Коллаж: Полина Кравченко
Обложка © Коллаж: Полина КравченкоОбложка © Коллаж: Полина Кравченко

Линии судьбы Аль Пачино: поздняя слава, отцовство в 83, множество романов

Он стал гением кино благодаря Чехову и Станиславскому, и отцом четверых детей, так ни разу официально и не женившись

Самый притягательный и неотразимый «Адвокат дьявола», которому невозможно противиться, отметил недавно свое 85-летие. Сегодня мы не можем представить себе мировой кинематограф без имени Аль Пачино, хотя путь актера к вершинам мировой известности был совсем непростым. Удержаться на олимпе было порой еще сложнее, а славу ему могло принести вовсе не настоящее имя, а псевдоним Сонни Скотт.

Альфредо Джеймс (Аль) Пачино получил признание поздно, уже после тридцати лет. До того, как стать Майклом Корлеоне и Серпико, Тони Монтано и Дьяволом, незрячим офицером Фрэнком Слэйдом и профсоюзным лидером Джимми Хоффа, актеру пришлось преодолеть множество трудностей и бед.

В 1993 году 53-летний Аль Пачино получает «Оскар» за лучшую мужскую роль в фильме «Запах женщины»
В 1993 году 53-летний Аль Пачино получает «Оскар» за лучшую мужскую роль в фильме «Запах женщины»

Биография Аль Пачино

Недавний юбиляр, перешагнувший рубеж 85-ти лет в статусе молодого отца, родился в уже далеком 1940 году в Нью-Йорке, на Манхэттене, в Восточном Гарлеме 25 апреля. Место рождения и глубокие сицилийские корни его родителей не оставляли ему шансов стать законопослушным гражданином. Почему у Аль Пачино так легко получалось создавать на экране таких настоящих гангстеров? Да-да, секрет прост — в юношестве истинный сын выходцев с Сицилии не отличался ни смирением, ни образцовым поведением. Единственное, что держало Альфредо Пачино на плаву — это невероятное стремление стать актером (хотя мечты о бейсболе тоже были, что уж скрывать). Откуда такое желание появилось у шпаны из неспокойного Бруклина?

В 17 лет Аль Пачино часто балансировал на грани тюрьмы и свободы, рискуя стать настоящим бандитом
В 17 лет Аль Пачино часто балансировал на грани тюрьмы и свободы, рискуя стать настоящим бандитом
«Отец мой участвовал во Второй мировой войне. Я его плоховато помню — они с мамой развелись, когда мне было всего два года. Воспитывали меня бабушка с дедушкой и мама. Мама брала меня с собой в кино после работы. И вот потом, дома, я от нечего делать копировал всех персонажей, которых накануне увидел на экране. А еще у меня были две абсолютно глухие тетки. Ну, и чтобы облегчить наше общение, я играл, изображал кого-то или что-то. Улица кишела преступностью, и нас, детей, не выпускали гулять. Поэтому мы околачивались на крышах — играли в пятнашки, постоянно рискуя сорваться с шестиэтажной высоты. В результате такого «воспитания» я начал в 9 лет курить табак, а в 13 — уже не только табак. К тому же я полюбил алкоголь. Выпивку нам обычно покупал патрульный полицейский — с условием, что мы будем выпивать под его присмотром. Он считал, что таким образом контролирует ситуацию», —
вспоминал Аль Пачино

Детство и семья

Так проходило взросление будущей звезды кинематографа, и, честно признаться, совсем было непонятно, как можно было вырваться из такой обстановки. Здесь на выручку пришла судьба.

Сначала в 14 лет Аль Пачино случайно увидел спектакль «Чайка», поставленный по чеховской пьесе. Постановка настолько поразила актера, что он немедленно раздобыл для себя сборник рассказов Чехова. С тех пор его желание стать актером превратилось в осознанную цель.

Особую роль в жизни главного кинематографического гангстера сыграла учительница Аль Пачино по литературе. Наверное, это был единственный педагог в школе, не только не ставивший Альфредо двоек, ну и сумевший в невысоком, но крайне ершистом подростке, разглядеть настоящий талант. И Аль Пачино остался благодарен ей на всю свою жизнь.

