Первый автомобиль, первая карета скорой помощи, первый фургон и первый электрокар. Всё это - результат труда отца отечественного автопрома. Гений родился 180 лет назад...
180 лет назад родился один из отцов российского автомобилестроения - Петр Фрезе. Он первым в России наладил выпуск широкого спектра различных авто: от серийных образцов до почтовых фургонов и карет скорой помощи. Несмотря на инновации, его предприятия так и не принесли больших доходов. И в итоге пионеру российского автопрома пришлось продать свою фабрику...
"Жизнь" рассказала о трагедии создателя первого российского авто.
Петр Фрезе родился 12 марта 1844 года (по новому стилю) в Петербурге в дворянской семье. Отец - Александр Фрезе - был горным инженером и начальником Алтайского горного округа. Мать - Екатерина Татаринова - была дочерью генерал-майора Степана Татаринова. Помимо Петра у них был еще один сын, по имени Александр, который посвятил свою жизнь армии, дослужившись до генерала от инфантерии.
Будущий конструктор поначалу шел по стопам своего отца, поступив в Санкт-Петербургский горный институт. Учеба давалась ему легко, и в 1865 году он успешно окончил учебное заведение. После чего переехал в Алтайский горный округ, где управлял плавкой серебра на заводах в Павловске и Барнауле.
Но в 30 лет Петр решил кардинально изменить свою жизнь - подал в отставку, уехал в Петербург и открыл на накопленные деньги фабрику по производству конных экипажей (то есть карет и повозок). Спустя два года в предприятие инвестировал Карл Неллис, который занимался поставками карет для царского двора.
Реорганизованная фирма получила название "Неллис и Фрезе", но делами заведовал больше Петр Александрович. И однажды было решено расширить производство - делать не только кареты, но и... автомобили.
Дело было в 1893 году - тогда в США проходила Всемирная выставка, посвященная 400-летию открытия Америки. В ней принимали участие и российские изобретатели. Так, Неллис и Фрезе смогли завоевать "бронзу", показав участникам свои наработки в производстве конных экипажей.
Параллельно с ними награду схожей категории получил другой российский изобретатель - Евгений Яковлев. Он на той выставке показал двигатель внутреннего сгорания на жидком топливе собственного производства.
Но наибольшее внимание было приковано к немецкому инженеру Карлу Бенцу, который представил первый в мире серийный четырехколесный автомобиль Benz Velo. Увидев чудо инженерной мысли, Фрезе и Яковлев решили объединить усилия и создать отечественное авто.
Разработку кузова взял на себя Фрезе, а Яковлев создавал "начинку" будущего изобретения - двигатель, коробку передач, ходовую часть. За основу они взяли конструкцию легких конных колясок, чьи колеса были достаточно крупными для амортизации. При этом российский двигатель в чем-то даже превзошел немецкий образец: он оказался легче, а его мощность достигала двух лошадиных сил (что было нормой для первых автомобилей).
К 1896 году уже весь мир начинал гудеть автомобилями. И Генри Форд прокатился на своем "почти автомобиле", и во Франции первая гонка состоялась. Так и герои нашей истории в том году показали в Нижнем Новгороде свое изобретение, созданное из отечественных комплектующих.
Максимальная скорость двухместного автомобиля достигала 21 км/ч, а на одном баке он мог проехать 20 километров. При этом производство вышло даже дешевле, чем у немцев и французов. Позднее первый автомобиль Фрезе и Яковлева доехал и до столицы империи - Санкт-Петербурга. Тогда изобретение даже показали императорской чете - Николай II оказался под впечатлением.
Император даже разрешил преобразовать фирму Фрезе в акционерное общество, разрешив также серийное производство подобных машин. Но пришла беда. 20 мая 1898 года Евгений Яковлев умер, а его наследники быстро охладели к серийному производству автомобилей, переориентировав моторный завод на другое производство.
В итоге Петру Фрезе ничего не оставалось, как искать поставщиков за рубежом. В 1900 году он заключил договор с французской фирмой "Де Дьон-Бутон" (тоже почившая в бозе автомобильная компания). Они поставляли коробки передач и моторы, а сам изобретатель разрабатывал кузов и ходовую часть.
Тогда же к Фрезе на работу пришел инженер Ипполит Романов, с которым удалось создать первый российский электромобиль. Машина работала на двух электрических двигателях, а ее скорость достигала 37 км/ч. Изобретатель продолжал расширять производство - и уже к концу 1902 года стал производить первые российские грузовики (правда, в итоге они не снискали популярности у военных, посчитавших их недостаточно мощными для армии).
К 1903 году завод Фрезе произвел около 120 машин, превратившись в полноценный автомобильный завод. Он даже создал восьмиместные автобусы, которые успели пару месяцев поколесить по проспектам Санкт-Петербурга. Под началом Фрезе чуть было не создали первую в России троллейбусную линию...
Зато от заказчиков отбоя не было: сначала почтовое ведомство решило заказать фургоны для перевозки писем (к сожалению, машины прослужили недолго - сгорели во время пожара), далее уже пожарные заказали один автомобиль. Исключением не стали и врачи - Фрезе поставлял им фургоны скорой помощи.
К 1908 году на заводах Фрезе было собрано уже более 200 машин. Но пришла новая беда...
В 1908 году правительство Российской империи подписало указ, увеличивающий пошлину на импорт автомобильных деталей. И в итоге завод Фрезе начал приносить убытки. Тогда изобретатель решил продавать готовые иностранные автомобили (ввозить их оказалось дешевле, чем собирать) либо собирать чужие машины. О каких-то самостоятельных изобретениях 64-летний инженер уже не мог мечтать, хотя за пару лет до этого планировал начать производство мотоциклов.
К 1910 году 66-летний Фрезе решил отойти от дел. Он продал свой завод знаменитому "Руссо-Балту" (позднее они перехватят эстафету по производству отечественных авто). Сам же изобретатель удалился в имение своего отца, что располагалось недалеко от тверского села Молдино. В 1918-м в возрасте 74 лет гениальный российский изобретатель скончался...