицу, да еще и подарки ей вручил, но грубости от мачехиной дочери не потерпел... и убил ее – от нее остались лишь косточки.
В советском фильме этот момент смягчили: Морозко лишь подшутил над грубиянкой, отправив ее в родную деревню на санях, запряженных тройкой свиней.
Сказка «Морозко» хоть и ходила в народе на протяжении многих веков, до печати смогла дойти лишь в 1860 году, а за 20 лет до этого Владимир Одоевский опубликовал сборник «Сказки дедушки Иринея», где фигурирует история о Морозе Ивановиче. На этот раз он уже не злой дух, убивающий посевы и девиц. Напротив, это добрый старик из ледяного царства, который живет в домике и всегда готов принять гостей. Особо трудолюбивых и прилежных ожидали подарки. При этом посетить ледяной дворец можно было лишь весной – а не на Новый год или в Рождество...
Подарками на Рождество занимался другой фольклорный персонаж – святой Николай, прототипом которого стал Николай Чудотворец. Да, тот самый, который потом стал известен как Санта-Клаус.
Впрочем, в XIX веке в высшем свете всячески пытались сместить святого Николая, предлагая разнообразные варианты для его замены. Сначала это были всякие немецкие персонажи – например, старец Рупрехт, который считался в Германии сподвижником Чудотворца.
Позднее в России задумывались уже над тем, чтобы создать своего персонажа. Коим и стал уже так называемый Рождественский Дед, или Дедушка Мороз. Негативные черты из «Морозко» и сказаний у него убрали, оставили лишь положительные и немного смешали с образом Святого Николая и Мороза Ивановича. И вот так злой воевода-колдун стал добрым дарителем подарков.
В конце XIX– начале XX века образ Деда Мороза обрастал «бородой из ваты» и другими атрибутами. Стали появляться открытки с изображением персонажа, рассказывались новые рождественские истории. Здесь Мороз уже не заморозит насмерть, а вручит подарки и всячески поможет.
Однако социалистическая революция едва не погубила образ Дедушки Мороза, что дарит детишкам подарки.
«Ребят обманывают, что подарки им принес Дед Мороз. Религиозность ребят начинается именно с елки. Господствующие эксплуататорские классы пользуются «милой» елочкой и «добрым» Дедом Морозом еще и для того, чтобы сделать из трудящихся послушных и терпеливых слуг капитала», — такой приговор большевики вынесли Деду Морозу.
В 1920-ых годах началось гонение на все пережитки старого мира, исключением не стали и праздники. Елку запретили, конец декабря и начало января стали рабочими, а о Рождестве из-за антирелигиозных соображений и вовсе забыли.
Дед Мороз оказался не у дел, его называли «другом попов» или языческим идолом. Ходили байки, что на самом деле дух мороза был злым божеством, в честь которого проводили кровавые жертвоприношения, развешивая тела на елках.
В новогодние дни власти строго следили за тем, что делают граждане. Особо бдительные даже ходили по домам и дворам, заглядывали в окна и даже могли принять меры, если там обнаруживали наряженную елку и празднества.
Но в 1930-ых годах Дед Мороз вернулся… Тот самый, который нам хорошо известен. В декабре 1935-го газета «Правда» опубликовала статью секретаря ЦК КПСС Павла Постышева.
К мнению Постышева прислушались, и уже довольно быстро вернули елку, но с советской красной звездой на вершине, а потом вернулся уже и сам Дедушка Мороз, чей образ стал уже похожим на знакомый нам. Вместо белых перчаток – тогда это был символ святости, он получил красные рукавицы. Да и детишек посещал в ночь с 31 декабря по 1 января. И рядом с ним появилась внучка – Снегурочка, основанная на персонаже одноименной пьесы Островского.
А после распада Советского Союза у Дедушки Мороза появились и свои усадьбы. Одна из них находится в Великом Устюге, а другая расположена на Кольском полуострове – в Лапландском заповеднике. И теперь этот новогодний персонаж у нас ассоциируется лишь с праздником и подарками, а не со стужей и мертвыми девицами на елках…
Трагедия в «Крокусе», выживший в Охотском море и невеста Лепса. События 2024-го
Российские звезды, умершие в 2024 году: Светличная, Мадянов, Заворотнюк