Артистка начала выступать в клубе с 12 лет, пыталась покорить шоу-бизнес с группой Che, не пошла к Градскому на "Голосе", а в "Факторе А" выступала с тревожным расстройством
Она пыталась прийти к успеху протоптанными дорожками, участвовала в конкурсах, пробивалась на телевидение и радио, но все оказалось намного проще. Зрителя цепляет искренность. В гостях у "Жизни" - самая известная девушка, поющая за рулем, Виктория Черенцова.
- Виктория, вы рассказывали, что петь за рулем стали от безысходности…
- Да. Когда тебе кажется, что ты поешь лучше, выглядишь лучше, а ничего не получается, в эти моменты накрывает отчаяние. На радио приносишь песни - неформат, на телевидение - неинтересно, ты сама по себе неинтересная, так как в твоей биографии нет никаких ссор и разводов с олигархами и постельных секретов.
- Кто вам говорил, что вы неформат?
- Во-первых, мой продюсер, когда у меня в Москве был мой первый проект Che. Это и была причина, по которой мы расстались. Мне говорили, как выглядеть, как себя вести на сцене. Сделали из меня другого человека. Я чувствовала себя марионеткой, а я этого не люблю. Люблю чувствовать контроль. Но тогда я на какое-то время подчинилась, так как мне сказали, что это нужно для успеха. А потом оказалось, что проект не идет и дело только во мне.
- Первый сложный период в жизни у вас случился в 12 лет…
- Я не знаю, насколько корректно говорить об этом. Скажу так: мама с отцом развелись, было сложное время. В нашем городе лихие 90-е длились очень долго и прошли совсем недавно. Безысходность маленького городка Коркино на Урале, в котором закрыли угольную шахту, обеспечивавшую жизнь 90% населения... Мне хотелось вырваться оттуда.
- Родители вам сами рассказали о разводе?
- Я маму подтолкнула к разговору. Она давно хотела развестись с отцом, но не развелась, чтобы сохранить семью. Когда я начала что-то понимать в отношениях и любви, я сказала ей: "Зачем ты себя мучаешь?" Она объяснила, что ради меня, чтобы обо мне плохо не говорили, не думали. Но мне надоело на это смотреть… Я сказала ей, что не надо терпеть все это ради меня.
- На что смотреть?
- Когда два человека друг друга не любят, это видно же…
- Отец пил?
- Допустим…
- Дрался?
- Да.
- Виктория, отвлечемся от грустного… Вы пишете стихи и музыку. На каких исполнителях вы росли?
- Маме романсы нравятся, папе нравился рок. Брат слушал Майкла Джексона, сестра - Уитни Хьюстон и Таню Буланову. Таня Буланова была чем-то особенным для меня. Я ее очень люблю.
- Как поняли, что вы творческая личность?
- Для меня петь и сочинять было нормальным явлением с детства. Я долгое время удивлялась, как другие не пишут стихи и песни. Я в пять лет написала свою первую песню про туман, но развивать мои способности не пытались.
- В итоге после школы вы получили образование программиста… Зачем вам это было надо при таком таланте?
- Давайте расставим все точки над i. Я оператор ЭВМ, но, чтобы не объяснять, что я оператор электронно-вычислительной машины, я просто говорю, что я программист, но это, конечно, совсем не то. Поэтому я решила выбрать дело, которое меня спасет, если я потеряю голос. И я чуть не потеряла голос 11 лет назад. Мне даже предлагали операцию: у меня на обеих связках узлы, причем такие застарелые, что ничего уже не поможет. Я отказалась от операции и долго не пела, разговаривала тихо. Потом постепенно начала восстанавливать голос, стала разминать связки с помощью вокальных упражнений.
- Из-за чего появились узлы?
- Из-за того, что не умела петь, никогда этому не училась. Это большой минус, что нет музыкального образования. Но с другой стороны, если у тебя есть мозги и интернет, то ты можешь научиться всему сама.
