КОЛЛАЖ: ПОЛИНА КРАВЧЕНКО
Обложка © КОЛЛАЖ: ПОЛИНА КРАВЧЕНКООбложка © КОЛЛАЖ: ПОЛИНА КРАВЧЕНКО

Лучшее в мире, бесплатное и доступное. 5 мифов и правда об образовании в СССР

СССР был первым в мире по уровню среднего образования, которое бесплатным было вовсе не всегда

С распада СССР прошло уже более тридцати пять лет, а многие до сих пор с ностальгией вспоминают те годы, особенно нахваливая советскую систему образования, считая, что она во много раз превосходит нынешнюю.

Давайте разберемся, что же действительно в системе образования СССР достойно уважения, какие традиции советской школы неплохо было бы возродить, а что — миф и просто красивые воспоминания юности.

Школьные плакаты советского периода призывали хорошо учиться. ФОТО: соцсети
Школьные плакаты советского периода призывали хорошо учиться. ФОТО: соцсети

Основные этапы образования СССР

Одним из безусловных достижений Советского Союза, которое невозможно недооценить, являются реформы в сфере образования. В наше время, когда речь заходит об образовании, мы думаем о лучших вузах и научных прорывах.

Но еще совсем недавно то, что сейчас нам кажется совершенно обыденным и само собой разумеющимся, какие-то сто лет назад таковым не являлось. Речь идет, конечно, о всеобщей грамотности и обязательном среднем образовании.

Чтобы понять, как обстояли дела до 1917 года, обратимся к некоторым цифрам. Так, на Первом Всероссийском съезде преподавателей русского языка средней школы сообщалось, что по переписи населения 1897 г. в России было свыше 99 миллионов (!) неграмотного населения.

По данным «Бюллетеня Московской областной организации Всероссийского учительского союза» на 1917 г. уровень грамотности продолжал быть удручающим. У мужчин 30 лет и старше он составлял 70%, у женщины того же возраста – 90%. А в регионах и в неевропейской части России эти показатели были и того ниже. Например, в 1919 году журнал «Енисейский учитель» предоставлял такие данные — грамотными считались только 14% населения.

К 1989 году (то есть перед самым развалом СССР) уровень грамотности колебался от 99,8 до 99,9%.

Цифры говорят сами за себя — в сфере образования была проделана титаническая работа и, несмотря на некоторые огрехи и недочеты, уровень советской школы был выведен на принципиально новые высоты и являлся гордостью государства.

Путь к таким достижениям не всегда был прямым, не всегда все шло по плану, но тем не менее новая система образования была создана и функционировала успешно.

Школа стала бесплатной, обязательное образование получали как мальчики, так и девочки, была организована начальная школа, рабфаки, при заводах и фабриках открывались специальные занятия для повышения квалификации.

В итоге мы имели стройную систему образования: начальная школа, средняя школа (обязательные для всех), старшая школа. Затем шло среднее образование — ПТУ и техникумы, а дальше — высшее образование: вузы, университеты. После этого оставались те, кто хотел заниматься научной деятельностью.

Занятие на Рабфаке имени Покровского в МГУ, 1920 год. ФОТО: соцсети
Занятие на Рабфаке имени Покровского в МГУ, 1920 год. ФОТО: соцсети

Система образования в раннем Советском Союзе

Итак, к 1917 году мы имели систему начального и среднего образования, доступную лишь малому проценту населения (гимназии, лицеи, ремесленные училища и т.д.) и буквально несколько университетов.

Были еще церковно-приходские школы и появившиеся позже земские школы, в которых дети изучали чистописание, арифметику, чтение по книгам гражданской и церковной печати, Закон Божий и церковное пение (где это было возможно). Учились дети сначала три года, потом срок увеличился до четырех лет. При этом, нужно отметить, что большая часть населения оставалась безграмотной — в открывающиеся школы почти никто не шел. В крестьянской жизни (а крестьяне составляли до 90% населения в стране) грамота была, как считалось, не нужна. Более того, многие считали образование вредным и богохульным делом. И это речь идет о мальчиках, о девочках и говорить нечего.

