"Главная бабушка Советского Союза" была замужем за немцем, работала машинисткой и обладала невероятно вредным характером, а еще у нее не было специального образования
Мы не помним ее молодой, но без нее невозможно представить наше детство. "Солдат Иван Бровкин", "Морозко", "Вам и не снилось"... В каждой роли она неподражаема, а ведь популярность к ней пришла лишь после 50 лет, что считается редкостью в актерской профессии.
"Говорят, меня не видели молодой. А мне кажется, я никогда не была старой", - не уставала повторять Татьяна Ивановна.
К 120-летию "главной бабушки советского кино" Татьяны Пельтцер - материал газеты "Жизнь".
Татьяна Ивановна появилась на свет 6 июня 1904 года в семье актера и режиссера. Именно отцу - Ивану Романовичу Пельтцеру - актриса обязана своей любовью к театру и актерскому мастерству. Папа вовремя разглядел в маленькой Тане талант и помог ей проявить себя на сцене. Первой ролью юной Пельтцер стал Сереженька - сын Анны Карениной в театральной постановке по роману Льва Толстого. И эта работа потрясла зрителей. Казалось, у маленькой актрисы была одна дорога - в театральное.
Но Татьяна Ивановна так и не получила актерского образования. Она не раз признавалась, что гордится умением воплотить в жизнь любой образ без специального обучения. Лучшим учителем Пельтцер всегда считала своего отца: мужчина настолько просто мог объяснить девочке даже самые сложные вещи, что других наставников Татьяна, скорее всего, просто не воспринимала бы.
Однако путь к славе у актрисы был непростым и тернистым. Сначала Татьяна Ивановна стала актрисой по найму, но работала недолго, ведь в скором времени ее с головой накрыла любовь.
В 1927 году Пельтцер, которую никто никогда не считал красивой, вышла замуж. Немецкий коммунист и философ Ганс Тейблер, который учился в СССР, без памяти влюбился в живую и очень яркую девушку с немецко-еврейской кровью и увез к себе на родину - в Германию.
Уже в браке Пельтцер узнала о своем диагнозе - ей поставили бесплодие, а они с мужем так хотели детей... К каким только врачам не обращалась актриса, где только не лечилась, но все специалисты разводили руками. Тогда Татьяна решила, что будет жить для себя, и ее жизнь в Европе была счастливой и безбедной. Она учила язык, гуляла по городу, а потом, чтобы не сидеть дома, устроилась на работу машинисткой, пока муж уверенно шагал по карьерной лестнице в компании "Опель". Для полного счастья ей не хватало лишь одного - театра.
Тогда-то она и начала знакомиться с местными артистами, много с ними общаться. О ней узнал режиссер Эрвин Пискатор, он предложил актрисе роль в своей постановке "Инга". К сожалению, карьера в Европе, не успев начаться, быстро закончилась. Пельтцер вышла на сцену только один раз, а вскоре режиссер покинул страну.
Вскоре Пельтцер заскучала на чужбине - она вдруг поняла, что все это не ее, не родное, что не может она больше жить без своего искусства и своих зрителей... Поэтому Татьяна развелась с Гансом и в 1930 году вернулась в СССР. Правда, существует несколько версий расставания актрисы с первым и единственным супругом. По одной из них, Татьяна Ивановна влюбилась в другого мужчину: однажды Ганс нашел любовную записку, сильно разозлился и поссорился с Татьяной. По другой версии, Татьяна просто не хотела оставаться в Германии, поэтому тихо разошлась с благоверным. Разрыв стал неожиданностью для окружения пары, но Татьяна смело перевернула эту страницу своей жизни.
Когда Пельтцер вернулась в Союз, она активно начала искать работу - душа просила творчества. Она недолго служила в Театре Моссовета, но оттуда ее уволили, а в трудовой сделали запись о профнепригодности. Возможно, причиной тому стало отсутствие актерского образования… Некоторое время артистка работала машинисткой на заводе, но и оттуда ее попросили. Мол, возвращайся лучше в театр. А она и послушалась.
Артистка сменила несколько сцен, прежде чем счастье ей улыбнулось в Театре миниатюр - там не посмотрели на отсутствие за плечами Пельтцер училища. Ее талант сделать даже второстепенную роль яркой и запоминающейся наконец был оценен по достоинству. Многие зрители приходили на спектакли именно ради милой актрисы, которая невероятно вживалась в роль, не боялась быть смешной или некрасивой.
А потом началась война, и актриса оказалась между двух огней. "Было непросто. Отец - немец, мать - еврейка", - вспоминала она уже после войны.
Вся семья Пельтцер жила в страхе, ведь в самом начале Великой Отечественной вышел указ о переселении немцев. Спасли коллеги-актеры, а потом труппы театров, где служили Татьяна и ее отец, эвакуировали в город Фрунзе. Репертуар заметно изменился, постановки стали созвучны тяжелому времени, а сама Пельтцер освоила новый для себя образ "немецкой фрау". Благо она знала, как ею быть.
Там же у Татьяны случился роман с инструктором военно-авиационной школы Андреем Мельником. Несмотря на трудное время, они были счастливы и дело уже шло к свадьбе, но вскоре избранника Пельтцер отправили на фронт, откуда пришла похоронка.
В 1944 году Пельтцер вернулась в Москву, где сразу же приступила к съемкам картины "Свадьба": роль была маленькой, но очень яркой. Через год закончилась война, и жизнь стала возвращаться на круги своя. Мешало только одно - фамилия.
Как только не уговаривали Татьяну Ивановну сменить "неудобную" немецкую фамилию, она от нее не отказалась. Не сменила она ее и из-за замужества... так как больше не выходила замуж.