- Хочу вернуться к профессии оператора ЭВМ. Там ведь надо знать математику…
- Я обожаю все это! Когда у нас началась геометрия и пришла новая учительница, мне захотелось показать ей, какая я умная. Я за три месяца сама прошла весь учебник по геометрии, и мне было так это в кайф.
- И в 12 лет вы пошли работать. Кто посоветовал?
- Брат! Ему было 17. Когда он ушел из дома, выучился, стал работать ведущим в ночных клубах Челябинска, диджеем на радио. И как-то раз нужно было записать рекламу женским вокалом. Он и подумал, почему бы не привлечь сестру. Так я заработала свой первый гонорар. Потом брат стал приглашать меня петь в клубы. Говорил: "Тебе надо чуть-чуть подкраситься, и ты - готовая певица". А я очень взрослой выглядела - в 12 лет я уже была ростом 170 сантиметров, красилась, одевалась и сходила за 25-летнюю. Я хотела зарабатывать деньги. То, что получала мама, были копейки. А мне хотелось иметь жвачку, штаны, кофты. Мне хотелось уже быть взрослой. Я головой понимала, что я взрослее сверстников. У них пубертатные проблемы, а у меня были уже взрослые проблемы. Например, что мне поесть вечером.
- Как ваша мама отреагировала на то, что ее 12-летняя дочь пошла работать?
- Нормально! Мама меня всегда считала взрослой. Она во мне перестала видеть ребенка, когда я пошла в школу. Она всегда относилась с уважением к моему мнению, сейчас я так стараюсь вести себя со своими детьми. Я рано повзрослела. Что касается клуба, мама знала, что я под присмотром брата. Она знала, что Стас не даст меня в обиду… В 12 лет я стала читать взрослые книги со взрослыми сценами. Я стала вести себя так же. Мне нравились сильные и своенравные героини писательницы Юлии Шиловой…
- От Коркино до Челябинска долго ехать?
- Минут 30-40. Я уезжала в четверг вечером после школы, в пятницу и в субботу в школе не появлялась. А в воскресенье вечером возвращалась. У меня была договоренность с учителями, так как это была вынужденная ситуация. И если сначала маму вызывали в школу, то потом смирились. Я даже думала, что не окончу школу, буду в клубах работать, но потом взялась за голову.
- Работа в клубе была плотной?
- Я пела, у меня было несколько сетов… Все это перебивалось танцами, стриптизом. Мои выступления были не единственными.
- Но вам 12 лет. Какая жизнь была вокруг вас с четверга по воскресенье?
- Мне нравилось, что я во взрослой жизни, в тусовке. Когда я приходила в школу, думала, что тут за скука. Причем в клубе все были позитивные. Даже стриптизерша. Это была не пьяная баба, это была очень красивая стройная девушка, и танцевала она красиво. Это не было пошло или вульгарно. Так я работала до 17 лет, потом попала в рок-группу, и выступления в клубах сошли на нет. Я увидела другую сторону сцены, поняла, что могу выступать не только перед пьяной публикой, но и перед думающими людьми. Это стало для меня откровением. Но на тот момент у меня не было ничего, и мне хотелось показать, какая я талантливая.
- Когда вы впервые влюбились?
- Я влюбилась в друга моего брата. Мне было 12, ему - около 20. Но я отношений не добивалась. Просто мечтала о нем, хотела, чтобы он обратил на меня внимание. Я понимала, что мала для него, конечно… Но это же девичье сердце. Как этот процесс сдержать?
- В какой-то момент вы стали зарабатывать больше мамы. Помогали ей?
- Я помогла маме тем, что стала абсолютно автономна. Ей не нужно было на меня зарабатывать. Этим я ей очень помогла. На мои деньги что-то делалось, конечно, я помогала по мелочам, но мама у меня такой человек... Она говорила: "Это твое! Береги". Я как-то выиграла электрический чайник, и она запретила мне его распаковывать. Мол, это твое приданое, оставь.
- Переехать в Москву вы решились в 18 лет. Как это произошло?
- Я всегда знала, что буду жить в Москве. Знала, что буду в столице, стремилась к этому. Это здорово и престижно.
