Коллаж: Камилла Колчева
Обложка © Коллаж: Камилла КолчеваОбложка © Коллаж: Камилла Колчева

Любила курортные романы и преферанс! 120 лет со дня рождения Татьяны Пельтцер

"Главная бабушка Советского Союза" была замужем за немцем, работала машинисткой и обладала невероятно вредным характером, а еще у нее не было специального образования

Мы не помним ее молодой, но без нее невозможно представить наше детство. "Солдат Иван Бровкин", "Морозко", "Вам и не снилось"... В каждой роли она неподражаема, а ведь популярность к ней пришла лишь после 50 лет, что считается редкостью в актерской профессии.

"Говорят, меня не видели молодой. А мне кажется, я никогда не была старой", - не уставала повторять Татьяна Ивановна.

К 120-летию "главной бабушки советского кино" Татьяны Пельтцер - материал газеты "Жизнь".

Татьяна Пельтцер, 1920-е. Фото: ru.wikipedia.org
Татьяна Пельтцер, 1920-е. Фото: ru.wikipedia.org

Папина дочка

Татьяна Ивановна появилась на свет 6 июня 1904 года в семье актера и режиссера. Именно отцу - Ивану Романовичу Пельтцеру - актриса обязана своей любовью к театру и актерскому мастерству. Папа вовремя разглядел в маленькой Тане талант и помог ей проявить себя на сцене. Первой ролью юной Пельтцер стал Сереженька - сын Анны Карениной в театральной постановке по роману Льва Толстого. И эта работа потрясла зрителей. Казалось, у маленькой актрисы была одна дорога - в театральное.

Но Татьяна Ивановна так и не получила актерского образования. Она не раз признавалась, что гордится умением воплотить в жизнь любой образ без специального обучения. Лучшим учителем Пельтцер всегда считала своего отца: мужчина настолько просто мог объяснить девочке даже самые сложные вещи, что других наставников Татьяна, скорее всего, просто не воспринимала бы.

Эта учеба в институте - дело лишнее, таланта и работоспособности хватит, -
считала Пельтцер.
Отец актрисы - Иван Романович Пельтцер. Фото: ru.wikipedia.org
Отец актрисы - Иван Романович Пельтцер. Фото: ru.wikipedia.org

Однако путь к славе у актрисы был непростым и тернистым. Сначала Татьяна Ивановна стала актрисой по найму, но работала недолго, ведь в скором времени ее с головой накрыла любовь.

Муж-немец и жизнь в Германии

В 1927 году Пельтцер, которую никто никогда не считал красивой, вышла замуж. Немецкий коммунист и философ Ганс Тейблер, который учился в СССР, без памяти влюбился в живую и очень яркую девушку с немецко-еврейской кровью и увез к себе на родину - в Германию.

Уже в браке Пельтцер узнала о своем диагнозе - ей поставили бесплодие, а они с мужем так хотели детей... К каким только врачам не обращалась актриса, где только не лечилась, но все специалисты разводили руками. Тогда Татьяна решила, что будет жить для себя, и ее жизнь в Европе была счастливой и безбедной. Она учила язык, гуляла по городу, а потом, чтобы не сидеть дома, устроилась на работу машинисткой, пока муж уверенно шагал по карьерной лестнице в компании "Опель". Для полного счастья ей не хватало лишь одного - театра.

Тогда-то она и начала знакомиться с местными артистами, много с ними общаться. О ней узнал режиссер Эрвин Пискатор, он предложил актрисе роль в своей постановке "Инга". К сожалению, карьера в Европе, не успев начаться, быстро закончилась. Пельтцер вышла на сцену только один раз, а вскоре режиссер покинул страну.

Пельтцер с супругом. Фото: личный архив Татьяны Пельтцер
Пельтцер с супругом. Фото: личный архив Татьяны Пельтцер

Вскоре Пельтцер заскучала на чужбине - она вдруг поняла, что все это не ее, не родное, что не может она больше жить без своего искусства и своих зрителей... Поэтому Татьяна развелась с Гансом и в 1930 году вернулась в СССР. Правда, существует несколько версий расставания актрисы с первым и единственным супругом. По одной из них, Татьяна Ивановна влюбилась в другого мужчину: однажды Ганс нашел любовную записку, сильно разозлился и поссорился с Татьяной. По другой версии, Татьяна просто не хотела оставаться в Германии, поэтому тихо разошлась с благоверным. Разрыв стал неожиданностью для окружения пары, но Татьяна смело перевернула эту страницу своей жизни.

