Коллаж: Ксения Михед
Обложка © Коллаж: Ксения МихедОбложка © Коллаж: Ксения Михед

Первый муж бил, а второй носил на руках. Любови Полищук исполнилось бы 75...

Одна из самых красивых российских актрис родилась в простой советской семье, не умела кокетничать и не знала, как принимать комплименты, но стала "русской Софи Лорен"

Ее называли "русской Софи Лорен", а каждое ее появление на экране становилось событием. Неважно, кого она играла: сексапильную маму Клавы Веру Сергеевну из фильма "В моей смерти прошу винить Клаву К.", Любовь Прутковскую в сериале "Моя прекрасная няня" или разбитную исполнительницу ламбады в "Моей морячке". В любом образе она была органична и естественна, вот только красота сыграла с актрисой злую шутку. Главных ролей из-за "несоветской" внешности ей не давали.

В этом году одной из самых красивых артисток нашего кино Любови Полищук исполнилось бы 75 лет…

К юбилею звезды - материал газеты "Жизнь".

Большие роли ей доставались редко, несмотря на невероятную природную красоту, но даже эпизод с участием Полищук всегда был ярким и запоминающимся. Режиссеры называли ее актрисой с несоветской внешностью, а кто-то из журналистов даже присвоил Любови громкий титул "русская Софи Лорен". Могла ли мечтать о таком простая девочка, родившаяся в рабочей семье из холодного Омска? Вряд ли…

Держалась она всегда очень просто. Как-то на гастролях в Омске зазвала всех домой: "Мамка пельменей налепила на всех!" Было что-то даже парадоксальное в сочетании необычайной ее красоты с этой простотой, -
рассказывал коллега Любови по мюзик-холлу Лев Шимелов.

Артистка из рабочей семьи

Мама будущей актрисы работала швеей, а папа трудился на стройке, они были простыми советскими гражданами, жили в бараке по соседству с бывшими зэками и работягами, честно трудились и думали больше о хлебе насущном, нежели о чем-то возвышенном. Люба же с детства чувствовала тягу к прекрасному.

Отец вкалывал сутками, мама тоже. Нас, детей, трое было, тяжело жилось. В основном общение происходило "тихо сам с собою". Куклам [я истории] рассказывала. У меня была такая тряпичная кукла, мама нарисовала глазки синенькие, курносый носик... -
вспоминала актриса.
Любовь Полищук в детстве. Фото: личный архив актрисы
Любовь Полищук в детстве. Фото: личный архив актрисы

Маленькой Любе интересно было все... Она мечтала заниматься творчеством, поэтому пробовала себя в разных направлениях. Сначала хотела пойти в балет, но ей отказали из-за слишком высокого роста. Занималась девочка и в хоре, но позже поняла, что ее манит сцена, поэтому после школы Полищук отправилась в столицу за мечтой: там она поступила в ГИТИС, но после окончания вуза вернулась в родной Омск и начала работать в филармонии.

Однако судьба вернула талантливую девушку в столицу. Директор филармонии выбрал лучших артистов и забрал их с собой в Москву, когда его назначили директором Росконцерта. Так Полищук снова оказалась в огромном городе, где ей суждено было стать звездой.

Юная Полищук. Фото: личный архив актрисы
Юная Полищук. Фото: личный архив актрисы

Первая роль и танец с Мироновым

Дебют Полищук в большом кино состоялся в картине "Скворец и Лира". Там у нее была крошечная роль девушки на приеме у баронессы. Имя Полищук даже не было указано в титрах, однако в ходе съемок юную красавицу приметили режиссеры, ведь в роль она вкладывала больше, чем просто талант: она становилась своей и очень понятной для каждого зрителя.

Ну а первой заметной работой Любови стал эпизод в картине знаменитого Марка Захарова "12 стульев": яркая девушка с цветами в волосах танцует танго - и не с кем-нибудь, а с самим Андреем Мироновым. Многим тогда запомнился выразительный взгляд и природное очарование роковой красотки.