«Миссис Бланш Ротштейн однажды вскарабкалась в нашу квартиру на пятый этаж (лифта не было) и стала убеждать мою бабушку поощрять мои актерские наклонности. В то время актерство было необычным занятием, но в семье меня поддержали. Я стал играть в малобюджетных постановках и развлекать публику в кафе как комик. Школу я в итоге бросил, но зато стал актером. А большинство моих друзей умерли от алкоголя и наркотиков в возрасте от 19 до 30 лет. Меня не постигла та же участь лишь благодаря стараниям миссис Ротштейн. Я до сих пор ей признателен», —
рассказывал Аль Пачино в одном из воспоминаний
Одна из немногих фото маленького Альфредо с родителями, которые еще вместе
Одна из немногих фото маленького Альфредо с родителями, которые еще вместе

В итоге все сложилось хорошо... хотя один арест все же случился. Когда Аль Пачино было около 20 лет, его задержали за перевозку оружия! Правда, спустя три дня оно оказалось реквизитом для театра (жизненного опыта, заметим, у актера значительно прибавилось).

Отец Альфредо — Сальваторе Пачино ушел из семьи, когда мальчику было два года
Отец Альфредо — Сальваторе Пачино ушел из семьи, когда мальчику было два года

Карьера в кино и театре

Несмотря на то, что всемирную славу Аль Пачино создали фильмы, сам себя он считает прежде всего театральным актером.

Он поступил в театр Charles Playhouse только в 67 году, то есть тогда ему было уже целых 27 лет! В наш век, когда дети мечтают разбогатеть и прославиться ну максимум к 18-ти, тяжело представить человека, который еще в 26 зарабатывает на жизнь официантом, разнорабочим, курьером, живет в дешевом захолустье, а бывает, что и ночует под открытым небом, но продолжает идти к намеченной цели, не теряя веры в себя и свой талант.

Аль Пачино обеими руками схватился за свой шанс. Отыграв год в Бостоне, актер возвращается в Нью-Йорк, где он стремится попасть вовсе не в кино, а быть Богом на сцене. И его театральные труды не пропали даром. В 1969 и 1977 годах он был награжден одной из самых престижных театральных премий в мире — премией «Тони». Прочно связан с театром Аль Пачино до сей поры — сейчас вместе с легендарной Эллен Берстин («Оскар» за фильм «Алиса здесь больше не живет», сейчас ей 92 года) возглавляет Актерскую студию в Нью-Йорке.

«...театр всегда давал мне гравитацию, позволял ощущать реальность», —
говорит Аль Пачино о роли театра в своей жизни

Только в 1969 году случилась первая эпизодическая роль Аль Пачино в кино — в фильме «Я, Натали», а через два года настало время и первого заметного успеха в главной роли — в 1971 Альфредо блестяще сыграл наркодилера Бобби в фильме «Паника в Нидл-Парке». Картину нейтрально оценили критики, но работа Аль Пачино вызвала восторг у большинства зрителей. Но кардинальный прорыв в карьере случился опять же благодаря театру. Ставший впоследствии легендой, режиссер Фрэнсис Форд Коппола заметил Аль Пачино в спектакле «Носит ли тигр галстук?» (принесший Альфреду первого Тони) и понял, что больше никого в роли Майкла Карлеоне в своем «Крестном отце» не видит.

Аль Пачино в роли наркодилера Бобби в драме «Паника в Нидл-парке», 1971 год
Аль Пачино в роли наркодилера Бобби в драме «Паника в Нидл-парке», 1971 год

Аль Пачино в молодости

Невысоко роста (всего 168 см), никому неизвестный парень с улицы решил стать актером. Как думаете, сколько у него было шансов? Но он был настойчив, хотя сейчас нам сложно даже вообразить, какие сложности приходилось преодолевать нашему герою.

«В старые времена в Америке было принято менять имя, если оно у тебя еврейское, итальянское, испанское, азиатское и т.д. Американских итальянцев не снимали в кино! А я играл на сцене с детских лет и для того, чтобы сниматься, надо было менять имя... Как-то в Вашингтоне меня пригласили на конгресс итало-американцев, где меня чествовали в ряду замечательных людей, я подумал, что там нужно обязательно рассказать эту историю — она была хорошей метафорой тому, что происходило. Это было немыслимо — иметь фамилию, заканчивавшуюся на гласную! Я не знаю почему. Может, из-за участия Италии во Второй мировой войне, может, из-за иммиграции... Итальянских эмигрантов старались избегать. Моя семья переехала в Америку в начале ХХ века, мой дед много рассказывал мне о том, как им несладко пришлось», —
вспоминал впоследствии Аль Пачино
1969 год. Аль Пачино в спектакле «Носит ли тигр галстук?», от которого остался без ума Фрэнсис Коппола
1969 год. Аль Пачино в спектакле «Носит ли тигр галстук?», от которого остался без ума Фрэнсис Коппола

Лучшие фильмы Аль Пачино

Список сыгранных Аль Пачино ролей так же велик, как список кораблей у Гомера. Актер всегда отдавался целиком, работая над любой ролью.

