Коллаж: Ксения Михед
Обложка © Коллаж: Ксения МихедОбложка © Коллаж: Ксения Михед

Звезда "Романтики романса" Нина Шацкая: "Нельзя рожать детей от нелюбимого"

Певица рассказала о том, как жила в племенах пигмеев, поделилась секретом молодости в 58 лет и историей любви с главредом "МК" Павлом Гусевым

Ее голос можно узнать из тысячи благодаря самобытной манере исполнения. В гостях у "Жизни" певица, путешественница и красавица Нина Шацкая.

- Нина, я знаю, что вы не скрываете свой возраст, почему?

- Мне 58. И я каждый раз думаю, что это не про меня. Даже мама мне иногда напоминает про мой возраст. И я ей говорю: "Мама, не надо, не говори мне этого, даже не настраивай меня на эту волну. Я себя чувствую на 16, у меня ощущение, что у меня каникулы школьные. И мне очень нравится находиться в этом состоянии.

- Как вам удается так прекрасно выглядеть?

- Генетика. У меня не было пластических операций. Вот моей маме 86 лет, ей глаза можно не оперировать до сих пор. Жена моего брата - потрясающий косметолог. И когда лет 10 назад я ее спросила о средствах, она засмеялась и сказала, что средств тут два - генетика и оперативное вмешательство.

- Замуж вы вышли, когда вам было уже 53, а супругу вашему - 69 лет. Два взрослых самостоятельных состоявшихся человека. Вы жили одна, у вас, естественно, уже были свои привычки... Как вам удалось притереться друг к другу?

- Сложно. Я не очень люблю скандалить, для меня эта тема - ругань, скандал, выяснение отношений - ужасна. Мне важно сесть и поговорить. Моему мужу сначала казалось, что это выяснение отношений. До тех пор, пока мы вместе не пришли к тому, что это надо делать до выяснения отношений, этот вопрос оговорить заранее, спокойно. И когда мне уже сейчас что-то нужно, я ему говорю: "Я хочу к тебе обратиться и сразу сказать: ты не вспыхивай, потому что я не собираюсь выяснять отношения. Я хочу поговорить спокойно". И такой подход позволяет налаживать отношения. Вообще, я дорожу нашими отношениями и научилась всегда какие-то компромиссы находить. Самое главное и важное - научиться себя слышать.

- Как давно вы этому научились?

- В процессе привыкания к тому, что у меня не было семьи. Я жила одна, у меня случались какие-то отношения, но по большей части я приходила домой одна после работы, уставшая. Я не могу сказать, что я это все спокойно приняла, это было бы неправдой. При этом я никогда не хотела с кем-то жить, чтобы избежать одиночества. И у меня никогда не было желания к кому-то прислониться только для того, чтобы не быть одной. И вот когда ты живешь одна, ты начинаешь себя слышать, ты себя начинаешь принимать. Мне очень часто задавали вопрос, как это ты одна путешествуешь? А я отвечала: "Почему вы не спрашиваете, как женщина вообще живет одна? Как она возвращается в пустой дом одна?" Тогда ты начинаешь себя слышать, с собой разговаривать, себя принимать, чтобы не сойти с ума. И все! Становишься другим человеком.

- А почему вы были одна?

- Потому что мне всегда нравились сильные мужчины. А сильным мужчинам не нужны сильные женщины. Они хотят иметь слабую женщину рядом. А я всегда была, как я понимаю, конь. Я и по гороскопу Конь, Лошадь. Для меня было большим открытием, когда я вышла замуж. Сто процентов моих друзей из мужчин задали мне один и тот же вопрос: "Шацкая, кто тебя обуздал?" А на самом деле я очень домашняя. Но строптивая, наверное. И я певица. Сначала я певица, потом женщина. Я никогда не хотела бросать сцену. Мне часто задают вопрос, зачем я вышла замуж за человека, который настолько меня старше. Но... он глыба, он огромной силы, он излучает эту силу. И он для меня авторитет. И когда я его встретила, я поняла, что все отношения до этого были для меня конечны. Здесь я понимала, что мне будет интересно. Что из-за скуки я точно с ним не расстанусь.