Когда Пельтцер вернулась в Союз, она активно начала искать работу - душа просила творчества. Она недолго служила в Театре Моссовета, но оттуда ее уволили, а в трудовой сделали запись о профнепригодности. Возможно, причиной тому стало отсутствие актерского образования… Некоторое время артистка работала машинисткой на заводе, но и оттуда ее попросили. Мол, возвращайся лучше в театр. А она и послушалась.

Артистка сменила несколько сцен, прежде чем счастье ей улыбнулось в Театре миниатюр - там не посмотрели на отсутствие за плечами Пельтцер училища. Ее талант сделать даже второстепенную роль яркой и запоминающейся наконец был оценен по достоинству. Многие зрители приходили на спектакли именно ради милой актрисы, которая невероятно вживалась в роль, не боялась быть смешной или некрасивой.

Годы войны и "неудобная" фамилия

А потом началась война, и актриса оказалась между двух огней. "Было непросто. Отец - немец, мать - еврейка", - вспоминала она уже после войны.

Вся семья Пельтцер жила в страхе, ведь в самом начале Великой Отечественной вышел указ о переселении немцев. Спасли коллеги-актеры, а потом труппы театров, где служили Татьяна и ее отец, эвакуировали в город Фрунзе. Репертуар заметно изменился, постановки стали созвучны тяжелому времени, а сама Пельтцер освоила новый для себя образ "немецкой фрау". Благо она знала, как ею быть.

Там же у Татьяны случился роман с инструктором военно-авиационной школы Андреем Мельником. Несмотря на трудное время, они были счастливы и дело уже шло к свадьбе, но вскоре избранника Пельтцер отправили на фронт, откуда пришла похоронка.

Кадр из фильма "Свадьба", 1944, реж. Исидор Анненский
Кадр из фильма "Свадьба", 1944, реж. Исидор Анненский

В 1944 году Пельтцер вернулась в Москву, где сразу же приступила к съемкам картины "Свадьба": роль была маленькой, но очень яркой. Через год закончилась война, и жизнь стала возвращаться на круги своя. Мешало только одно - фамилия.

Как только не уговаривали Татьяну Ивановну сменить "неудобную" немецкую фамилию, она от нее не отказалась. Не сменила она ее и из-за замужества... так как больше не выходила замуж.

Любовь и флирт

Интересно, что с бывшим мужем актриса поддерживала добрые отношения, несмотря на то что после развода он снова женился, обзавелся детьми, а потом и внуками. Женщина с радостью общалась с семьей Ганса и виделась с ними, когда они приезжали в СССР. Не перестали бывшие супруги общаться и после войны. Бывший муж Пельтцер был ярым коммунистом, за что по приказу Гитлера был брошен в концлагерь. Но смог выжить...

У каждого из них была своя жизнь, но они находили темы для разговоров и вспоминали прошлое без сожаления, а однажды даже вместе отдыхали в Карловых Варах.

Однако Карловы Вары были не единственным местом, где нравилось отдыхать Пельтцер. Она любила путешествовать, и была у артистки одна маленькая слабость: в отпуске она обязательно флиртовала с мужчинами и завязывала легкий курортный роман. Она никогда не была красавицей, но мужчины сходили по ней с ума.

Татьяна Пельтцер в 1920-х. Фото: ru.wikipedia.org
Татьяна Пельтцер в 1920-х. Фото: ru.wikipedia.org
Курортные романы были практически непременной составляющей ее отдыха. Знакомые посмеивались над тем, какой таинственностью окружала свои лямуры Татьяна Ивановна, но для нее таинственность была составной частью любовной игры, добавляла романтики, -
писал Андрей Шляхов в книге "Главная бабушка Советского Союза".

Карьера в Союзе

Всероссийская слава свалилась на Пельтцер только в 49 лет, в далеком 1953 году, когда по телевизору показали запись спектакля "Свадьба с приданым", в котором актриса воплотила образ любительницы спиртного Лукерьи Похлебкиной. Так живо и убедительно она отыграла своего персонажа, что у зрителей сразу возникло ощущение, будто и сама Татьяна Ивановна не прочь пригубить… Но это был всего лишь талант от природы, к которому, кстати, актриса относилась спокойно, не считая свои способности выдающимися.