«Всякий раз, когда я играю роль впервые, я будто рисую на холсте. Как говорил Микеланджело во время работы над «Сикстинской капеллой», «Боже, освободи меня от меня — тогда тебе, возможно, понравится то, что я сделаю». В этом что-то есть. И это определенно то, что меня вдохновляет», —
рассуждает о своей игре Аль Пачино

Безусловно, первой картиной, открывающей список великих от Аль Пачино, стала первая часть культовой трилогии «Крестный отец». Легендарный фильм, принесший Аль Пачино всемирную славу и внесший в историю кинематографа всех причастных к его созданию. Неповторимый актерский состав (во второй части к уже полюбившимся героям прибавился и персонаж Роберто де Ниро), гениальная режиссура — триумф среди обычных зрителей и профессионалов. Но не все знают, что съемки фильма, взявшего три Оскара, получившего семь номинаций и вошедшего буквально во все списки и рейтинги лучших фильмов, висели на волоске. Студия «Уорнер Бразес» ни в какую не хотела утверждать неизвестного актера с сомнительной фамилией на одну из главных ролей.

«А «Уорнер Бразерс», конечно, говорят: «Кто этот пацан? Чем он тебе нравится? Что ты в нем видишь?» Я думал, он (Коппола) потеряет из-за меня работу, потому что студия упорно не хотела меня утверждать», —
вспоминал позже Аль Пачино

В итоге все закончилось полным триумфом, а Аль Пачино уверенно вошел в зал славы величайших актеров Голливуда. Вслед за этим последовала долгая и блестящая карьера, в которой, к сожалению, не обошлось и без спадов, пришедших на 80-е. Тогда актер потерял, если так можно выразиться, связь с высшими силами, а его пристрастие к алкоголю стало угрожающим. Но Аль Пачино преодолел и этот сложный этап, бросив новый вызов в театре и кино.

Уверены, у каждого есть свой список «Аль Пачино — лучшие фильмы». Там наверняка будет и «Крестный отец», и фильм «Схватка» с Аль Пачино в неповторимом дуэте с Робертом Де Ниро, и «Донни Браско» — работа с Джонни Деппом, и другие известные и прекрасные работы. Но картина «Адвокат дьявола» даже в этом списке топовых картин стоит особняком. Изначально фильм задумывался как нечто среднее между боевиком и блокбастером. Но Аль Пачино это не устраивало, и, пока сценарий не был переделан, он пять раз отказывался от участия в работе над картиной.

Согласившись в итоге на роль, Аль Пачино невероятно серьезно к ней готовился. Интересно, что работая на будущими ролями гениальный актер всегда отрицал влияние Голливуда на его талант, говоря, что является выходцем из актерской студии Нью-Йорка и верным последователь системы Станиславского. Потому к роли дьявола он и подошел с максимальной ответственностью.

«Значительная часть подготовки состояла в том, чтобы решить, каким именно дьяволом следует быть. У каждого свои представления о зле и лукавом. Но каков он на самом деле?», —
задавал себе вопрос Аль Пачино

Сперва он посмотрел оскароносную ленту 1941 года «Дьявол и Дэниэл Уэбстер» по мотивам одноименного рассказа Стефена Винсента Бенета. Дьявола сыграл Уолтер Хьюстон, отец великого режиссера Джона Хьюстона, и эту роль Пачино счел прямо-таки образцовой.

Вслед за этим он ознакомился с игрой Клода Рейнса в «Ангеле на моем плече» (1946), Джека Николсона в «Иствикских ведьмах» (1987) и Роберта Де Ниро в «Сердце ангела» (1987). Не забыв и о «Потерянном рае» с «Божественной комедией». Но главным источником вдохновения для Пачино по-прежнему оставался Хьюстон, чей образ был осовременен в духе 1990-х с акцентом на инфернальных юридических аспектах. В итоге роль, как и фильм, получилась сыгранной гениально.

Дьявол в исполнении Аль Пачино вызывает у зрителя весь спектр чувств — от любви до ненависти
Дьявол в исполнении Аль Пачино вызывает у зрителя весь спектр чувств — от любви до ненависти

23 декабря 1992 года состоялась мировая премьера фильма c Аль Пачино «Запах женщины», которая наконец принесла актеру единственного «Оскара» в его карьере (после семи номинаций!).

Интересно, что первым экранизировал историю слепого военного итальянский режиссер Дино Ризи. Его «Запах женщины» основан на романе под названием «Тьма и мед» писателя и журналиста Джованни Арпино. Картина 1974 года была номинирована на «Оскар» сразу в двух категориях («Лучший адаптированный сценарий» и «Лучший фильм на иностранном языке»).

