На съемках картины «Овод» он встретил первую жену, сыграл Афанасия Никитина в «Хождении за три моря», а за роль в «Неподсудном» был признан лучшим актером года
Сегодня страна прощается с одним из самых ярких представителей старой актерской школы, Олегом Стриженовым. За пару дней до смерти у звезды советского кино случился инсульт, а 9 февраля его не стало. Артисту было 95 лет — в августе прошлого года он отметил юбилей.
«Уход Артиста такого масштаба — это прощание с великой русской школой актерского мастерства. Светлая память…» —
Олег Александрович прожил долгую и яркую жизнь и приобрел репутацию одного из самых придирчивых в выборе ролей актеров. Стриженов соглашался далеко не на все предложения режиссеров, а свой творческий путь начал сразу с главной роли.
О том, какие образы сделали Стриженова звездой отечественного экрана, — материал газеты «Жизнь».
Дебютом Стриженова в кино стала экранизация романа Этель Лилиан Войнич «Овод». Молодого актера не сразу пригласили на съемки, так как после просмотра фотографий режиссер Александр Файнциммер не стал рассматривать его как серьезного претендента.
Поиски главного героя затянулись, поэтому съемочная группа все же вернулась к кандидатуре Олега Стриженова. В то время он только выпустился из училища и играл на сцене Русского драматического театра в Таллине.
Сразу после выхода фильма, в котором зрители увидели сильного и невероятно обаятельного Артура, артиста накрыла волна славы и признания. Полный магнетизма взгляд и харизма не оставили равнодушными почти никого, а сам Стриженов говорил, что эта лента стала для него судьбоносной.
Наверное, без этой роли у меня бы иначе сложилась судьба. Я сразу взял очень высокую планку. А ведь можно было начать с какого-нибудь там паренька Васи или тракториста Феди. Мелькнул бы раз пять в таких ролях — и никто бы меня уже князем не увидел, —
И та роль подарила Олегу Александровичу не только признание, но и любовь. Партнершей Стриженова стала молодая актриса Марианна Грызунова-Бебутова, которая сыграла роль Джеммы. Они настолько вжились в роли влюбленных, что их чувства вскоре вышли за рамки съемочной площадки. Именно под фамилией мужа Марианна в дальнейшем и стала знаменитой.
В 1957 году у супругов родилась дочка Наталья, но брак продлился всего 10 лет. Девочка тяжело переживала развод родителей и сильно обижалась на звездного папу. Она не общалась с ним вплоть до самой своей смерти: ее жизнь оборвалась в 45 лет.
Еще одной знаковой ролью для Стриженова стал образ поручика Говорухи-Отрока в картине Григория Чухрая «Сорок первый». Это был необычный для советских времен фильм, рассказывающий о любви белого офицера и девушки-красногвардейца. Волею судьбы после кораблекрушения они оказываются вдвоем на острове, и тут в противостояние вступают чувства и долг.
Съемки дались команде непросто. Проходили они в Каракумах и на Каспийском море. Сцены на воде снимали в марте, при этом актеры по сюжету были одеты легко, а порой и вовсе в лохмотья.
Да, можно было и летом снять. Но только в это время, в конце марта, и волны, и тучи невероятные… Понимаете, я работал у больших мастеров. Я знаю, что такое «ремесленное кино», но всегда [от него] отказывался: у меня штучная работа, —
Успех картина имела ошеломительный, причем не только в СССР, но и за рубежом, а дуэт Стриженова и Изольды Извицкой был настолько убедительным, что им чуть было не приписали роман.
Мы с Извицкой были «пионерами эротики», поэтому Запад и ахнул — ничего подобного до этого у нас не было... —
На Каннском кинофестивале картина получила специальный приз жюри «За оригинальный сценарий, гуманизм и романтику», а Стриженова начали называть «советским Жераром Филипом». Причиной стала утонченность и харизма артиста, которые по достоинству оценили европейцы.
