Коллаж: Ксения Михед
Обложка © Коллаж: Ксения МихедОбложка © Коллаж: Ксения Михед

Из рыжего щенка - в пушистого зверька. История Мурзилки, которому уже 100 лет!

"Жизнь" выяснила, кем был жёлтый парнишка в красном берете до революции и что ему пришлось пережить

16 мая 1924 года вышел первый номер журнала "Мурзилка". Он сразу полюбился детям на просторах Советского Союза, а позднее и современной России. Ведь в нем было все, что нужно юной аудитории: и поучительные рассказы от классиков детской литературы, и занимательные головоломки, и яркие иллюстрации.

Однако у многих читателей в разные годы периодически возникал вопрос: почему у издания такое необычное название? И что за желтый пушистик красуется на его обложке? Ответы можно найти, если совершить путешествие во времени, заглянув в эпоху дореволюционной России, задолго до появления детского журнала.

О том, как родился Мурзилка, которому уже 100 лет, материал "Жизни".

Что значит "мурзилка"? Разные версии

Откуда же пошло это странное слово - "мурзилка"? И что оно вообще означает? Существует несколько теорий, которые пытаются объяснить значение непонятного, на первый взгляд, термина.

Согласно словарю Владимира Даля, существительное "мурзилка" произошло от глагола "мурзиться" - то бишь "упрямиться, дурить, быть непоседливым".

А вот словарь русского языка Татьяны Ефремовой утверждает совершенно другое. "Мурзиться" - значит "издавать негромкие рычащие, урчащие звуки, выражая неудовольствие". Речь, конечно, о животном, но есть у глагола и переносное значение, когда подобным образом ведет себя человек.

"Говорить раздраженным тоном, выражая неудовольствие, досаду и тому подобное. Брюзжать, ворчать", - говорится в словаре.

Но существует и еще одна версия того, откуда могло произойти столь необычное слово. Дело в том, что в простонародье "мурзилкой" могли называть ярмарочного медведя, который был настолько выдрессирован (или измучен?), что не мог рычать, а издавал лишь негромкие звуки, похожие на рык, "мурзил".

Вот и выходит, что "мурзилкой" можно было назвать либо непоседу, либо ворчуна.

Предок Мурзилки родом из Канады?

А ведь прообраз Мурзилки как персонажа появился не в Стране Советов и вообще не в России. Еще в конце XIX века канадский художник Палмер Кокс начал рисовать комиксы, действующими лицами которых были маленькие человечки брауни. Брауни (не путать с шоколадными пирожными!) - это такой родственник домового - маленький голубоглазый человечек с темной кожей, который по ночам вылезал из своей норки и доделывал за людей их работу, а они в благодарность оставляли ему гостинцы. Ну и, как положено домовым, иногда брауни могли безобразничать. Тогда их тоже приходилось задабривать различными способами.

Брауни - он как эльф, только не лесной, а домашний. Фото: mythus.fandom.com
Брауни - он как эльф, только не лесной, а домашний. Фото: mythus.fandom.com

Кокс переосмыслил народное творчество, еще и приодев брауни в соответствии с модой Викторианской эпохи во фраки и прочие наряды настоящих денди и леди. После чего начал публиковать незамысловатые стихотворные истории о них в детском журнале "St. Nicholas Magazine". Позднее канадец стал печатать уже целые книги комиксов-карикатур.

В конце 1880-х тот самый журнал с необычными в ту пору рисунками стал известен и в России. 19-летняя жительница Петербурга Анна Хвольсон, прочитав про забавных человечков-брауни, увлеклась ими настолько, что решила сочинять о них собственные сказки. Как раз и повод для этого был - девушка ждала ребенка, который должен был стать первым слушателем увлекательных историй.

Анна Хвольсон. Фото: wikimedia.org
Анна Хвольсон. Фото: wikimedia.org

Дореволюционный Мурзилка: лентяй, денди и наглец

"С верхушки дерева в круг вскочил сам Мурзилка... Братья хоть и любили Мурзилку, но считали его лентяем, кем он и был на самом деле; кроме того, он любил щеголять - носил длинное пальто или фрак, высокую черную шляпу, сапоги с узкими носками, тросточку и стеклышко в глазу, чем он очень гордился, между тем как другие называли его "Пустой головой" - так Хвольсон представила Мурзилку в своем первом рассказе.

