Коллаж: Камилла Колчева
Обложка © Коллаж: Камилла КолчеваОбложка © Коллаж: Камилла Колчева

Ёла Санько: "Сказала, что всех вас переживу, и у меня тут же нашли опухоль..."

Откровенное интервью со звездой легендарной советской телепрограммы "Кабачок "13 стульев"

Она исполнила более 250 ролей, начиная от красавицы-официантки в "Кабачке" и заканчивая старухой-процентщицей в новой экранизации "Преступления и наказания" Достоевского.

В ее жизни необычно все. Имя, карьера и история любви. Актриса Ёла Санько рассказала о себе в откровенном интервью "Жизни".

Актриса Ëла Санько хотела бы и дальше работать с хорошими режиссерами. Фото: legion-media.ru
Актриса Ëла Санько хотела бы и дальше работать с хорошими режиссерами. Фото: legion-media.ru

- Вам довелось работать с выдающимися актерами и режиссерами. Как работалось с Инной Чуриковой?

- Вы знаете, честно, а не потому, что человек умер, - она великая женщина.

- А какое впечатление произвел Леонид Броневой?

- Он меня не любил. Он замечательный артист, мастер, все это знают, но… Я пришла молодой артисткой в театр. И как-то мне звонят из училища: "Беги скорее, Эфрос смотрит артистов!" Он меня взял, я поступила в театр. И вот я иду на репетицию, сидит в кресле Броневой и щиплет меня за попу. И я очень больно его ударила. К счастью, не по лицу, а по руке. Но для него это было дико и больно. И он меня невзлюбил. Хотя мы с ним потом играли и в спектаклях, и в кино. Вообще, я люблю, когда мне делают замечания. Таня Догилева однажды меня спросила, как я отношусь, когда на меня кричит режиссер. И я ответила, что головой мне его жалко, может, у него что-то с женой не получилось и он должен утром прийти и всем доказать, что он молодец.

- Меня больше поразило, как вас Броневой ущипнул за попу. Позволил себе такое…

- А почему я в артистки дочку не пустила? У нее такой характер, что она, будь на моем месте в ситуации с Броневым, сразу бросила бы и роль, и театр, и Эфроса и ушла просто. Прекрасный режиссер Роман Михайлович Мархолиа спросил у меня: "Почему ты ее не пускаешь? Она классная, обаятельная, хорошо читает". Я ответила: "Ром, у нее характер перпендикулярный этой профессии".

- У вас удивительно все: история семьи, имена. Расскажите историю любви и знакомства ваших родителей.

- Родители мои - Иван Федосеевич Санько и Елена Дмитриевна Санько - познакомились в 1942 году. Папа в 39 лет стал командовать дивизией, а в это же время моя мама 20 лет от роду добровольцем пошла на фронт и попала в эту часть. Видимо, были у них какие-то переглядки, и на встречу Нового, 1943 года папа ее пригласил. И в честь той новогодней елки меня и назвали Ёлкой, когда я родилась в 1947 году. Когда стала взрослой, я была поражена. Ну ладно мама, романтическая девушка, но папа, человек в 39 лет… Однажды я спросила отца: "Папуль, я знаю, что ты любил маму. Почему ты выбрал ее?" Он так пожевал губу и обронил: "Толковая". И он рассказал фронтовую историю. Совещались офицеры, нужно было взять высоту. И папа спрашивал у пятерых офицеров, как это сделать с меньшими потерями. Никто ничего толком не предложил. А мама рассказывала, что на фронте папа дико матерился. И вот свои 17 этажей он произнес, а потом говорит: "Да вот сопливая девчонка сидит в углу и что-то пишет. Я ее спрошу! А ну-ка скажи!" Она встала и сказала все правильно. По его словам, в этот момент он по-настоящему обратил внимание на маму, стал приглядываться. А потом пригласил на встречу Нового года.