Старуха так старуха. Только обязательно счастливая. Хоть на экране… -
вздыхала Пельтцер.
Пельтцер в образе Лукерьи. Кадр из фильма "Свадьба с приданым", 1953, реж. Татьяна Лукашевич, Борис Равенских
Пельтцер в образе Лукерьи. Кадр из фильма "Свадьба с приданым", 1953, реж. Татьяна Лукашевич, Борис Равенских

Режиссеры, поняв, какой она самородок, стали приглашать актрису в свои картины. В силу возраста Пельтцер в основном доставались роли матерей и бабушек, но она не жаловалась. Мама Ивана Бровкина, родительница главной героини картины "Укротительница тигров", коварная бабулечка из ленты "Вам и не снилось…", интеллигентная тетушка Федосья Ивановна из "Формулы любви"… И это лишь малая часть ярких образов, которые полюбились всей стране.

За мной утвердилось амплуа "колхозной мамаши", -
говорила актриса.
Пельтцер в образе вредной бабули. Кадр из фильма "Вам и не снилось", 1980, реж. Илья Фрэз
Пельтцер в образе вредной бабули. Кадр из фильма "Вам и не снилось", 1980, реж. Илья Фрэз

Также Татьяну Ивановну часто приглашали в сказки, снималась она и в "Ералаше". Помните бабушку, которая чуть что бросалась на выручку своему внуку-переростку с криком "Бегу, внучек, бегу!" Так вот это тоже она...

Пельтцер была как бы полпред своего поколения. Когда мы выезжали на гастроли в Сибирь, за Урал, люди плакали от восторга - эта женщина сыграла тех наших бабушек, которые прошли войну, страшные предвоенные годы, все тяготы послевоенного созидания, но сохранили бодрость, остроумие, веселость. У нее была сумасшедшая популярность. Правда, пришла она поздно, -
вспоминал об актрисе режиссер Марк Захаров.
Пельтцер в роли матери жениха. Кадр из сказки "Морозко", 1964, реж. Александр Роу
Пельтцер в роли матери жениха. Кадр из сказки "Морозко", 1964, реж. Александр Роу

Склочная особа Пельтцер

Однако, по словам коллег и режиссеров, за милой внешностью и кротким, на первый взгляд, нравом скрывалась довольно своенравная и даже склочная особа. Пельтцер была из тех, кто не церемонится с окружающими. Она прямо могла сказать даже самую обидную правду в лицо актеру или любому другому человеку.

Например, ее знакомство с Марком Захаровым началось с небольшого казуса. При первой встрече Татьяна Ивановна заявила мэтру, что профессию режиссера выбирает лишь тот, кто ничего не умеет.

Что же такое у нас происходит в жизни? Как человек ничего не умеет, так он сразу лезет в режиссуру! Вы, Марк Анатольевич, лучше бы свои рассказы писали! -
взъелась на Захарова при первой встрече Пельтцер.
Марк Анатольевич всегда с теплотой говорил о Пельтцер и никогда на нее не обижался. Фото: legion-media.ru
Марк Анатольевич всегда с теплотой говорил о Пельтцер и никогда на нее не обижался. Фото: legion-media.ru

На критику Марк Анатольевич не обиделся, а позднее и вовсе пригласил легендарную актрису к себе в "Ленком". Тогда ей было уже за 70 лет, но каждый спектакль с ее участием обязательно заканчивался длительными овациями.

Любила Пельтцер поскандалить и с сотрудниками театра - гримерами, костюмерами, но со временем они привыкли к капризам народной любимицы и ничего обидного ей в ответ не говорили. Впрочем, однажды за кулисами появился слегка поддатый артист, на которого Татьяна Ивановна со свойственным ей пылом накричала, на что тот ей заявил: "А вы, Татьяна Ивановна, помолчали бы. Вас никто не любит... кроме народа!"

Мужчине удалось и задеть актрису, и в то же время сделать ей комплимент... Однако что на это ответила острая на язык Пельтцер, неизвестно.