Шацкой с мужем никогда не бывает скучно. Фото: legion-media.ru
Шацкой с мужем никогда не бывает скучно. Фото: legion-media.ru

- Ваша история любви - с чего она началась?

- Я пришла на день рождения к Алексею Пушкову. Я опаздывала. И когда я пришла, мое место было занято. Алексей меня увидел и пригласил за стол, за которым артисты не предполагались. Там сидели политики и журналисты. И напротив меня было пустое место. Через полчаса пришел Паша (Павел Гусев. - Прим. ред.) и сел напротив меня. Кстати, он в тот момент был в процессе развода... Брак у него был в принципе счастливый, трое детей. И слава Богу, все живы-здоровы. Но болезненный был очень развод. На тот момент его я раньше не видела. Знала, что существует какой-то Павел Гусев, - и все… И он, будучи на моих концертах, тоже меня не помнил. Вот так мы встретились. И когда я запела лирический цветаевский романс, у него потекли слезы. Это я теперь знаю, что он большой актер и мог бы стать народным артистом. А тогда я изумилась его эмоциональной чувствительности. Ну обменялись телефонами, но не сразу созвонились. Только месяца через три стали встречаться, а дальше все как-то очень быстро произошло.

- Его все знают как властного человека, а вы каким его видите?

- Таким же. Но сначала он маленький мальчик, конечно же. А когда выходит из дома, то становится опять властным.

- Что вы имеете в виду, говоря "маленький мальчик"?

- Все мальчики хотят, чтобы их гладили по головке, заботились о них. Просто одним мальчикам пять лет, другим семьдесят.

- Как он вас обуздал?

- Просто он мне не дал отойти. Мы общались, и он меня поглотил, не осталось ни для кого места больше.

Артистка с мужем - Павлом Гусевым. Фото: legion-media.ru
Артистка с мужем - Павлом Гусевым. Фото: legion-media.ru

- А еще вам делал предложение известный фотограф из Италии…

- В интернете даже есть легенда, что я была фотомоделью в Италии. И я понимаю, откуда она взялась. В конце 80-х настоящие качественные кинопортреты имели только звезды советского кино для обложки журнала "Советский экран". И вот я приезжаю в Москву в 1990 году, начинаю искать работу. Иду в Москонцерт в поисках хоть какой-то работы. Мне говорят, что из "Интуриста" ушел Пенкин, а коллектив выходит из отпуска и некому петь. А потом на меня посмотрела жена директора "Интуриста" и говорит: "Неважно, как ты поешь, главное, что на тебе хорошо смотрятся мои платья". И я начинаю там работать. В это же время в Москву приезжает большая группа итальянцев снимать с Бондарчуком "Тихий Дон". И среди них всемирно известный фотограф, который снимал всех звездных актрис западного кинематографа. Он стал приходить каждый вечер в "Интурист" ужинать и смотрел на меня.

Однажды приезжает девушка-фотомодель, с которой я тогда познакомилась, сейчас жена одного из олигархов. Тогда он ее тоже фотографировал. И вот она ко мне подходит и говорит: "Слушай, он уже месяц ходит и на тебя смотрит, не решается познакомиться". И она нас познакомила. Днем он работал, вечером я работала, оставалось совсем немного времени, чтобы мы могли встретиться. В гостинице нельзя было, потому что сразу уволят. И мы шли в бар напротив гостиницы "Москва". А в выходные он меня вывозил на природу и снимал, сделал порядка тысячи черно-белых портретов. И когда мне понадобились рекламные фотографии, я показала эти снимки. А потом он мне сделал предложение. Это реальная история, 1991 год.

Мы даже поехали к моим родителям в Рыбинск. А обратно нужно было добираться на машине, и мы поехали смотреть Углич, откуда выехать было просто невозможно: грянули какие-то невероятные наши русские морозы. Нас посадили в какой-то газик, завернули в лосиные шкуры, и мы ехали по каменке - дороге, по которой можно ехать только зимой. И мы ехали, деревья нависали над дорогой под огромной тяжестью снега, из леса выходили какие-то лоси. Он был изумлен. И когда уже договорились, что я поеду в Италию на Рождество (мы должны были коллективом мюзик-холла выезжать на Сицилию), в программе "Время" объявили, что на Сицилии извержение вулкана. И звонят эти итальянцы и говорят, что, дескать, не можем вас принять. И мне загранпаспорт руководитель не дал. Мы даже с родителями пошли к нему и говорим: "Ну слушайте, дайте паспорт, там жених!" А руководитель говорит, мол, у всех там женихи! И не отдал. А потом я влюбилась в другого, и от романа остались только красивые воспоминания и фотографии.