Ёла (в центре) на съемках легендарной передачи "Кабачок "13 стульев". Фото: legion-media.ru
Ёла (в центре) на съемках легендарной передачи "Кабачок "13 стульев". Фото: legion-media.ru

- Что было на столе?

- Папа отварил пельмени и обжарил их на сковородке на сливочном масле. Еще была рыба и, самое главное, розовое французское шампанское. Праздник, интимные переглядки и елка. Все это было для них двоих.

- Как долго они прожили вместе?

- 48 лет.

- Насколько обеспеченной была ваша семья?

- Всегда все было. Квартира у нас была трехкомнатная - на Новослободской. Он обычно советовался с мамой по каким-то вопросам, а тут позвонили и предложили пятикомнатную на Новом Арбате. А он отказался. Мама была удивлена: "Ванюша, у нас три дочери! Это же можно будет как-то обменять". А он: "Ленушка, столько людей живут в подвалах, что стыдно". Вот такой у меня был папа. Однажды я спросила отца, как он относится ко лжи. На триста процентов была уверена, что он скажет, что врать нехорошо. Но папа задумался, а потом ответил: "Ёлочка, понимаешь, бывают разные ситуации. Например, у женщины короткие ноги. И она ищет у меня поддержки: "Иван Федосеевич, мне муж говорит, что у меня короткие ноги. Неужели это правда?" Ну как ты считаешь, что я должен ответить? Конечно, ей нужно сказать, что муж не прав". Все это произвело на меня большое впечатление. А еще слова, которые он бросил однажды невзначай: "Вообще, быть порядочным человеком рентабельно".

Ëла Санько в 20 лет. Кадр из фильма "Сказы Уральских гор", 1968, реж. Ольгерд Воронцов
Ëла Санько в 20 лет. Кадр из фильма "Сказы Уральских гор", 1968, реж. Ольгерд Воронцов

- Три сестры. Как вы между собой общались?

- Очень хорошо. Мы все дружили. Танечка - средняя - была такого славянского типа, похожа на маму. А вообще она была вылитая Марина Влади в "Колдунье". Танечка окончила МГИМО, экономический факультет. Они с мужем собирались ехать в Лондон, оформляли документы. Но ей занесли инфекцию с уколом. И когда муж привез ее в больницу, было слишком поздно... Это был удар для всей семьи.

- 80-е для вашей семьи были тяжелыми. Потом папа заболел...

- Папа прожил 82 года. Если бы не онкология, думаю, до ста бы он дожил. Он был здоровым человеком. У него первый зуб заболел в 54 года. Когда я его спросила, какие сладости у него были в детстве, папа ответил: "Раков наловим - вот и сладость. Ну, еще вареники". Мама за ним ухаживала, переживала, у нее было три инфаркта. Смерть Татьяны ее подкосила ужасно. Я помню, что она лежала отвернувшись к стенке и молчала.

- Вашей мамы не стало в 1984 году 31 декабря. Как долго Новый год был для вас трагичным праздником?

- Мы похоронили ее в первых числах января. Она многим людям делала добро. Помню, мы с ней ехали в поезде с инвалидом-колясочником. Коляска у него была плохая, старая. И она потратила несколько месяцев, чтобы достать ему нормальную коляску. Оплатила и доставила. Когда мама умерла, я долго - наверное, в течение года - получала посылки от совершенно незнакомых мне людей. Особенно меня поразила одна посылка - прислали свежие яйца. Как можно в посылке послать яйца? А вот так. Пересыпаются семечками и доходят - ни одно не разбилось! А еще посылали масло, мед. И мы так же детей воспитываем. Потому что мама говорила, что все мы братья. И даже если человек не понимает этого, все равно он твой брат.

- Хочу поговорить про "Кабачок "13 стульев". Вы как-то сказали, что если бы были поумнее, то не пошли бы в "Кабачок".