- Вы начали с того, что ваша подруга отправила ваши записи известному музыканту Николаю Носкову…
- Да, ему понравилось, как я спела, и он пригласил меня в Москву. Брат Стас купил мне билет, я приехала из Челябинска домой и поставила маму перед фактом. "Что ты будешь есть в дороге? Хоть бы сказала заранее", - только и спросила она. Вот и все проводы.
- Куда вы ехали?
- У Стаса в Москве была подруга. Он попросил ее приютить меня на некоторое время. Мы думали, что Носков увидит, какая я крутая, и все у меня сразу сложится…
- Как в итоге получилось? С Носковым встретились?
- Я позвонила ему и сказала: "Я в Москве". Повисла пауза, а потом я спросила: "Куда мне ехать?" Он был тогда на гастролях и поручил меня другу. Мы с ним встретились на Красной площади, приехали в студию. Мне показали песню, записали ее на диск, я взяла ее с собой и стала учить. Потом мы встретились с Николаем Ивановичем. Я поняла, что у нас получатся теплые отношения. Помню, я спела, он похвалил меня, а я к нему за автографом. Он сказал: "Ты чего? Отстань". После этого появился проект Che. Я записала песню, но мне сказали, что надо работать… А я ведь звездой приехала становиться. Пришлось устроиться в отдел кадров - девять месяцев я проработала в офисе, и только потом мне предложили контракт. Контракт был долгим - на 10 лет. Для меня на тот момент это было очень много. Я ведь себе пообещала в 27 родить.
- Ваша цитата: "Москва отторгала меня, казалось, что тут живут самые ужасные человеческие пороки и нужно иметь сильную волю, чтобы не поддаваться соблазнам. А еще предстояло фильтровать предложения и отличать хорошее от плохого. Когда стали поступать предложения определенного характера, я делала вид, что не понимаю, о чем речь, косила под дурочку. Наступил момент, когда одеваться стала так, чтобы не вызывать у мужчин лишних эмоций, а после нескольких подобных предложений я испугалась и вернулась домой".
- Удивительно, как забывается плохое. Это все ушло из моей головы. Да, так и было.
- Это про харассмент?
- Не хочу уточнять. Понимаете, под личиной благодетели не всегда кроется желание помочь. Иногда бывает так, что благое дело всего лишь повод привязать к себе и сделать должным. Мне стало легче, когда я нашла себе подругу по интересам в Москве. Я стала проще ко всему относиться. А предложения? Ранили меня? Да, но хуже мне от этого не стало…
- Проект Che cделали под вас?
- Да! Там меня подстригли и сказали, как вести себя на сцене. И работа закипела...
- Причем так хорошо, что вы попали на "Рождественские встречи" к Алле Пугачевой...
- Это случилось уже под конец проекта… А в самом начале мы попали на МУЗ-ТВ, наши клипы крутили. Потом уже, когда мне позволили отрастить каре и немного поменяться, выстрелила песня "Мама" на "Радио Алла". Меня это удивило: я думала, что за это заплатили.
- И вот "Рождественские встречи". Это как случилось?
- Было круто, здорово! Я никогда не видела столько мастодонтов в одном месте. И я среди них… Алла Борисовна приняла меня как свою. Я же со всеми звездами сидела и ела, мы общались. Но я больше старалась молчать и слушать. Это было удивительное событие для меня.
- Вы как-то признались, что не волнуетесь на сцене. Это возможно?
- Это не значит, что я пофигистка, я очень тревожный человек.
- Никогда не забывали слова?
- Я больше всего боюсь начать икать, но, когда это случилось в Кремлевском дворце, я перестала этого бояться. После первой спетой строчки икота прошла…
- Из-за чего вы еще тревожитесь?
- Я боюсь летать. И это не волнение, это паника. У меня холодеет все тело, я начинаю плакать… Как-то мы летели с моей командой, и я оказалась вдали от них. Стала сильно волноваться, и какой-то мужчина рядом просто взял меня за руку. Молча… Я ухватилась за него, а он говорил: "Дышим, дышим, сейчас мы выйдем на полосу". В каком-то смысле незнакомому человеку легче успокоить, заболтать, так как ему проще рассказать что-то новое.
