Сценарий ленты основан на записях школьницы Тани Савичевой. Авторы смогли сделать историю жизни людей в блокадном Ленинграде, за которой хочется следить
4 апреля в социальной сети "ВКонтакте" состоялась премьера сериала "Осталась одна Таня". Сюжет основан на дневниках девочки-блокадницы Тани Савичевой, но отражены в ленте и другие истории того страшного времени.
При этом сериал необычен тем, что все эпизоды сняты вертикально, а хронометраж каждой серии едва ли составляет пару минут.
"Жизнь" оценила необычный подход к съемкам нового проекта про войну.
Таня Савичева вела дневник во время блокады Ленинграда. В нем было только девять записей, в которых указаны даты смерти родственников девочки: от сестры Жени (умерла 28 декабря 1941 года) до мамы, Марии Савичевой, которой не стало 13 мая 1942-го. "Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня", - гласила последняя запись.
В отличие от реального прототипа, сериальная Таня (Яна Волчек) в дневнике не только фиксирует смерть родных, но и рассказывает о том, что происходит в городе. В итоге выходит так, что каждый эпизод сериала - это будто бы страничка из дневника.
И здесь необычный хронометраж оказывается очень кстати. Двухминутные серии, в которые, казалось бы, тяжело что-то уместить, оказались максимально созвучны дневниковым записям. Причем как по форме: понятно, что много событий человек вряд ли отразит на одной страничке, но зато точно расскажет о важном, - так и по духу: здесь каждый эпизод - законченная история, ведь главная героиня никогда не знала, сможет ли она написать еще, будет ли у нее и ее близких еще один день жизни.
При этом, как и положено дневнику, его автор прямо или косвенно участвует во всех описываемых событиях. Девочка и обыскивает квартиру шпионки, и слушает знаменитую симфонию Шостаковича, и присутствует при эвакуации музея...
К слову, из-за такого подхода поначалу возникает ощущение недосказанности, а некоторые персонажи воспринимаются слишком упрощенно. Но от эпизода к эпизоду это впечатление резко меняется. И если тот же спекулянт, наживавшийся на голодных ленинградцах, в первой серии предстает перед зрителем всего лишь ловким дельцом, то чуть позже он показан уже другим - больным и поникшим человеком, которого ни нажитые деньги, ни другие ценности не смогли спасти от жестокой блокадной зимы.
Поэтому приходится смириться с тем, что всех событий на страничке дневника было не уместить. Особенно те, в которых автор дневника - то есть сама Таня - не участвовала…
Стоит отметить картинку - она сделана очень хорошо. Авторы смогли передать атмосферу эпохи. Костюмы выглядят так, будто действительно были сшиты в те времена - от военной формы до гражданской одежды. Смутили только наряды тувинцев - они выглядят достаточно экзотично для той поры, но наверняка и этому есть объяснение.
Декорации и реквизит тоже не подкачали: все выглядит аутентично - и простенькие радиоприемники, и швейные машинки "Зингер". Все это попало в сериал прямиком из тех лет...
Столь тщательный подход к деталям неудивителен, так как над исторической основой сериала работал Баир Иринчеев. Специалист по военной истории, он хорошо знаком с событиями, происходившими в самые тяжелые годы Великой Отечественной. А участвуя в художественных проектах на военную тему, помогал их создателям в том числе с реквизитом, как это было, например, с картиной "28 панфиловцев" (2016).
Однако для полной дотошности кое-чего все-таки не хватило. К примеру, говорят персонажи скорее как современные россияне, а не советские люди, но, может быть, это тоже сознательный режиссерский ход?..
Также поначалу смутило появление персонажа по имени Конзай и его семьи. По сюжету они переехали в Ленинград, кажется, из… Тувинской народной республики (теперь это Республика Тыва), которая на момент событий сериала была независимым государством. В состав РСФСР страна вошла позже - в 1944-м.
Этот персонаж поначалу вообще вызывал недоумение: почему и как он появился в Ленинграде, как его дом могли разбомбить немцы? Позднее авторы попытались ответить на подобные вопросы, а в целом зрители, проникаясь общим настроением сериала, принимают и этого героя…
Такой сильный упор на историческую составляющую можно объяснить тем, что "Осталась одна Таня" - в первую очередь все же образовательный проект. И каждая серия старается не только отражать происходящее с главной героиней, но также быть ярким эпизодом из жизни города.
Таня в каждой серии рассказывает о событиях городского масштаба. При этом для авторов было важно создать не документальное, а игровое, пусть и необычное кино. Безусловно, это работает на цель - привлечь внимание самой широкой аудитории.
И вертикальный формат сыграл здесь немаловажную роль, ведь подобные видео сейчас очень популярны у молодежи. Возьмите хотя бы число пользователей TikTok или тех же "ВК-клипов", где транслируется "Осталась одна Таня".
В этом смысле стоит отметить работу оператора. Он сделал все возможное для того, чтобы уместить происходящее в необычный кадр. Хотя при этом становится временами жалко, что некоторые эпизоды не снимались одним непрерывным дублем. Объяснить это можно тем, что в главных ролях в проекте заняты юные актеры, а у них еще недостаточно опыта для того, чтобы качественно сыграть сцену без пересъемки.
Стоит добавить, что "Осталась одна Таня" - это дебют режиссера Данила Мотина в игровом кино - до этого он снимал документальные фильмы и делал ТВ-шоу.
Режиссеру удалось совместить и историческую, и повествовательную составляющие. Критики скажут: вышло все равно слишком коротко. Даже если собрать все серии в один фильм, получится короткометражка, где эпизоды порой очень резко контрастируют между собой.
Поэтому если когда-нибудь авторы задумаются о полнометражном фильме, о чем их неустанно просит аудитория, им предстоит связать серии между собой. И вот тогда выйдет объемная лента, негромко, но пронзительно говорящая о том, как боролись и умирали жители блокадного Ленинграда.
А пока скажем, что "Осталась одна Таня" - действительно полезный сериал, призванный решить очень важную задачу - напомнить о неимоверно тяжелых и героических страницах истории нашей страны.