- А как долго длился итальянский роман?

- Месяца два встречались.

- Предложение он вам сделал...

- Официально, сразу. Он никогда не был женат. Он влюбился, ему было 57 лет, а мне 26.

- А чем он вас покорил?

- Если бы вы увидели его фото, вы бы поняли. Талант. У людей одаренных и поцелованных Богом этот талант ощущается.

- Разница в возрасте вас не смущала?

- Тогда нет. Мне с ним было очень интересно. Он был очень похож на моего отца. И мне всегда нравились мужчины такого возраста.

- Сколько раз вам предлагали выйти замуж?

- Немного.

- Почему отказывались?

- Потому что понимала - отношения с этим человеком конечны. Какой смысл брачеваться, когда понимаешь, что с этим человеком целую жизнь не проживешь.

- А как вы это понимали? Вот вам нравится мужчина, он красиво за вами ухаживает, вы с ним какое-то время проводите вместе…

- Ну просто знала. Мне было лет 45, когда я поняла, что очень хочу устроить личную жизнь и готова пойти на компромисс и попробовать строить отношения от головы. Но когда человек приходит на один концерт, на второй и говорит мне: "Слушай, ну что ты какие-то грустные песни поешь?" - как же я буду жить с этим человеком? Мы с ним на разных эмоциональных уровнях. Не выйдет ничего.

Нина - заядлая путешественница. Фото: vk.com/nina_shatskaya
Нина - заядлая путешественница. Фото: vk.com/nina_shatskaya

- Вы очень много путешествовали, даже жили в племенах, в каких?

- У пигмеев. Они охотятся на маленьких косуль, которые называются дикдик. Они тоже маленькие, и на них ставят сетки высотой по колено взрослому человеку. И туда загоняют косулек. И вот когда они идут с туристами на охоту, они поют песни, радуются. Потому что понимают, что, если поймают косулек, сварят обед, да еще и гости им за это шоу заплатят. Но платят не деньгами, а продуктами. Поэтому им привозят мешками сахар, крупу, чай. И вот мы приехали, началась эта охота, улюлюканье. И вот они ловят этого дикдика, а он начинает кричать, словно ребенок. Этот крик невозможно забыть, он рыдает. Но они мгновенно лишают его жизни, свежуют и угощают гостей...

- Необычные ритуалы были?

- В эфиопских племенах есть ритуал инициации - когда мальчик становится мужчиной, он должен плетью как можно больше женщин ударить - до рубцов, до крови. И у них считается, что чем больше рубцов на теле женщины, тем больше она связана с этим племенем. Такая вот кровная связь. И мужчина должен иметь волю и силу ударить женщину кнутом. Мы когда шли смотреть на этот ритуал, видели, как стояли группками совершенно голые мужчины. Абсолютно обнаженные, все напоказ, и улыбаются. Пожалуйста, снимай - не хочу. Я много и наснимала.

Певица привезла из своих поездок много колоритных снимков. Фото: vk.com/nina_shatskaya
Певица привезла из своих поездок много колоритных снимков. Фото: vk.com/nina_shatskaya

- Вы говорили, что вас воспитывали Золушкой.

- Да. Для того чтобы пойти погулять, потанцевать на дискотеке, я должна была в пятницу вечером сдать родителям вымытую квартиру - и ковры, и плинтуса, и еще наизусть сдать двадцать новых английских слов папе. Я их сдавала и забывала на следующий день, но он был уверен, что я их запомнила.

- А правда, что вы всю жизнь боролись с лишним весом?