- Да. Потому что есть люди, чье слово для меня имеет значение. Я встречаю возле лифта в "Останкино" режиссера Костю Худякова, он на меня смотрит и говорит: "Ты понимаешь, что совершила преступление по отношению к себе?" Я удивилась: "Костя, почему?" Он пояснил: "Тебя сейчас будут использовать только в этом плане, а тебе это надо?"

Кадр из фильма "Легенда о Тиле", 1976, реж. Александр Алов, Владимир Наумов
Кадр из фильма "Легенда о Тиле", 1976, реж. Александр Алов, Владимир Наумов

- Ваши однокурсники рассказывали, что вы пользовались сумасшедшим успехом у молодых людей.

- Я очень сержусь, когда говорят, что все девушки хотят замуж. Я девушка, которая никогда не хотела замуж! Только театр - и все.

- Как же вас уговорил выйти замуж Ян Арлазоров?

- Я была беременна. По залету. Я не хотела. Наша история с ним - она очень поучительная. Потому что нельзя играть с собой в игры. Самое опасное, когда ты подспудно каким-то животным чутьем что-то знаешь, но притворяешься, что ты этого не знаешь. Наш роман длился 12 лет. В принципе, выходить замуж и иметь любовные отношения с парнем, мать которого тебя ненавидит, - это странно. Это слабость, это дикость. У него масса достоинств, он добрый, солнечный человек. Но самое главное, он был антагонист по отношению к моему отцу, потому что основа мужчины все-таки - это какая-то сила внутренняя, он готов принимать решения. Мне очень жаль Яна, потому что он прожил в достатке и славе, но несчастливую жизнь. Он занимался йогой, но внутренне никогда себя не очищал.

В 50 лет актриса Санько появилась в кино в кардинально другом амплуа. Кадр из фильма "Глянец", 2007, реж. Андрей Кончаловский
В 50 лет актриса Санько появилась в кино в кардинально другом амплуа. Кадр из фильма "Глянец", 2007, реж. Андрей Кончаловский

- Отчего такая внутренняя дисгармония в нем была?

- Оттого что он был слабый и стыдился этого, вот и все. И он постоянно на это натыкался. Это больно, и от этой боли он мог на кого-то наброситься, повалить на пол, к примеру, или сказать злое слово. Это невыносимо, когда ты чувствуешь себя не на высоте. Человек всю жизнь собой был недоволен, включая аплодисменты, большие деньги, которые он получал.

- У вас был период, когда вы все бросили, взяли ребенка и уехали во Львов. У вас же здесь все хорошо было с работой, снимались, ребенок, муж...

- У нас тяжело складывались отношения, от этого я и уехала.

- Я понимаю - от мужа вы уехали, но вы же и от работы уехали. Неужели не было страшно уезжать в никуда?

- Интуиция. Есть моменты, когда не встает вопрос "зачем?" Это примерно как я Броневого ударила... И тут вопрос не вставал. Просто мне нужно было вырастить здорового ребенка в нормальной здоровой атмосфере. Потом на меня большое впечатление произвел вызов в опеку. Он же сходил и нажаловался. И вот сидит передо мной женщина, которая, мягко говоря, имеет слабое представление о семейной жизни, и эдак по-доброму мне говорит: "Посмотрите на себя и посмотрите на вашего мужа. Он красавец, он очаровательный, у него сияющие глаза, а вы... Да вы ноги ему должны мыть, вы хоть понимаете?!"

Елена Санько, мама Ëлы, была советской актрисой театра и кино. Фото: ru.wikipedia.org
Елена Санько, мама Ëлы, была советской актрисой театра и кино. Фото: ru.wikipedia.org

- А что для вас совершенно неприемлемо в отношениях с мужчиной?

