Коллаж: Полина Кравченко
Обложка © Коллаж: Полина КравченкоОбложка © Коллаж: Полина Кравченко

Страшная тайна Деда Мороза. Как из злобного зимнего духа он стал волшебником

Когда-то Мороз мог запросто заморозить человека или испытать на прочность его характер, а теперь он водит хороводы у елки и дарит подарки

Сегодня Дед Мороз — это несомненно положительный персонаж, который приносит в дом Новый год и подарки. Ни одно празднование главного праздника года не обходится без него.

Родители нанимают аниматора, чтобы он в образе доброго Дедушки поздравил детей. В детских садах и школах — тоже он — веселит детвору, поет и танцует. Часто вместе с ним приходит и внучка Снегурочка. В общем, без Деда мороза и Новый год — не Новый год.

Однако все не так просто в биографии главного новогоднего волшебника. Когда-то люди в страхе сами дарили ему подарки, чтобы только не трогал, а в свой мешок он мог упаковать непослушных детишек, предварительно их поколотив своим посохом…

«Жизнь» рассказывает историю о том, как злобный дух зимней стужи превратился в новогоднего волшебника.

Кадр из сказки «Морозко», 1965, реж. Александр Роу
Кадр из сказки «Морозко», 1965, реж. Александр Роу

Вдову заморозит, а падчерицу наградит

Дед Мороз существовал не всегда, как и его прототип, но зато всегда существовали холода и беспощадная стужа, которая могла лишить пропитания крестьян или заморозить случайного бедолагу, застрявшего в этот день на улице. На фоне этого в далекие времена и возник образ того самого Мороза.

Поначалу за Мороза принимали самого старшего и самого могучего предка, которого следовало бы всячески задобрить, чтобы он не обрек на голод в будущем году. Для этого крестьяне пели веселые песни, водили хороводы и предлагали всякие дары, в том числе и съестные. В народе даже считалось, что нужно обязательно накормить Мороза, чтобы он не испортил посевы и не заставил голодать. Весь этот ритуал в будущем стал известен как колядки. Детей же призывали вести себя хорошо, иначе Мороз придет, поколотит их и унесет с собой в мешке.

Одно из преступлений Мороза смог зафиксировать в стихах российский поэт и прозаик Николай Некрасов. «Мороз, красный нос» повествует о том, как вдова-крестьянка Дарья отправилась за хворостом в лес, по пути ей попался тот самый Мороз, прозванный воеводой. Он был немилостив и заморозил женщину до смерти, отправив ее в заколдованный сон…

«Люблю я в глубоких могилах

Покойников в иней рядить,

И кровь вымораживать в жилах,

И мозг в голове леденить.

На горе недоброму вору,

На страх седоку и коню,

Люблю я в вечернюю пору

Затеять в лесу трескотню», — хвастался морозный колдун в этом стихотворении.

Морозко сжалился над Настенькой. Кадр из сказки «Морозко», 1965, реж. Александр Роу
Морозко сжалился над Настенькой. Кадр из сказки «Морозко», 1965, реж. Александр Роу

При этом не всегда Мороз был жесток, иногда он мог проявить милость, даже «войти в положение». Об этом повествует сказка «Морозко». Согласно сюжету, своенравный дух оставил в живых, оставленную в лесу падчерицу, да еще и подарки ей вручил, но грубости от мачехиной дочери не потерпел... и убил ее – от нее остались лишь косточки.

В советском фильме этот момент смягчили: Морозко лишь подшутил над грубиянкой, отправив ее в родную деревню на санях, запряженных тройкой свиней.

Добрый Мороз Иванович и Санта-Клаус

Сказка «Морозко» хоть и ходила в народе на протяжении многих веков, до печати смогла дойти лишь в 1860 году, а за 20 лет до этого Владимир Одоевский опубликовал сборник «Сказки дедушки Иринея», где фигурирует история о Морозе Ивановиче. На этот раз он уже не злой дух, убивающий посевы и девиц. Напротив, это добрый старик из ледяного царства, который живет в домике и всегда готов принять гостей. Особо трудолюбивых и прилежных ожидали подарки. При этом посетить ледяной дворец можно было лишь весной – а не на Новый год или в Рождество...

Подарками на Рождество занимался другой фольклорный персонаж – святой Николай, прототипом которого стал Николай Чудотворец. Да, тот самый, который потом стал известен как Санта-Клаус.