- У нас в роду мужчины стройные и сухие. А женщины очень крупные. Когда я поступила в Питере в вуз, мы поехали на картошку, как и положено первокурсникам. И, видимо, сказались волнение, смена обстановки, смена пищевого ряда - я начала набирать вес. И я так боялась, что сильно поправляюсь, что стала голодать. Это был маятник, когда у меня по 10-15 кг ходило туда-сюда - от 60 до 90. Помню - приехала домой, отец увидел меня на перроне и заплакал... Сейчас смотрю, как мои знакомые ставят импланты в попу. А я эту свою попу уничтожала. И даже грудь была не в моде. Первый, второй размер - это максимум, а уже третий - считалось много.

- Кто больше страдал от вашего лишнего веса - вы или папа?

- Конечно, я. Я страдала, я себя не любила. Я зажигала на дискотеках, но я не любила себя.

- Один раз, когда вы сильно поправились, молодой человек вас даже не узнал…

- Да. У меня как раз был процесс "весового маятника". Я вся такая худая, красивая, достаю билет в Кировский театр, нынешнюю Мариинку. И вдруг я чувствую, что мне в затылок кто-то дышит - горячее такое дыхание. А я еще девушка невинная, в поиске своей любви, условно говоря, Наташа Ростова. Оборачиваюсь и вижу красавца - высокий брюнет, очень красивый. Мы встречаемся глазами. И он мне рассказывает, что он брат одной из прим театра. После идет меня провожать, доводит до остановки, и я ему говорю, что я, мол, первокурсница из города Рыбинска, живу в общежитии. Глаз его тут же гаснет, но телефон он мой берет. Не мой лично, а от вахты в общежитии. И конечно, потом не звонит. Время шло, и я начала тосковать. А вес опять стал набираться. Месяц проходит, и я уже опять человек-гора. Иду к своей подружке, которая крупных размеров, прошу платье, потому что я уже ни во что не влезаю. Она мне дает такое а-ля кримплен, розовый мешок без выточек с воротником-хомутом. Я прихожу в Кировский театр с мешочком со сменной обувью. Хожу. Выхожу из театра печальная. Вдруг слышу шаги уже на улице. Догоняют меня почти у самой остановки. Оборачиваюсь - он! Смотрит на меня так внимательно и говорит: "Девушка, скажите, пожалуйста, у вас нет младшей сестры?" Я говорю: "Нет". А он: "Вы знаете, вы так похожи на девушку, осенью я с ней познакомился и потерял ее телефон. Она так на вас похожа". Короче, я ему не сказала, что это я и есть.

- Какие самые действенные способы похудения?

- В период моего взросления ведь отчего мы все поправлялись - от взрыва гормонального. Организму тяжело, когда начинается этот процесс. Сейчас это все балансируется. Надо идти к эндокринологу и разговаривать с ним. Пропишут диету, правильные витамины, правильные минералы, спортзал. Вот если я ем после семи, я утром встаю больная. А если какой-то банкет или праздник, я понимаю, что утром встану больная. А если закончу прием пищи в шесть часов, мой метаболизм с этим справится.

- То есть до шести есть можно, но потом лучше не надо?

- Это моя индивидуальность. Муж ужинает хоть в полночь, ему хоть бы что. А мой организм не справляется. И еще для меня очень важно раздельное питание. Я могу съесть картошку с мясом - то, что говорят, мол, не надо. Но если я съем еще и борщ, то это все - мой организм будет бунтовать. Это очень важно - знать свой организм.

Нина Шацкая: 21 год и 90 кг. Фото: vk.com/nina_shatskaya
Нина Шацкая: 21 год и 90 кг. Фото: vk.com/nina_shatskaya

- Вот тогда, когда вы поправились на 30 килограммов, вы что делали?