- Ну вот с Сашей как я прекратила отношения... Саша Витанов - мой замечательный болгарский муж. Это было, когда я в очередной раз ушла от Яна. Меня с ним один артист МХАТа познакомил. Пригласил потанцевать, потом второй раз, стал ухаживать, началась переписка. Потом говорит: "Давай поженимся". И когда мы уже поженились, я его спросила, что он во мне нашел такого. А он отвечает: "Ты единственная в моей жизни женщина, которая не легла со мной в постель в первую ночь". Ну у них там очень свободные нравы. И как-то к нам в гости приходит его друг-режиссер из Югославии. Посмотрел на меня и говорит, что ему нужна актриса на роль героини в его картине. "Поедешь сниматься?" - спрашивает. Я согласилась. Жди, говорит, звонка. Жду, а он не звонит. Спрашиваю Сашу, почему его друг не звонит. А он, как оказалось, звонил, и Саша ему сказал, что Ёла сниматься не будет. "Почему?" - задаю вопрос. Ответ был такой: "А мне не нужно, чтобы про меня говорили, что я муж Санько. Мне нужно, чтобы про тебя говорили, что ты жена Витанова". Я говорю: "Стоп, когда ты на мне женился, ты знал, что я актриса". А он: "Понимаешь, я думал, что ты просто артистка, а после того как я посмотрел на тебя на сцене, я понял, что, если за тебя кто-то возьмется, ты прославишься и станешь звездой. Мне это не надо". В общем, поставил условие. В театре - да, ходи - подолом мети, а в кино я тебе не дам сниматься. Я пошла к свекрови, заняла у нее деньги, купила билет и под Новый год 27-28 декабря приехала в нашу пустую квартиру. Купила апельсины, шампанское и смотрела телевизор. А он был уверен, что я к какому-то любовнику рванула. И все, я затеяла дело о разводе. После развода Витанов два года присылал к Новому году и к маминому дню рождения полсамолета цветов. Приезжал автомобиль, забитый цветами, и два мужика их таскали. И записка прилагалась для мамы: "Елена, благодарю тебя, что ты вырастила и воспитала такую чудесную дочь".

- Через пять лет, которые вы прожили во Львове, вы возвратились в Москву. Все с нуля пришлось создавать?

- Вернулась я не потому, что соскучилась по столице, а потому, что у моей дочки возникли хрипы в легких. А поскольку у мамы был туберкулез, это было очень страшно. Если бы не получилось с Москвой, я бы поехала в Ригу. Но отец договорился в политуправлении, чтобы меня взяли в Театр армии. Там были большие сокращения, два человека покончили с собой, потому что их сократили из труппы.

Ёла раздает автографы поклонникам. Фото: legion-media.ru
Ёла раздает автографы поклонникам. Фото: legion-media.ru

- У вас был огромный перерыв в кино - 20 лет. Как вы спасались творчески и как выкручивались финансово?

- Финансово я выкручивалась нормально. В то время мне мало что нужно было, но обязательно сигареты и кофе. Сейчас сигареты уже отпали - организм отказывается принимать. Как сказал мудрый человек Юра Шлыков, не мы оставляем свои пороки, а они оставляют нас. Вот меня порок и оставил. В очередной раз затянулась - а я курила две - две с половиной пачки ежедневно, даже ночью вставала, чтобы покурить, - и стала разрываться голова - это сосуды. А творчески - я много играла в театре и совершенно не страдала без кино. Знаете, иногда какие-то ужасные вещи помогают. Когда вернулась в Москву из Львова, мама по телефону говорит: "Ёлочка, приезжай быстрей! Если отец умрет, ты себе этого не простишь". Она чувствовала смерть, но не понимала, что это ее смерть... В начале января я пошла смотреть все спектакли в Москве. Но я настолько была оглушена маминой смертью, что ничего не видела перед собой.

Отец Ëлы, генерал-полковник артиллерии и Герой Советского Союза Иван Санько. Фото: ru.wikipedia.org
Отец Ëлы, генерал-полковник артиллерии и Герой Советского Союза Иван Санько. Фото: ru.wikipedia.org

- То есть мама ушла раньше, чем папа?