9 ноября 1917 года (уже на следующий день после проведения 2-го Всероссийского съезда Советов) совместным Декретом ВЦИК и СНК была учреждена Государственная комиссия по просвещению, на которую возлагалась задача руководить всей системой народного образования и культуры, а среди первых декретов и указов, принятых сразу после революции 1917 года, был и Декрет об образовании.

Большевики, делающие ставку на рабочий класс, отчетливо понимали, что испытывают острый дефицит рабочего класса. Чтобы развивать промышленность, строить заводы и фабрики, нужны были квалифицированные кадры, а их-то и не было. Таким образом, образование и просвещение стало одним из приоритетов нового государства.

Первым делом обучение провозглашалось бесплатным, обязательным и совместным (раньше мальчики и девочки учились раздельно). Преподавание любого вероучения было запрещено (что, кстати, в первые годы стало помехой для крестьянских детей), телесные наказания отменялись. Зато особое внимание планировалось посвятить труду. Уже в 1918 году вышло положение «О единой трудовой школе РСФСР», по которому всем школам присваивалось название «Единая трудовая школа». Предполагалось, что обучение будет состоять из двух ступеней: первая — пятилетний курс для детей от 8 до 13 лет, вторая — четырёхлетний курс для детей от 13 до 17 лет.

Грамоте потихоньку учили, но была еще одна глобальная проблема — нечего было читать. Журналы и книги были недоступны простым людям. Поэтому в 1918 году начался выпуск знаменитой «Народной библиотеки» – дешевой серии на плохой бумаге, где печатали Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Тургенева, Толстого, Лескова, Некрасова. Кроме того, эта серия знаменита своими иллюстрациями, ведь для работы над ней были привлечены такие знаменитые художники, как Б. Кустодиев, А. Бенуа, В. Конашевич, Д. Кардовский, В. Лебедев, Н. Купреянов и другие.

А в 1919 году по инициативе Максима Горького организовано издательство, прекрасно известное всем нам — «Всемирная литература». Именно так Шекспир и Мольер, Данте и Шиллер пришли к советскому читателю, а заодно появилась знаменитая школа советских переводчиков, занявшая отдельную страницу в культуре и образовании СССР. Это М. Лозинский, Н. Любимова, и Т. Щепкина-Куперник, С. Маршак, К. Чуковского и другие.

26 декабря 1919 года был подписан Декрет о том, что всё население страны в возрасте от восьми до пятидесяти лет, не умевшее читать или писать, обязывалось обучаться грамоте на родном или русском языке — по желанию. Всего к 1920 году удалось обучить грамоте 3 млн человек.

Но страшная разруха, гражданская война, голод, свирепствовавший во многих областях, вмешались в планы большевиков. Появилось огромное количество беспризорников (по некоторым данным, эта цифра иногда достигала 2,5 млн), не хватало не то, что учителей, а просто дееспособных взрослых. Тем не менее работа в сфере образования все же продолжалась.

В 1925 г. энтузиасты борьбы с неграмотностью объединились в добровольное общество «Долой неграмотность», местные отделения которого создавались по всей стране. Члены этого общества создавали различные группы, где велось обучение грамоте и другая просветительская работа.

В 1925 г. в СССР был издан Декрет о Всеобщем начальном обучении, который сыграл огромную роль в становлении образования в СССР, где на 1926 год, по некоторым данным, по­ло­ви­на де­тей от 8 до 11 лет бы­ла все еще не­гра­мот­на. Не было не только учителей, но и помещений, а расход на образование одного человека составлял лишь 4 рубля в год.

Что уж говорить о безграмотных детях, если толь­ко 10% учи­те­лей име­ли выс­шее об­ра­зо­ва­ние (за­кон­чен­ное или не­пол­ное), зачастую занятия вели культармейцы. В официальных документах говорилось: «Народному Комиссариату Просвещения и его местным органам предоставляется право привлекать к обучению неграмотных в порядке трудовой повинности все грамотно население страны...».

Еще одним важным решением стало открытие рабфаков, вечернего и заочного обучения.

Первую грамоту многие осваивали по агитационным плакатам. ФОТО: соцсети
Первую грамоту многие осваивали по агитационным плакатам. ФОТО: соцсети

Образование в сталинский период

В начале правления Сталина борьба за грамотность в СССР продолжалась. На тот момент еще не было четкой, единой программы, самих школ как таковых, особенно в деревнях. Чтобы исправить положение, был создан Институт методов школьной работы, который и разработал новую систему образования в школах.