Впрочем, несмотря на свою прямолинейность, дружить Татьяна Ивановна умела и поддерживала добрые отношения с Фаиной Раневской и Ольгой Аросевой. В общем, и обругать могла - и поддержать в трудную минуту. Откуда только она черпала энергию?

За внешностью интеллигентной бабушки скрывалась весьма капризная дама. Фото: legion-media.ru
За внешностью интеллигентной бабушки скрывалась весьма капризная дама. Фото: legion-media.ru

Зарядка по утрам и своя ложка

А все дело в том, что хрупкая и худенькая Татьяна Ивановна до самой глубокой старости занималась утренней гимнастикой и была весьма педантична во всем, что касалось ее здоровья. С собой на съемки она возила походный чемоданчик, в котором лежал коврик и спортивная одежда для утренних упражнений.

Татьяна Ивановна в бытовой жизни, вообще-то, была педантичным человеком. И очень старалась продлить себе жизнь. На гастроли брала с собой не только коврик для зарядки, которую делала всегда, но даже плитку, кастрюльки, ложечку серебряную, салфеточки. Готовила себе еду в номере. Но педантичность в быту не соответствовала ее веселости на людях, на сцене. Там она была вихрь, -
говорил в интервью Захаров.
Татьяна Иванова следила за своим здоровьем. Фото: legion-media.ru
Татьяна Иванова следила за своим здоровьем. Фото: legion-media.ru

А еще "главная бабушка Советского Союза" отлично играла в преферанс, но далеко не со всеми - лишь с избранными. Например, на съемках картины "Формула любви" она ночи напролет резалась в карты с Леонидом Броневым и звукооператором Юрием Рабиновичем, после чего те приходили на работу усталыми и сонными, а она лишь посмеивалась над ними.

Психушка и смерть в 88 лет

Несмотря на активность и бодрость духа, к 80 годам здоровье актрисы резко ухудшилось…

В нашей стране часто большие актеры уходят не очень складно и не очень красиво. У нее было тяжелое заболевание - потеряла память, потом сознание начало меркнуть... Хотя она до последнего держалась и играла с Абдуловым финал "Поминальной молитвы". Саша - человек открытый, талантливый. Она это ценила, а он расточал ей особые комплименты. Когда они в "Молитве" выходили на сцену, Саша ее незаметно щипал - тогда она говорила свою реплику. Иногда невпопад, что тоже было смешно. Мы ее звали "наша бабушка". Ее все обожали. Любили и немножко побаивались. Она иногда могла врезать прямо со сцены, если ей кто-то мешал, что-то не то говорил, реплики путал, -
рассказывал Захаров.

Однажды из квартиры Пельтцер начали доноситься крики, соседи терпели несколько часов, а потом вызвали скорую. Медики диагностировали у актрисы прогрессирующую потерю памяти и манию преследования и... закрыли в психушке. Посчитали, что Татьяна Ивановна может быть опасной для окружающих и самой себя. Из ада ее спасла подруга Ольга Аросева, которая пришла навестить "бабушку".

Ничего страшнее в своей жизни, чем в этой больнице, я не видела. Кругом сумасшедшие старухи шныряли как мыши, а Татьяна прислонилась ко мне и шепчет: ''Возьми меня отсюда''. Забыла мое имя, но, когда врач спросил ее, кто я, напряглась и сказала: ''Друг мой'', -
вспоминала Ольга Аросева после визита к Татьяне Ивановне.
Ольга Аросева и другие актеры вытащили пожилую Пельтцер из психушки. Фото: legion-media.ru
Ольга Аросева и другие актеры вытащили пожилую Пельтцер из психушки. Фото: legion-media.ru

Коллеги из театра похлопотали, чтобы актрису перевели в более цивильную клинику, где за Пельтцер был соответствующий уход. Однако все равно углядеть за ней не смогли... Однажды, бродя по серым коридорам своего мрачного пристанища, Татьяна Ивановна споткнулась и упала, получив перелом шейки бедра. Как известно, для пожилого человека эта травма становится смертельным приговором.

Ее не стало в возрасте 88 лет. Она тихо умерла около 11 утра 16 июля 1992 года. Вместе с Пельтцер ушла целая эпоха…

Читайте также:

Москвина Анастасия