- У меня об этом есть даже рассказ. Как я боялась выйти на улицу, потому что меня увидят одноклассники в этом виде. Мне еще было трудно ходить. Потому что ты таскаешь на себе половину своего веса, гирю эту. И вот я лежала и думала: "Интересно, если я сейчас не могу встать, как я буду жить в 40, в 50 лет. Как я буду жить-то?" И папа подходил и реально выливал на меня холодную воду. И говорил, что, если я так буду лежать, про сцену мне придется забыть. И еще сказал, что мужчинам туша, которая тут лежит, не нужна. Я не выйду замуж, у меня не будет семьи. Это было так страшно. Вот сейчас бы психологи сказали, что он меня дико абьюзил. Он мне писал письма, у меня их штук десять - от руки написанных. Эти письма он писал 40 лет назад. И когда я их перечитываю, я каждый раз открываю, нахожу для себя что-то новое. Они невероятно мне дороги. "Я вижу твое честолюбие", - он мне писал. "Только сцена, которая будет тебя подталкивать к совершенствованию, может поднять тебя на какой-то уровень, который даст тебе удовлетворение в жизни. А если ты будешь жирная, то..." Он не стеснялся в выражениях. А еще вот момент очень важный. Многих артистов тогда же просто не пускали на сцену, потому что они не вписывались в формат. Толстая женщина не могла оказаться на сцене. То есть надо было всем худеть. Как безумно билась с весом Лариса Долина. Как мне все говорили: "Слушай, скинь десяток кило, тогда будет шанс взять тебя в какую-нибудь "Утреннюю почту". И папа говорил: "Если ты не сбросишь лишний вес, то у тебя ничего не получится. Звездой может стать только человек, обладающий комплексом достоинств. Одного нет - не будешь ты звездой".

Нина всю жизнь боролась с лишним весом. Фото: legion-media.ru
Нина всю жизнь боролась с лишним весом. Фото: legion-media.ru

- Про отношения с папой вы говорили, что они были разными в разные периоды.

- Да, и есть период, который мне не хочется вспоминать. Потому что, когда случилась перестройка, отец не вписался во всю эту историю, хотя был очень умный, с техническим образованием. Как только появились компьютеры, папа их сразу освоил, хотя ему уже лет 60 было. И он создал компанию "Лига новейших технологий". Но были 90-е, и его везде оттирали, обманывали, появлялись долги... Тяжелый был период.

- Про уход папы вы говорите, что он был мистическим…

- Я мечтала о сольном концерте в зале Чайковского. Это был 2002 год. Мне снимают зал, договариваются с оркестром. Это был первый концерт, собрать 1200 человек в зале Чайковского очень сложно - нужна реклама, а на рекламу денег нет. Тогда папа едет в Рыбинск к своим друзьям на завод полиграфических машин, где можно было отпечатать какую-то рекламу. И вот наступает 27 сентября. Я просыпаюсь с тяжелейшей головной болью. Помню, шел дождь. И у меня дневной концерт, который может принести мне дальнейшую работу. И я, совершенно разбитая, звоню папе, и мы очень долго с ним разговариваем. Я ему говорю, что не вижу перспектив и не понимаю, зачем все это делаю. И он четко мне говорит: "Тебе Бог дал талант, а когда такой талант дают, надо только им заниматься. Никто не обещал, что тебе будет легко. Это твой крест, думай о хорошем и занимайся делом, не ной". И вот мы с ним поговорили, все обсудили, он вечером должен был идти к своим друзьям. Мы попрощались, и я поехала на этот концерт. А мама говорила, что, когда в нашей семье кто-то умирает, нас обворовывают всегда. И у меня в метро порезали сумку. Взять ничего не смогли, но всю ее разрезали. И я в состоянии каком-то отрешенном приезжаю, голова болит, сумка порезана, я не могу дышать, но надо петь, а я не могу.

Родители Нины Шацкой в молодости. Фото: vk.com/nina_shatskaya
Родители Нины Шацкой в молодости. Фото: vk.com/nina_shatskaya

Заказчики посмотрели на меня с удивлением, мол, что это за певица, которая еле дышит. Но я спела и поехала. Звоню подруге, рассказываю ситуацию. Она говорит - приезжай ко мне, у меня есть билеты на концерт ансамбля Моисеева, в зал Чайковского. А у меня там через месяц должен быть сольный концерт. Приезжаю к ней, она наливает коньяку, я немного взбодрилась. Приезжаем, садимся, но я чувствую, что у меня все лицо горит. Такое впечатление, что зуд, и я ничего не могу сделать с собой. Я оглядываюсь и вижу, что весь зал забит. И думаю: "Боже мой! Здесь будет мой концерт, такое событие!" И у меня почему-то в голове крутится мысль, что я с мамой все это обсуждаю. Я говорю ей в своих мыслях: "Мама, я уже такая взрослая, а ни одного концерта сольного не спела. А папа, кстати, пел изумительно. Говорил, что споет в зале Чайковского". А мама смеется, мол, только отцу сказать, потому что он не переживет, если ты не дашь ему спеть в зале Чайковского. И вот мы это все обсуждаем, овации, мы выходим из зала, и у меня мобильный телефон звонит. И среди этих оваций раздается голос: "Нина, крепись, папы больше нет…"