Во-первых, была фактически упразднена классно-урочная система, которая, как считалось тогда, отмирает, а вместо нее стали внедрять «школу-колхоз» или «школу-производство».

В чем заключался метод. Дети получали задание раз в неделю, объединялись в бригады и сообща делали проект, при подготовке которого объединялись теоретические знания и практика. Предполагалось, что по этому методу уже к 1936 г. будет обучено около 40 млн неграмотных.

С конца 20-х годов в школы стали внедрять бригадный и проектно-лабораторные методы обучения. Взятая за основу американская система самостоятельного выбора учениками предметной нагрузки и сложности, была адаптирована под идеологические и экономические нужды СССР. Точнее, была попытка такой адаптации.

Учебный процесс виделся так: сначала учитель дает вводную теорию, затем велась индивидуально-звеньевая (групповая) работа по карточке-заданию, а в конце проходила конференция и подводились итоги.

В теории дети учились работать в коллективе, что было идеологически правильным и важным, а соревнования между бригадами и чувство товарищества должно было мотивировать каждого на максимальную работу.

В действительности же учились в бригадах единицы, а остальные просто получали оценки, грамотных учителей было по-прежнему ничтожно мало, некому было направлять детей и помогать им. Все также не хватало учебников и других пособий.

Все это привело к тому, что проект вскоре закрыли и вернулись к прежней системе с уроками, расписанием и классам. А чуть позже, в 40-х, мальчиков и девочек снова стали учить раздельно. В школе появилась форма, единая пятибалльная система оценивания, экзамены с билетами. А в 1940 году вернулась и... плата за образование.

«Учитывая возросший уровень материального благосостояния трудящихся и значительные расходы Советского государства на строительство, оборудование и содержание непрерывно возрастающей сети средних и высших учебных заведений, Совет Народных Комиссаров СССР признаёт необходимым возложить часть расходов по обучению в средних школах и высших учебных заведениях СССР на самих трудящихся», — говорилось в указе.

При средней ежемесячной зарплате в 331 рубль учиться в московских школах стоило для старшеклассников 200 рублей в год, а в остальных — 150. Обучение в институтах Москвы, Ленинграда и столицах союзных республик обходилось в 400 рублей, в остальных городах — 300. Число выпускников средних школ, средних специальных учебных заведений и вузов в результате снизилось примерно вдвое. Частичная плата за образование сохранялась до 1956 года.

Что касается вузов, то здесь государство взяло курс на увеличение их количества за счет разделения по специализациям. Кроме того, чтобы увеличить количество инженеров и других специалистов технических профессий, были частично отменены экзамены, сокращены программы, как и в школе был использован бригадно-проектный метод обучения. В итоге к 1940 году в стране работал 481 вуз и было выпущено более 450 тысяч специалистов. Вот только уровень квалификации выпускников ожидаемо не отвечал требованиям науки и промышленности, поэтому вскоре вузы вернулись к традиционной системе обучения.

В годы войны по школе и образованию был нанесен очередной удар. Дети или прекращали учиться, или учились по усеченным программам. В городах и селах были разрушены сами здания школ, сгорели учебники, книги. По некоторым данным было уничтожено 82 тыс. школ, в которых до войны обучалось 15 млн учащихся. Опять родители думали о том, как детей уберечь от войны и голодной смерти, куда там думать об учебе.

Тем не менее правительство пыталось удержать образование на плаву: создавались новые школы для рабочей и сельской молодёжи, впервые был снижен возраст приёма в общеобразовательную школу с восьми до семи лет. Для детей, оставшихся без родителей и для семей, оказавшихся в сложном материальном положении, а таких было множество, создавались пришкольные интернаты. В конечном итоге удалось ввести всеобщее обязательное семилетнее образование. Конечно, в столь тяжелых условиях особое внимание на уроках уделялось военно-патриотическому воспитанию.

Особой гордостью Сталина была постройка здания главного корпуса МГУ. На одном из заседаний он сказал, что «…этот комплекс для Московского университета, и не в 10-12, а в 20 этажей. ... Для ускорения темпов строительства его надо будет вести параллельно с проектированием…».

