Ремарк и "Чудо-женщина". 5 фильмов о Первой мировой

"Жизнь" сделала подборку лент от "документалки" Питера Джексона до "рождественского" кино и комиксов о Чудо-женщине, в основу которых легли события войны

"Чудо-женщина", 2017, реж. Пэтти Дженкинс
"Чудо-женщина", 2017, реж. Пэтти Дженкинс

11 ноября 1918 года завершилась Первая Мировая война, во Франции между германским военным командованием и Антантой был подписано Компьенское перемирие.

Первая Мировая война оказалась новым для человечества видом конфликта, где участвовали не только большие массы войск, но и были применены множество технологий: от газовых снарядов до танков и бомбардировщиков. Такие кровавые и жестокие события мир увидел впервые. И согласно неутешительной статистике, всего в годы войны погибли и пропали без вести около 18,4 миллиона человек.

Если в России не принято вспоминать Первую Мировую, то в западных странах чтут память об этой войне. Так, 11 ноября в странах Великобритании и на ее бывших доминионах отмечают "Маковый день", а в Бельгии и во Франции - День перемирия.

Этот конфликт не мог не оставить отпечаток и в киноискусстве. Да и до сих пор тема Первой мировой не остается без внимания режиссеров и сценаристов. По этому событию снято много фильмов: от батальных и пафосных до тяжелых и психологических. И многие авторы пытались подойти к теме войны с необычной стороны: кто точно пересказать сюжет книги об этом событии, а кто поставить в центр окопов и блиндажей супергероя в юбке.

"Жизнь" поинтересовалась темой и сделала подборку уникальных и необычных фильмов о Первой мировой войне.

Кадр из фильма "На Западном фронте без перемен", 1979, реж. Делберт Манн
Кадр из фильма "На Западном фронте без перемен", 1979, реж. Делберт Манн

"На Западном фронте без перемен". Почти дословный пересказ Ремарка

Здесь пойдет речь не об адаптации 2022 года одноименного романа Эриха Марии Ремарка, а об экранизации, созданной ещй в 1979-м режиссёром Делбертом Манном. Произведение было в своё время высоко оценено критиками: "Золотой глобус" за "Лучший мини-сериал или фильм на ТВ" и "Эмми" за "Лучший монтаж фильма на ТВ".

Сюжет ленты местами дословно пересказывает действие книги Ремарка, конечно, опуская некоторые моменты в угоду хронометражу. Здесь, как и в первоисточнике, происходит трансформация личности Пауля Боймера (Ричард Томас) из вчерашнего школьника в повидавшего многое вояку.

Кадр из фильма "На Западном фронте без перемен", 1979, реж. Делберт Манн
Кадр из фильма "На Западном фронте без перемен", 1979, реж. Делберт Манн

Особое внимание в этой экранизации "На Западном фронте…" уделено вовсе не красочным боевым действиям, а быту. Солдатскому быту, что несет Пауль Боймер вместе с его школьными друзьями, которых он теряет после каждого обстрела, после каждого сражения. Но даже такие события не превращают главного героя в чёрствого человека. Он бескрайне любит природу, уважает и ценит своих друзей - не только школьных, но и которых обрёл на передовой, в том числе и поляка Катчинского (Эрнест Боргнайн). И своих родителей, с которыми ему тяжело поддерживать общение: ведь он видел все ужасы своими глазами, а отец, в свою очередь, рассуждает о том, как скоро будет взят Париж.

Глубоким фильм делают и актеры, сыгравшие в нем. Да, из известных лиц там только Иэн Холм (Бильбо Бэггинс из "Властелина Колец", андроид Эш из "Чужого"), сыгравший Химмельштоса. Но и другие постарались - им веришь и сопереживаешь.