И удивительное дело: рассказы начинающей писательницы быстро обрели популярность не только в кругу ее семьи, но и во всем городе! А в 1898 году женщина опубликовала уже целый сборник сказок "Приключения Мурзилки и лесных человечков".

Главный герой - Мурзилка - был, скорее, отрицательным персонажем. Из-за своего скверного характера он постоянно попадал в неприятные ситуации: то чуть друзей не утопит, рассердив кита, то испортит концерт плохой игрой на музыкальных инструментах.

"Мурзилка", 1908. Фото: antikvaria.ru
"Мурзилка", 1908. Фото: antikvaria.ru

Постепенно и другие авторы начали сочинять рассказы про Мурзилку. И даже организовали выпуск названного в его честь журнала. Новое издание также называли "газетой царства малюток лесных человечков-эльфов". Юных читателей на его страницах ждали стихи, рассказы и комиксы о брауни.

Что интересно, в сотрудниках редакции числился и еще один хорошо знакомый всем нам персонаж - Знайка. Ну и как же было обойтись без Незнайки, также придуманного Анной Хвольсон.

Так и получилось, что жительница Петербурга прославила персонажа, чье имя стало названием детского издания теперь уже с вековой историей, а потом еще и вдохновила Николая Носова на создание замечательных историй о Незнайке и его друзьях.

Новый советский человек и новый советский "Мурзилка"

Наступил 1924 год. В России уже отгремела революция. Новое общество не признавало прежде популярных персонажей. Стал неактуальным и денди Мурзилка, который явно не мог научить советских мальчиков и девочек чему-то хорошему. В то же время шел активный поиск новых положительных героев.

И вот при ежедневной "Рабочей газете" начали выпускать ежемесячное приложение для детей от четырех до семи лет. К работе в редколлегии привлекли многих писателей, в том числе Александра Федорова-Давыдова, у которого был опыт издания детских журналов.

Александр Федоров-Давыдов. Фото: wikimedia.org
Александр Федоров-Давыдов. Фото: wikimedia.org

Он и предложил дать новому приложению название "Мурзилка". Только звали так теперь не какого-нибудь сноба во фраке с моноклем, а рыжего задорного щенка.

"Весь он был какой-то лохматый, шершавый; на мордочке у него шерсть торчала вроде стариковской бороды; одно ухо висело вниз, другое было поднято вверх" - так описывался пес в рассказе Федорова-Давыдова "Мурзилкин первый день".

И идея журнала, как сказали бы сейчас пиарщики, "зашла": он стал набирать популярность. Очередных приключений веселого Мурзилки и его хозяина Петьки читатели ждали: герои оказывались то среди беспризорников, то в зоопарке, то в пожарной охране. Но уже в 1926 году Мурзилка пропал.

Собственно, журнал все еще выходил, но в нем уже не было главного героя. Как позднее сообщала "Литературная энциклопедия", в те годы Федоров-Давыдов "отошел от литературной деятельности", а в 1936 году и вовсе умер. "Дело Мурзилки" продолжить было некому...

Первый выпуск "Мурзилки", 1924. Фото: nebdeti.ru
Первый выпуск "Мурзилки", 1924. Фото: nebdeti.ru

Необычный жёлтый зверь

И вот в июле 1937 года на обложке журнала наконец-то появляется так хорошо знакомый нам и совершенно неизвестный науке пушистый зверь в берете и шарфике. На плече у него висит фотоаппарат, а в руке чемодан. Именно такой образ возник у художника Аминадава Каневского, когда он услышал слово "Мурзилка".

"Наконец-то нашелся Мурзилка. Его поймал художник Аминадав Каневский и притащил в редакцию. Посмотри на обложку - там ты увидишь Мурзилкин портрет. Мурзилка ничего не успел еще рассказать о себе, он очень устал с дороги. Но в следующих номерах ты увидишь разные приключения удивительного существа - Мурзилки", - говорилось в июльском номере журнала.