Есть сведения, что для строительства МГУ освободили (или хотели освободить) в конце 1948 года нескольких тысяч заключенных.

Фотографии Сталина с учениками часто публиковались в советской печати. ФОТО: соцсети
Фотографии Сталина с учениками часто публиковались в советской печати. ФОТО: соцсети

Образование в постсталинский период

После смерти Сталина в 1953 году система образования стала двигаться в направлении, знакомому каждому из нас. Уже в 1954 году было отменено раздельное обучение девочек и мальчиков, и самое главное — в 1956 году отменена оплата за обучение.

В 1958 году вышел закон «Об ук­ре­п­ле­нии свя­зи шко­лы с жиз­нью и о даль­ней­шем раз­ви­тии сис­те­мы на­род­но­го об­ра­зо­ва­ния в СССР», в котором была предпринята очередная попытка приблизить знания, получаемые в школе, к реальной жизни.

Обязательным становилось уже восьмилетнее образование, а желающие поступать в вузы должны были заканчивать 11 классов. Правда через пять лет снова вернулись к 10-летке.

Проблемным оставалось обучение в городах и селах, где катастрофически не хватало учителей, соответственно процент поступавших в вузы абитуриентов из сельской местности был гораздо ниже.

Тем не менее в середине 70-х годов прошлого века в школах СССР училось почти 50 млн детей! В стране работали 856 вузов (в том числе 65 университетов), в которых обучались более 4,9 млн студентов. Эта цифра была одной из первых в мире, что являлось безусловным достижением Советского союза.

В 80-е снова попытались ввести 11-летнее обучение, в этот раз за счет снижение возраста первоклассников и увеличения обучения в начальной школе, где дети должны были находиться с 1 по 4-й классы.

Также была предпринята недолговечная попытка ввести предмет «Основы производства. Выбор профессии», в рамках которого детям предлагалось попробовать себя в рамках профориентации разные специальности. Например, такие как деревообработку, обработку тканей, металлообработку.

Со школьной скамьи учеников приучали к общественно-полезному труду. ФОТО: соцсети
Со школьной скамьи учеников приучали к общественно-полезному труду. ФОТО: соцсети

Как учились в СССР

Как мы видим, обучение в школах Советского Союза имеет богатую историю, на протяжении которой в жизнь школьника пытались внедрить многие экспериментальные программы и методики. Особенно много интересных подходов было использовано в первой половине 20-го века.

Изначально в школе планировалось изучать лишь русский язык, литературу, математику, естествознание, физику, химию, историю на основе диалектического материализма и политическую экономию по Марксу.

Выбор учебного плана и методов преподавания зависел от множества факторов — военных действий, экономической успешности региона, отдаленности от городского центра, да и вообще от центра. На просторах СССР было множество областей, до которых реформы доходили уже тогда, когда эту реформу отменяли. В общем, если в больших городах еще можно было проследить какое-то единообразие, то в регионах преподаватели делали, что могли и что позволял их регион.

Но в 60-70-х годах образование вобрало нужное из всех экспериментов и педагогических лабораторий и представляло из себя уже стройную систему.

В СССР существовала единая методика обучения. ФОТО: ТАСС
В СССР существовала единая методика обучения. ФОТО: ТАСС

Педагогические методы и подходы

Во главу угла всех методов обучения и воспитания Советского союза ставилась любовь к труду, уважение к коллективу, дисциплина и патриотизм. Многое было взято из системы воспитания А.С. Макаренко. Конечно, специфика его деятельности заключалась в работе с трудными подростками, как правило, сиротами, но его базовые принципы прочно вошли в советскую педагогическую науку.

Труд и коллектив, а также искренняя любовь к детям и уважением к ним в мировоззрении Макаренко были китами, на которых строилась его система. А еще он любил повторять, что главный его принцип таков: «Как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему».