Я растерялась, я не понимала, что мне делать… Что интересно, у меня были вещи, которые никак не получалось освоить в профессии. Были проблемы со звуком, с ритмом. Но когда отца не стало, эти вещи все ко мне пришли. И у меня было ощущение, что это он их отдает мне. Но что самое удивительное, он ушел ровно за 40 дней до моего концерта. Конечно, все его друзья, все, кто мог, все меня поддержали. У меня был аншлаг, были афиши, и весь зал знал, что это было посвящение моему отцу. Он просто отдал мне свою жизнь…

Еще папа хотел, чтобы я родила. Я была тогда в отношениях. А я очень боялась, я очень не хотела. Не чувствовала, что с этим мужчиной хочу детей. Я ждала человека, от которого захочу родить ребенка. А мама всегда мне говорила: будет он твоим мужем или не будет - у ребенка должен быть отец. Она мне до сих пор говорит - посмотри на своих ровесниц, кто родил детей без мужа. Посмотри, в кого выросли эти дети, какие они несчастные.

Шацкая с мамой и внучатыми племянниками. Фото: vk.com/nina_shatskaya
Шацкая с мамой и внучатыми племянниками. Фото: vk.com/nina_shatskaya

- Для вас тема детей больная?

- Нет, абсолютно нет! Если бы я не была папиной дочкой, может быть, у меня не стоял так вопрос. Но как бы ни складывались отношения у моих родителей… отец меня выпестовал. Но как же заранее обречь ребенка на отсутствие этой любви? Некоторые мои подруги говорят мне: "Ты эгоистка". Я эгоистка? Я просто думаю о своем ребенке гипотетическом. При этом я не осуждаю женщин, для кого ребенок - это смысл жизни. Для них это главное. Просто для меня была другая история главной. Меня же часто оставляли, и это было болезненно. Когда мужчины были готовы к серьезным отношениям и вдруг пугались. У Цветаевой есть такая фраза прозаическая в дневниках - о том, что все мужчины, сталкиваясь с ее чувствами, пугались. Они просто бросали ее, испугавшись ее сильных чувств. И я, когда влюблялась, душила любовью мужчин. И они убегали, исчезали без объяснения. Это были мучительные мгновения. По молодости я не понимала, что происходит. Но когда появились соцсети, эти мужчины, все до одного, меня нашли и какие-то слова мне сказали.

- Какие?

- Ну извинялись. Потому что нельзя было так со мной поступать.

Шацкую обожает публика. Фото: vk.com/nina_shatskaya
Шацкую обожает публика. Фото: vk.com/nina_shatskaya

- Нина, ваше определение жизни.

- Быть живым, не позволить себе умереть эмоционально. Эмоции - это главное. Жить - это значит чувствовать. Очень часто мне говорят, что жанр, в котором я работаю, старый, что он не годится. Но это школа чувств. Если в спектре красок убрать какую-то одну, то мы перестанем видеть мир ярким. Я не жалею обо всех своих потерях, каких-то болезненных вещах - они колоссально обогащают, они дают весь спектр красок. Они не позволяют душе стареть. Чем ты больше испытываешь разных эмоций - от страдания и боли до радости и счастья, тем ты богаче и тем твоя жизнь ярче. Чтобы почувствовать вкус жизни, надо все в ней испытать.

Читайте больше эксклюзивных интервью:

БУМАЖНОЕ ИЗДАНИЕ ГАЗЕТЫ «ЖИЗНЬ»
ПОДПИСКА НА ГАЗЕТУ
Ягафарова Юлия