Этот номер Любы с Мироновым был выдающимся, и, действительно, многие режиссеры хотели бы с ней поработать. Но в те годы существовало понятие "несоветское лицо". И все! На большие роли начальство порекомендовало ее не брать: ее лицо слишком чувственное. Но как же она играла эпизоды! Очень жаль, что ее потенциал в кино так мало использовали. А возможно, Люба наговорила резкостей кому-нибудь из Госкино, и он ей отомстил, -
вспоминал режиссер Андрей Житинкин.
Кадр из фильма "12 стульев", 1976, реж. Марк Захаров
Кадр из фильма "12 стульев", 1976, реж. Марк Захаров

Однако кроме славы, которая настигла актрису почти мгновенно после выхода ленты на экраны, Полищук получила и серьезную травму - и именно в этом до сих пор многие поклонники видят причину безвременного ухода своей любимицы. Во время съемок очередного дубля технические работники забыли положить на пол мат, и из крепких объятий Миронова актриса упала, повредив спину. Именно то падение могло стать первым толчком к возникновению у Любови в дальнейшем проблем с позвоночником. Правда, семья Полищук и ее коллеги по фильму опровергали эту версию, но кто знает, как все было на самом деле...

Через три года актриса была уже на пике популярности, а роль в картине "В моей смерти прошу винить Клаву К." и вовсе сделала ее суперзвездой. В подростковой драме Полищук сыграла роль мамы главной героини, с которой она, бесспорно, справилась на отлично. Особенно зрителям запомнилась сцена, в которой женщина дает советы своей дочурке. Фраза, произнесенная Любовью тогда, актуальна до сих пор.

"Главное в жизни - никогда и ни о чем не жалеть", - сказала героиня.

Любовь Полищук в роли мамы героини. Кадр из фильма "В моей смерти прошу винить Клаву К.", 1979, реж. Эрнест Ясан, Николай Лебедев
Любовь Полищук в роли мамы героини. Кадр из фильма "В моей смерти прошу винить Клаву К.", 1979, реж. Эрнест Ясан, Николай Лебедев

Потом была "Интердевочка" - фильм, которому суждено было стать легендарным. В этой картине "королева эпизода" лишь подтвердила свой статус - она перевоплотилась в подружку главной героини фильма, валютную путану Зину Мелейко, и сыграла бесподобно. Ее персонаж получился настолько колоритным, что запомнился зрителям.

Чтобы достичь такого вау-эффекта, Полищук на протяжении нескольких месяцев наблюдала за реальными проститутками и подмечала интересные фишечки, дабы потом наделить свою героиню той самой изюминкой. Во взгляде Зины читается усталость, даже безнадега, но она все еще продолжает мило беседовать с товарищем милиционером.

Любовь Полищук в образе проститутки Зины. "Интердевочка", 1989, реж. Петр Тодоровский
Любовь Полищук в образе проститутки Зины. "Интердевочка", 1989, реж. Петр Тодоровский

Мама "Моей прекрасной няни" и работа через боль

И если в молодости Любови доставались роли разбитных красавиц, то в начале 2000-х она все чаще играла мам. Так актриса попала в ситком "Моя прекрасная няня". Виртуозная и такая точная в воплощении провинциальной мамаши - никто бы не справился с этим образом лучше.

На съемочной площадке актриса была неподражаема настолько, что коллеги даже не подозревали: каждый шаг и вздох даются ей уже через боль. Саркома позвоночника прогрессировала быстро, с каждым днем актрисе становилось все хуже. В перерывах между моторами Любовь плашмя лежала в гримерке, но об этом знали лишь несколько человек.

Кадр из сериала "Моя прекрасная няня", 2004-2008, реж. Алексей Кирющенко и др.
Кадр из сериала "Моя прекрасная няня", 2004-2008, реж. Алексей Кирющенко и др.
Мы долгое время не знали, что она больна. А когда это стало известно, не понимали, как себя вести, боялись заходить к ней в гримерку. Она испытывала жуткие боли, но никому не жаловалась. В глазах у Любы появился испуг, но она продолжала работать в полную силу. И это был настоящий подвиг с ее стороны, -
рассказывал Сергей Жигунов газете "Собеседник".

На съемках своего первого значимого фильма актриса получила травму, а позднее попала в аварию, где опять повредила спину. Это, очевидно, и спровоцировало развитие страшной болезни. Рак не пощадил красавицу, которая, по словам близких, очень боялась забвения.

Умерла актриса во сне - близкие не смогли разбудить ее 28 ноября 2006 года. Блокады, многочисленные обезболы, капельницы и усилия врачей не помогли: болезнь оказалась сильнее.