В обычных школах учитель имел авторитарную власть над детьми, никто и подумать не смел перечить взрослому, особенно учителю, а основным принципом Макаренко стало вовлечение детей в «общее дело» (например, несложный труд — уборка классной комнаты), своей задачей он видел необходимость заинтересовать ребенка тем, что каждый ответственен и за себя и друг за друга. Он делал так, что ребенок чувствовал себя важным и нужным. Кроме того, Макаренко исповедовал принципы «демократии» в школьной среде — все дети могли высказаться, проводили общие собрания, выбирали старосту, брали на поруки новичков или малышей. Но тех, кто нарушал дисциплину и не встраивался в коллектив, ждали суровые наказания. Макаренко был далек от излишней мягкости и никогда не потворствовал дурным наклонностям. Как говорится, был строг, но справедлив.

Кроме идей Макаренко, бригадно-лабораторного метода, о котором мы писали выше, пытались создать и воплотить свою идеальную модель школы и Анатолий Луначарский, Надежда Крупская и Пантелеймон Лепешинский.

Они мечтали о месте, где дети будут учиться и работать по велению сердца, тянуться к знаниям сами, без нажима, как цветы к солнцу. Это такая школа-коммуна, где образовательный процесс занимает пять дней, а оставшиеся два посвящаются экскурсиям, докладам, походам, концертам. Так как все это делается добровольно, отдыхать от процесса не нужно, поэтому каникулы и выходные в таких школах предусмотрены не были. Так же, как и учеба по книгам, которые признавались бичом детства. Еще такие школы должны были обеспечивать себя сами, ведь основной задачей считалось приучение ребенка к труду.

Согласно проекту, учиться в таких заведениях нужно было каждый день (пять дней труда и два — на экскурсии, доклады и так далее) без выходных и каникул. При этом никаких учебников — книга вообще провозглашалась «бичом детства».

На бумаге такие планы выглядели более чем привлекательно, особенно учитывая то, что вырастить хотели гармоничную свободную личность. Но в реальности это невозможно было осуществить в принципе. Мы уже говорили о революции, гражданской войне, разрухе, бандитизме, но и кроме этого, в те времена общество было далеко от детоцентризма — детей били, наказывали розгами, никто специально не занимался их воспитанием, не было никакого отдельного подхода, учитывающего возрастные особенности. В общем, непросто было быть ребенком, не по плечу детям была такая степень свободы, да и жажды знаний особенно не было, учитывая, что почти все вокруг них были безграмотными.

Так или иначе, но все разрабатываемые теории пошли в общую копилку, это был богатейший и интереснейший опыт.

Опыт, который привел нас к привычным методам обучения и воспитания. Например, таким, как комплексное обучение, проектная деятельность, практические задания (например, лабораторные работы) и наглядные задания (например, просмотр учебных фильмов).

Одна из задач любого преподавателя — суметь достучаться до ученика. ФОТО: соцсети
Одна из задач любого преподавателя — суметь достучаться до ученика. ФОТО: соцсети

Влияние идеологии на образование

«Школа должна не только обучать, она должна быть центром коммунистического воспитания», — еще в 20-х годах ХХ-го века писала Надежда Крупская.

Какие бы эксперименты ни проводились в школах Советского союза и какие-бы предметы-программы не вводились, огромное внимание всегда уделялось коммунистической идеологии и патриотическому воспитанию. Советский ребенок был не просто ребенком, он был октябренком, пионером и комсомольцем. Государство четко прокладывало путь, по которому должен был пройти каждый советский школьник и студент.

Как и во всех начинаниях, такое строгое идеологическое воспитание имело свои плюсы и минусы. С одной стороны, ребенок чувствовал себя частью коллектива, получал четкие морально-нравственные ориентиры (все мы хотели стать тимуровцами и носить пионерский галстук). С другой, очень часто идеологическая сторона становилось простой формальностью, и дети переставали верить в пустые лозунги и призывы.

Вся система образования в СССР была подчинена коммунистической идеологии. ФОТО: соцсети
Вся система образования в СССР была подчинена коммунистической идеологии. ФОТО: соцсети

Мифы о советском образовании

Первый и самый распространенный миф — это миф о бесплатном и доступном образовании. Как мы уже писали выше — целых 16 лет (с 1940 по 1956 годы) за образование надо было платить. Доступность образования тоже вызывает вопросы. Если начальное и среднее образование действительно было для каждого, то получить высшее было возможно далеко не всем. Лишь единицы могли вырваться из деревни и стать студентом вуза. Во-первых, был острый дефицит кадров в сельской местности, во-вторых, просто не было средств жить в другом городе.