Когда Мартин Брест предложил роль отставного военного Аль Пачино, тот, как вы уже понимаете, сначала от нее отказался. Но после долгих уговоров прочитал сценарий, влюбился в него и дал свое согласие.

Режиссер Мартин Брест был настойчив и ему удалось уговорить Аль Пачино примерить на себя необычный образ
Режиссер Мартин Брест был настойчив и ему удалось уговорить Аль Пачино примерить на себя необычный образ

К роли актер готовился обстоятельно, хотя у нас есть две версии ответа на вопрос «сложно ли играть слепого». По классической интерпретации приверженец системы Станиславского Аль Пачино полностью погрузился в роль. В перерывах между дублями он, как и его герой, ничего не видел, перемещался с тростью и общался со съемочной командой, не смотря собеседникам в глаза. Однажды во время такой «слепой» беседы он получил серьезное повреждение, упав в кусты во время репетиции одной из сцен фильма. Ветка попали ему в глаз и повредили роговицу.

Помимо этого, в работу над ролью Аль Пачино включил общение с членами нью-йоркской Ассоциации слепых. Актер беседовал с незрячими людьми, чтобы ближе познакомиться с их чувствами, эмоциональным бременем и понять, как они ориентируются в пространстве и пользуются предметами быта.

Но есть и другая версия...

«...скажу вам по секрету, довольно просто играть слепца. Все равно как приучить себя говорить с акцентом. Моей дочке тогда было три года. И я ей сказал: «Джули, сделай вид, что ты ничего не видишь». Блестяще у нее получилось. Я посмотрел на нее и понял, что мне не нужно даже репетировать», —
признался Аль Пачино в одном из интервью

Интересно, что некоторые сцены «Запаха женщины» снимались в отеле «Манхэттен Плаза» и возле него. В то время он принадлежал Дональду Трампу, который любил засветиться в кино. В «Запахе женщины» бывший президент США сыграл небольшую роль бизнесмена, но в итоговую версию фильма этот эпизод не вошел.

Есть еще один забавный момент, связанный с культовой картиной. По признанию актрисы Габриэль Анвар, она была на седьмом небе от радости, узнав, что сыграет Донну, хотя ужасно нервничала, потому что никогда не танцевала танго (по сюжету и ее героиня не умеет танцевать). Габриэль ответственно репетировала три недели. И вот они встретились прямо на съемках. Репетиций не было. Что сказать, этот опыт был слегка травмирующим для актрисы: «Его танцы были немного непредсказуемыми. У меня все еще есть полусломанные пальцы на ногах… Но это Аль Пачино, ради бога, я не могу жаловаться. Он был невероятно добр ко мне».

Личная жизнь Аль Пачино

Удивительно, но Аль Пачино никогда не был женат. Сразу пресечем все манипуляции на эту тему. Безусловно, на просторах интернета гуляют сотни фото Аль Пачино с разными красотками, из-за чего многие считают его ловеласом, не думающим о серьезных отношениях. Но это совсем не так.

«Ну, я, можно сказать, был женат, и не один раз. Несколько раз состоял в длительных, глубоких и серьезных отношениях с женщинами. Наверное, пару раз сделал ошибку — когда так и не женился. Особенно один раз — ведь я хотел на самом деле...», —
Откровенничал Аль Пачино о своих взаимоотношениях с женщинами

Хотя впоследствии Аль Пачино так и не раскрыл эту тайну — кого конкретно он имел в виду.

Первый нашумевший роман случился при работе над спектаклем «Америка, ура» в 1967 году. Тогда сцена свела Аль Пачино с театральной актрисой Джилл Клейберг. Почти пять лет длилась эта красивая любовь.

Актриса Джилл Клейберг
Актриса Джилл Клейберг

Сразу после расставания (в 1972 году) Аль Пачино познакомился с актрисой Дайан Китон и был с ней два года (до окончания съемок второй части «Крестного отца»).

Аль Пачино и Дайан Китон на съемках второй части «Крестного отца»
Аль Пачино и Дайан Китон на съемках второй части «Крестного отца»

В 1977 года у актера вспыхнул яркий роман с Мартой Келлер, талантливой швейцарской актрисой. И вновь двух ярких актеров свела сцена — они познакомилась во время съемок в фильме «Бобби Дирфилд» («Жизнь взаймы».) Их роман переживал взлеты и падения, а в итоге отношения переросли из страстной любви в искреннюю дружбу, длительностью в целую жизнь.