- Да, папа через полгода только. И мама давно это знала. Она говорила: "Пока я с ним, он будет жив". У них на фронте была такая история. Они шли рядом с окопом, и немецкий снайпер прострелил ему папаху, а маме - ремешок с часов. Специально. Мол, я вас вижу, но я вас не трогаю. Видимо, они были такой парой, что даже фашист не захотел их убивать. Мама говорила, что после выстрелов папа так сильно ее толкнул, что она мигом оказалась на дне окопа. А та папаха простреленная долго у нас хранилась потом.

- В 90-е вы были одна?

- Нет, я вышла замуж за Романа Михайловича. Он был главным режиссером в Севастополе, а познакомились мы во Львове и потом ездили друг к другу в гости. Прожили вместе 28 лет. Он замечательный человек, жалею, что никого не родила от него.

- В этом году вы сыграли старуху-процентщицу в фильме по Достоевскому. Как вы относитесь к этому персонажу?

- Вот, кстати, может, этого не будет в фильме, но я вам расскажу. По контракту никто не может меня озвучить. На этом пункте они споткнулись: "А вдруг она умрет?" На что я, разъяренная, говорю: "Да я вас всех переживу и буду здорова и счастлива!" Через две недели у меня обнаружили опухоль, которую надо было удалять... И у меня таких случаев десяток наберется. И вот я лежала в больнице, меня оперировали по поводу опухоли, а через день у меня должна была быть съемка у Владимира Мирзоева - как раз эта процентщица. Я поговорила с художником и была ошарашена, что моя героиня будет в бархатном костюме, вся разукрашенная. А я к другому готовилась - какая-то замшелая старушка, а тут блистательная дама в черных перчатках, в бриллиантах. Она же не дура, зачем демонстрировать богатство. В общем, я была потрясена. У этого режиссера было одно волшебное свойство - к нему приходят идеи спонтанно, но это настолько фантастически талантливо... И по поводу меня у него такие штучки были: "Хорошо бы вы почти голая... ну, в такой маечке, как будто ее и нет". Но поскольку я у него уже снималась и ему верила, то, в принципе, голой быть я могу, на это смотреть, конечно, нельзя, а так ради бога... Не знаю, войдет это или не войдет.

По словам Ëлы Санько, она никогда не была той девушкой, которая мечтает о замужестве. Фото: legion-media.ru
По словам Ëлы Санько, она никогда не была той девушкой, которая мечтает о замужестве. Фото: legion-media.ru

- После диагноза и операции вы сразу же стали сниматься. Когда людям ставят такой диагноз, для многих это приговор, они не знают, как себя вытаскивать из этого состояния. Как вы себя поддерживаете?

- Представьте себе ситуацию - я на кладбище, похороны мамы. И тетя Нина, мамина сестра, которая очень переживала, как-то театрально упала на гроб и потребовала его открыть... Я смотрю - снег падает на мамин чудесный профиль, естественно, не тает, и в этот момент я перестала бояться смерти. Позже я подумала, что это что-то доброе от мамы, потому что раньше я боялась смерти патологически. Я никому этого не говорила, но мне постоянно снился сон, что я лежу в гробу и меня едят черви. А тут я вдруг поняла, что это не мама, а оболочка мамы. А мама следует дальше своим путем, куда и нам всем дорога, и еще неизвестно, сколько всего интересного будет впереди. Бывает так, что в тебя входит знание неизвестно откуда - секунду назад не знал, а теперь знаешь, что все именно так.

- Как вы думаете, в чем женское счастье?

- Для меня жизнь - это работа. Просто работа. Хотелось бы работать и дальше с хорошими режиссерами.

Читайте также:

БУМАЖНОЕ ИЗДАНИЕ ГАЗЕТЫ «ЖИЗНЬ»
ПОДПИСКА НА ГАЗЕТУ
Ягафарова Юлия