- Когда наступила точка, когда вы взбунтовались и решили покинуть проект?
- Это произошло после слов, что я неинтересная, что никакая и проект не идет из-за меня. Мне предложили приостановить действие контракта на неопределенный срок. Но условия были такие: я не имела права заниматься творческой деятельностью, исполнять песни, появляться на телевидении. Я спросила: "А жить на что?" Мне сказали, что это мои проблемы. Через три месяца я написала заявление о расторжении договора, так как мне не платили зарплату. Это была единственная лазейка для меня выйти из проекта.
- И вот вы ушли… И?
- Я стала работать в игровом клубе официантом. Носила соки, закуски… За пять часов работы я получала четыре тысячи. Тогда я еще подумала: а нужна ли мне эта музыка? Зарплата в группе еле-еле покрывала мои девичьи расходы. Короче, скопила я денег и начала работать с Дмитрием Певцовым.
- Как произошло ваше знакомство?
- Ему нужна была бэк-вокалистка, а на тот момент мой знакомый поэт Олег Гегельский работал с ним. Он меня ему и порекомендовал - мне нужна была работа. Певцов принял меня сразу…
- Он друг и руководитель?
- Я не знаю, в какой роли он потряснее. Он мегачеловек. Он уникальный во всем. В восприятии жизни, в отношении к зрителю. Я у него училась. Наблюдала, как он общается со зрителями, как он их любит и уважает, как встает рядом с ними. Мол, я не звезда, а рядом, такой же человек. Как друг он потрясный. Многим своим друзьям вы дадите машину? А он мне дает…
- Вернемся к игровому клубу. Вы именно там познакомились с будущим мужем. Как это было?
- Сначала пришел его друг, который позвонил ему и сказал: "Приезжай, тут такие девчонки!" А я в красивом платье, с красивыми ногами. Когда он приехал, увидел меня, предложил подвезти. Я отказалась: нельзя было общаться с клиентами. Но он был настойчивым. Через несколько дней он меня все-таки подвез, а через неделю мы стали вместе жить.
- Чем он вас покорил?
- Он в моем вкусе. Красавчик, спортивный, на лицо приятный, и я клюнула на эту обложку. Вы не представляете, чего мне стоило ему отказывать каждый день. Я ему долгое время не говорила, что пою. Но когда стали с ним жить, я привезла клавиши с колонками - и тут пришлось признаться, что я песни сочиняю и исполняю. Мы вместе уже 11 лет.
- Когда прошла первая влюбленность, с чем вам пришлось мириться?
- Мы до сих пор притираемся. В воспитании детей мы научились договариваться, но в других моментах бывает сложно, вредничаем. Главное, мы очень поддерживаем друг друга… Например, когда мы затеяли съемки сериала, непросто было, но все получилось.
- Ваш муж - строитель…
- Да, он специализировался на строительстве мостов и тоннелей, 12 лет работал на стройке, но сейчас мы оба метим в продюсеры кино. У него есть желание развиваться в кино. Мне кажется, у него хорошее будущее.
- На конкурс "Фактор А" вы тоже пошли от безысходности?
- Да! Я уже могла не скрываться в творческом плане, а могла выходить со своим материалом, показывать себя. Я не знала, куда мне еще пойти. Мне нужно было увидеться с Аллой Борисовной, напомнить о себе: "Я же вам понравилась на "Рождественских встречах". Больше ведь контактов у нас с Пугачевой не было.
- Я знаю, что вы буквально из больницы пришли на кастинг. Что с вами случилось?
- Мое тревожное расстройство сработало против меня. Мне показалось, что я сошла с ума, я поняла, что мне нужно быть под присмотром врачей. Прямо сказать о проблеме я не могла, боялась, что меня упекут в психушку. Поэтому я пришла и сказала докторам, что у меня есть какая-то болезнь в другом месте и мне нужно понаблюдаться. У меня часто были боли в животе, и в один момент я приехала в больничку и осталась там. Но как только я выписалась, у меня начались панические атаки, ощущение нереальности происходящего. Многие об этом молчат - объяснить сложно. Мне было безумно страшно - я не могла спать. Я просыпалась ночью в панике, не могла остановить сердцебиение и ходила по квартире как заведенная. Муж был рядом, но на тот момент не понимал меня. Думал, это моя прихоть. Потом он понял, что я не шучу.