Второй миф — советское образование было самым лучшим и ценилось во всем мире. Это очень спорное утверждение мы слышим постоянно, но в действительности оно очень далеко от истины. Мы разобрали, что вплоть до середины века СССР боролся не за лучшее образование, а за грамотность. Революция, эмиграция и жестокие методы большевиков, стремящихся уничтожить буржуазию, привели к страшному дефициту профессуры и других преподавателей высшего звена. Попытка отменять экзамены и давать гарантированное место в вузах выходцам из рабоче-крестьянской среды также существенно снизило уровень образования в государстве. Во второй половине века картина изменилась, но развитие наук шло неравномерно. Да, советские физики, математики, химики ценились во всем мире, а вот гуманитарные науки, кибернетика и другие области науки безнадежно отстали от мировых стандартов.

Третий миф — в СССР учителя были лучше и получали больше, чем сейчас. Еще одно более чем спорное утверждение. В начале становления СССР учителей было ничтожно мало, как мы писали, кто сам грамотный — тот и учитель. А уж если у тебя было специальное образование, то ты уже автоматически становился высококлассным специалистом. Педагогических институтов почти не было, их выпускники не перекрывали спроса на профессию. При этом учителя почти не зарабатывали — у государства просто не было денег на образование. В 1925 году зарплата учителя соответствовала 75% от самой низкой ставки зарплаты рабочего. Спустя время оклад стал выше, но случилась еще одна война, и снова стало не до учителей. Только в 60-х годах появились бонусы и дополнительные выплаты, но учителя, несмотря на сложности профессии, все равно получали меньше, чем, например, строители. Безусловно, этот труд был бесконечно уважаем и фраза «я учитель» звучала гордо, но, к сожалению, материальной выгоды от этого не было. Возможно, именно материальный фактор сыграл ключевую роль в том, что в школе почти не осталось мужчин.

Четвертый миф — в советской школе были твердые традиции, на которых все и держалось. Раз вы дочитали нашу статью до этого момента, то понимаете, традиции в советской школе жили не долго. Количество лет в начальной и средней школе, количество часов на каждый предмет, сама система классов и уроков, и так далее и тому подобное — реформы и перемены будоражили школьную жизнь, наверное, каждые пять лет. Меняются и основные принципы в педагогике. То к детям предъявляют самые строгие требования, то ждут, когда они захотят развиваться сами, то они должны, прежде всего, освоить академические знания, то в рамках школы должны еще работать в колхозе или осваивать профессию. В общем, главная традиция в советской школе — участвовать в реформах и переменах.

Пятый миф — советская школа выпускала широко эрудированного и разносторонне развитого человека. Если посмотреть на школьную программу обычной советской школы, то, действительно, можно поверить в выпускника, образованного разносторонне. Сильные программы по точным и естественным наукам, сильная литература, родной язык, иностранный язык, труд, физическая подготовка, музыка, рисование — мечта эллина об идеальной личности. Но это все было только на бумаге, в реальности же дети были такими же детьми, как и всегда, как и везде. Были круглые отличники, технари и гуманитарии, а были лоботрясы, которым ничего не было интересно. А после школы многие специальные знания, не востребованные в дальнейшей учебе или профессии, забывались. Как иначе объяснить успехи Алана Чумака и Анатолия Кашпировского, к трансляциям которых по телевизору безнадежно прилипали миллионы людей, в том числе и с высшим академическим образованием...

Статья из газеты «Белгородская правда» от 10 марта 1939 года о введении платного обучения в старших классах. ФОТО: соцсети
Статья из газеты «Белгородская правда» от 10 марта 1939 года о введении платного обучения в старших классах. ФОТО: соцсети
Квитанция об оплате за учебу в воронежском пединституте в 1948 году. ФОТО: соцсети
Квитанция об оплате за учебу в воронежском пединституте в 1948 году. ФОТО: соцсети

Читайте также:

БУМАЖНОЕ ИЗДАНИЕ ГАЗЕТЫ «ЖИЗНЬ»
ПОДПИСКА НА ГАЗЕТУ
Жуков Сергей 
Посещая сайт zhizn.ru, Вы соглашаетесь с приложенной Политикой обработки Персональных данных и с использованием файлов cookie, указанных в данной Политике.