В 1977 года у Аль Пачино вспыхнул яркий роман с Мартой Келлер
В 1977 года у Аль Пачино вспыхнул яркий роман с Мартой Келлер

В 1989 году Аль Пачино начал встречаться с Джен Террант, и пусть этот роман нельзя назвать продолжительным, но у него совершенно особенный статус. В нем 49-летний великий актер впервые стал отцом! Девочку назвали Джули Мари. А роль отца стала для Аль Пачино самой важной — не секрет, что и график съемок артист часто подстраивал специально, чтобы чаще видеться с дочкой.

Папа Альфредо с дочерью Джули
Папа Альфредо с дочерью Джули

После этого романа Аль Пачино взял продолжительную паузу на личную жизнь, пока не встретил на своем пути Беверли Д'Анджело (тоже актрису, конечно). Их союз существовал восемь лет, а в 2001-м Аль Пачино стал многодетным отцом (всего в 61 год) — у пары родились двойняшки Антон Джеймс и Оливия Роуз. К сожалению, мама и папа чудесных малышей не смогли жить вместе, и, оставшись отличными родителями, расстались в 2003 году. В свои 49 лет забеременеть естественным путем Беверли не удалось. Чтобы осуществить заветную мечту актера — подарить ему сына, — актриса решила прибегнуть к ЭКО. Эксперимент удался.

Вот выглядело семейное счастье Аль Пачино в 2001 году
Вот выглядело семейное счастье Аль Пачино в 2001 году

И опять Аль Пачино взял передышку, полностью погрузившись в работу и отцовство. Но не такой и долгой она была — в 2011 году наш герой познакомился с аргентинской актрисой Люсией Солой. Мало кто верил, что их связь продлится долго, ведь разница в возрасте была колоссальной - 39 лет! Но шесть лет этот союз все же продержался...

Аль Пачино и Люсия Соло
Аль Пачино и Люсия Соло

Люсия уступила место Мейтель Доэн, израильской актрисе, писательнице и музыканту, которая покорила сердце великого актера в 2018-м. Хотя музой для него она стала всего на пару лет (говорят, что и тут разница в 40 лет мешала понимать друг друга).

Через два года отношений Мейтель Доэн поняла, что быть музой гения — непосильная ноша
Через два года отношений Мейтель Доэн поняла, что быть музой гения — непосильная ноша

А весной 2023 года прогремела еще одна сенсационная новость — Аль Пачино стал отцом в возрасте 83 лет! Сына подарила актеру 23-летняя Нур Альфалла. И опять пара рассталась, не прожив и года вместе после рождения малыша...

Вот так выглядит разница в возрасте в 54 года
Вот так выглядит разница в возрасте в 54 года

Так или иначе, но Аль Пачино счастливо реализовал (или реализовывает) себя и в роли отца: у него две прекрасные дочери, и два очень похожих на него сына.

«У меня... дети. И они занимают все мое свободное время. Или я занимаю ими все свое свободное время. Знаете, в последнее время я соглашаюсь сниматься, когда в предложении сочетаются определенные «ингредиенты». В том числе близость съемочного процесса к дому, где живут мои дети... Моя старшая дочь Джули, можно сказать, родилась на съемках. Она уже большая девочка, умница, снимает кино, очень увлечена этим занятием. С ней мы, к сожалению, редко видимся. Иногда она присылает мне сценарии, просит совета»
говорит о своем отцовстве Аль Пачино

Аль Пачино сейчас

Аль Пачино сегодня продолжает работать, поддерживает отличную форму и иронично шутит о своем физическом состоянии: «Как говорил Оскар Уайльд, или это был Марк Твен? Впрочем, мне кажется, они оба что-то в этом роде говорили — мол, как только чувствую желание срочно поупражняться, ложусь на диван и лежу до тех пор, пока это желание не проходит».

И при этом Аль Пачино продолжает сниматься. Уже этим летом мы ждем премьеры фильма ужасов «Ритуал», в котором наш герой играет священника, проводящего обряды экзорцизма над девушкой по имени Эммой Шмидт.

Вообще в этом году в мировой прокат должны выйти 8 (!!!) фильмов с участием Аль Пачино, среди которых уже упомянутый «Ритуал», «В руке Данте», а в российском прокате мы ждем новую экранизацию пьесы «Король Лир».

Что ж, пожелаем гениальному актеру здоровья и новых ролей!

Аль Пачино в наши дни — гениальный актер на все времена
Аль Пачино в наши дни — гениальный актер на все времена

Читайте также:

БУМАЖНОЕ ИЗДАНИЕ ГАЗЕТЫ «ЖИЗНЬ»
ПОДПИСКА НА ГАЗЕТУ
Жуков Сергей