- Как вы вышли из этого состояния?
- Сначала транквилизаторы… Я впервые попала к неврологу, обмолвилась о своих проблемах, а потом взяла и все рассказала. Он понял, что у меня совсем другие проблемы. Выписал мне транквилизаторы - месяц я их пропила и поняла, что могу наконец сосредоточиться. У меня ведь всегда была хорошая память, а тут на ровном месте начала все забывать. У меня был стресс… Я песни не могла запомнить, жила как рыбка Дори. Голова была пустая. А потом началась вторая жизнь.
- Конкурс стал концом этой истории с паническими атаками?
- Нет! Это было самое начало…
- Вы выступали в таком состоянии на конкурсе?
- Да, и это было ужасно… Более того, когда мне сказали, что я прошла, я не поверила. То есть я подумала, что это сон, в котором я сама рулю. Я не верила тому, что происходит вокруг, но внешне я старалась вести себя как нормальный человек. Мимикрировала под нормальных…
- Конкурс помог в творческом плане?
- Да, это был определенный этап в жизни, опыт общения.
- Лолита была вашим наставником… Чему она вас научила?
- Она помогла мне понять, что быть собой не так страшно. Мне же внушили мысль, что я неинтересная, поэтому я пыталась не быть собой. Жила так, была на сцене. Посмотрев на Лолиту, я поняла, что нет ничего плохого, чтобы быть собой. Она не парится ни о чем. Мы как-то встретились с ней в "Крокусе". Она шла и пила кефир из картонной коробки. Это же здорово!
- А что вам дал Агутин на проекте "Голос"?
- Ничего, наверное, не в обиду ему будет сказано. Да там и работы особой не было. И потом, я шла на "Голос" не для того, чтобы победить, а для того, чтобы снова заявить о себе зрителям.
- Почему вы не пошли к Градскому? Многие его подопечные побеждали…
- Я не знала правил шоу… На первый "Голос" я не прошла даже на слепые прослушивания, я не смотрела его. Если бы я знала, что Агутин почти никогда не поворачивается на песни на русском языке, то не выбрала бы песню на русском языке, а если бы спела что-то не на русском, не была бы собой… Зрители решили бы, что я обычная, каких много. И так далее… Если бы я пошла к Градскому, возможно, я дошла бы до финала. Не знаю, что было бы дальше, но мне дальше и не нужно было. Если бы меня не выгнали с "Голоса", я не стала бы петь в машине. Почему? Градский всех своих подопечных опекал, вел, они у него работали. Что произошло бы? Я присела бы на теплое местечко - на все готовое. А так я стала единственной девушкой, поющей в машине.
- Кстати, о пении в машине. Вы репетируете перед тем, как спеть за рулем?
- Я репетирую уже тогда, когда пишу песню. Потом я ее записываю, и мне этого хватает. Я вообще не люблю уделять много времени подготовке, мне нахрапом проще. Мне не нравится тратить время на репетиции.
- Когда пение в машине вы смогли монетизировать?
- Сразу, как только я исполнила песню "Родина"… Тогда появились предложения о концертах. Более того, мое исполнение начали обсуждать взрослые люди. И это было очень приятно. Люди стали меня слушать… Это было так круто! Когда ты закрываешь своей песней концерт, это ведь невероятно.
Александра Пахмутова: "Осиротели наши песни без Николая Николаевича..."
Дмитрий Колдун: "Жена швырнула фанатку, когда та стала обнимать меня за шею"
Анна Банщикова: "Чем больше муж любит тебя, тем меньше тебя любит его мать"
Александр Демидов: "Жванецкий выгнал нас, когда мы сожрали у него всю колбасу"