Если вам показалась свежая экранизация книги Ремарка какой-то пресной и скомканной, то попробуйте посмотреть этот фильм 1979 года. Он точнее передает дух и посыл культового произведения Ремарка "На Западном фронте…"

Кадр из фильма "Они никогда не станут старше", 2018, реж. Питер Джексон
Кадр из фильма "Они никогда не станут старше", 2018, реж. Питер Джексон

"Они никогда не станут старше". Документальный проект от режиссёра "Властелина колец" и "Хоббита"

К слову о "Властелине колец". Знали ли вы, что режиссер экранизаций книг Толкина любит историю? Как оказалось, больше всего Питер Джексон увлекался как раз Первой Мировой войной. И все это по личным причинам: дедушка режиссера был её участником.

В 2018 году режиссер снял документальное кино, посвятив его своему дедушке. Он со всей любовью к истории скрупулезно пересматривал исторические хроники, собрал интервью у более 200 солдат британской армии, что участвовали в войне.

Кадр из фильма "Они никогда не станут старше", 2018, реж. Питер Джексон
Кадр из фильма "Они никогда не станут старше", 2018, реж. Питер Джексон

Большая часть полученных материалов никогда и нигде не публиковались, а долгое время хранились в архивах лондонского Имперского военного музея. При этом полученные черно-белые кадры Джексон и его команда реставрировали в течение года, добавляя и довольно аутентичные спецэффекты - а как известно по "Властелину колец", в этом деле он знаток - до сих пор его фильмы 20-летней давности выглядят на уровне современных блокбастеров.

Впрочем, возможно, на этих кадрах мог оказаться и сам автор книг о приключениях хоббита - ведь Толкин тоже участвовал в Первой Мировой.

Кадр из фильма "Они никогда не станут старше", 2018, реж. Питер Джексон
Кадр из фильма "Они никогда не станут старше", 2018, реж. Питер Джексон

Истории в этом фильме поданы в обезличенном формате, вряд ли можно догадаться о каком участке фронта идет речь и в каких боях участвовали ветераны. Зато складывается полная картина того, как воспринимали Первую мировую сами ее участники: как они пошли на фронт из-за любви к родине, приобрели друзей, что теряли в ходе сражений, как шутили друг над другом и как проводили время в окопах.

Хоть и показаны только британские солдаты, то все равно можешь поверить в то, что ровно те же эмоции и тот же солдатский быт переживали и французы, и немцы, и русские, и австрийцы, и итальянцы, и турки.

Кадр из фильма "Счастливого Рождества", 2005, реж. Кристиан Карион
Кадр из фильма "Счастливого Рождества", 2005, реж. Кристиан Карион

"Счастливого Рождества". Война для праздника - не помеха

Есть и рождественские фильмы о Первой Мировой войне, так, например, "Счастливого Рождества" режиссера Кристиана Кариона. Фильм снят в 2005 году и посвящен одному интересному реальному событию.

Дело в том, что в 1914 году на некоторых участках Западного фронта в сочельник и на Рождество вдруг стихли выстрелы, артиллерия перестала работать, а люди из окопов вышли навстречу друг другу на нейтральную полосу. Они обменивались друг с другом подарками, играли в футбол, пели песни и хоронили павших.

Конечно, в последующие годы такие братания происходили по всем фронтам, но Рождественское перемирие 1914 года запомнилось на долгие годы: об этом пел и Пол Маккартни, и открывали посвященные ему памятники.

Кадр из фильма "Счастливого Рождества", 2005, реж. Кристиан Карион
Кадр из фильма "Счастливого Рождества", 2005, реж. Кристиан Карион

"Счастливого Рождества" можно назвать в какой-то мере европейским кино. Здесь делается акцент на том, что все персонажи осознают, что у них много общего. Кто-то из немцев побывал и во Франции, а кто-то из шотландцев знает неплохо немецкие песни. Этот фильм не о военных подвигах и красивых спецэффектах, а о людях, которые находят друг в друге многого общего, даже невзирая на принадлежность к разным сторонам. И поверить в это помогает актерская игра Дани Буна, Даниэля Брюля, Алекса Фернса и Гэри Льюиса, сыгравшего отца Палмера, организовавшего общую рождественскую мессу, в которой как один участвовали и немцы, и шотландцы, и французы.