Впрочем, в XIX веке в высшем свете всячески пытались сместить святого Николая, предлагая разнообразные варианты для его замены. Сначала это были всякие немецкие персонажи – например, старец Рупрехт, который считался в Германии сподвижником Чудотворца.

Позднее в России задумывались уже над тем, чтобы создать своего персонажа. Коим и стал уже так называемый Рождественский Дед, или Дедушка Мороз. Негативные черты из «Морозко» и сказаний у него убрали, оставили лишь положительные и немного смешали с образом Святого Николая и Мороза Ивановича. И вот так злой воевода-колдун стал добрым дарителем подарков.

Санта-Клаус. Кадр из фильма «Санта-Клаус», 1994, реж. Джон Пасквин
Санта-Клаус. Кадр из фильма «Санта-Клаус», 1994, реж. Джон Пасквин

В 20-х годах прошлого века Деда Мороза обозвали злым языческим богом

В конце XIX– начале XX века образ Деда Мороза обрастал «бородой из ваты» и другими атрибутами. Стали появляться открытки с изображением персонажа, рассказывались новые рождественские истории. Здесь Мороз уже не заморозит насмерть, а вручит подарки и всячески поможет.

Однако социалистическая революция едва не погубила образ Дедушки Мороза, что дарит детишкам подарки.

«Ребят обманывают, что подарки им принес Дед Мороз. Религиозность ребят начинается именно с елки. Господствующие эксплуататорские классы пользуются «милой» елочкой и «добрым» Дедом Морозом еще и для того, чтобы сделать из трудящихся послушных и терпеливых слуг капитала», такой приговор большевики вынесли Деду Морозу.

В 1920-ых годах началось гонение на все пережитки старого мира, исключением не стали и праздники. Елку запретили, конец декабря и начало января стали рабочими, а о Рождестве из-за антирелигиозных соображений и вовсе забыли.

Дед Мороз оказался не у дел, его называли «другом попов» или языческим идолом. Ходили байки, что на самом деле дух мороза был злым божеством, в честь которого проводили кровавые жертвоприношения, развешивая тела на елках.

В новогодние дни власти строго следили за тем, что делают граждане. Особо бдительные даже ходили по домам и дворам, заглядывали в окна и даже могли принять меры, если там обнаруживали наряженную елку и празднества.

Долгое время елки и Новый год были под запретом. Кадр из фильма «Новогодние приключения Маши и Вити», 1976, реж. Геннадий Казанский, Игорь Усов
Долгое время елки и Новый год были под запретом. Кадр из фильма «Новогодние приключения Маши и Вити», 1976, реж. Геннадий Казанский, Игорь Усов

Возвращение Деда Мороза

Но в 1930-ых годах Дед Мороз вернулся… Тот самый, который нам хорошо известен. В декабре 1935-го газета «Правда» опубликовала статью секретаря ЦК КПСС Павла Постышева.

Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями елку и веселящихся вокруг нее детей богатеев. Почему у нас лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как «левые» загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею. Следует этому положить конец. <…> В школах, детских домах, в дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино и театрах — везде должна быть детская елка! <…> Давайте организуем веселую встречу Нового года для детей, устроим хорошую советскую елку во всех городах и колхозах, —
говорилось в статье.
Известный нам Дед Мороз заменил белые перчатки на красные варежки. Кадр из фильма «Новогодние приключения Маши и Вити», 1976, реж. Геннадий Казанский, Игорь Усов
Известный нам Дед Мороз заменил белые перчатки на красные варежки. Кадр из фильма «Новогодние приключения Маши и Вити», 1976, реж. Геннадий Казанский, Игорь Усов

К мнению Постышева прислушались, и уже довольно быстро вернули елку, но с советской красной звездой на вершине, а потом вернулся уже и сам Дедушка Мороз, чей образ стал уже похожим на знакомый нам. Вместо белых перчаток – тогда это был символ святости, он получил красные рукавицы. Да и детишек посещал в ночь с 31 декабря по 1 января. И рядом с ним появилась внучка – Снегурочка, основанная на персонаже одноименной пьесы Островского.

А после распада Советского Союза у Дедушки Мороза появились и свои усадьбы. Одна из них находится в Великом Устюге, а другая расположена на Кольском полуострове – в Лапландском заповеднике. И теперь этот новогодний персонаж у нас ассоциируется лишь с праздником и подарками, а не со стужей и мертвыми девицами на елках…

Читайте также:

БУМАЖНОЕ ИЗДАНИЕ ГАЗЕТЫ «ЖИЗНЬ»
ПОДПИСКА НА ГАЗЕТУ
Богомолов Олег