Интересно, что с бывшим мужем актриса поддерживала добрые отношения, несмотря на то что после развода он снова женился, обзавелся детьми, а потом и внуками. Женщина с радостью общалась с семьей Ганса и виделась с ними, когда они приезжали в СССР. Не перестали бывшие супруги общаться и после войны. Бывший муж Пельтцер был ярым коммунистом, за что по приказу Гитлера был брошен в концлагерь. Но смог выжить...
У каждого из них была своя жизнь, но они находили темы для разговоров и вспоминали прошлое без сожаления, а однажды даже вместе отдыхали в Карловых Варах.
Однако Карловы Вары были не единственным местом, где нравилось отдыхать Пельтцер. Она любила путешествовать, и была у артистки одна маленькая слабость: в отпуске она обязательно флиртовала с мужчинами и завязывала легкий курортный роман. Она никогда не была красавицей, но мужчины сходили по ней с ума.
Всероссийская слава свалилась на Пельтцер только в 49 лет, в далеком 1953 году, когда по телевизору показали запись спектакля "Свадьба с приданым", в котором актриса воплотила образ любительницы спиртного Лукерьи Похлебкиной. Так живо и убедительно она отыграла своего персонажа, что у зрителей сразу возникло ощущение, будто и сама Татьяна Ивановна не прочь пригубить… Но это был всего лишь талант от природы, к которому, кстати, актриса относилась спокойно, не считая свои способности выдающимися.
Режиссеры, поняв, какой она самородок, стали приглашать актрису в свои картины. В силу возраста Пельтцер в основном доставались роли матерей и бабушек, но она не жаловалась. Мама Ивана Бровкина, родительница главной героини картины "Укротительница тигров", коварная бабулечка из ленты "Вам и не снилось…", интеллигентная тетушка Федосья Ивановна из "Формулы любви"… И это лишь малая часть ярких образов, которые полюбились всей стране.
Также Татьяну Ивановну часто приглашали в сказки, снималась она и в "Ералаше". Помните бабушку, которая чуть что бросалась на выручку своему внуку-переростку с криком "Бегу, внучек, бегу!" Так вот это тоже она...
Однако, по словам коллег и режиссеров, за милой внешностью и кротким, на первый взгляд, нравом скрывалась довольно своенравная и даже склочная особа. Пельтцер была из тех, кто не церемонится с окружающими. Она прямо могла сказать даже самую обидную правду в лицо актеру или любому другому человеку.
Например, ее знакомство с Марком Захаровым началось с небольшого казуса. При первой встрече Татьяна Ивановна заявила мэтру, что профессию режиссера выбирает лишь тот, кто ничего не умеет.
На критику Марк Анатольевич не обиделся, а позднее и вовсе пригласил легендарную актрису к себе в "Ленком". Тогда ей было уже за 70 лет, но каждый спектакль с ее участием обязательно заканчивался длительными овациями.
Любила Пельтцер поскандалить и с сотрудниками театра - гримерами, костюмерами, но со временем они привыкли к капризам народной любимицы и ничего обидного ей в ответ не говорили. Впрочем, однажды за кулисами появился слегка поддатый артист, на которого Татьяна Ивановна со свойственным ей пылом накричала, на что тот ей заявил: "А вы, Татьяна Ивановна, помолчали бы. Вас никто не любит... кроме народа!"
Мужчине удалось и задеть актрису, и в то же время сделать ей комплимент... Однако что на это ответила острая на язык Пельтцер, неизвестно.
Впрочем, несмотря на свою прямолинейность, дружить Татьяна Ивановна умела и поддерживала добрые отношения с Фаиной Раневской и Ольгой Аросевой. В общем, и обругать могла - и поддержать в трудную минуту. Откуда только она черпала энергию?
А все дело в том, что хрупкая и худенькая Татьяна Ивановна до самой глубокой старости занималась утренней гимнастикой и была весьма педантична во всем, что касалось ее здоровья. С собой на съемки она возила походный чемоданчик, в котором лежал коврик и спортивная одежда для утренних упражнений.
А еще "главная бабушка Советского Союза" отлично играла в преферанс, но далеко не со всеми - лишь с избранными. Например, на съемках картины "Формула любви" она ночи напролет резалась в карты с Леонидом Броневым и звукооператором Юрием Рабиновичем, после чего те приходили на работу усталыми и сонными, а она лишь посмеивалась над ними.
Несмотря на активность и бодрость духа, к 80 годам здоровье актрисы резко ухудшилось…
Однажды из квартиры Пельтцер начали доноситься крики, соседи терпели несколько часов, а потом вызвали скорую. Медики диагностировали у актрисы прогрессирующую потерю памяти и манию преследования и... закрыли в психушке. Посчитали, что Татьяна Ивановна может быть опасной для окружающих и самой себя. Из ада ее спасла подруга Ольга Аросева, которая пришла навестить "бабушку".
Коллеги из театра похлопотали, чтобы актрису перевели в более цивильную клинику, где за Пельтцер был соответствующий уход. Однако все равно углядеть за ней не смогли... Однажды, бродя по серым коридорам своего мрачного пристанища, Татьяна Ивановна споткнулась и упала, получив перелом шейки бедра. Как известно, для пожилого человека эта травма становится смертельным приговором.
Ее не стало в возрасте 88 лет. Она тихо умерла около 11 утра 16 июля 1992 года. Вместе с Пельтцер ушла целая эпоха…
Четыре жены и ребёнок в 67. Памяти Вячеслава Шалевича
Абдулов вырастил её как родную дочь... Актрисе Ксении Алфёровой - 50!
Первый муж бил, а второй носил на руках. Любови Полищук исполнилось бы 75...
Дважды вышла замуж за одного мужчину... "Папиной дочке" Анне Михалковой - 50!