Кадр из фильма "1917", 2019, реж. Сэм Мендес
Кадр из фильма "1917", 2019, реж. Сэм Мендес

"1917". Снятое одним дублем красивое кино

Если выше перечисленные фильмы уделяли внимание эмоциям людей, оказавшихся на фронте, их психологии, их отношению к врагу, то "1917" передает ощущение Первой мировой через окружение, через звук и через картинку. Недаром лента Сэма Мэндеса получил "Оскара" по техническим номинациям: "Лучшая операторская работа", "Лучший звук" и "Лучшие визуальные эффекты".

Сюжет здесь простой и напоминает чем-то спилберговский "Спасти рядового Райана": немцы пытаются перехитрить Антанту, спрятавшись на укрепленных рубежах, однако батальон британцев этого не знает и стремится нагнать отступающего противника. И именно там служит брат младшего капрала Тома Блейка (Дин-Чарльз Чапман). Ему и его сослуживцу - Уиллу Скофилду (Джордж Маккей) - дают приказ доставить поручение генерала на линию фронта, чтобы отменить планируемое наступление.

Кадр из фильма "1917", 2019, реж. Сэм Мендес
Кадр из фильма "1917", 2019, реж. Сэм Мендес

Фильм снят очень хорошо и дает ощущение, будто все сцены сняты двумя дублями. Здесь большая заслуга оператора Роджера Дикинса и монтажера Ли Смита. Они смогли замаскировать все дубли так тщательно, что зрителю может показаться, что все события идут непрерывной линией - от тыла до передовой.

Эту ленту попросту приятно смотреть, и она уникальна техническим подходом съемочной группы. Если вас завораживала сцена высадки в Нормандии из "Спасти рядового Райана", то вам стоит посмотреть и этот фильм. Сцена готовящегося наступления британцев точно вызовет мурашки на коже.

"Чудо-женщина", 2017, реж. Пэтти Дженкинс
"Чудо-женщина", 2017, реж. Пэтти Дженкинс

"Чудо-женщина". Супергероика на полях Первой Мировой

Казалось бы, как можно снять фильм о Первой Мировой и о супергероине? Пэтти Дженкинс это удалось, сделав экранизацию комиксов о Чудо-женщине.

Первую треть фильма главная героиня в исполнении Галь Гадот живёт в изолированном от всего мира острове вместе с амазонками. Она тоже хочет быть воительницей, но первое время мать не хочет обучать её сражаться, желая другой судьбы для дочери. Впрочем, обучение ребёнка всё же началось, так как рано или поздно ей придется схлестнуться с Аресом (во вселенной фильма древнегреческий бог войны убил других обитателей Олимпа и настраивает людей друг против друга, строя козни).

"Чудо-женщина", 2017, реж. Пэтти Дженкинс
"Чудо-женщина", 2017, реж. Пэтти Дженкинс

И вот однажды на остров попадают люди из большого мира, где идет Великая война. И Чудо-женщина, она же Диана Принс, отправляется вместе с британским агентом Стивом Тревором (Крис Пайн) искать Ареса. Ведь она уверена, что в Первой Мировой виноват древнегреческий бог, которого надо остановить. Но по итогу раскрывает тайны и о своем происхождении, и зритель даже узнаёт мотивы антагониста. И если вы ни разу не смотрели этот кинокомикс, то вы удивитесь, кто сыграл антагониста.

Фильм, как и любой кинокомикс 2010-х, снят очень сочно и красочно. Авторы не пожалели ни декораций, ни спецэффектов. Если вы не видели эту ленту, то следует посмотреть: ведь никто не снимал ничего о Первой Мировой в формате супергероики.

Читайте также:

БУМАЖНОЕ ИЗДАНИЕ ГАЗЕТЫ «ЖИЗНЬ»
ПОДПИСКА НА ГАЗЕТУ
Богомолов Олег