Фильм «Хождение за три моря», в котором Стриженов сыграл легендарного тверского купца Афанасия Никитина, тоже в каком-то смысле стал прорывным и в карьере актера, и вообще в отечественном кино. Это был первый советско-индийский фильм, основанный на истории о путешествии Афанасия Никитина в Индию в XV веке.
Для тех, кто не в курсе: Афанасий Никитин известен тем, что, несмотря на трудности, проложил торговый путь из Европы в Индию и хорошо изучил эту далекую и загадочную страну.
В основу сценария ленты легли дневники легендарного купца, а сам фильм принял участие в конкурсной программе Каннского кинофестиваля.
В кинематографической драме «Неподсуден», снятой в 1969 году режиссерским дуэтом Владимира Краснопольского и Валерия Ускова по мотивам рассказа Льва Ющенко «Командир», Олег Стриженов блестяще воплотил образ летчика Сергея Егорова.
Судьба наносит герою жестокий удар в самом начале карьеры: его оговаривает друг, радист Сорокин, которого сыграл Леонид Куравлев, Сергей вынужден уйти из военной авиации, а тут еще и возлюбленная его оставляет. Спустя годы пути троицы вновь пересекаются: бывшая возлюбленная Сергея — уже жена Сорокина, и они вместе с сыном оказываются на борту самолета, за штурвалом которого сидит... Егоров.
Эта картина до сих пор любима и популярна среди зрителей. Стриженов создал образ практически идеального мужчины и за роль в «Неподсудном» был признан лучшим актером года по мнению читателей журнала «Советский экран». Фильм покорил сердца, собрав у экранов 43,3 миллиона человек.
Владимир Мотыль в своей исторической драме «Звезда пленительного счастья», приуроченной к юбилею восстания декабристов, представил Олега Стриженова в образе князя Волконского. Фильм, открывающийся посвящением женщинам России, показал зрителям не только хронику трагических событий, но и глубину человеческих судеб — судеб героев-декабристов и их жен, которые были готовы последовать за любимыми на сибирскую каторгу.
Благодаря плеяде талантливых актеров, задействованных в съемках, фильм занял особое место в сердцах зрителей и в истории кино.
В 2004 году Олег Александрович появился на экранах в последний раз. Он снялся в мини-сериале «Пять звезд», где исполнил роль директора отеля Клюева. После этого актер принял решение о завершении карьеры.
Олег Стриженов за свою карьеру снялся почти в 40 картинах. За редким исключением, все роли Олега Александровича были главными.
Правда, некоторые образы ему воплотить не удалось. Например, Стриженов был в шаге от образа Алеши Скворцова в «Балладе о солдате». Вместе с Лилией Алешниковой они даже прошли утверждение, гримеры старались «сбросить» несколько лет 30-летнему актеру, придавая ему курносость и юношеский вид.
Съемки уже начались, но творческие поиски Григория Чухрая, как оказалось, не завершились. Внутренний голос подсказывал ему, что нужно другое решение. «Мосфильм» дал зеленый свет замене, но с условием согласия актеров. Чухраю предстоял серьезный разговор со Стриженовым...
Мы с тобой друзья. Ты прекрасно сыграл в «Сорок первом». Я не хочу тебя и себя подводить. Откажись от роли, —
Честность режиссера и понимание со стороны актера позволили принять это непростое, но художественно оправданное решение. Олег Александрович был не только большим артистом, но и большим человеком. В итоге роль досталась Владимиру Ивашову, и он справился с ней блестяще.
Народного артиста СССР Олега Стриженова похоронят в Москве на Троекуровском кладбище.
Женщин считал своим пороком, а счастье обрел в 50. Памяти Владимира Зельдина
Зигзаги судьбы Константина Крюкова: племянник Бондарчука, живописец, ювелир
Женился на Джуне по расчету, а любовь встретил на съемках клипа. Матвиенко — 65!
Бросила вуз ради «Фабрики» и крутила с бывшим Валерии. Юлии Михальчик — 40!