Выпуск "Мурзилки", 1937. Фото: nebdeti.ru
Выпуск "Мурзилки", 1937. Фото: nebdeti.ru

Впрочем, Мурзилка, ставший корреспондентом популярного детского журнала, просуществовал на его страницах недолго. Его сначала сменил пионер-невидимка, а потом в редакции вообще решили отказаться от какого-либо главного героя, предлагая читателям знакомиться либо с пионерами из разных стран, либо с доблестными красноармейцами, либо со знаменитыми летчиками-полярниками.

Ну а в 1941 году началась Великая Отечественная война, и "Мурзилке", как и всей стране, требовались настоящие герои - дети-рабочие, дети-партизаны. Было не до выдуманных персонажей и многие годы после войны.

Выпуск "Мурзилки", 1942. Фото: nebdeti.ru
Выпуск "Мурзилки", 1942. Фото: nebdeti.ru

Лишь в 1959 году знакомый пушистик вернулся, хотя и немного с измененной внешностью.

"Он кстати у нас / Появился сегодня, / Веселый Мурзилка - / Сюрприз новогодний", - гласило стихотворение поэта Александра Мамлина на одной из страниц журнала.

И вот с тех пор необыкновенный пушистик-корреспондент наконец-то стал неизменным символом издания.

Возвращение Мурзилки, 1959. Фото: nebdeti.ru
Возвращение Мурзилки, 1959. Фото: nebdeti.ru

Родственники "Мурзилки" - крокодил из "Рабочей газеты" и путешественник из Бельгии

Но "Рабочая газета" подарила нам не только знаменитого Мурзилку. Из ее стен вышел еще один символ советской прессы - сатирический журнал "Крокодил". И если ребенок читал "Мурзилку", то его родители, скорее всего, покупали "Крокодил". Вот только желтый пушистик, в отличие от рептилии, живет до сих пор, а выходивший до 2000 года сатирический ежемесячник позднее неоднократно пытались реанимировать, но всякий раз безуспешно.

Советским детям Мурзилку представляли как путешественника, который побывал во многих частях света. Как и в своей дореволюционной версии, персонаж то и дело отправлялся в кругосветку: побывал он и в Индии у раджи, и в немецкой школе, и на итальянском концерте.

К слову, в мире выпускался еще один журнал, посвященный схожему любителю приключений. Речь о комиксах бельгийского художника Эрже "Приключения Тинтина".

Приключения Тинтина в Стране Советов. Фото: jeu-de-bulles.be
Приключения Тинтина в Стране Советов. Фото: jeu-de-bulles.be

Главный герой - газетный репортер Тинтин и его верный фокстерьер Милу от выпуска к выпуску путешествовали по разным континентам. Издание не раз критиковали, особенно номер, посвященный Советскому Союзу и Конго. Уж слишком предвзято были показаны у Эрже Страна Советов и бельгийская колония. Позднее сам художник отрекся от этих двух выпусков, называя их ошибкой молодости, мол, тогда он был под влиянием своего начальника - аббата Норбера Валле, который не просто ненавидел коммунистов, а обожал итальянский фашизм.

Тот самый "желтый парень". Фото: calisphere.org
Тот самый "желтый парень". Фото: calisphere.org

А вот желтый малыш из газеты Джозефа Пулитцера "New York Journal", несмотря на цвет его одежды, был, скорее, родственником крокодила из советского журнала. Ведь он тоже олицетворял собой насмешку над повседневностью. Кстати, существует легенда, что именно из-за этого персонажа и появился хорошо знакомый нам термин "желтая пресса".

Мурзилка жив!

В общем, маскотов в истории прессы было много, но Мурзилка оказался долговечнее других. Да что там, самым долговечным! В 2024 году журналу исполнилось 100 лет, а его главному символу сейчас 87.

Это действительно почтенный возраст для мира, в котором логотипы чуть ли не ежегодно сменяют друг друга. Судя по всему, мир станет меняться и дальше, но со страниц "Мурзилки" нам по-прежнему будет подмигивать желтый пушистик в красном берете. Ну или не в красном. Как пойдет...

Читайте также:

Богомолов Олег