Два мужа и дети-актёры

На счету Полищук более 80 ролей, а могло быть и больше, если бы не слишком "несоветская" внешность. Самое интересное, что сама Любовь Григорьевна никогда не считала себя красивой или даже уверенной в себе. При этом мужчины сходили по ней с ума...

Мужчин Люба моментально очаровывала. У многих раздувались ноздри в ее присутствии. А она кокетничать не умела! Мало того, терялась, когда слышала комплименты: Любочка была жутко неуверенной в себе женщиной и красавицей себя не считала, -
рассказал ее коллега по мюзик-холлу Лев Шимелов.

Первым супругом актрисы стал Валерий Макаров - с ним она познакомилась еще во время учебы. Любови было всего 22 года, когда одногруппник и партнер по дуэту "Омичи на эстраде" Валера сделал ей предложение. Влюбленные поженились, а вскоре на свет появился сын Алеша, который пошел по стопам родителей и теперь сам известный актер.

Любовь Григорьевна с первым мужем. Фото: личный архив актрисы
Любовь Григорьевна с первым мужем. Фото: личный архив актрисы

Брак с Валерием у Любови Григорьевны не сложился. Как актриса признавалась позднее, с ним она так и не смогла стать счастливой. Да и как тут станешь? В их дуэте она затмевала супруга, а он, как это часто бывает, сильно ревновал жену к успеху. На этой почве в семье стали происходить конфликты.

Среди этих девчонок одна выделялась ну совершенно точно. Во-первых, высокого роста. Во-вторых, глазастая. Две такие фары. Ну, дальше она и пела сольно, и пела хором, и танцевала. И сразу было ясно, что она в этом коллективе лидер. Она звездочка, -
вспоминал Марк Розовский.

Валерий начал топить печаль в спиртном, а в состоянии алкогольного опьянения превращался в настоящего монстра, даже мог поднять руку на жену. Полищук терпела, но потом решила все прекратить. Раз и навсегда... Поэтому подала на развод, забрала сына и уехала из Омска. Без сожалений... Сор из избы она выносить не стала, поэтому о причинах расставания с супругом говорила весьма сдержанно.

Я стремилась в жизни достичь чего-то большего, а Валера считал, что он уже всего добился. Поэтому наши пути разошлись, -
отмечала актриса.
Любовь Полищук с сыном Алексеем. Фото: legion-media.ru
Любовь Полищук с сыном Алексеем. Фото: legion-media.ru

Из-за плотной занятости и бесконечных гастролей актриса не могла много времени проводить с сыном, поэтому отдала мальчика в интернат, о чем не раз жалела, ведь она не видела, как растет ее Алеша, а мальчик считал себя брошенным.

У кого мама актриса, тот меня поймет. Женщина-артистка не принадлежит ни себе, ни семье. Она не хозяйка, понимаете? Из этого все вытекает. Вся ее жизнь заточена на профессию, и ради нее она готова на все, -
говорил как-то Алексей.

Со временем отношения с Алексеем актриса наладила - молодой человек смог понять и простить мать. Немалую роль в этом сыграло то, что он сам стал актером и понял, что эта профессия требует полной самоотдачи - в противном случае о тебе просто забывают.

Любовь Григорьевна и Сергей Цигаль. Фото: legion-media.ru
Любовь Григорьевна и Сергей Цигаль. Фото: legion-media.ru

Вторым избранником актрисы стал художник Сергей Цигаль, и он просто боготворил жену. Впервые он увидел Любовь на сцене и уже не мог ее забыть, поэтому познакомился с ней и стал заботиться о любимой женщине.

Если муж и жена любят друг друга, то главное - не противиться тому, что уже происходит. Нужно тактично позволить проявиться тому, о чем ты и не подозревал. Можно прощать, не надо воспитывать друг друга, поздно: вы уже в одном вагоне, -
говорила в одном из интервью Полищук.

Они стали семьей, а позднее и счастливыми родителями дочурки Мариэтты, которая, к слову, не так давно сыграла Фаину Раневскую в сериале "Раневская". Сергей до конца был со своей избранницей - нашел общий язык с сыном любимой от первого брака, поддерживал, когда было тяжело, а главное - оставался рядом до последних дней самой важной в его жизни женщины.

Она хотела очень много сказать и сыграть, но сгорела... Судьба отмерила ей всего 57 лет, но зато каких ярких!..

Читайте также:

Москвина Анастасия